1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещение многоквартирного дома нормы

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.

Освещение многоквартирного дома – нормы

Для освещения квартир, подъездов, подвалов и придомовых территорий существует ряд законных требований, которые имеют чёткие регламентированные параметры. Особенно, это касается наружного освещения, так как от него зависит и внешний вид двора, и криминогенная ситуация в нём, а также травматизм. Требования же к организации осветительных систем самих квартир большое основываются на пожарной безопасности и на правилах устройства электроустановок и учёта электроэнергии. Немаловажное значение в освещении общественных жилых многоквартирных домов выделяется для подъездов и лестничных клеток, так как их организация чаще всего возложена на организацию, обеспечивающую жилищно-коммунальные услуги.

Освещение в подъезде многоквартирного дома

Для любой организации домовладельца освещение в подъезде является очень существенной статьёй расходов. Существует ряд норм и правил которым оно должно соответствовать. Все они чётко описаны в ГОСТе и нормируются согласно ВСН 59–88 и это закон.

Вот основные их требования, которые требует закон:

  1. Во всех общественных помещениях и зданиях должна применяться система общего освещения;
  2. Любое жилое здание выше шести этажей, или же если в нём проживает 50 человек и более, должно иметь специальное эвакуационное освещение. Эти эвакуационные светильники должны быть установлены по линиям основных проходов и на площадках перед лифтами;
  3. Линии освещения в случае пожара следует подключать к сети эвакуационной осветительной системы, при этом интенсивность его должна соответствовать норме;
  4. В соответствии с таблицей, указанной в этом документе, всё освещение нормируется исходя из его классификации, то есть люминесцентное (дневного света) или с помощью, уже немного устаревших, ламп накаливания. Наименьшая освещённость на лестничных клетках в подъездах и поэтажных коридорах должна быть не ниже 10 Лк при освещении люминесцентными источниками света, и не меньше 5 при освещении лампами накаливания. Данные системы освещения должны освещать площадки, ступеньки лестниц, пол коридоров. Если освещение лестничных клеток осуществляется в комплексе, то есть этими двумя типами светильников, то расчёт минимальной освещённости должен быть рассчитан по люминесцентному типу, а это значит не меньше 10 Лк.

Однако, последнее несколько лет технология производства светильников и систем освещения шагнула вперёд и с появлением светодиодных светильников, а также со снижением стоимости на эту продукцию открываются новые горизонты в освещении подъездов и лестничных клеток. Светодиодные источники света, применяемые для освещения, обладают рядом преимуществ не только по отношению к лампам накаливания, но и в сравнении с люминесцентными приборами, излучающими свет. Также они могут быть оснащены датчиками движения и освещённости, что позволяет ещё больше сэкономить затраты электроэнергии, а значит и средств, на освещение общественных многоквартирных зданий.

Любой светильник рекомендуется оборудовать антивандальной системой, то есть или крепким антиударным стеклом, или металлической решеткой защищающий плафон светильника.

Освещение подвала многоквартирного дома

При организации освещения подвалов многоквартирных домов и зданий, а также их так называемых цокольных этажей, предъявляются особые строгие требования по электробезопасности, а также в отношении пожарной безопасности. Питания для такого освещения должно быть снижено до как минимум 42 вольт, так как в подвалах много влаги, да ещё и пол выполнен из токопроводящего материала. Рекомендуется выполнять понижение питающего напряжения путем гальванической развязки, то есть применяя трансформатор. Первичная обмотка которого должна быть рассчитана на напряжение 220 вольт, а вторичная на 36-42 Вольта, при этом вторичная обмотка обязательно заземляется для того, чтобы при поломке этого понижающего устройства не произошло прямого пробоя и во вторичных цепях не появилось опасное для человека и его здоровья напряжение.

Читать еще:  Торговля елками под новый год

Ещё одним из требований, предъявляемых к подвальному освещению, является применение защитного заземления корпусов светильников. При прокладке и монтаже проводки стоит учесть одно железное правило, нельзя соединять медный и алюминиевый провод, особенно во влажных помещениях. Такой контакт не долговечен из-за химической реакции этих материалов.

Класс защиты светильников от попадания в них влаги и пыли должен быть не ниже чем IP 44. Это защитит не только сам светильник и лампу, но и обеспечит их надёжную, безаварийную и долговечную работу в течение всего срока службы. Вся проводка освещения чаще всего прокладывается открытым типом, или же в металлических трубах и гофрированных специальных трубках, называемых электриками рукавом. Это защитит проводку от механических повреждений. Метал рукав заземляется, опять же чтобы защитить человека от пробития фазы на корпус. Что же касается нормы освещённости, то она должна быть не меньше 10 Лк для ламп накаливания, другие источники не нормируются, но специалисты всё-таки рекомендует для этого типа освещения тоже применять экономичные светодиодные светильники с высокими показателями IP.

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

Организация хорошего освещения придомовых территорий залог не только эстетического комфорта и удобства, но и безопасности, так как все воры и грабители предпочитают нападать в тёмное время суток на неосвещённых или плохо освещённых участках. Также качественное и правильное освещение двора нужно для безопасного передвижения и снижения травматизма при движении людей по тротуарам многоквартирных зданий.

Для освещения придомовой территорию любого многоквартирного здания или сооружения должны быть чётко выполнены требования, которые указаны в своде правил СП 52.13330.2011. Это документ является официальным изданием, в котором указано, что:

  1. На входе в любой многоквартирный подъезд должен быть установлен светильник, излучающий не менее 6 Лк освещённости.
  2. Дорожки и тротуары для передвижения пешеходов должны освещаться не менее 4 Лк, это же касается и автомобильного проезда прилегающих территорий.
  3. Территории, относящиеся к дополнительным (различные хоз. постройки), должны освещаться светильниками или прожекторами закрытого типа излучающими не менее 2 Лк светового потока.
  4. Дворовый светильник может быть выполнен на основе любой системы, с применений как ламп накаливания, так и светодиодных или энергосберегающих ламп.

В случае не поддержания данных требований проживающее в здании граждане имеют законное право писать жалобу в администрацию, занимающуюся муниципальным хозяйством или же в городское управление. Существуют множество горячих линий для обращения и к мэру города, и к отельным министерствам, или же прямо в суд. Если под жалобой подпишется весь подъезд или дом, то это только ускорит решение создавшейся проблемы.

Какие существуют нормы освещенности на территориях дворов

В инфраструктуре любого города важную роль занимает уличная подсветка не только дорог и парков, но и придомовой территории. Именно эта подсветка играет важную роль в жизни города для создания безопасных условий передвижения.

Освещение придомовой территории

При этом именно у местных жителей часто возникают вопросы касательно того, насколько правильно была организована в их дворовое освещение и кто за ним должен следить. Об этом и о других вопросах будет рассказываться в этой статье.

Зачем необходимо освещение домов

Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:

  • создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
  • обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
  • дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
  • повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.

Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.

Ночная подсветка двора

Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.
Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещенность придомовой территории

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта.
К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

Ответственные за свет

Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях.
Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.
Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.

Кто принимает жалобы

Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.

Правильная подсветка двора

Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.

Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.

Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:

  • написать заявление в письменной форме;
  • обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.

После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:

  • отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
  • в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.

Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:

  • кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
  • кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
  • за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.
Читать еще:  К чему снится возвращаться домой из поездки

Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.

Варианты организации подсветки двора

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.
Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.). В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.
Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется. Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки.
Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.
Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.

Заключение

Организация уличного освещения дворов должна всегда опираться на нормы освещенности, указанные в регламентирующей документации. При этом ответственность за систему наружного освещения несут соответствующие инстанции, к которым можно и нужно обращаться с жалобами при нарушении работы уличной подсветки.

Нормы освещенности в домах

С развитием технического прогресса расширились не только грани человеческих возможностей, но и промежуток времени, когда люди занимаются активной деятельностью.

Раньше с восходом солнца вставали, делали все дела и с закатом ложились. А теперь световой день и период активности можно легко продлить с помощью выключателя на осветительном приборе.

Но цивилизация пошла дальше. От правильного освещения теперь зависят ваше зрение, хорошее настроение, возможность качественно выполнять работу. Поэтому для любых помещений существуют нормы освещенности.

Нормы освещенности. Что это такое?

От того, для какой цели будет использоваться помещение, зависит и то, сколько нужно для этого света. Очевидно, что на рабочем месте должно быть больше света, чем в небольшой кладовой комнате.

Как, что и каким образом должно освещаться, определяют несколько правовых документов. Главный среди них – СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

По нему проводят все расчеты при проектировании освещенности жилых помещений, образовательных учреждений, предприятий, витрин аптек и магазинов, вокзалов, парков, улиц и т. д.

Нормы освещения указываются в Люксах (Лк). Один Люкс соответствует одному люмену на квадратный метр. Для разных помещений есть свои нормы, которые указывают необходимое количество света. Они зависят от рабочей поверхности. В классе, например, это высота парты, в лифте – пол и т. д.

Как уже говорилось выше, при расчете количества света также учитывают характер процессов, которые будут выполнять в той или иной комнате, как часто и как долго. Для жилых помещений разработаны следующие нормы освещенности.

Как правильно рассчитать освещенность комнаты

Создавая проект освещенности жилого дома, зачастую руководствуются не какими-то строгими нормами, а личными ощущениями. Источники света размещают так, чтобы было достаточно светло, уютно и комфортно. Специалисты считают, что этот способ не всегда верен и лучше следовать нормам.

Но если вы все же решились настроить освещение самостоятельно, то есть несколько способов, которые помогут сделать это правильно.

Способ №1. Установить столько источников света, чтобы глазам было комфортно, – не тускло и не ярко. Чтобы придерживаться хоть каких-то расчетов, можно воспользоваться нехитрой формулой: на 1 кв. м – одна лампочка мощностью 25 Вт.

Способ № 2. Воспользоваться таблицей, в которой есть нормы освещенности в ваттах для жилых помещений. Ищете нужное помещение, норму для него и умножаете ее на количество квадратных метров.

Эта таблица подходит, если вы воспользуетесь обычными лампочками. Если выберете галогенные или люминесцентные, то учтите, что первые при такой же мощности дают в 1,5 больше света, а вторые – в 5 раз.

Например, вы посчитали, сколько нужно лампочек в спальню площадью 20 м2. Тогда 12 Вт/м2 умножаем на площадь и получаем 240 Вт. То есть для полноценного освещения вам нужно купить, как минимум, две лампы мощностью 100 и 150 ватт.

Если используем галогенные лампы, то 240 Вт делим на 1,5. Выходит 160 Вт. Значит, вам нужны три галогенные лампочки: две мощностью 50 Вт и одна – мощностью 60 Вт. По такому же принципу считают количество люминесцентных ламп. Делайте расчеты «с запасом», если декор и интерьер помещения выполнены в темных тонах.

В качестве осветительных приборов можно использовать люстры, как основной источник света, и торшеры, бра, настольные лампы – как дополнительный. Вы можете «распределять» между разными приборами лампочки разной мощности. Главное, чтобы освещение при этом было равномерным.

Способ №3. Подходит для расчета освещенности, если используются светодиодные лампы. Сначала вычисляют величину светового потока (в люменах, Лм), затем определяют количество светодиодных ламп.

Люмены считают так: норма освещенности (в Люксах), площадь помещения и коэффициент, зависящий от высоты потолка (от 2,5 до 2,7 метра; от 1,2 до 2,7–3 метров; от 1,5 до 3–3,5 метра; от 2 до 3,5–4 метров).

Далее, пользуясь таблицей, количество люмен делим на количество соответствующих ватт светодиодной лампы. В итоге определяем, сколько нужно светодиодных ламп.

Способы автоматической оптимизации освещения в жилых помещениях

Несмотря на то, что теоретически всеми этими способами можно воспользоваться без помощи профессионалов, они не являются такими уж простыми. Крайне велика вероятность ошибиться и создать недостаточно или слишком яркое освещение.

Проще и качественнее оптимизировать освещение автоматически с помощью датчиков освещенности. Эти устройства определяют текущий уровень освещенности и, если он ниже заданного порога, включают светильники.

Еще один способ организовать равномерное освещение в комнате – использовать комбинированные диммирующие датчики присутствия и диммируемые светильники. Подойдет, например, датчик PD4-M-2C-DUO.

Благодаря двум подвижным сенсорам освещенности эта модель позволяет измерять освещенность в конкретном месте, например, у окна. За счет этого у диммируемых светильников настраивается разная яркость – и каждая зона получает достаточное количество искусственного света.

При этом вы не тратите лишнюю электроэнергию, а соответственно, и деньги.

Создать равномерное освещение в доме в соответствии с заданными нормами вам помогут специалисты компании B.E.G. Обратитесь к нам, чтобы получить бесплатную консультацию профессионалов.

Не забывайте подписываться на наш блог и читать интересные статьи об автоматизации освещения.

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома? Нормы освещения и что делать, если нет света?

Когда гражданин России возвращается затемно домой по освещённому двору своего дома он, как правило, никогда не задумывается кто отвечает за то, чтобы уличные фонари исправно работали каждую ночь.

Однако того же самого жильца это сильно заинтересует когда однажды вечером он будет возвращаться домой в полной темноте.

Далее подробно рассмотрим, кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома и за чей счет это осуществляется?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131.

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ, то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154.

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с СП 52.13330.2011 , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:

    Вариант номер один предполагает наличие фонаря под козырьком над дверью в подъезд.

Фонарь может быть любым даже светодиодным.

Преимущество этого варианта заключается в низкой стоимости.

Читать еще:  Чем первый раз подкормить рассаду томатов

Это обусловлено тем, что фонарь не требует большой мощности. Недостаток заключается в том, что освещению подвергается только пространство перед дверью, а подходы находятся в темноте.
Вариант номер два предполагает размещение осветительного прибора на стене здания прямо над подъездным козырьком. Фонарь находится на высоте примерно в 8,5 м. В такой ситуации нужно воспользоваться светильником, который имеет круговую силу света и может выдать световой поток равный 3600 люмен.

При этом фонарь должен быть расположен под углом 25 к линии горизонта. При таком способе освещения страдает только пространство перед входной дверью. Туда падает тень от козырька подъезда.
Третий вариант подразумевает использование обоих видов размещения фонарей одновременно. Такая мера с лихвой удовлетворяет все нормы освещения придомовой территории.

Однако стоимость содержания такого освещения будет по определению высока.

Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
+7 (812) 467-41-57 (Санкт-Петербург)

Освещение подъезда в многоквартирном доме

Комфортное проживание жильцов в многоквартирном доме обеспечивается разными способами. Одним из них служит освещение в подъезде. Хоть многие жильцы и продолжают пользоваться лампами накаливания, растет популярность альтернативных источников освещения, так как они более экономичны, долговечны и имеют небольшой уровень накаливания.

Требования к уровню и способу управления освещенности подъездов

Освещение подъездов можно обустроить экономным способом. Инновационные лампочки дают мягкий свет, который в то же время более интенсивный и менее дорогой. Это не делается своими силами. Необходимо обратиться в управляющую компанию, которая обязана отреагировать в случае, если освещение не соответствует установленным требованиям.

В настоящее время во многих подъездах устанавливается автоматическая система. Благодаря этому в разы сокращающая затраты на электричество. Это также соответствует требованиям, которые установлены в законодательных актах.

Каждый подъезд МКД в обязательном порядке оснащается осветительными приборами. В нормативных документах указывается, какой должна быть освещенность (в люксах). Категоричных указаний на те или иные осветительные приборы в правилах не дается.

Нормы освещенности различных частей подъезда и подсобных помещений

Освещение в подъездах разных помещений имеет свои стандарты и правила (ГОСТы, строительные СНиП). К основным из них относятся следующие:

  • нормирование осуществляется по таблице ВСН 59-88, где содержатся два вида стандартов: света от ламп накаливания или люминесцентных;
  • в лифтах лампы имеют освещенность мощностью 20 лк (для люминесцентных ламп) и 7 лк (для лампочек накаливания);
  • колясочные помещения освещаются лампочками накаливания;
  • шахты лифтов – лампочками накаливания в 5 лк;
  • подвальные и чердачные помещения, так же как электрощитовые, мусоросборочные и другие освещаются лампочками накаливания мощностью 10 лк.

Нормы по управлению освещения подъезда

Автоматика подвергается регулярной модернизации. Нормативную документацию не всегда успевают изменить в связи с появляющимися технологиями. Поэтому нередко нормы освещения в подъездах жилых домов носят рекомендательный характер. В данном случае нужно помнить о следующих моментах:

  • автоматическая система должна включаться и выключаться в ручном режиме;
  • при монтаже системы, которая реагирует в автоматическом режиме, свет должен включаться с разной степенью освещенности;
  • если применяются датчики, то предусматривается аварийное освещение, включаемое на лестничных клетках в автоматическом и в ручном режиме;
  • аппараты, освещающие чердак, находятся вне этого помещения.

Кто оплачивает освещение в подъездах, и как определяется сумма

Освещение в подъездах относится к общедомовым нуждам. Если раньше расход электричества на общедомовые нужды прописывался в квитанции отдельно, то с начала 2017 года этот пункт убрали. В настоящее время расчет выполняется в зависимости от наличия или отсутствия общедомового счетчика.

Если установлен общедомовой счетчик, то показатели определяют сотрудники надзорной инстанции совместно с представителями дома. После этого рассчитывается разница между полученной суммой и значениями учета в каждой квартире.

Также имеет значение количество квадратных метров, не оборудованных датчиками. Результат распределяется между домовладельцами в зависимости от площади помещения. Чем больше квадратных метров в квартире, тем больше придется платить за электрическую энергию по ОДН.

Если счетчик отсутствует, то оплата осуществляется в соответствии с действующими нормативами, установленными в регионе.

Кем выполняется замена освещения в подъездах

Если в подъезде нет света, то причину можно определить самостоятельно. Она может заключаться в следующем:

  • перегорание лампочки;
  • неисправность плафона;
  • замыкание;
  • повреждение выключателей;
  • поломка распределительного щита;
  • авария;
  • плановые работы.

После выяснения причины о поломке сообщают в управляющую компанию или товарищество собственников жилья. Эти организации ответственны за обеспечение света в подъездах многоквартирного дома (обязанность не распространяется на балконы, решение об освещении которых принимают домовладельцы).

Куда обращаться, если в подъездах нет освещения

Жильцы могут позвонить или прийти в УК и подать соответствующее заявление. Специалисты управляющей компании должны провести необходимые работы уже на следующий день после обращения. При задержке жильцы вправе обращаться в жилищную инспекцию или в прокуратуру. В отдельных случаях период, в течение которого выполняются работы, может продлеваться до 7 дней.

Какие возможны последствия для УК, если отсутствует освещение в подъездах

Освещение в подъезде очень важно, так как помимо прямого назначения, оно обеспечивает безопасность жильцов и защиту от кражи. Поэтому уполномоченные организации обязаны в срочном порядке реагировать на эти заявки.

Если по истечении 7 дней после подачи заявки проблема не устранена, управляющая компания может быть привлечена к юридической ответственности по КОаП. В соответствии со статьей 7.22 кодекса на должностных лиц возлагается штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб. А штраф юридических лиц составляет сумму от 40 до 50 тыс. руб.

Права и законные интересы граждан контролирует государственная жилищная инспекция. Специалисты этой организации и администрации вправе составить протоколы в случае, если будут выявлены соответствующие нарушения.

Схемы автоматизации подъездного освещения

Освещение в подъездах многоквартирных домов осуществляется разными способами. Каждая схема имеет свои особенности. Они могут совмещать друг друга или иметь схожие характеристики. Ниже приведены варианты, которые распространены больше всего.

Управление освещением при помощи кнопочных постов

Способ больше подходит для малоэтажек, жильцы которых отличаются сознательным отношением. С его помощью возможно экономить деньги, но это зависит только от жильцов. Главное преимущество этого способа заключается в доступной цене.

Управление осуществляется двумя способами.

Первый – представляет собой кнопочный пост, находящийся в подъезде у входа и на каждом этаже.

Второй – дает возможность включать и выключать свет только на лестничном проеме. Подвалы и чердаки имеют наружное освещение в виде стандартного выключателя или специального датчика.

Если владельцы квартир не проявляют сознательность в общедомовых вопросах, то свет может отключаться посредством таймера.

Использование датчиков освещенности

При хорошем естественном освещении подходящим вариантом является использование системы с датчиками освещенности. Это – не самый экономный вариант, но используется как альтернатива стандартному выключателю.

Датчик устанавливается в темном месте. Прибор срабатывает при потемнении. При этом освещение может включаться в подъезде или снаружи помещения. В подсобных же помещениях целесообразно использовать стандартные выключатели.

Использование датчиков движения

Данная схема возникла не так давно, но ее популярность растет с каждым годом. При применении датчиков движения достигается экономия. Причем внимания со стороны жильцов не требуется.

В этом случае датчики устанавливаются на каждом этаже, но иногда – по одному при входе в подъезд. После срабатывания прибора отсчитывается время до отключения. При наличии лифта включение света осуществляется по-разному. Чаще всего датчик срабатывает при выходе из лифта. Подсобные же помещения подъезда лучше оборудовать стандартными выключателями.

Совмещенные схемы освещения

Нередко в подъездах применяют комбинированные схемы освещения. При этом ориентируются на тип помещения и поставленные задачи. К примеру, основным пускателем устанавливается датчик освещения, который срабатывает при слабом свете и подает сигнал датчикам движения, монтированным снаружи, в вестибюле и в лифте.

В другом примере в качестве основного используется датчик движения. Другие помещения имеют возможность включения посредством стандартных выключателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector