1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожарная охрана ее виды и задачи

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ Содержание.

1.Организация деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России3-7
2. Организация гарнизонной и караульной службы. Обязанности личного состава при несении службы в карауле.7-17
3. Требования техники безопасности, промсанитарии и гигиены при несении службы18-22
4. Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики ос­новных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности выво­зимого пожарно-техничес-кого вооружения и оборудования22-34
5. Назначение, виды, устройство и использо­вание пожарных рукавов, рукавных соеди­нений, стволов, оборудования, немехани­зированного инструмента34-46
6. Назначение, виды, устройство и использо­вание ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц47-51
7. Оборудование, назначение и использование теплодымокамер, учебной башни, стометро­вой полосы препятствий, полосы психоло­гической подготовки. Требования правил техники безопасности к их устройству51-56
8. Назначение, виды и устройство оборудова­ния для получения воздушно-механической пены55-59
9. Общие сведения о противопожарном водос­набжении. Назначение и устройство пожар­ного гидранта и пожарной колонки.59-66
10. Общие сведения о горении и горючих ве­ществах, пожаре и его развитии. Основы прекращения горения на пожаре. Инженер­но-технические решения, направленные на ограничение распространения пожара66-73
11. Тактические возможности подразделений Основы организации тушения пожаров73-76
12. Особен­ности тушения пожаров на различных объектах76-84
13. Тушение пожаров при неблагоприятных ус­ловиях84-89
14. Классификация и содержание боевых дейс­твий при тушении пожаров. Схемы боевого развертывания. Обязанности участников тушения пожаров89-97
15. Техника безопасности при ведении боевых действий на пожаре. Промсанитария. Гиги­ена при тушении пожаров97-111
16. Оказание первой доврачебной помощи112-138
17. Пожарная связь138-157

Тема №1

Организация деятельности Государственной противопожарной

Службы МЧС России

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ).

В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности.

Пожарная охрана— совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (ст. 1 ФЗ).

В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

§ государственная противопожарная служба;

§ муниципальная пожарная охрана;

§ ведомственная пожарная охрана;

§ частная пожарная охрана;

§ добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

§ организация и осуществление профилактики пожаров;

§ спасание людей и имущества при пожарах;

§ организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба (далее – ГПС) является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В состав ГПС входят:

§ федеральная противопожарная служба;

§ противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

§ структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

§ структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

§ органы Государственного пожарного надзора;

§ пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

§ лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);

§ военнослужащих федеральной противопожарной службы;

§ лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В ГПС принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определения их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана создаётся в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащённости частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключённых договоров.

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Одним из видов деятельности подразделений пожарной охраны является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 22 ФЗ).

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:

§ на межрегиональном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

§ на региональном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно спасательных работ в населённых пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01 (112).

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасание имущества, в том числе:

§ проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

§ создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

§ использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с использованием, в установленном порядке;

§ ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

§ охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

§ эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, другие участники тушения пожара, ликвидации аварий, катастрофы иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причинённого ущерба освобождаются. При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Тема №2

Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 4568 | Нарушение авторских прав

Пожарная охрана: история, виды и задачи

История зарождения

Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.

Наказ о градском благочинии

Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

Читать еще:  Мероприятия по эвакуации из аэропорта при пожаре

Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

Определение «Пожарная охрана» и больше информации в отдельном материале:

Основные виды

Учения ведомственной пожарной охраны

На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:

В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

  • организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора;
  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
  • профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.

Муниципальной пожарной охраны , как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В систему муниципальной пожарной охраны входят:

  • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
  • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

  • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
  • спасение людей и имущества;
  • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

В 1999 г. вступает в силу закон « О ведомственной охране », который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы. Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г. существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.

Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.

Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.

Основные задачи

Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):

  1. Организация и осуществление профилактики пожаров.
  2. Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
  3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.

Огнеборцы России (фильм)

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ Содержание.

1.Организация деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России3-7
2. Организация гарнизонной и караульной службы. Обязанности личного состава при несении службы в карауле.7-17
3. Требования техники безопасности, промсанитарии и гигиены при несении службы18-22
4. Классификация пожарных автомобилей и тактико-технические характеристики ос­новных пожарных автомобилей, имеющихся в подразделении. Табель положенности выво­зимого пожарно-техничес-кого вооружения и оборудования22-34
5. Назначение, виды, устройство и использо­вание пожарных рукавов, рукавных соеди­нений, стволов, оборудования, немехани­зированного инструмента34-46
6. Назначение, виды, устройство и использо­вание ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц47-51
7. Оборудование, назначение и использование теплодымокамер, учебной башни, стометро­вой полосы препятствий, полосы психоло­гической подготовки. Требования правил техники безопасности к их устройству51-56
8. Назначение, виды и устройство оборудова­ния для получения воздушно-механической пены55-59
9. Общие сведения о противопожарном водос­набжении. Назначение и устройство пожар­ного гидранта и пожарной колонки.59-66
10. Общие сведения о горении и горючих ве­ществах, пожаре и его развитии. Основы прекращения горения на пожаре. Инженер­но-технические решения, направленные на ограничение распространения пожара66-73
11. Тактические возможности подразделений Основы организации тушения пожаров73-76
12. Особен­ности тушения пожаров на различных объектах76-84
13. Тушение пожаров при неблагоприятных ус­ловиях84-89
14. Классификация и содержание боевых дейс­твий при тушении пожаров. Схемы боевого развертывания. Обязанности участников тушения пожаров89-97
15. Техника безопасности при ведении боевых действий на пожаре. Промсанитария. Гиги­ена при тушении пожаров97-111
16. Оказание первой доврачебной помощи112-138
17. Пожарная связь138-157

Тема №1

Организация деятельности Государственной противопожарной

Службы МЧС России

Понятие, виды и основные задачи пожарной охраны

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Нормативное правовое регулирование вопросов пожарной безопасности, а также организации деятельности пожарной охраны осуществляется законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, которое основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 ФЗ).

В целях регулирования отношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности.

Пожарная охрана— совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (ст. 1 ФЗ).

В Российской Федерации пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

§ государственная противопожарная служба;

§ муниципальная пожарная охрана;

§ ведомственная пожарная охрана;

§ частная пожарная охрана;

§ добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

§ организация и осуществление профилактики пожаров;

§ спасание людей и имущества при пожарах;

§ организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба (далее – ГПС) является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

В состав ГПС входят:

§ федеральная противопожарная служба;

§ противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

§ структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

§ структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

§ органы Государственного пожарного надзора;

§ пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

§ подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создаётся органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Личный состав ГПС включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:

§ лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);

§ военнослужащих федеральной противопожарной службы;

§ лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).

В ГПС принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав ГПС.

Муниципальная пожарная охрана создаётся органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определения их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана создаётся в населённых пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащённости частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключённых договоров.

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Одним из видов деятельности подразделений пожарной охраны является тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (ст. 22 ФЗ).

Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается:

§ на межрегиональном уровне – федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

§ на региональном и местном уровнях – соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно спасательных работ в населённых пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01 (112).

При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасание имущества, в том числе:

§ проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

Читать еще:  Ориентировочный расчёт кубатуры бруса на дом

§ создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

§ использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с использованием, в установленном порядке;

§ ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;

§ охрана мест тушения пожаров, а также зон аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (в том числе на время расследования обстоятельств и причин их возникновения);

§ эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, другие участники тушения пожара, ликвидации аварий, катастрофы иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причинённого ущерба освобождаются. При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.

Тема №2

Дата добавления: 2016-11-23 ; просмотров: 4569 | Нарушение авторских прав

Виды пожарной охраны: государственная, ведомственная и добровольная. Задачи пожарной охраны

Аббревиатура ГПС не каждому о чем-то скажет. Между тем это сокращенное обозначение Государственной противопожарной службы. Той самой, что защищает нас с вами от одного из самых серьезных стихийных бедствий.

Немного истории

30 апреля мы отмечаем День работников пожарной охраны. В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем был подписан указ о создании первой на Руси службы по борьбе с огнем. Это одна из старейших отечественных государственных структур, фактически — первое управление пожарной охраны. Еще при Иване Грозном обывателям предписывалось иметь в каждом жилище основные средства для тушения огня.

В «Наказе о городском благочинии», датированном 1649 годом, организация пожарной охраны уже регламентировалась на профессиональном уровне. Документом прописывались правила постоянного дежурства, городских объездов, штатный состав охраны и меры наказания за неправильное обращение с огнем.

При Петре I уже существовали постоянные пожарные команды. Необходимые инструменты имелись на всех кораблях флота и в войсковых подразделениях. Первый отечественный пожарный устав появился в 1857 г. Годом позже с помощью военно-полицейского телеграфа стали передавать тревожные сообщения, еще немного позже появилась и электрическая сигнализация.

Для пожарных ввели специальную форму одежды — брандмейстеры щеголяли в золоченых касках. С 1907 г. на улицах Москвы можно было встретить первый автомобиль службы охраны. В каждом округе имелась своя пожарная часть.

После революции, в 1918 году, одним из первых декретов советской власти борьба с огнем провозглашалась одной из задач государственного значения. В 1994 году Дума приняла федеральный закон, касающийся пожарной безопасности. ГПС была организована в 2001 г.

Ныне пожарная охрана МЧС имеет в собственном распоряжении базу квалифицированных кадров (220 тыс. человек), 13,6 тыс. помещений, 18 634 единицы автомобильной техники, 49 специальных катеров.

Структура ГПС

Существуют разные виды пожарной охраны. Организационно она состоит из федеральной службы и относящейся к субъектам РФ. А главные задачи пожарной охраны — разрабатывать и реализовывать меры государственного масштаба по предотвращению данных стихийных бедствий и росту эффективности защиты от них отдельных объектов и целых населенных пунктов.

Кроме того, в ее компетенции — организовывать и проводить государственный пожарный надзор, готовить профессиональные кадры для борьбы с огнем. И самое главное — тушить пожары и проводить все сопутствующие работы аварийно-спасательного характера на объектах, в городах и поселениях. Этим занимаются все виды пожарной охраны.

Научными исследованиями и конструкторскими разработками в данной области занимаются во ВНИИПО (так сокращенно звучит название Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны), а также в учебных заведениях ведомственного характера (всего их пять) и многочисленных лабораториях для испытаний.

Какими бывают подразделения пожарной охраны

К муниципальной пожарной охране относятся подразделения, организованные для борьбы с огнем в муниципальном образовании (его городских и сельских поселениях), а также — на конкретных объектах.

Главная задача — проводить в муниципальных поселениях профилактику пожаров, их тушение и осуществлять необходимые аварийно-спасательные работы. Участвовать в ликвидации огня на объектах, спасать людей и их имущество.

Есть и другие виды пожарной охраны. Ведомственные подразделения создаются при федеральных органах исполнительной власти или в конкретных организациях. Их структура и условия деятельности согласовываются с положениями ГПС.

К частной пожарной охране относятся подразделения, созданные в городах и прочих населенных пунктах и при отдельных организациях на основе самоокупаемости. Т. е. они работают согласно заключенным договорам. Их деятельность обязательно должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ.

Виды пожарной охраны этим не исчерпываются. Еще один из них — добровольная. Под ней понимают совокупные силы общественных объединений, отдельных граждан и юридических лиц, действующих в борьбе с пожарами по собственной инициативе, то есть защищающих от огня добровольно. Существуют такие подразделения чаще всего в небольших населенных пунктах, где отсутствует пожарная часть.

Основные положения пожарной защиты и профилактики

ППБ-01-03 (сокращенное обозначение правил пожарной безопасности в РФ) устанавливают те стандарты, которых требуется придерживаться, прогнозируя пожарную обстановку на объекте и обеспечивая его безопасность.

Главное из условий, которые должны соблюдаться для предотвращения возгорания — отсутствие контакта горючей среды и источника огня. Для этого следует тщательно анализировать наличие на объекте таких компонентов и принимать комплекс мер по предотвращению их взаимодействия.

Другое требование — наличие надежной системы защиты от огня. Это особенно важно там, где технологический процесс подразумевает постоянное присутствие как горючей среды, так и источников зажигания.

Пожарно-техническим обследованием (ПТО), проводимым в рамках аудита безопасности объекта, устанавливаются источники зажигания и горючие материалы и предлагаются соответствующие мероприятия, направленные на устранение опасности.

Как ведется ПТО

Проводя его, определяют вероятные пути, которыми может распространяться огонь в случае возгорания, моделируют возможные последствия и уточняют действия, направленные на соблюдение безопасности персонала. Таковые могут заключаться в устройстве преград для огня, монтаже систем оповещения и раннего обнаружения источников возгорания, автоматического пожаротушения и т. д.

Состояние каждого здания и сооружения обязано соответствовать противопожарным нормам, изложенным в СНиП 21-01. Каждый объект должен располагать возможностью эвакуации людей и доступа пожарных, подачи средств тушения огня к очагу возгорания. Расположение объекта не должно допускать распространения пламени на соседние здания даже в случае обрушения горящих конструкций.

Мероприятия по предотвращению его распространения заключаются в ограничении площади горения, его продолжительности и интенсивности. Это во многом зависит от применяемых строительных материалов и наличия как средств пожаротушения, так и надежных систем оповещения.

Особенно опасными в плане пожарной обстановки считаются здания и сооружения из категорий взрывопожароопасных (А и Б) и пожароопасных (В1-В4). Критерии отнесения объектов к тем или иным группам разработаны и прописаны в ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.044-89.

Что такое пожарная профилактика?

Этим термином обозначают комплекс мероприятий по предотвращению пожаров и ущерба от них. Суть их — в исключении появления горючей среды и источников огня и поддержании требуемых для этого параметров среды.

В рамках профилактики разрабатываются и применяются соответствующие нормы и правила, контролируется их соблюдение. Проектирование новых объектов ведется с учетом всех необходимых требований.

Применяется наиболее безопасный режим эксплуатации аппаратуры и механизмов, оборудуется молниезащита, ликвидируются предпосылки к самовозгоранию.

Противопожарные средства содержатся в готовности и совершенствуются. На объектах регулярно ведутся технические обследования. Среди населения пропагандируются необходимые знания.

Под пожарной защитой понимается сумма мероприятий и технических средств по охране людей от опасных факторов огня и снижению материального ущерба в его результате. Каких именно?

С целью пожарной защиты применяют по возможности негорючие и трудногорючие материалы, количество иных ограничивают. Принимают меры к локализации возгорания в случае возникновения, пользуются наиболее надежными средствами защиты от огня, обеспечивают людям условия для эвакуации.

А что за городом?

Очень важны мероприятия по профилактике торфяных и лесных пожаров. Чтобы защитить леса и торфяные массивы, служба пожарной охраны делает прогнозы обстановки на каждый из весенне-летних и осенних периодов, систематически дополняет и уточняет их.

На их основе разрабатываются комплексы защитных мероприятий.

Прогнозы строят, исходя из данных по наличию и свойствам горючих материалов, метеоусловиям, характеру местности, присутствию водных источников и пр.

Главные факторы пожарной интенсивности — скорость ветра и влажность воздуха. На основе полученных данных ведутся противопожарные профилактические мероприятия в виде строительства водоемов и противопожарных барьеров, поддержания в порядке защитных полос, резерва средств связи и технических средств по защите от огня.

О постоянных мерах на объектах

Если речь идет о гражданском здании, самое пристальное внимание следует уделить системам отопления, электроснабжения, имеющимся керосиновым и газовым приборам.

При строительстве магазина, склада либо базы — соблюсти противопожарные разрывы в промежутках между зданиями, предусмотреть внутренний специальный водопровод, сигнализацию, отделить крупные складские помещения друг от друга противопожарными стенами, обеспечить хранение горючих веществ раздельно, не допустить печного либо газового отопления.

На промышленных объектах следует соблюдать те же общие требования, а также дополнительные, связанные с особенностями технологических процессов.

Что обязательно должно быть в наличии?

Если речь идет о пожароопасном производстве, не обойтись без внутреннего водопровода противопожарного назначения, сигнализации, дренчерных и спринклерных установок, противоразрывных мембран, самозапирающихся клапанных кранов.

Перекрытия должны быть заменены несгораемыми. Вариант исполнения электрооборудования — пылевлагонепроницаемое. Хранение горючих — систематизированное. Особо опасные технологические участки должны быть отделены специальными стенами. Пути эвакуации обязаны быть исправными и чистыми.

На предприятиях сельского хозяйства

Сгораемые конструкции должны быть обработаны огнезащитным составом.

Предусмотрено наличие первичных средств борьбы с огнем в виде огнетушителей, бочек с водой и песком т. п.

Склады зерна должны быть разделены на безопасные отсеки, электросети — заизолированы или проложены внутри стальных труб, помещения для скота на фермах отделены от кормокухонь. Кроме того, необходима продуманная молниезащита.

Уборочная техника должна пройти противопожарную подготовку.

На взрывоопасных производствах

Чтобы предотвратить взрывы, следует исключить открытый огонь, искры, удары, нагрев, создание в емкостях избыточного давления.

На таких производствах служба пожарной охраны запрещает вести огнеопасные работы, применять приборы электронагрева, пользоваться спичками и зажигалками. Обязательно заземление всего технологического оборудования.

Газоанализаторами контролируется воздушная среда для выявления опасных концентраций смесей воздуха и газа. При проведении работ обязательно использование вентиляции вытяжного и приточного типа.

Технологическое оборудование снабжается устройствами предохранения — клапанами, запорами, отсекателями, различными гидравлическими затворами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector