3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Трубопроводный транспорт промышленных газов

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД — с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: — возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; — снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; — значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; — исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; — обеспечение необходимого уровня чистоты газов; — обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; — повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; — упрощение высотногомонтажа; — легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: — нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; — геотермальные системы; — хроматография; — кораблестроение; — нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.

Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой — через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: — расстояние 1500 км; — давление на входе в трубопровод 400бар; — расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; — потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; — потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; — трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм — 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий — инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.

Тема 3.3 Трубопроводный транспорт газа

Единая система газоснабжения.

Добываемый в России природный газ поступает в магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России. ЕСГ является крупнейшей в мире системой транспортировки газа и представляет собой уникальный технологический комплекс, включающий в себя объекты добычи, переработки, транспортировки, хранения и распределения газа. ЕСГ обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя.

Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки ЕСГ обладает существенным запасом надежности и способна обеспечивать бесперебойные поставки газа даже при пиковых сезонных нагрузках. Протяженность ЕСГ составляет 164,7 тыс. км.

В транспорте газа используются 211 компрессорных станций с общей мощностью газоперекачивающих агрегатов 41,7 млн кВт. Единая система газоснабжения России принадлежит «Газпрому». В 2011 году введены в эксплуатацию магистральные газопроводы и отводы протяженностью 2469,5 км.

Единая система газоснабжения загружена практически полностью. Например, в 2011 году с учетом газа «Газпрома», независимых производителей и производителей из государств Средней Азии в ЕСГ поступило всего 683,2 млрд куб. м.

Согласно существующим прогнозам потребление газа на мировых рынках будет увеличиваться. Например, Энергетической стратегией России до 2030 года предусмотрено, что к 2020 году в России будет добываться 803-837 млрд куб. м газа, а к 2030 году — 885-940 млрд куб. м газа. Поэтому пропускную способность ЕСГ необходимо наращивать. Это позволит удовлетворить платежеспособный спрос российских потребителей и выполнить международные обязательства России по поставкам природного газа.

Основной особенностью единой системой газоснабжения России (ЕСГ) является совокупность рассредоточенных на большом расстоянии, но связанных технологически, объектов добычи газа, его транспортировки, переработки, распределения и резервирования. Это газовые промыслы, магистральные газопроводы, газораспределительные станции, газораспределительные сети, станции подземного хранения и средства управления этими объектами. ЕСГ отличается физическими характеристиками процесса транспорта и распределения газа от других аналогичных систем, прежде всего, это касается возможностей маневрирования потоками газа и отборами его из месторождений для покрытия суммарных суточных и недельных потребностей.

Если объединение локальных энергетических сетей в единую систему позволяет успешно решать тактические задачи практически мгновенной переброски потоков энергии из одного района страны в другой (благодаря чему возможен, так называемый, “системный эффект”, определяемый снижением необходимых резервных мощностей в энергосистемах), то в единой системе газоснабжения системный эффект выражается значительно слабее. Это связано со скорость движения газа, которая не превышает 40 км/час. Контроль же за системой газоснабжения по схеме “промысел – газопровод ‑ потребитель” дает возможность решать стратегические задачи планирования только там, где наиболее полно можно задействовать использование мощностей газопроводов при изменении районирования добычи и использования природного газа.

Существует тесная экономическая связь всех элементов ЕСГ, проявляющаяся в процессах планирования, ценообразования и управления. При изменении главных параметров (объемов годового отбора газа из месторождений, мощности межрайонного потока, уровня цен на природный газ для промышленности и населения) или какого-либо другого существенного элемента ЕСГ должны быть изменены и параметры остальных элементов.

Так, увеличение потока газа из месторождений, находящихся в Западной Сибири, в Западную Европу приводит к необходимости уменьшения потока на Урал, что в свою очередь вызывает перераспределение потоков от всех газовых месторождений, питающих европейскую часть России и Урал. Вместе с этим изменяются и суммарные затраты на систему в целом. Таким образом, создается положение при котором, какой-либо начальный импульс (изменение потока или отбора газа по элементу ЕСГ) вызывает цепочку последовательных влияний, охватывающих в итоге всю ЕСГ. Возникновение такой ситуации возможно как при выходе на газовый рынок независимых поставщиков, так и в случае, если не будет устанавливаться оптимальная цена на поставляемый газ между промышленностью и населением.

Технологически ЕСГ делиться на две подсистемы, жестко связанные между собой: межрайонные транспортные подсистемы, по которым газ передается из основных газодобывающих районов к районам потребления, и региональные (локальные) подсистемы (РГС), обеспечивающие поставку газа потребителям. То есть для обеспечения надежного и стабильного снабжения потребителей природным газом требуется жесткий технологический, финансовый и юридический контроль за межрайонными и региональными подсистемами.

В современных условиях к вышеперечисленным задачам добавились новые:

Читать еще:  Какие крепления трубопроводов применяются в системе пожаротушения

1. Несбалансированность механизма ценообразования на природный газ, который не отвечает интересам “Газпрома” и потребителей газа.

2.Сезонность получения доходов от продажи газа и постоянный рост затрат на обслуживание газотранспортной системы.

Организационная структура управления магистральными газопроводами.

Свойства газов, влияющие на технологию их транспорта.

Плотность газов зависит от давления и температуры. Так как при движении по газопроводу давление уменьшается, то плотность газа снижается и скорость его движения возрастает.

Вязкость газов изменяется прямо пропорционально изменению температуры, т.е. при увеличении температуры она также возрастает, и наоборот. Охлаждая газы после компримирования, добиваются уменьшения потерь давления на преодоление сил трения в газопроводах.

Сжимаемость – это свойство газов уменьшать свой объем при увеличении давления.

Если газ содержит пары воды, то при определенных сочетаниях давления и температуры он образует гидраты – белую кристаллическую массу, похожую на лед или снег. Чтобы избежать этого, газ до закачки в газопровод подвергают осушке.

Подготовка газа к дальнему транспорту по газопроводу.

Подготовка газа к дальнему транспорту – обработка добываемого природного газа с целью удаления компонентов, затрудняющих транспортировку его по газопроводу. Наличие в газе воды, жидких углеводородов, агрессивных и механических примесей снижает пропускную способность газопроводов, повышает расход ингибиторов, усиливает коррозию оборудования, приводит к необходимости увеличения мощности газокомпрессорных станций, снижает надёжность работы технологических систем, увеличивает вероятность аварийных ситуаций на газокомпрессорных станциях и линейной части газопроводов.

Термин «подготовка газа» появился в период становления газовой промышленности в CCCP (за рубежом он не используется, т.к. на промысловых газоперерабатывающих заводах осуществляется комплексная переработка газа). Первоначально подготовка газа заключалась в извлечении воды и механических примесей с использованием процессов сепарации и гликолевой осушки и проводилась на головных сооружениях магистральных газопроводов. Такая обработка газа перед его дальней транспортировкой была достаточной, т.к. разрабатывались месторождения только с высоким содержанием метана (до 97-98%) и газ использовался лишь в виде топлива. При вовлечении в разработку газоконденсатных месторождений цели подготовка газа расширились — появилась необходимость извлечения газового конденсата (ценного продукта, теряющегося при транспортировке). Подготовка газа стала осуществляться на промысловых газовых сборных пунктах главным образом методами низкотемпературной сепарации, основанными на однократной конденсации продукции скважин с использованием ингибиторов гидратообразования, а также методами абсорбции и адсорбции с последующей очисткой газа от сероводорода. Наибольшей эффективностью и надёжностью обладают методы абсорбционной и адсорбционной обработки газа. С середины 70-х гг. подготовка газа постепенно превращается в процесс промысловой переработки продукции скважин (см. Комплексная переработка минерального сырья).

Подготовка газа к дальнему транспорту проводится на установках комплексной подготовки газа (УКПГ), предназначенных для осушки природного газа газовых, газонефтяных и газоконденсатных месторождений от воды, отделения механических примесей, жидких углеводородов и очистки от сернистых соединений. Выбор промыслового оборудования для УКПГ зависит от состава газа, содержания влаги и механических примесей, термодинамических параметров месторождения (температуры, давления), направления дальнейшего использования газа и климатических условий районов добычи и транспортировки. С учётом перечисленных факторов в состав УКПГ могут входить установки низкотемпературной сепарации, абсорбционные или адсорбционные (см. Абсорбционная колонна). Качество подготовки газа к дальнему транспорту определяется техническими условиями или отраслевым стандартом, где фиксируются точки росы по воде и углеводородам для разных климатических зон и времён года, содержание механических примесей, H2S и общей S.

Классификация магистральных газопроводов.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспорта газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85* в зависимости от рабочего давления в трубопроводе магистральные газопроводы подразделяются на два класса: класс I – рабочее давление от 2,5 до 10 МПа включительно; класс II – рабочее давление от 1,2 до 2,5 МПа включительно. Газопроводы, эксплуатируемые при давлениях ниже 1,2 МПа, не относятся к магистральным. Это внутрипромысловые, внутризаводские, подводящие газопроводы, газовые сети в городах и населенных пунктах и другие трубопроводы.

По характеру линейной части различают газопроводы:

-магистральные, которые могут быть однониточными простыми (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной газораспределительной станции) и телескопическими (с различным диаметром труб по трассе), а также многониточными, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;

-кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом и равномерной подачи газа, а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.

Магистральные газопроводы и их участки подразделяются на категории, требования к которым в зависимости от условий работы, объема неразрушающего контроля сварных соединений и величин испытательного давления, приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Категории магистральных трубопроводов и их участков (СН и П 2.05.06-85*, стр.3, табл.1)

Категория трубопровода и его участкаКоэффициент условий работы трубопровода при расчете его на прочность, устойчивость и деформативность, mКоличество монтажных сварных соединений, подлежащих контролю физическими методами, % общего количестваВеличина давления при испытании и продолжительность испытания трубопровода
В0,60
I0,75
II0,75Принимаетсяпо СНиП III-42-80*
III0,9
IV0,9

На наиболее сложных (болота, водные преграды и т.д.) и ответственных участках трассы категория магистральных газопроводов повышается. Например, для участков подключения компрессорных станций, узлов пуска и приема очистных устройств, переходов через водные преграды шириной по зеркалу воды в межень 25 м и более СНиП устанавливает категорию I.

К категории В относятся газопроводы, сооружаемые внутри зданий и на территориях компрессорных станций и газораспределительных станций. При проектировании допускается категорию отдельных участков газопроводов повышать на одну категорию, против установленной СНиПом, при соответствующем обосновании.

К категориям магистральных газопроводов и их участкам в зависимости от коэффициента условий работы при расчете на прочность предъявляются определенные требования в части контроля сварных соединений физическими методами и предварительного испытания Рисп.

Основные объекты и сооружения магистрального газопровода: компрессорные станции (КС), газоперекачивающие агрегаты (ГПА), газораспределительные станции (ГРС), подземные хранилища газа (ПХГ).

Особенности трубопроводного транспорта сжиженных газов.

Производственная программа организаций транспорта и хранения газа.

Структура себестоимости транспорта газа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9557 — | 7357 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Транспорт газа трубопроводный. Основные термины и определения

Стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспорта газа. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации отраслевого назначения. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Первый зам. Министра

Транспорт газа трубопроводный.
Основные термины и определения

Зам. главного инженера Гипроспецгаза Директор ВНИИЭГазпрома

____________ Р.Э. Фриман ____________ В.Е. Мармылев

Руководитель БНТИ Зам. директора

____________ Б.М. Хаунин ____________ Б.В. Хронин

руководитель группы БНТИ Зав. отделом

____________ Г.М. Рагина _____________ А.А. Петренко

___________ В.В. Латонов

___________ В.Ф. Казаков

___________ И.А. Поляк

РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно-исследовательским институтом экономики, организации производства и технико-экономической информации в газовой промышленности (ВНИИЭгазпром)

Директор Мармылев В.Е.

Зав. отделом Петренко А.А.

Зав. отделом Латонов В.В.

Зав. лабораторией, руководитель темы Казаков В.Ф.

Ответственный исполнитель Снимщикова И.А.

Исполнитель Поляк И.А.

Государственным институтом по проектированию магистральных трубопроводов и специального строительства (Гипроспецгаз)

Зам. главного инженера Фриман Р.Э.

Руководитель БНТИ Хаунин Б.М.

Исполнитель Рагина Г.М.

Подготовлен к утверждению Отделом стандартизации и качества продукции мингазпрома

Начальник отдела Аргасов Ю.Н.

Утвержден Министерством газовой промышленности

Первый зам. министра Динков В.А.

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1980 г.

с 1 января 1980 г.

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспорта газа.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации отраслевого назначения. В остальных случаях применение этих терминов рекомендуется.

Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин. Применение терминов-синонимов стандартизированного термина запрещается.

Недопустимые к применению термины-синонимы обозначены в стандарте пометой «Ндп».

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и в графе «Определение» поставлен прочерк.

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Подача газа из пункта его добычи, получения или хранения в пункт потребления

Дальний транспорт газа

Транспорт газа по магистральным газопроводам

Сооружение, состоящее из соединенных между собой труб с запорной арматурой и предназначенное для транспорта продуктов в газообразном, жидком или двухфазном состояниях

Трубопроводный транспорт газа

Совокупность взаимосвязанных объектов, состоящая из газопроводов с сопутствующими сооружениями и предназначенная для обеспечения газом потребителя

Совокупность взаимосвязанных сооружений, состоящая из газовых промыслов, газотранспортных систем, подземных хранилищ, газораспределительных станций и предназначенная для бесперебойной подачи газа потребителям

Единая газоснабжающая система ЕГС

Совокупность взаимосвязанных газоснабжающих систем, предназначенная для обеспечения газом значительной части территории страны

Районная газоснабжающая система РГС

Газоснабжающая система, предназначенная для обеспечения газом одного экономического района

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ ГАЗА

Развитие трубопроводного транспорта газа

Еще в древности «горючий воздух» — природный газ, вырывавшийся из вулканических трещин, собирали с помощью тростниковых трубочек в кожаные бурдюки и на вьючных животных или на морских судах перевозили в страны, население которых исповедовало зороастризм — культ огня.

За 200 лет до н.э. в китайских провинциях Юнань, Шу-Гуань и Шанси природный газ по бамбуковым трубам подавался от мест его выделения или добычи к местам потребления, где его использовали для отопления, освещения, приготовления пищи и выпарки рассола.

В VII веке неподалеку от селения Сураханы, близ Баку, где имелись естественные выходы газа на поверхность земли, был построен храм огнепоклонников. Газ подводился в храм по глиняным трубам.

В 1825 г. во Фредонии (США) был построен первый металлический (свинцовьгё) трубопровод для подачи газапотребителям. Первый крупный газопровод от промыслов на севере штата Индиана до Чикаго протяженностью 195 км и диаметром 200 мм был построен в 1891 г.

И в дальнейшем трубопроводный транспорт газа развивался преимущественно в США. В 1928. 1932 гг. были построены крупные магистральные газопроводы от месторождения Панхендл в Чикаго и Детройт (протяженностью 1570 и 1375 км соответственно). Затем вступил в строй Теннесийский газопровод длиной около 2000 км, по которому газ месторождений Техаса подавался в Западную Вирджинию.

В развитии трубопроводного транспорта газа в России можно выделить три этапа:

— 1-й этап — до 1956 г.;

. — П-й этап — с 1956 г. до распада СССР;

— 111-й этап — современный период.

Период до 1956 года

Первые газопроводы местного значения появились в 1880. 1890 гг. в районе Баку. Они предназначались для транспортировки попутного нефтяного газа, используемого в качестве промышленного и бытового топлива.

В 1925. 1936 гг. в районе Баку было сооружено несколько газопроводов диаметром 300. 400 мм небольшой протяженности для транспортирования попутного нефтяного газа с близлежащих нефтяных месторождений.

Попутный нефтяной газ, добываемый на нефтепромыслах Башкирии (район г. Ишимбая), в первые годы не использовался. Но уже в 1940 г. ишимбайские нефтяники начали газифицировать жилой фонд и общественные здания. В тяжелые годы войны газификация продолжалась и к 1945 г. протяженность газопроводов в Ишимбае достигла 17 км, а общее потребление попутного нефтяного газа составило около 12 млн. м ! .

В августе 1942 г. за 20 дней был проложен 18-километровый газопровод Елшанка-Саратов. А в 1942. 1943 гг. сооружен 160-километровый газопровод Похвистнево-Куйбышев диаметром 325 мм. Часть этого трубопровода (21,1 км) была построена из асбоцементных труб и соединялась с помощью специальных муфт. В остальном трубопровод был построен из стальных труб, из которых 69 км имели битумную изоляцию, нанесенную в стационарных условиях.

В сентябре 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о сооружении магистрального газопровода Саратов-Москва диаметром 325 мм и протяженностью 843 км. А 11 июля 1946 г. саратовский газ пришел в Москву. На это экономичное и экологически чистое топливо была переведена крупнейшая электростанция столицы, хлебозаводы, больницы, коммунально-бытовые предприятия. Первыми бытовыми потребителями газа стали жители Красной Пресни и Даниловской заставы. Москвичи расстались с керосинками, примусами, хлопотами по завозу, хранению и распиловке дров. Возле котельных исчезли горы угля и шлака.

В 1952 г. был введен в эксплуатацию второй крупный магистральный газопровод Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженностью 1300 км и диаметром 529 мм. На нем впервые были применены отечественные газомотокомпрессоры (типа 10 ГК).

21 июля 1953 г. началась газификация г. Уфы — газовые горелки были зажжены в квартирах дома № 2 по улице Ленина. Для газоснабжения был использован попутный нефтяной газ Туймазинс-кого месторождения, для чего был построен газопровод Туймазы-Уфа.

Общая протяженность газопроводов в стране к концу 1955 г. составила всего 4861 км.

Период с 1956 г. до распада СССР

Данный период характеризуется началом интенсивного строительства газопроводов.

В 1956 г. — на год раньше запланированного срока — введен в эксплуатацию газопровод Ставрополь-Москва (первая нитка), что позволило значительно увеличить подачу газа в столицу, а также организовать газоснабжение по отводам городов Ростов, Таганрог и др. В этот же период от новых месторождений были проложены газопроводы Ишимбай-Магнитогорск, Шкапово-Ишимбай, Казань-Горький, Саратов-Вольск, Муханово-Куйбышев, Серпухов-Ленинград и ряд других.

Если в прежние годы в нашей стране строили отдельные газопроводы, соединяющие газовые месторождения с промышленными центрами, то к началу 60-х годов начали формироваться целые газопроводные системы. Так, газопровод Краснодарский край-Ростов-Серпухов диаметром 820-1020 мм, протяженностью 1458 км совместно с первой и второй нитками газопровода Ставрополь-Москва образовали мощную газотранспортную систему Северный Кавказ-Центр.

В 1963. 1966 гг. была построена двухниточная газопроводная система Бухара-Урал диаметром 1020 мм. Первая нитка пролегла от газового месторождения Газли до Челябинска и имела длину 1967 км, вторая — от Газли до Свердловска — 2163 км. По отводу от этой системы, построенному в 1966 г., природный газ пришел в Уфу.

В 1965 г. был введен в эксплуатацию первый северный газопровод Игрим-Серов диаметром 1020 мм и протяженностью 410 км. По нему газ Березовского месторождения подавался предприятиям Северного Урала. В дальнейшем этот газопровод был присоединен к системе Бухара-Урал.

После открытия в 1966 г. многопластового Ачаковского, а несколько позже Шатлыкского газовых месторождений было решено направить газ в центральные районы страны — в Москву и Ленинград. Началось строительство газотранспортной системы Средняя Азия — Центр. Первая нитка диаметром 1020 мм и протяженностью 2750 км была введена в эксплуатацию в 1967 г., вторая (Д=1220 мм, L=2694 км) — в 1971 г., третья (Д=1220 мм, L=2694 км) — в 1975 г., четвертая (Д=1420 мм, L=3682 км) — в 1976 г. Уже в 1972 г. газотранспортная система Средняя Азия-Центр соединялась с центральной системой магистральных газопроводов.

В 1968. 1969 гг. был построен самый северный в мире магистральный газопровод Мессояха-Норильск диаметром 720 мм и протяженностью 671 км. Чтобы исключить воздействие на вечную мерзлоту его соорудили на опорах.

Продолжение строительства мощных газотранспортных систем в нашей стране связано с освоением газовых месторождений Севера Тюменской области.

Газопроводная система Надым-Урал-Центр диаметром 1220. 1420 мм и протяженностью 3600 км, построенная в 1974 г., берет начало от месторождения Медвежье. Уникальной, не имеющей аналогов в мире, является система трансконтинентальных газопроводов большого диаметра, берущих начало от Уренгойского месторождения (табл. 15.1).

Общая стоимость этого крупнейшего в мире газотранспортного комплекса превышает затраты на строительство БАМа, КамАЗа, ВАЗа и Атоммаша вместе взятых.

Основным проектом трубопроводного строительства в 1986. 1990 гг. стала шестиниточная газотранспортная система для подачи ямбургского газа в центр страны и на экспорт. Общая протяженность входящих в эту систему газопроводов (Ямбург-Елец I, Ямбург-Елец II, Ямбург-Тула I, Ямбург-Тула II, Ямбург-Поволжье, Ямбург-Западная граница) составляет 28,7 тыс. км. На магистралях сооружено 170 компрессорных станций.

Сведения об изменении протяженности газопроводов в нашей стране приведены в табл. 15.2.

Трубопроводы для уренгойского газа

Обозначение:ОСТ 51.54-79
Название рус.:Транспорт газа трубопроводный. Основные термины и определения
Статус:не определен законодательством
Дата актуализации текста:05.05.2017
Дата добавления в базу:01.09.2013
Дата введения в действие:30.06.2003
Утвержден:03.04.1979 Мингазпром СССР (USSR Mingazprom )
Ссылки для скачивания:
ТрубопроводыДиаметр, ммДлина, кмЧисло КСГод ввода в эксплуатацию
Уренгой-Ужгород (1-ая нитка)
Уренгой-Новопсков ( 1 -ая нитка)
Уренгой-Грязовец
Уренгой-Петровск
Уренгой-Новопсков (2-ая нитка)
Уренгой-Ужгород (2-ая нитка)
Уренгой-Центр (1-ая нитка)
Уренгой-Центр (2-ая нитка)

Современный период

Единая система газоснабжения(ЕСГ) России (рис. 15.1) -это широко разветвленная сеть магистральных газопроводов, обеспечивающих потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.

Протяженность газопроводов, находящихся в ведении РАО «Газпром» на 1 января 1999 г. составляла 148,8 тыс. км, что превышает протяженность российских нефте- и нефтепродуктопроводов вместе взятых. Более 60 % газопроводов имеют диаметр 1220. 1420 мм, а свыше 35 % работают с давлением 7,5 МПа. Перекачку газа осуществляют 247 компрессорных станций суммарной мощностью 41,7 млн. кВт. Средняя дальность транспортировки газа составляет около 2500 км.

Рис.15.1 Схема важнейших газопроводов России

Таблица 15.2 Изменение протяженности магистральных газопроводов в СССР

Год
Протяженность г/п, тыс. км0,330,622,314,8621,041,867,598,7132,71 79.0209,0

Главной задачейРАО «Газпром» в области транспорта является обеспечение эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения, а также поставки газа в страны ближнего и дальнего зарубежья.

ЕСГ России являлась ядром ЕСГ СССР, которая в течении более 30 лет формировалась как единый технологический комплекс, обеспечивающий надежное и бесперебойное газоснабжение потребителей. Оперативное изменение потоков газа в ЕСГ позволяет увеличить его подачу тем потребителям, где происходят сбои с поставкой других источников энергии, покрывать дефицит топлива в коммунально-бытовом секторе и для отопления в периоды резких похолоданий, когда расход газа резко увеличивается. В это время, а также при аварийных ситуациях в маневрирование потоками газа вовлекаются все резервы и ресурсы системы, используется также аккумулирующая способность ЕСГ, технологический запас газа в трубопроводах которой достигает 9 млрд. м3.

Одна из важных задач — реконструкция и модернизация объектов ЕСГс целью повышения надежности и экономической эффективности транспортировки газа. Средний «возраст» газопроводов в настоящее время превышает 16 лет, а 23 % из них отработали более 30 лет. Поэтому необходимым условием надежного функционирования газотранспортных систем является прокладка новых газопроводов на отдельных участках, строительство и ввод в действие ряда новых распределительных газопроводов и перемычек, переизоляция труб и т.д. Производится замена ГПА на менее энергоемкие.

В ближайшие годы увеличение добычи газа будет достигнуто за счет наращивания мощностей на действующих и ввода новых месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе. Уже сейчас здесь берут начало 20 магистральных газопроводов проектной производительностью 578 млрд. м 3 . В ближайшие годы из этого же региона планируется построить три газопровода: Северные Районы Тюменской Области (СРТО) — Торжок, СРТО-Нечерноземье, СРТО-Богандинская суммарной производительностью 89 млрд. м 🙂 .

Повышение надежности и маневренности ЕСГ планируется достичь строительством газопроводов-перемычек Тула-Торжок, Починки-Изобильное-Северо-Ставропольское подземное хранилище газа, КС Полянская-Оренбург и др.

Газификация новых районов— одна из приоритетных задач РАО «Газпром». Такими районами на ближайшую перспективу будут север европейской части России и юг Западной Сибири.

В рамках указанных проектов планируется строительство газопровода-отвода к Архангельску и Северодвинску производительностью 5 млрд. м 3 в год и протяженностью 800 км. Для газификации Мурманской области планируется построить газопровод производительностью 3,3 млрд. м 3 в год и протяженностью более 1000 км с четырьмя компрессорными станциями. Окончание строительства намечено на 2004 г. Газификацию Алтайского края, наиболее крупными потребителями которого являются города Барнаул, Рубцовк и Бийск, предполагается осуществить в три этапа, обеспечив к 2005 г. подачу газа в объеме более 6,3 млрд. м’ в год.

Будет расширяться экспорт российского газа.По современным оценкам, после 2000 г. собственная добыча газа в Западной Европе будет снижаться и поэтому странам региона потребуется значительное увеличение его импорта. Поэтому РАО «Газпром» после 2000 г. планирует увеличить экспортные поставки газа на 50 млрд. м 1 . Для этого будет построен экспортный газопровод Ямал-Европа протяженностью 5802 км с 34 компрессорными станциями.

Трасса газопровода пройдет по тундре, пересечет акваторию Бай-дарацкой губы (70 км) и выйдет на материковую часть западнее предгорий Полярного Урала. Далее в европейской части России трасса пройдет по территориям Республики Коми, Архангельской, Вологодской, Ярославской, Тверской областей и в районе Торжка газопровод будет подключен к ЕСГ России. Трехниточная система газопроводов на территории России на протяжении 400 км пройдет по районам вечной мерзлоты, пересечет 60 км заболоченных участков и более 160 км лесных массивов.

За рубежом предполагается подключение системы газопроводов Ямал-Европа к таким крупным западноевропейским магистралям, как MEGAL и TENP (Германия), к системам Газюни (Голландия), Трансгаза (Чехия) и другим.

Полное развитие системы намечено завершить до 2005 г. Срок работы системы после пуска составит не менее 33 лет.

В декабре 1997 г. подписано соглашение об увеличении поставок российского газа в Турцию: к 2010 г. они должны возрасти до 30 млрд. м 3 в год. Для этого будет расширена сеть действующих газопроводов, проходящих по территории Украины, Румынии и Болгарии, а также построен новый газопровод производительностью 16 млрд. м ! в год через Черное море (проект «Голубой поток»).

Уникальность морского участка газопровода «Голубой поток» состоит в том, что впервые в мировой практике будет сооружен трубопровод диаметром 600 мм на глубине свыше 2 км без промежуточных компрессорных станций.

Имеется также ряд других проектов развития сети экспортных газопроводов России. Так, «Газпром» совместно с финской компанией «Несте» прорабатывает варианты строительства Североевропейского газопровода для подачи российского газа через Балтийское море на север Германии. Прорабатывается целый ряд проектов поставок газа из России с Азиатско-Тихоокеанский регион от месторождений Западной и Восточной Европы (в Монголию, Китай, Южную Корею и другие страны).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

Трубопроводный транспорт (стр. 1 из 3)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ

Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения

Кафедра «Железнодорожные станции и узлы»

по дисциплине «Общий курс транспорта»

Зарождение и развитие трубопроводного транспорта

Гидро- и пневмотранспорт контейнеров

Список использованных источников

Нефть, нефтепродукты и газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются по степени развития и регионального размещения, по уровню технической оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и другим данным.

Тема нашего реферата выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла нас своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание «трубопроводный транспорт», хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

Наш интерес к теме реферата легко объясним.

Во-первых, не секрет, что Россия является одним из крупнейших экспортёров нефти и газа в мире, а также в нашей стране проходит немало магистральных трубопроводов.

Во-вторых, трубопроводный транспорт обладает большим количеством достоинств:

1. Магистральные трубопроводы позволяют обеспечить возможность подачи практически неограниченного потока нефти, автобензинов, дизельных и реактивных топлив в любом направлении;

2. По магистральным трубопроводам можно осуществлять последовательную перекачку нефти разных сортов или нефтепродуктов различных видов, а также разных газов;

3. Работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, природных, географических и других условий, что гарантирует бесперебойное обеспечение потребителей;

4. Трубопровод может быть проложен практически во всех районах РФ, направлениях, в любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях;

5. Трасса трубопровода — это кратчайший путь между начальным и конечным пунктами следования и может быть значительно короче, чем трассы других видов транспорта;

6. Сооружение трубопроводов проводят в сравнительно непродолжительные сроки, что обеспечивает быстрое освоение нефтяных и газовых месторождений, мощности нефтеперекачивающих заводов;

7. На магистральных трубопроводах может быть обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) перекачки нефти, нефтепродуктов и газа;

8. Трубопроводный транспорт имеет лучшие технико-экономические показатели по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов, а для транспорта природного газа, находящегося в газообразном состоянии, является единственно возможным.

Возможность значительной автоматизации и телемеханизации, внедрение систем автоматизированного управления технологическими процессами способствует поддержанию оптимальных режимов эксплуатации трубопроводных систем, сокращению расхода электроэнергии, а также потерь нефти, нефтепродуктов и газа при перекачке, сокращению численности обслуживающего персонала.

Однако несмотря на упомянутые преимущества, нужно отметить и два существенных недостатка: большой расход металла и «жёсткость» трассы перевозок, то есть невозможность изменения направления перевозок нефти, нефтепродуктов или газа после постройки трубопровода.

Итак, целью нашей работы является изучение трубопроводного транспорта и технологии его работы.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ (СССР)

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера, предприимчивого организатора технического производства, Александра Вениаминовича Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании «Братья Нобель» Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки. После подписания контракта 25-летний В.Г. Шухов получает полную свободу действий по проектированию и строительству этого трубопровода. Ему предстояло впервые в России спроектировать полный комплекс сооружений трубопровода и воплотить проект в жизнь.Поездка В.Г. Шухова в Америку накануне прибытия в Баку, безусловно, оказала влияние на эту работу. Ведь американцы практически осуществили идею Д.И. Менделеева, считавшего, что «необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море». Несколько позже Д.И. Менделеев писал по этому поводу: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».Шухов активно приступает к организационным работам по подготовке к прокладке трубопровода. Трубы для нефтепровода были выписаны из Америки, поскольку по качеству, низкой цене, быстроте поставок они были вне конкуренции. Строительство трубопровода сопровождалось постоянным противодействием его противников — владельцев бондарных предприятий, контор по перевозке нефти и самих возчиков. Поджог строительного склада в Балаханах, нарушение целостности труб, множество других помех при строительстве вынуждают Л.Нобеля прибегнуть к таким мерам, как охрана трассы, перекупка возчиков.Трудности не сломили В.Г. Шухова, трубопровод был построен, и 1878 год вошел в историю как год строительства первого промыслового нефтепровода в России, а сам трубопровод явился родоначальником гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующейся в настоящее время.В 1881 году В.Г. Шухов публикует свою работу «Трубопроводы и применение их в нефтяной промышленности», которая на многие десятилетия стала основным руководством по проектированию трубопроводов. К 1883 году общая длина нефтепроводов в Бакинском районе составила 96 км с общей пропускной способностью свыше 200 тысяч пудов нефти в сутки. Трубопроводы практически вытеснили все другие видыперевозок нефти.Одновременно со строительством промысловых трубопроводов обсуждается вопрос о дальнем транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, поскольку с увеличением нефтедобычи в Баку все чаще и чаще возникали проблемы с отправкой нефти и керосина в другие районы России. Идея трубопровода постоянно обсуждалась среди прогрессивных ученых и политиков.К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278,7 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14,000 км, в том числе магистральных 7,000 км. Уровень развития трубопроводного транспорта был явно не в пользу России, хотя уровень технической оснащенности был примерно одинаков.События, последовавшие после 1914 года, не были созидательными. Война, революция, вновь война, но уже гражданская, не способствовали строительству трубопроводов.С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад. Фронт и тыл надо было обеспечить горючим, для этого следовало: во-первых, всемерно увеличить добычу нефти в старых нефтяных районах; во-вторых, резко повысить добычу нефти в новых нефтяных районах и, прежде всего, между Волгой и Уралом, а также на востоке.Особое место в истории трубопроводного транспорта занимает прокладка бензопровода по дну Ладожского озера. Этот трубопровод помог ленинградцам выдержать блокаду. Проект был подготовлен в сжатые сроки, поэтому многие узлы и элементы строили по эскизам. Он был сооружен за 43 дня – с 5 мая по 16 июня 1942 года. Ежедневно трубопровод подавал 400-600 тонн топлива в Ленинград. Бензопровод проработал без аварий более двадцати месяцев и отключен после снятия блокады.После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. Строятся новые нефтепроводы.К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей. В конце 1991 года с политической карты мира исчезает СССР. Пятнадцать новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая нефтепроводная система осталась только в России. В некоторых странах — лишь часть магистральных нефтепроводов. Другие страны осуществляют транзит российской нефти.Происходит полная реорганизация нефтяной промышленности и в России.1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

Трубопроводный транспорт

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ (а. pipeline transport; н. Rohrleitungstransport, Pipelinetransport; ф. transport par pipe-lines; и. transporte por соnducto, transporte por tuberia, transporte por caceria) — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубопроводам жидких, газообразных сред и твёрдых материалов. В зависимости от транспортируемого продукта различают нефтепровод, газопровод, водопровод, пульпопровод и т.д.

История трубопроводного транспорта насчитывает несколько тысячелетий. В Древнем Египте использовались гончарные, деревянные и даже металлические (медные и свинцовые) трубы для водоснабжения. В античном Риме сохранились акведуки для самотёчных водопроводных каналов через долины и овраги. При раскопках в Новгороде обнаружен водопровод из деревянных труб (время постройки конец 11 — начало 12 вв.). Первые упоминания о газопроводах относятся к началу новой эры, когда для передачи природного газа в Китае применяли бамбуковые трубы. К концу 18 века в Европе для транспорта газа начали использоваться чугунные трубы. Пневматический транспорт (для почтовых целей) впервые применён в 1792 (Австрия). Первый нефтепровод (длина 6 км) построен в США в 1865, в России (от промыслов Баку до местных нефтеперерабатывающих заводов) — в 1878.

При трубопроводном транспорте производится перемещение как самих сред (воды, углеводородного сырья, продуктов нефтяных и газовых месторождений, продуктов переработки нефти и газа и т.д.), так и твёрдых материалов в несущих средах. В зависимости от несущей среды трубопроводный транспорт бывает гидравлический (напорный и безнапорный) и пневматический (нагнетательный и всасывающий).

Реклама

Различают трубопроводный транспорта технологический — связывающий технологические процессы внутри предприятия (длина до 1-3 км), промышленный — между предприятиями одной отрасли народного хозяйства (до 10-15 км), магистральный — между предприятиями различных отраслей (на десятки, сотни и даже тысячи км). Трубопроводный транспорт может быть непрерывным (без нарушения сплошности потока транспортируемой или несущей сред) и периодическим. К последним относится контейнерный трубопроводный транспорт, который может быть в зависимости от несущей среды гидравлическим и пневматическим, в зависимости от привода — с электроприводом (движитель — колесо), с приводом от линейного электродвигателя (на магнитной подушке) и др. (см. Пневматический транспорт, Магистральный гидротранспорт, Газопровод магистральный, Нефтепровод магистральный, Нефтепродуктопровод магистральный, Промысловый трубопровод).

В 70-е гг. 20 в. в CCCP сформировались новые самостоятельные транспортные отрасли — единые нефте- и газоснабжающие системы страны. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи нефти и газа, протяжённость трасс удвоилась (перекачка топлива по ним возросла в 4 раза). В 1986 по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 топлива (табл.).

Новый этап в развитии трубопроводного транспорта связан со строительством этано-, этилено- и аммиакопроводов и других магистралей. Транспортировка по подземным трассам химических продуктов в 2-3 раза ускоряет его доставку, позволяет улучшить технологическую схему производства и распределения. Широко развиваются новые направления — гидротранспорт угля и рудных материалов.

В 80-х гг. трубопроводы для жидких и газообразных сред диаметром свыше 1000 мм занимают ведущее место, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4-5 тысяч км, мощность единичных перекачивающих агрегатов достигает 16-25 тысяч кВт. Энергетический потенциал потока газа, транспортируемого по трубопроводу 1420 мм при давлении 7,5 МПа, эквивалентен мощности электростанции 15 тысяч МВт.

Одним из прогрессивных технических решений повышения эффективности трубопроводного транспорта газа является его транспортировка в охлаждённом или сжиженном состоянии, что позволяет увеличить пропускную способность газопроводов и снизить капиталовложения от 15 до 80% в зависимости от степени охлаждения. Низкотемпературные трубопроводы оснащены головными и промежуточными холодильными станциями, сам трубопровод теплоизолирован, перекачка сжиженного газа ведётся насосными агрегатами аналогично перекачке нефти.

Практически весь добываемый в CCCP в 1985 природный газ и почти всю нефть, а также большую часть нефтепродуктов и углеводородного сырья (широкую фракцию углеводородов, этан, этилен и др.) транспортируют по трубопроводам.

При трубопроводной транспортировке твёрдых материалов объём перемещаемых сыпучих грузов достигает 40% (1985) от общего количества транспортируемых грузов на предприятиях. В ряде случаев (например, при обогащении руды и подготовке кокса, работа плавильных и передельных печей, очистка и обеспыливание воздуха и др.) работа систем гидравлического и пневматического трубопроводного транспорта органически сочетается с технологией производства. Область их применения определяется интенсификацией и повышением эффективности производства, утилизацией ценных отходов технологических процессов, созданием комфортабельных условий труда, механизацией трудоёмких и вспомогательных работ.

В 80-х гг. в различных странах эксплуатируется свыше 100 трубопроводов длиной в десятки и сотни километров, обеспечивающих трубопроводную транспортировку угля, железной руды, известняка, медного концентрата, фосфатов и др. Пневматический трубопроводный транспорт является одним из наиболее прогрессивных способов внутри- и межцеховых перемещений сыпучих материалов. Область использования контейнерного трубопроводного транспорта — перевозка больших масс сыпучих грузов из карьеров к местам их переработки, транспорт высоковязких и застывающих нефтей в арктических районах, транспорт отходов к местам утилизации и переработки и т.д. Основные его преимущества, например, по сравнению с гидравлическим трубопроводным транспортом твёрдых материалов состоят в транспортировании их с высокой концентрацией (до 80-95%) при отсутствии установок для приготовления и обезвоживания пульпы, относительно малом износе труб и оборудования, в исключении возможности загрязнения несущей жидкостью транспортируемых материалов. При этом возможно использование несущей среды, подлежащей транспортированию вместе с контейнерами. Этот подход реализуется при трубопроводной транспортировке высоковязких нефтей путём выделения парафина и асфальтено-смолистых веществ, затаривания их в контейнеры или капсулы и дальнейшей их транспортировки в потоке оставшихся лёгких фракций добытой нефти. В системах контейнерного трубопроводного транспорта можно также обходиться без твёрдых оболочек-контейнеров путём придания перемещаемому грузу соответствующей формы в виде нерастворимых в несущей жидкой среде пастообразных цилиндрических брусков, специальных пробок в пневмопроводах. Возможно использование пневматического трубопроводного транспорта для доставки грузов из шахт на поверхность, гидравлического трубопроводного транспорта для подъёма и транспортировки полезных ископаемых со дна морей.

Трубопроводная сеть увеличивается ежегодно в среднем на 3-4%. Значительные объёмы трубопроводного строительства ведутся в США, Канаде, Западной Европе, Африке, в Латинской Америке и Австралии. Наиболее высокие темпы роста достигнуты в CCCP. В структуре вводимых трубопроводов преобладают газопроводы, расширяется сеть нефтепродуктопроводов, пульпопроводов, освоен дальний транспорт химических продуктов, конденсата и широкой фракции лёгких углеводородов. Благодаря техническому прогрессу в трубопроводном транспорте пропускная способность отдельных газопроводов достигла 30-45 млрд. м 3 /год, нефтепроводов до 90 млн. т/год. Важнейшая черта развития трубопроводного транспорта — возникновение сложных трубопроводных систем с единым управлением, внутрисистемными резервами, усиление внешних связей с другими системами энергетики и транспорта, увеличение глубины и масштабов маневрирования при аварийных ситуациях и пиковых нагрузках.

Повышение экологической опасности трубопроводного транспорта вызвано ростом мощности трубопроводных систем, усложнением температурного режима перекачки, сооружением трубопроводов в районах, где природная среда особенно легко ранима (арктическая зона, горы и т.д.), перекачкой химических продуктов. Однако, несмотря на это, трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта. Для повышения экологической безопасности трубопроводного транспорта совершенствуется технология транспорта, применяются новые конструктивные решения, повышается надёжность эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector