5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

П 9 правил пожарной безопасности в лесах

Общие требования пожарной безопасности в лесах

Летняя пора – это пора отдыха, веселья и ярких впечатлений. Однако эта пора может быть «яркой» и горячей в прямом смысле слова, если не придерживаться элементарных правил безопасности. Речь идет о лесных пожарах. Безответственное поведение отдыхающих на природе часто приводят к нежелательным и страшным последствиям. Конечно, причины возгорания не всегда дело рук отдыхающих – ведь нередко и сама природа преподносит нам неприятные сюрпризы. Но каждый из нас должен знать, о требованиях пожарной безопасности в лесах, о требованиях установленных к пребыванию граждан в лесах а также об ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности в лесах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 утверждены правила пожарной безопасности в лесах. Настоящие Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами. Общие требования пожарной безопасности в лесах В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов; г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах; д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что: а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее: 100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка; 50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров. В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения. Требования к пребыванию граждан в лесах Граждане при пребывании в лесах обязаны: а) соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8-12 настоящих Правил; б) при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил; в) принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения; г) оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления, указанным в пункте 4 настоящих Правил, при тушении лесных пожаров. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за нарушение настоящих Правил и государственный пожарный надзор в лесах Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. _____________________________________________________________________________ За нарушение правил пожарной безопасности в лесах, статьей 8.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах 1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. 3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. За уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, путем поджога, иным общеопасным способом предусмотрена уголовная ответственность статьей 261 УК РФ Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений 1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет. 3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия — наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Решение Верховного Суда РФ от 14.02.2018 N АКПИ17-1046

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2018 г. N АКПИ17-1046

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Преферент» о признании недействующими пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417,

согласно пункту 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, и пункту 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Данные пункты внесены в названные нормативные правовые акты постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий», которое размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 22 августа 2016 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 29 августа 2016 г., N 35.

Общество с ограниченной ответственностью «Преферент» (далее — ООО «Преферент») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не отвечают критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, не обеспечивают единообразного понимания и толкования правоприменителями, что приводит к нарушению установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, а также нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как указывает административный истец, ООО «Преферент» является собственником земельных участков, прилегающих к лесу (кадастровые номера: 50:06:0030101:46, 50:06:0030103:5, 50:06:0030201:36, 50:06:0030101:48, 50:06:0030602:205, 50:06:0070503:82, 50:06:0070102:140, 50:06:0070103:163). Должностным лицом Комитета лесного хозяйства Московской области 18 июля 2017 г. вынесены постановления N 03-125/2017, N 03-127/2017 о привлечении ООО «Преферент» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах в виде штрафа в размере 125 000 рублей по каждому постановлению. Решениями Шаховского районного суда Московской области от 17 октября 2017 г. по делу N 12-51/2017, от 30 октября 2017 г. по делу N 12-50/2017 названные постановления оставлены без изменения.

В суде представитель административного истца ООО «Преферент» К. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативных правовых актов противоречат статьям 2, 3, 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В федеральном законодательстве отсутствует конкретизация по вопросу о том, каким образом и кем определяется период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Оспариваемые положения нормативных правовых актов допускают неоднозначное толкование содержащегося в них предписания, создают основу для их произвольного применения и злоупотребления, допускают неопределенность фактических обстоятельств при привлечении к ответственности за нарушение указанного предписания, что свидетельствует о неясности правового регулирования. К коррупциогенным факторам относятся нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решений.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (поручение от 7 декабря 2017 г. N АХ-П4-8144).

Представитель Правительства Российской Федерации С. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемые положения нормативных правовых актов изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО «Преферент» К., Правительства Российской Федерации С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в статье 16 предусматривает полномочие Правительства Российской Федерации принимать нормативный правовой акт, устанавливающий противопожарный режим.

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 25 апреля 2012 г. N 390 утвердило Правила противопожарного режима в Российской Федерации (опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 7 мая 2012 г., N 19), а постановлением от 30 июня 2007 г. N 417 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах (опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 9 июля 2007 г., N 28, «Российской газете» 11 июля 2007 г.).

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1).

Леса как природный ресурс подлежат охране от пожаров. Регулируя отношения по охране лесов от пожаров, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает, что пожарная безопасность в лесах включает в себя, в том числе соблюдение правил пожарной безопасности в лесах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 53).

Читать еще:  Эффективные средства избавления от пауков дома

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными.

Противопожарный режим согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (статья 1).

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов.

Предусмотренное пунктом 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и пунктом 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах требование обеспечить очистку территорий, принадлежащих гражданам и юридическим лицам и прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова не может рассматриваться как противоречащее статьям 2, 3, 4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Данные нормы Федерального конституционного закона устанавливают правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации и основные принципы, которыми Правительство Российской Федерации руководствуется, определяет полномочия Правительства Российской Федерации по исполнению Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации.

Пожароопасный сезон в лесу — это часть календарного года, в течение которой возможно возникновение лесного пожара (ГОСТ 17.6.1.01-83 Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения, утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 19 декабря 1983 г. N 6263).

С учетом природно-климатических факторов Правительство Российской Федерации определило пожароопасный сезон как период, начинающийся со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. Начало пожароопасного сезона в соответствии с пунктом 490 Правил противопожарного режима в Российской Федерации ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.

Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то суд признает оспариваемый акт недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения (пункт 25).

Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными, приняты в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы определял понятие «пожароопасного сезона», не имеется.

Коррупциогенными факторами согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (статья 1). В целях выявления в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенных факторов данным Федеральным законом предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы и их последующее устранение (статья 3).

Согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 07/82306-ДА на проект постановления Правительства Российской Федерации, которым внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, дополненные пунктом 72.3, и в Правила пожарной безопасности в лесах, дополненные пунктом 9.1, коррупциогенные факторы при проведении антикоррупционной экспертизы не выявлены.

Административный истец нарушение своих прав и законных интересов связывает с привлечением ООО «Преферент» к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Между тем, оспариваемые положения нормативных правовых актов не лишают административного истца права на судебную защиту. Проверка законности и обоснованности судебных постановлений осуществляется в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Преферент» о признании недействующими пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

Требования правил пожарной безопасности.

Наибольшее количество лесных пожаров возникает по вине человека, из-за нарушения им правил пожарной безопасности в лесах. Учитывая это Правительство Российской Федерации Постановлением от 9 сентября 1993 г № 886 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Правилами предусмотрены следующие требования.

Поисковые, геологические, лесоустроительные экспедиции, партии и отряды обязаны до начала работ зарегистрировать в лесхозах места проведения работ, расположения баз, а также маршруты следования в лесу и время прохождения отдельных участков. Это требование предъявляется и к туристическим группам, избравшим маршруты по лесным массивам.

Арендаторы участков лесного фонда обязаны разработать и утвердить для каждого арендуемого участка лесного фонда, по согласованию с органами управления лесным хозяйством, противопожарные мероприятия и обеспечить их проведение. Кроме того, арендаторы лесного фонда обязаны обеспечивать тушение лесных пожаров в местах проведения работ и действующих лесовозных дорог, а на остальной территории оказывать по требованию лесхозов и авиабаз помощь в тушении лесных пожаров на неосвоенных, а также пройденных рубкой участках лесного фонда, выделяя рабочую силу и технику.

Руководители предприятий, организаций и учреждений по требованию государственной лесной охраны и баз авиационной охраны лесов обязаны немедленно направлять рабочих и технику, привлекаемую в соответствии с оперативным планом тушения лесных пожаров, утверждаемым решением местной администрации. Граждане, привлекаемые на тушение лесных пожаров в соответствии см решением местной администрации, выполняют эти работы под руководством государственной лесной охраны лесхозов и баз авиационной охраны леса.

Администрации краев, областей и автономных образований могут устанавливать, исходя из местных условий, дополнительные противопожарные требования, не предусмотренные Правилами пожарной безопасности в лесах, а также приостанавливать в периоды высокой пожарной опасности работы на определенных участках леса.

Местные органы самоуправления в периоды высокой пожарной опасности, в случае необходимости, могут запрещать посещение лесов и въезд транспорта, разведение костров в лесу на определенных участках или в определенные периоды пожароопасного сезона.

Общие требования Правил к предприятиям, учреждениям, организациям, другим юридическим лицам и гражданам запрещают в пожароопасный сезон разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (бурелом, ветровал, насаждений, погибших от размножения вредных насекомых), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками, а также в местах с подсохшей травой и под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров разрешено на площадях, ограниченных минполосой шириной не менее 0,5 м. По миновании надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.

Правилами запрещено бросать в лесу горящие спички, окурки, употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов, оставлять в лесу пропитанный горючими веществами материалов в непредусмотренных специально для этого местах, заправлять технику при работающем двигателе, использовать машины с неисправными системами питания двигателя.

Запрещается выжигать траву на лесных полянах, прогалинах, лугах и проведение сельхозпалов на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно прилегающих к лесам, а также к защитным и озеленительным лесонасаждениям.

Администрации районов и городов могут по представлению государственных органов управления лесным хозяйством разрешать лесхозам и территориальным авиабазам проводить ранней весной до схода снежного покрова на покрытых лесом участках контролируемое выжигание сухой травы на полянах, прогалинах, лугах, где снег уже сошел, для предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров.

Предприятия, организации и учреждения обязаны выполнять следующие основные требования:

— при строительстве в лесу дорог, газопроводов и нефтепроводов, продуктопроводов, линий электропередачи, связи, радиофикации и других коммуникаций производить складирование и уборку оставшейся древесины и других легковоспламеняющихся материалов в порядке и сроки, устанавливаемые лесхозами;

— иметь в лесу, в местах работы и расположения объектов или в местах проведения культурно-массовых мероприятий, пожарное оборудование и средства тушения лесных пожаров по нормам и содержать указанное оборудование и средства в пожароопасный сезон в полной готовности к немедленному использованию. Предприятия, организации и учреждения, которым не установлены нормы, обязаны иметь в местах работ и расположения объектов первичные средства пожаротушения (лопаты, топоры и т. п.);

— создавать на пожароопасный сезон добровольные пожарные дружины из рабочих и служащих.

При хранении в лесу горюче-смазочных материалов они должны находиться в закрытой таре. Площадки для их хранения должны быть очищены от растительного покрова, древесного хлама, других легковоспламеняющихся материалов и окаймлены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

Корчевка пней с помощью взрывчатых веществ и время проведения этих работ обязательно согласуется с лесхозом. При 1V, V классах пожарной опасности по условиям погоды взрывные работы должны быть прекращены.

Владельцы полос отвода вдоль железных и шоссейных дорог обязаны содержать эти полосы очищенными от валежника, древесного хлама и других легковоспламеняющихся материалов. Вдоль лесовозных дорог такие работы проводятся на полосах шириной 10 м по каждой стороне дороги. Тепловозы, работающие на участках дорог, проходящие через лесные массивы, должны быть оборудованы исправными искрогасителями. В случае возникновения пожаров в полосе отвода дороги ее владелец немедленно организует их тушение и одновременно сообщает об этом органам управления лесным хозяйством.

Сжигание мусора в лесах разрешается только на специально оборудованных площадках. Площадка должна быть оконтурена двумя параллельными минполоосами. Вблизи хвойного леса на сухих почвах ширина минполос должна быть не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м. Полоса вокруг полигона шириной 25-30 м должна быть очищена от хлама и мусора. Стена леса из лиственных пород должна быть не ближе 50 м от площадки для сжигания мусора, а хвойного — не менее 100 м. Сжигание может проводиться в безветренную погоду при классе пожарной опасности по погоде не более 2-го под наблюдением специально выделенного лица.

Изыскательские партии и экспедиции создают в лесу в силу специфики своих работ повышенную пожарную опасность. Эта опасность увеличивается в районах с низкой плотностью населения, где тушение пожаров начинается с опозданием, средств и рабочих на тушении не хватает и пожары охватывают тысячи гектаров. Поэтому даже при сравнительно небольшой доле загораний по вине экспедиций выгоревшая площадь значительна.

В целях снижения пожарной опасности по вине экспедиций до начала изыскательских работ все экспедиции регистрируются в лесхозах, на территории которых проводят изыскания, согласовывают маршруты следования, места расположения баз и производства работ. Всех членов экспедиции знакомят под роспись с Правилами пожарной безопасности и показывают простейшие способы тушения лесных пожаров. При чрезвычайной пожарной опасности лесхозы ставят вопрос о временном прекращении изыскательских работ или проведении их на ограниченной территории.

В районах лесозаготовок более половины всех лесных пожаров возникает на вырубках. Причем из-за слабого контроля и требовательности со стороны лесохозяйственных органов значительная часть этих вырубок не очищена от порубочных остатков. Захламленность вырубок порубочными остатками приводит к развитию высокоинтенсивных пожаров, бороться с которыми чрезвычайно трудно.

Правилами предусмотрена очистка лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины. Но часто очистка лесосек в зимнее время не производится, лесозаготовители пытаются отложить эту работу на весенний период. В результате, таких участков накапливается столько, что весной невозможно справиться с большими объемами работ и на пожарный период вырубки остаются неочищенными.

Для выполнения лесозаготовителями обязанностей по очистке мест рубок, проводится промежуточное освидетельствование с предъявлением неустойки за их неочистку. В случае грубых нарушений технологии лесозаготовок, больших неочищенных площадей заготовка леса может быть приостановлена до устранения недостатков.

При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков на верхнем складе в пожароопасный сезон разрешается только в безветренную или дождливую погоду при классе пожарной опасности не более 2-го. Сжигание осуществляется с соблюдением требований пожарной безопасности, как и при сжигании мусора.

Ранней весной специалисты лесхозов проверяют ход подготовки лесозаготовителей к пожароопасному сезону: наличие добровольных пожарных дружин, обеспеченность противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения и прочих противопожарных мероприятий. При неудовлетворительной готовности предприятия к пожароопасному периоду этот вопрос рассматривается по представлению лесхоза на административной комиссии района.

В весенний период особое внимание следует уделять контролю за недопущением проведения огнеопасных работ на землях, прилегающих к лесным насаждениям. Правилами пожарной безопасности запрещается выжигание травы на лесных полянах, стерни на полях и проведение сельхозпалов на участках, прилегающих к лесам.

Организации, имеющие в своем ведении железные и автомобильные дороги, линии электропередачи и связи, трубопроводы, должны содержать полосы их отводов в чистом не опасном в пожарном отношении виде. Особенно это важно при прохождении дороги через сосновые молодняки на сухих почвах, где велика опасность быстрого перехода низового пожара в верховой. Дополнительно при 1V-V классах пожарной опасности ведется патрулирование таких насаждений.

Патрулирование весьма эффективная форма выявления и пресечения нарушений Правил пожарной безопасности. Оно ведется по заранее запланированным маршрутам, при разработке которых учитываются классы природной пожарной опасности насаждений и время наибольшего числа загораний. С наступлением Ш класса пожарной опасности по погоде контроль особенно усиливается в местах отдыха населения, так как приток отдыхающих в теплую погоду сухую погоду резко возрастает. Максимальное же внимание требуется в выходные дни, на которые приходится до 40 % всех недельных посещений. Желательно патрулирование, особенно в выходные дни, проводить с привлечением работников милиции, представителей печати, радио и телевидения.

Читать еще:  Посадка саженцев грецкого ореха весной

При чрезвычайной пожарной опасности наблюдение за лесом ведется все светлое время суток, а в самых опасных местах круглосуточно.

Производственные объекты в лесу могут быть источниками тепла и вызвать лесной пожар, а с другой стороны сами пострадать от лесного пожара. Поэтому они окаймляются противопожарным разрывом шириной

50 м с минполосой по нему. В хвойных насаждениях прокладываются две минполосы шириной не менее 1,4 м каждая.

Трубопроводы в лесах могут представлять препятствие для прохода техники, поэтому через 5-7 км устраивают переезды для ее прохода. Полоса отвода должна поддерживаться в чистом виде.

При наличии в лесах торфяников они должны окапываться канавой, глубиной до минерального слоя, а вдоль канавы разрубается просека шириной 8 м.

На территории лесного фонда имеются участки, особо опасные в пожарном отношении. Это участки, расположенные вблизи источников огня. Правилами пожарной безопасности предусматриваются меры по снижению пожарной опасности вблизи таких объектов.

Населенные пункты. Вокруг населенных пунктов, расположенных в хвойных лесах, рубками ухода или искусственным путем создают пожароустойчивые опушки из лиственных пород шириной не менее 150 м. По границе таких опушек с внутренней стороны прокладывают минерализованные полосы шириной не менее 2,5 м или две параллельные полосы шириной

1,4 м каждая. Если по лесорастительным условиям создать опушки не представляется возможным, то на полосе шириной 250-300 м необходимо полностью убрать валеж, подрост хвойных пород, обрезать у хвойных деревьев сучья на высоту не менее 2 м и проложить минерализованные полосы в продольном направлении через каждые 50 м и в поперечном — через 150- 200 м.

Места рубок. Вырубки представляют наиболее опасный в пожарном отношении элементы территории лесного фонда. Поэтому правилами ведения лесного хозяйства предусмотрена обязательная очистка мест рубок. Очистка лесосек снижает пожарную опасность вырубок, но при этом необходимо соблюдение некоторых условий.

При очистке лесосек способами сбора порубочных остатков в кучи и в валы, расстояние между ними и стенами леса должно быть не менее 10 м. В хвойных лесах вырубки, где порубочные остатки собраны в кучи или валы, окаймляются минполосой, шириной не менее 1,4 м. В лиственных лесах устройство минполосы необязательно. Если лесобилетом предусмотрено сжигание порубочных остатков, то такое сжигание производится до начала пожароопасного сезона. Порубочные остатки на лесосеках летней заготовки в этом случае складываются в процессе лесозаготовок в кучи, которые сжигаются после окончания пожароопасного сезона. При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков производится в течение всего пожароопасного сезона, но с соблюдением всех требований, как и при сжигании бытового мусора.

Вырубки, где очистка лесосек произведена измельчением и разбрасыванием порубочных остатков, разбиваются на блоки площадью не более 25 га полосами, очищенными о хлама. Если площадь вырубки меньше 25 га, то на блоки она не разбивается, но по ее границе очищается полоса шириной 10 м от порубочных остатков и хлама, а в хвойных лесах окаймляется дополнительно минполосой по внешней стороне очищенной от порубочных остатков полосы.

Склады древесины в лесу, с одной стороны, находятся в опасности уничтожения продукции лесными пожарами, а, с другой, при их возгорании мощное пламя горящей древесины может вызвать высокоинтенсивный лесной пожар.

В целях сохранения заготовленной продукции и снижения опасности возникновения высокоинтенсивных пожаров склады древесины на площади до 8 га отграничиваются от леса противопожарным разрывом шириной 40 м в хвойных и 20 м в лиственных лесах. По внешней стороне разрыва прокладывается минерализованная полоса шириной не менее 1,4 м. На сухих почвах прокладываются две минполосы через каждые 5-10 метров одна от другой. Если площадь склада более 8 га, то ширина противопожарного разрыва увеличивается в хвойных лесах до 60 м и в лиственных до 30 м.

Наиболее часто пожары возникают у лесных дорог. В целях предупреждения перехода загораний у дорог в лес, вдоль дороги с обеих сторон прокладываются минерализованные полосы. При прохождении дороги по хвойным лесам, прокладывают по две минполосы с каждой стороны дороги.

Государственный контроль за выполнением Правил пожарной безопасности в лесах России возложен на Федеральную службу лесного хозяйства и органы государственного контроля при содействии органов милиции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

Правила пожарной безопасности в лесах (ППБ)

Правила противопожарной безопасности в лесах – это требования постановления №417 с изменениями и дополнениями. Данный документ содержит свод общих правил, действующих на территории всей Российской Федерации.

Причины пожаров на природе

Причины лесных пожаров делят на искусственные и естественные. Искусственные причины связаны с человеческим фактором, естественные – с природным. По причине людской халатности ежегодно выгорают многокилометровые площади лесов и полей.

Самая распространенная причина – засуха и высокая температура. Потушить пожар, возникший из-за природного фактора, сложнее всего. Искры от молний быстро поджигают сухие листья и распространяются по лесному массиву. И последствия бывают гораздо серьезнее, чем от пожаров из-за человеческой неаккуратности. В отдельных районах к возгоранию приводят извержения вулканов. Лава распространяется по полям и лесам, немедленно вызывая сильнейший пожар.

Справка! Природные причины – это всего лишь 10% всех пожаров. В остальных виноваты люди.

Причины лесных пожаров по вине человека

  • Первая причина – курение в лесной зоне. Непогашенные окурки летят на траву от проезжающих автомобилистов и велосипедистов. Для сухой травы хватит даже слегка тлеющей сигареты.
  • Костры. Целенаправленное разжигание огня происходит во время походов, шашлыков, сжигания мусора. Как правило, от остатков углей не избавляются, а они, в свою очередь, могут дать новый огонь.
  • Сжигание листьев. Некоторые сельские хозяйства предпочитают сжигать сухую листву, а не вывозить на специально отведенные для этого места. Тлеющие листья могут охватывать большую площадь и спровоцировать крупный лесной пожар.
  • Фейерверки. Искры от фейерверков могут разлетаться по очень большой территории и приземляться в различных местах, делая потенциальную площадь возгорания максимально широкой.
  • ДТП. В результате дорожных аварий и возгораний транспортных средств около или на территории леса, пожары возникают вблизи с дорогой. Они усугубляют положение автомобилей, поврежденных в ДТП, и уменьшают шансы на выживание пострадавших людей.

Общие правила

Общие ППБО направлены на минимизацию возникновения возгораний на территории лесов, полей и сельских угодий.

Свод основных правил предполагает:

  • Разработку оперативных действий в случае возникновения пожара;
  • Мероприятия против создания пожароопасных ситуаций;
  • Отслеживание проводимых в лесу мероприятий;
  • Определение лиц, ответственных за противопожарную безопасность.

В правила пожарной безопасности в лесах входят инструктажи, расположение в зонах нахождения туристов специальных таблоидов, патрулирование участков неподалеку от водоемов.

Справка! Правила также должны предусматривать разные меры наказания для нарушителей противопожарного режима.

Основные требования ППБ в лесах РФ

Постановление 417

Постановление Правительства 417 об утверждении правил пожарной безопасности в лесах определяет общие противопожарные правила, которые действуют в период месяцев знойной жары в России. Для каждого отдельного региона необходимо разработать и утвердить индивидуальные правила, которые учитывают особенности климата и местности. Общий сезон жары и потенциальной пожарной угрозы – это время, когда полностью растаивает снег и начинается засуха и высокая температура до тех пор, пока не начнутся осенние дожди.

Перечень основных запретов при нахождении в лесной зоне:

  1. Выброс окурков и пепла от сигар;
  2. Выбрасывать предметы, которые содержат горючие вещества внутри или на своей поверхности;
  3. Оставлять стеклянные изделия;
  4. Для сжигания мусора должны быть специально отведены места: котлованы или площадки, которые находятся на расстоянии более 50 метров от лиственных деревьев или более 100 метров от хвойной растительности;
  5. В радиусе 30 метров от костров не должно быть строительного мусора, валежника, сухих листьев;
  6. В период пожарной опасности сжигание мусора и листьев в лесу должно быть сведено к минимуму и проводиться под контролем ответственных лиц;
  7. Соблюдать наличие средств для тушения лесных пожаров;
  8. Организации, работающие в лесной зоне, обязательно должны в период жары проводить инструктаж для своих работников.

Требования к лесовладельцам и лесопользователям

К лесопользователям законы относят обычных людей, которые посещают леса из своих нужд: сбор валежника, отдых на природе, сбор грибов и ягод, прогулки, походы и так далее. Требования к этим людям – выполнение общих правил нахождения в лесу. В случае обнаружения возгорания, необходимо немедленно сообщать в пожарную службу и до прибытия пожарных предпринять меры по тушению.

Лесовладельцами считают не только фактических законных хозяев леса, но и юридических лиц, действующих на лесных территориях. Хозяева леса отвечают за своевременную очистку от сухих листьев и контроль над состоянием леса. Владельцы природных заповедников должны тщательно отслеживать деятельность юридических и физических лиц, охранять территорию. Производить в заповедной зоне строительные материалы и рубку древесины нельзя, за это грозит уголовная ответственность. Для юридических лиц свод правил более обширный:

  1. При порубочных работах все остатки в виде оставшихся веток, щепок, опилок обязательно ликвидируются. Уборные работы обеспечивает юридическое лицо. Укладывать срубленную древесину и строительные заготовки в зоне плотной растительности деревьев не допускается;
  2. При расположении в лесной зоне строений и учреждений развлекательного характера (загородные дома отдыха, санатории, аквапарки и тому подобное) все строения обеспечиваются огнетушителями. Для костров отводятся специальные зоны, ответственные лица должны следить за территорией вблизи учреждения;
  3. Хозяйственные угодья строго соблюдают правила по складированию последнего выращенного урожая и ликвидации остатков своей деятельности.

В остальном юридические лица должны обеспечивать охрану лесных объектов.

Что запрещено делать во избежание пожара

Избежать огня просто, если следовать простым правилам.

Обратите внимание! Самый важный запрет для предотвращения пожара в лесу – это пользование огнем в открытой зоне. То есть, сжигание костров в зоне сухости и потенциальной пожароопасности, особенно, без средств пожаротушения поблизости.

Для немедленного тушения пожара точно не хватит бутылки воды или куска ткани. Если рядом нет водоемов – пожар быстро разойдется по лесной площади.

Строго запрещено оставлять стеклянные предметы: при нагревании через стекло, предметы, находящиеся по близости или трава могут загореться. Нельзя бросать топливные жидкости и розжиги, а также выбрасывать окурки и пепел от сигар.

Мусор на природе

Категорически запрещено отпускать детей одних в лес со спичками и зажигалками. В весенний период нельзя сжигать тополиный пух.

Справка! Пожар разрастается с огромной скоростью в ветреную погоду.

Средства для тушения лесных пожаров

Самое действенное средство против пожара в лесу – это вода. В отличие от возгораний в зданиях, риск усугубить ситуацию из-за контактов с реактивами и электросетями отсутствует. Обильные пожары тушатся с вертолетов и пожарных машин. Для этого в лесах должны быть предусмотрены места для проездов крупной техники.

Пожары делятся на 2 основных типа:

Нижние пожары медленнее расходятся и затрагивают основания деревьев и траву. Верхние пожары связаны с горением крон деревьев. Но распространяются они быстрее и тушить их сложнее. Выделяют также торфяные пожары – справиться с ними сложнее всего.

При выезде на отдых, людям необходимо брать с собой огнетушитель для моментальной ликвидации очага возгорания. Эффективным средством для небольших областей, пораженных огнем, является земля. Засыпать пожар песком или землей вполне реально, но если в лесу густая растительность, то достать землю будет непросто.

Важно! Пожарные службы выделяют специальные автоцистерны для тушения лесных пожаров. Они отличаются, в первую очередь, емкостью. Потушить огонь с помощью обычной пожарной машины почти нереально.

Порядок использования открытого огня

  • Использовать открытый огонь нужно, в первую очередь, в удаленности от населенных пунктов, зданий, леса и сухих веток. Не допускается в лесах запуск неуправляемых изделий их синтетических или любых других горючих материалов.
  • На территории сельских хозяйств разрешено разжигать костры только при необходимости и под наблюдением. Остатки костров ликвидируется и только после этого места разжигания костра можно покидать.
  • Если нет достаточной территории (менее 30 метров от лесов и зданий), а костер необходим – можно разводить его в специальных металлических емкостях. Тогда норма в 30, 50 или 100 метров сокращается в 2 раза.

  • Применение огня в зоне заповедников и земельных фондов, а также в молодом лесу и в зонах торфяников строго запрещено. Во время охоты также нельзя применять пыжи из тлеющих материалов.

ППБ в лесах проще, чем в населенных пунктах и организациях. Но, тем не менее, ситуация осложняется тем, что из-за обилия топливных материалов (деревьев), огонь очень быстро распространяется, выжигая на своем пути и траву, и деревья, и попадающие в пожар здания и сооружения.

Ответственность за пожары в лесах несут люди и юридические лица. На территориях фирм за несоблюдение правил противопожарной безопасности действует дисциплинарная ответственность. А при возникновении серьезных пожаров, виновники наказываются административной или даже уголовной ответственностью. Мера наказания выносится в соответствии с последними редакциями законодательных документов.

П 9 правил пожарной безопасности в лесах

«в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры:

  • в хвойных молодняках,
  • на гарях,
  • на участках поврежденного леса,
  • торфяниках,
  • в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины,
  • в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.
  • бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.

Где можно разводить костры

Итак, заметьте, в лесах разводить костры разрешается лишь в строго оговоренных местах (не под кронами деревьев, без сухой травы и т.п.) и лишь на специальных площадках, отделенных противопожарной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Следует отметить, что при объявлении высокой пожарной опасности в лесах (по условиям погоды) и введении особого противопожарного режима пользование любыми источниками огня в лесу запрещается.

Особый противопожарный режим

Понятие Особый противопожарный режим расшифровывается в статье 30 федерального закона О пожарной безопасности: Статья 30. Особый противопожарный режим «В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).» Таким образом, противопожарный режим может устанавливаться на определенных территориях (на территориях субъектов Российской Федерации) в том числе и решениями органов местного самоуправления. Во время особого противопожарного режима административные штрафы за костер в лесу возрастают весьма значительно. Кроме того, в это время исчезает возможность получения предупреждения вместо штрафа за разведение костра.

Читать еще:  Перец зенит характеристика и описание сорта

Штрафы за разведение костров на природе

Административное наказание в виде штрафа за разведение костров на природе может быть наложено в двух случаях: I. При разведении костров в лесу.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Штраф за костер в лесу

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Штраф за костер в других местах

II.Штрафы при разведении костров в прочих местах (статья 20.4 КоАП). Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности 1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 6 000 до 15 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, — влекут наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 15 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 рублей.

Травяные палы

Практически единственным источником палов сухой травы является человек. В большинстве случаев прошлогоднюю сухую траву, стерню и тростник жгут, руководствуясь мифами о пользе весенних выжиганий травы. Случается, что травяные палы возникают и по естественным причинам (от молний, например), но в общем количестве травяных палов их доля крайне мала.

Штраф за поджог травы и мусора

Имейте в виду, что получить штраф за костер, это еще не все. Также штрафу подвергаются нарушители, которые жгут листья, траву и другие остатки растительности в местах общественного пользования и на территории хозяйствующих субъектов, за исключением специально отведенных мест. Поджог травы и сжигание мусора в необорудованных местах влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.
  • на должностных лиц от 6 000 до 15 000 руб.
  • на юридических лиц от 150 000 до 200 000 руб.

Чтобы отдых на природе не был омрачен трагедией, рекомендуем:

  • в каждой семье тщательно продумайте все меры безопасности при проведении отдыха и обеспечьте их неукоснительное выполнение как взрослыми, так и детьми;
  • на садовых участках во избежание пожаров не поджигайте траву, не сжигайте мусор (лучше закапывать его в подходящем месте); а если вы это все же начали делать, то обязательно контролируйте ситуацию;
  • не оставляйте в местах отдыха непотушенные костры, спички, окурки, стеклянные бутылки (на солнце они работают как увеличительные стекла, фокусируют солнечный свет и поджигают траву, мох и т.д.);
  • не жгите траву, не оставляйте горящий огонь без присмотра;
  • тщательно тушите окурки и горелые спички перед тем, как выбросить их;
  • не проходите мимо горящей травы, при невозможности потушить пожар своими силами, сообщайте о возгораниях в службу спасения «112».

В случае любого происшествия, незамедлительно обращайтесь за помощью:

  • по телефону Службы спасения – 112

Звонки принимаются круглосуточно и бесплатно с городских и мобильных телефонов.

Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Новая редакция Ст. 8.32 КоАП РФ

1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарий к Статье 8.32 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и ЛК РФ. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст. 52, ч. 1 ст. 53 ЛК РФ). Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ч. 1 — ч. 4 ст. 1).
———————————
СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649; см. с изм. и доп.

3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах РФ, утв. Постановлением Совмина — Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886 , несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда или объектах, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (п. 2). В пожароопасный сезон, то есть в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной, т.е. очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим. Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора, т.е. котлованы или площадки, будут отводиться на расстоянии не менее 100 м от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 м от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора будет очищена в радиусе 25 — 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м (п. 5, абз. 1 п. 6, абз. 2 п. 8). Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утверждены Приказом МПР РФ от 13 июля 2005 г. N 193 .
———————————
САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; см. с изм. и доп.

Другой комментарий к Ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Лесопользователи на основании ст.94 ЛК обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, каковым является Министерство природных ресурсов РФ, оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством и Министерством внутренних дел РФ, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.

2. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются экологическая безопасность и общественные отношения, возникающие в сфере охраны лесов как составной части охраны окружающей среды.

3. Объективная сторона административного правонарушения, содержащегося в рассматриваемой статье, заключается в действиях (бездействии), направленных на нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В частности, такие правила предусмотрены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 г. «О мерах по усилению охраны лесов от пожаров».

4. Засорение леса бытовыми отходами и отбросами, свалка мусора и строительных остатков в лесу запрещаются. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора (котлованы или площадки) будут отводиться на расстоянии не менее 100 метров от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 метров от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) будет очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 метра каждая с расстоянием между ними 5 метров.

5. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

6. Субъектами комментируемой статьи могут быть любые субъекты административной ответственности, совершившие правонарушение, предусмотренное данной статьей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector