0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сосредоточиться на домашнем задании

Как делать домашнее задание быстрее

Эти советы помогут школьникам, их родителям, студентам и всем, кто учится — независимо от возраста.

Сколько времени должно уходить на домашнее задание

Мнения на этот счёт могут расходиться. Но согласно Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» действующим в России санитарным правилам и нормам, в первом классе задавать домашнее задание не нужно. А в дальнейшем его выполнение не должно занимать больше, чем:

  • 1,5 часа в день — во 2–3 классе;
  • 2 часа в день — в 4–5 классе;
  • 2,5 часа в день — в 6–8 классе;
  • 3,5 часа в день — в 9–11 классе.

Для сравнения, Национальная ассоциация образования США придерживается Research Spotlight on Homework правила 10 минут: в каждом следующем классе на выполнение задания тратится на 10 минут больше, чем в предыдущем. Так, первоклашка должен уложиться в 10 минут, второклассник — в 20. В шестом классе подготовка к урокам занимает 1 час, а к выпускному — двенадцатому — 2 часа.

Проведённые в США исследования показывают Duke study: Homework helps students succeed in school, as long as there isn’t too much , что даже старшим школьникам противопоказано сидеть над учебниками больше 2 часов. Успеваемость от этого не повышается, зато накапливается усталость, а вместе с ней испаряется желание учиться.

Что мешает делать домашнее задание быстро

Как правило, процесс замедляют следующие факторы:

  • слишком сложная программа;
  • неумение сосредоточиться;
  • неумение правильно распределять время;
  • усталость;
  • отсутствие мотивации.

Первый пункт — когда программа слишком сложна для конкретного ученика — требует серьёзного пересмотра образовательного процесса. Возможно, придётся пообщаться с преподавателями, найти репетиторов или даже перевестись в учебное заведение попроще.

Но, как правило, дело всё-таки в остальных четырёх причинах. Если обратить на них внимание на старте учебного года, то шансы запустить какой-то важный предмет — и оказаться среди хронически отстающих — сведутся к минимуму.

Как помочь сосредоточиться

1. Организуйте удобное рабочее место

Слишком высокая или низкая столешница, неудобная посадка, посторонние шумы — все эти мелочи раздражают, снижают концентрацию и в целом плохо влияют на самочувствие.

В идеале для домашних заданий нужен отдельный письменный стол, расположенный напротив окна. Стул должен быть устойчивым и регулируемым — чтобы обеспечить максимальный комфорт и разгрузить спину. Если ступни не опираются о пол, а болтаются в воздухе, купите специальную подставку.

2. Наведите порядок на столе и в ящиках

Это необходимое условие. Во-первых, бардак рассеивает внимание. Во-вторых, больше времени уходит на поиски необходимых предметов, которые должны быть под рукой. Убрав всё лишнее, вы сможете удобно разложить тетради, книги и всё, что вам нужно для выполнения задания.

3. Отложите мобильный и отключитесь от соцсетей

Ничто так не отвлекает от домашней работы, как мессенджеры, мобильные игры и прочие дары смартфона. На время подготовки к занятиям отложите мобильный как можно дальше и установите режим «Не беспокоить». На всякий случай составьте список контактов, которые смогут дозвониться даже в разгар подготовки к контрольной по математике.

Если выполняете задание на компьютере, выработайте привычку отключаться от всех соцсетей.

4. Переоденьтесь в комфортную одежду

Чем меньше что-то жмёт, трёт, колет и стесняет движения, тем больше шансов сосредоточиться на главном. В данном случае — на домашнем задании.

5. Поставьте классическую музыку

Этот совет подходит не всем, но попробовать стоит. Некоторые исследования подтверждают Music during Lectures: Will Students Learn Better? , что классика способствует концентрации и усвоению информации.

Как правильно распределить время

1. Приступайте к домашнему заданию как можно раньше

Оптимально сделать всё сразу после занятий — пока из памяти ещё не выветрились полученные знания.

2. Расставьте задачи по значимости и срочности

Всегда найдётся задание, которое можно отложить на завтра. А если велик риск, что вы всё равно не успеете сделать весь объём сегодня, лучше уделить больше времени тому, что горит. Например, подготовке к завтрашнему тестированию.

3. Начните с самых сложных задач

Чем дольше сидишь над домашним заданием, тем ниже работоспособность и концентрация внимания. И это понятно: постепенно накапливается усталость. Есть смысл начинать со сложных заданий: на свежую голову их получится сделать быстрее. А затем перейти к чему-то попроще.

4. Делайте перерывы

Казалось бы, тут кроется противоречие: если нужно что-то сделать быстрее, зачем тратить время на перерывы? Но исследования уже не раз подтверждали Brief diversions vastly improve focus, researchers find , что после паузы повышается способность сфокусироваться и эффективность работы. А значит, и задачу можно решить в более короткие сроки.

На этом принципе строится одна из ключевых методик современного тайм-менеджмента — техника Pomodoro. Схема «25 минут усердно трудимся — 5 минут отдыхаем» подходит и для учебного процесса. Временные отрезки могут быть другими, но смысл остаётся прежним.

Как снять усталость

1. Подкрепите силы

После тяжёлого учебного дня нежелательно садиться за уроки на голодный желудок. Из-за недостатка энергии вы будете засыпать над книжкой и продираться сквозь задания со скоростью улитки. Лёгкий перекус и достаточное количество воды помогут восполнить запас сил и подпитают мозг.

2. Проветривайте комнату

Утомляемость может быть вызвана недостатком кислорода. Хорошо, если в комнате постоянно циркулирует свежий воздух. В холодное время открывайте окна хотя бы на 5 минут каждый час.

3. Чаще двигайтесь

Во время перерывов обязательно встаньте со стула, пройдитесь или сделайте пару упражнений, чтобы размяться и снять мышечное напряжение.

Как улучшить мотивацию

1. Не забывайте о пользе домашнего задания

Его выполнение — это не бесполезное и бесцельное времяпрепровождение. Домашнее задание нужно, чтобы закрепить знания, получить новую информацию, почувствовать себя более уверенно. Если напоминать себе о важности того, что вы делаете, процесс идёт живее.

При регулярном выполнении домашних заданий развивается множество полезных умений: от тайм-менеджмента до навыка самообразования и потребности постоянно учиться чему-то новому.

2. Радуйте себя во время пауз

Прочитайте, что вам пишут в мессенджере. Съешьте конфетку. Или послушайте любимый саундтрек. Постарайтесь получить от пятиминутного перерыва максимум удовольствия.

3. Не скупитесь на похвалу

Ребёнку — если вы родитель. Себе — если вы и есть ученик. Каждая решённая задача, написанное сочинение или выученный стих достойны хотя бы краткого, но искреннего восторга: «Молодец!»

4. Старайтесь обходиться без посторонней помощи

В случае трудностей всегда есть соблазн обратиться за подмогой к родителям или знакомым, более подкованным в предмете. Самостоятельная работа с непривычки может занять больше времени. Но постепенно приходит навык быстро находить нужную информацию и решения самостоятельно. А это, в свою очередь, подстёгивает самооценку.

5. Запланируйте что-то интересное

Подбодрите себя или ребёнка приятными планами на вечер. Как только закончите с уроками, можно наконец-то съесть мороженое, поиграть в компьютерную игру, сходить в гости. Список легко продолжить.

Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1

Часто выполнение домашних заданий приносят в семью школьника ежедневные переживания. В простейшем случае, домашняя работа входит в обычную семейную рутину и ребенок делает ее без каких-либо сражений. Тем не менее, домашние задания нередко вызывают ежедневные головные боли членов семьи. Поэтому в начале учебного года хорошо бы задуматься о том, как сделать выполнение домашнего задания необременительным.

Есть много причин, почему работа с уроками становится сложной. Типичной проблемой в этой ситуации являются различные трудности в концентрации внимания. Это не всегда нарушение, но ребенку все равно может понадобиться помощь взрослых. Этот текст содержит советы о том, как поддержать ребенка, который по тем или иным причинам испытывает трудности с выполнением домашних заданий.

Создайте четкую рутину

Когда ребенку трудно сосредоточиться на домашней работе, родители могут помочь ребенку структурировать эту ситуацию. Прежде всего, родители должны сделать выполнение домашнего задания привычным действием. Поговорите об этом с ребенком в спокойной обстановке, когда ребенок в хорошем настроении. Скажите ребенку, что вы на его стороне и хотите помочь ему наладить выполнение домашних заданий.

Когда Подумайте вместе, в какое время ребенок делает домашнее задание. Каково собственное желание ребенка и что вы думаете об этом как родитель? Для ребенка обычной практикой является перекусить после школы, а затем сесть за уроки. Если вашему ребенку нужна помощь, чтобы начать работу, продумайте как вписать это в ваше расписание. Если вашему ребенку трудно сосредоточиться на выполнении домашнего задания, важно, чтобы приступая к работе от был достаточно бодрым и готов к этому: выполнение домашнего задания не стоит начинать на годный желудок или откладывать его на поздний вечер.

Читать еще:  Забор из горбыля своими руками

Как Затем подумайте о том, какая помощь нужна вашему ребенку для выполнения домашней работы. Вы всегда находитесь рядом с ребенком или вы доступны только при необходимости? Для многих детей самая сложная задача в выполнении домашнего задания — это начать его делать. Помните, что многим детям нужна помощь с домашним заданием! Ребенок научится работать со временем более самостоятельно, но сейчас он, возможно, еще не может этого сделать сам и нуждается в вашей помощи.

Где Кроме того, стоит подумать о том, где ребенок обычно делает свою домашнюю работу: за обеденным столом, в своей комнате, в группе продленного дня?

Запишите на бумаге то, о чем вы договорились! Таким образом, вы можете вернуться к вашему договору в разговоре с ребенком.

Четкая организация процесса выполнения домашних заданий поможет как ребенку, так и родителям: если вы знаете, когда, как и где ваш ребенок выполняет домашнюю работу, вам не нужно думать об этом постоянно.

Однако не всегда достаточно четко организовать расписание и пространство для выполнения домашнего задания, так как некоторым детям трудно сосредоточиться на работе. Такая ситуация потребует от родителей творческого подхода. Как помочь ребенку сделать домашнее задание, когда его мысли блуждают и здесь и там, когда его что-то беспокоит?

Разбейте домашнюю работу на части. Когда ребенку трудно сосредоточиться, задание может показаться ему огромным и непреодолимым. Помогите ребенку разделить домашнюю работу на более мелкие части. Определите этапы работы и поддерживайте ребенка своей похвалой: «Сегодня у нас четыре задачи, которые нам нужно решить», «Ух ты, ты уже выполнил две из четырех задач! Осталось еще две задачи». Если ребенок отвлекся, вы можете помочь ему вернуться к выполнению задания. Спокойно напомните ему, что он теперь делает домашнюю работу, а не строит бумажный самолетик: сейчас время для работы, потом для игры.

При необходимости вы можете сделать небольшой перерыв при выполнении домашних заданий. Вы можете установить для своего ребенка цель: например, сосредоточиться на работе в течении 10 минут, после чего он заработает перерыв на несколько минут. Во время паузы ребенок может вставать и двигаться или ходить.

Попробуйте визуализировать объем домашнего задания. Одни только слова часто проходят мимо внимания беспокойного ребенка. Нарисуйте на бумаге столько коробок, сколько заданий должен сделать ребенок. После того, как ребенок выполнил одно задание, он может раскрасить коробку или поставить на ней галочку. Когда ребенок видит домашнее задание в визуальной форме и может отслеживать свой прогресс, ему легче сосредоточиться на задаче.

Хвалите и поощряйте

Родители расстраиваются, когда ребенку трудно сконцентрироваться на домашней работе и выполнить ее. Однако обвинение ребенка в недостаточной концентрации не поможет ему сосредоточиться. Необходимо найти другие виды обратной связи о его работе. Важно, чтобы вы хвалили своего ребенка, не только, когда он выполнил свою домашнюю работу, но и когда вы заметите, что он старается изо всех сил. В этом случае у ребенка появится и закрепится положительный опыт в том, что он может и умеет, стоит только как следует постараться.

Если вашего ребенка очень сложно мотивировать на самостоятельное выполнение домашних заданий, вы можете, например, договориться о небольших вознаграждениях на несколько недель: если ребенок делает домашние задания так, как вы договорились (например, пять дней подряд без напоминаний), то он получит приз в виде партии в шахматы с папой или возможности выбрать сладости на выходные.

Как помочь ребенку сконцентрироваться на домашнем задании

Прокрастинация – это попытка не делать того, чего не хочется, но очень надо. Вариантов увиливать от важных дел много: плохая погода за окном, хочется десятую чашечку чая, надо срочно посмотреть интересную передачу или новости по телевизору, да и вообще просто подумать, как жить дальше. Для взрослых написано немало книг о том, как замотивировать себя на работу, найти вдохновение даже для скучных дел. А что слышит ребенок, которого ждет выполнение домашних заданий? “А ну бегом за уроки! Сколько можно повторять!” или разнообразные варианты коронных родительских фраз про важность обучения.

Так мы закрепляем в нем уверенность, что учеба – скучная обязаловка. Он, конечно, сядет за уроки, но сделает их на “лишь бы было”, или растянет это удовольствие до позднего вечера. А можно предложить ему эффективные методы, которые помогут справляться с важными делами вовремя.

Метод помидора

Его придумал в конце 1980-х итальянец Франческо Чирилло. Необходимо разбить свои дела на несколько задач, завести таймер на 25 минут (у автора метода таймер был в виде помидора – отсюда и название). В течение этого времени ни на что нельзя отвлекаться. После того как прозвенит звонок, сделать пятиминутный перерыв. Этот метод учит эффективно распоряжаться своим временем и концентрироваться на работе. Правила планирования дел в стиле помидора:

  • составить список дел на день;
  • завести будильник, таймер на 25 минут (важно именно услышать звонок);
  • в это время нельзя отвлекаться на другие дела и задачи;
  • после четырех таких помидоров делается перерыв на 15-30 минут;
  • если дело закончено, то в списке дел надо поставить галочку;
  • один помидор не делится. Если работа была прервана, то галочка не ставится, а помидор начинается сначала;
  • если задача очень большая, то стоит ее поделить на несколько помидоров.

Серьезные дела – серьезная поза

Лучше всего уроки учатся, как и в школе, за столом. Тело ребенка уже привыкло, что сидя за партой, с ровной спиной, ему необходимо будет выполнять задания и думать головой. Поэтому и дома такая поза поможет скорее приступить к решению домашних заданий. С рабочего стола стоит убрать все отвлекающие предметы, выключить телевизор и телефон.

Блокнот, карандаш и галочки

Умение планировать свои дела – важный навык в современном мире, а у наших детей столько дел и обязанностей, что учиться этому надо уже с первого класса. Задача, записанная на бумаге, – уже вполне конкретная и осязаемая, а значит, у ребенка намного больше шансов ее выполнить. Когда в голове много мыслей, они очень быстро разлетаются, забываются, ребенку легче отвлечься на другие свои потребности. А вот список дел перед его глазами всегда будет возвращать его к реальности. Для этого можно завести красивый блокнот, пусть записывает дела, которые ему необходимо сделать за день. Например, можно воспользоваться упрощенной версией Bullet Journal, которую придумал веб-дизайнер Райдер Кэрролл:

  • на первой странице блокнота пронумеровать в столбик даты месяца и дни недели, можно отметить сразу важные события;
  • напротив ежемесячного календаря написать дела, которые необходимо сделать в текущем месяце;
  • дальше можно планировать дела на неделю и каждый день в виде маркированного списка;
  • отмечать выполненные дела галочками; если что-то не получилось, то задача переносится на следующий месяц/день/неделю или вычеркивается за ненадобностью.

Конечно, такая система больше подойдет для старшеклассников, а вот младшим школьникам можно предложить записывать дела на стикерах и приклеивать или в блокнот, или на доску. Например, задачи на зеленых стикерах – очень важны, и их надо сделать в первую очередь, на желтых – второстепенные и менее важные.

Сделал дело – получи конфетку

Ребенка необходимо поощрять за продуктивное использование своего времени и всячески поддерживать в его стараниях. Не забывайте, чтобы он отдыхал между своими занятиями, например, это могут быть физические упражнения, прогулка или кратковременный сон, в зависимости от того, чем он перед этим занимался.

10 ошибок при выполнении заданий на дом

1. Пытаться успеть все сразу

Реферат по истории задали месяц назад, топик по английскому — на прошлой неделе, но поскольку сроки не поджимали, выполнение откладывалось и откладывалось, пока не оказалось, что сделать все нужно к утру, а помимо истории и английского на завтра есть еще алгебра и русский язык. Приходится в панике хвататься то за реферат, то за текст, то за упражнения. Но и так понятно, что даже если все-таки успеть подготовить задания к началу уроков, получится плохо, да и вряд ли удастся хорошо представить работу — после бессонной-то ночи.

Читать еще:  Как вырастить крепкие кустовые хризантемы

Типичная ошибка многих школьников — не следить за тем, когда и сколько заданий придется сдавать. Это дает возможность наслаждаться «пустыми» днями, но потом приходится работать в режиме аврала. Чтобы избежать необходимости делать все сразу, стоит заранее составлять список дел на ближайшее время и равномерно распределять их по дням.

2. Стремиться к идеалу

Бесконечные работы над ошибками и переписывания «начисто» в начальной школе приучили нас к тому, что необходимо достигать идеального результата, без единой помарки, опечатки и неточности. В некоторых случаях такая скрупулезность оправдана: от вашей внимательности может зависеть, например, количество баллов на ЕГЭ. В большинстве же ситуаций нет никакой необходимости тратить столько усилий на проверку незначительных деталей. Обращая слишком много внимания на мелочи, вы можете застрять на одном упражнении и потратить на него все время и все силы. Лучше сосредоточиться на сути заданий и успеть больше за меньший срок. Руководствуйтесь законом Парето: 20% усилий приносят 80% результата.

3. Откладывать учебу на последний момент

Сложно заставить себя сесть за домашнюю работу сразу после школы. Но после обеда и отдыха мозг расслабляется, и заниматься хочется еще меньше. В итоге многие начинают учиться уже глубокой ночью или даже утром, перед уроками. В первом случае это плохо потому, что человек уже устал, глаза слипаются, и работу часто приходится переделывать. Во втором случае появляется ощущение тревоги: времени остается совсем мало, а нужно так много успеть. Стресс и спешка тоже приводят к неточностям.

Гораздо лучше определить самое продуктивное время для подготовки и раз и навсегда выделить его непосредственно под учебу. Разным людям удобно делать задания в разное время суток: кому-то проще заниматься этим вечером, кому-то — утром. При составлении плана домашних занятий стоит учитывать свои особенности, но не использовать их как причину отложить выполнение работы.

4. Учиться параллельно общению в соцсетях

Когда не хочется садиться за домашнюю работу, велико искушение дать себе поблажку: «Да, я делаю упражнения по ненавистной химии, но параллельно буду смотреть новый сезон сериала» или «Я выучу слова из урока по немецкому, но при этом буду переписываться с одноклассниками». Кажется, что так веселее, да и разум не так сильно напрягается: вы же постоянно переключаетесь.

В действительности ваше внимание сильно рассеивается, и в конечном итоге вы и работу выполняете плохо, и от общения или сериала не получаете удовольствия. Лучше сконцентрироваться только на домашних заданиях, что позволит выполнить их хорошо и быстро, а потом, в качестве награды, заняться более приятными делами.

5. Прокрастинировать

Когда совесть не позволяет отложить домашнюю работу, но и желания делать ее нет, человек иногда использует альтернативный способ избегания — прокрастинацию. Вы вроде как намерены сесть за выполнение заданий, но решаете сперва подготовить стол, наточить карандаши, проверить, пишут ли ручки. В процессе вы вдруг вспоминаете, что давно планировали позвонить бабушке или обещали прибраться в комнате. Казалось бы, вы не ленитесь и заняты работой, просто. другой.

Чтобы избежать подобных ситуаций, стоит определить конкретный момент старта и в дальнейшем следить за тем, чтобы не отвлекаться на посторонние занятия, пока необходимый объем работы не будет выполнен.

6. Работать без временных рамок

Существует принцип, согласно которому дело занимает ровно столько времени, сколько вы на него отводите. Но, скорее всего, вы не выполните всю работу за пять минут, даже если будете очень стараться. Тем не менее, если ограничения разумны, это правило работает отлично. Без временных рамок вы будете заниматься неспешно, лениво, периодически отвлекаясь на другие дела, и это создаст впечатление, что времени еще много и нет нужды напрягаться.

Но несмотря на ощущение расслабленности, так вы все равно изматываете себя, а времени на отдых и развлечения, которые позволят восстановить силы, не остается. Если же вы ставите себе временные рамки, то начинаете работать эффективнее и выполняете задачи в разы быстрее и иногда и качественнее.

7. Трудиться непрерывно

Другая ошибка — пытаться сделать все за один присест. Может показаться, что лучше быстро выполнить все и идти отдыхать. Вы в быстром темпе делаете упражнения по физике, переходите к сочинению по литературе, а сразу после него — к географическим картам по географии. Такой подход позволяет быть в тонусе, однако разум способен концентрироваться лишь ограниченное количество времени, после чего следует неизбежный спад: вы сами не замечаете, как замедляетесь, а качество работы падает.

Гораздо лучше перемежать периоды активности с кратковременным отдыхом. Например, использовать метод «Помидора»: учиться по таймеру по принципу 25 минут трудимся, 5 — отдыхаем.

8. Не прибираться на рабочем месте

Подростки часто недооценивают важность удобного и чистого рабочего пространства. Но захламленный стол мешает трудиться. Физически сложно выполнять домашнюю работу, если некуда положить тетрадь и учебник, а при попытке достать с полки книгу оттуда сыплются фантики и клочья пыли. К тому же, когда рядом много лишних предметов, в разы возрастает вероятность того, что вы на них отвлечетесь. Вы можете вспомнить, что не слушали диск, который валяется на столе, или решить подправить макияж, раз уж тушь под рукой. При этом на поиски необходимого — циркуля, линейки, учебника — будет уходить слишком много времени.

Приучите себя перед началом занятий убирать со стола все лишнее, а нужные предметы, наоборот, класть неподалеку. Это позволит не только сэкономить большое количество времени, но и не даст в дальнейшем выпасть из процесса.

9. Садиться за работу сразу после школы

Когда вы только вернулись с уроков, разум еще трудится над событиями прожитого дня, и мотивация работать дальше может быть довольно высокой. С одной стороны, такое состояние можно использовать с толком, с другой, за время уроков успевает накопиться усталость. Даже если вы из тех, кто даже после целого дня в школе полон сил, сделайте короткий перерыв на обед и небольшой отдых. Это позволит ненадолго переключиться и восстановить силы.

10. Выполнять важные задачи формально

Говоря начистоту, все мы знаем, что часть домашней работы не требует глубокого погружения в тему. Подобные задания можно смело выполнять ровно так, как это необходимо. Трудности возникают тогда, когда вы начинаете относиться подобным образом к профильным предметам и важным задачам. Если времени не хватает, можно сделать реферат по ОБЖ спустя рукава, но если вы будете так относиться к ЕГЭ, это может обернуться катастрофой.

К тому же стоит осознавать, что для полного понимания предмета и хорошей учебы в вузе одних школьных уроков, скорее всего, не хватит. Если вы всерьез решили посвятить себя какому-то делу, нужно уже в школе искать дополнительные источники информации: открытые лекции, образовательные видео на Youtube, вузовские книги и т. п.

Учеба в школе — непростое дело, особенно когда приближаются переводные и выпускные экзамены. Однако в ваших силах облегчить себе подготовку к урокам и выполнение заданий, если вы научитесь избегать типичных ошибок, которые совершают целые поколения школьников.

Как планировать домашнее задание?

Тайм-менеджмент — умение управлять своим временем — давно стал одной из ведущих компетенций современного человека. Ребенку справиться с планированием сложнее всего, особенно, если родители перестают контролировать каждый его шаг. И это правильно! Формирование самостоятельности — необходимое условие взросления.

Подготовка домашнего задания — головная боль и ребенка, и родителей, и учителей. Ребенок ничего не успевает или все забывает, родители узнают о том, что подготовить поделку к завтрашнему уроку технологий надо в 10 вечера, а учителям может оказаться просто нечего проверять на следующем уроке.

Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и в срок.

Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы

Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы.

Например: 2 часа в понедельник, 3 ­часа во вторник, час — в среду.

Напомним! Министерство просвещения определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.

Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба — времени точно будет меньше, и это стоит учесть.

Читать еще:  Игры для детей дома

В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала

Подумайте: нельзя ли использовать утро?

Если ребенок в конце дня сильно устал, то однозначно не стоит заставлять его выполнить все в режиме «не сделал — не ляжешь». Перенесите задание с вечера на утро. Со старшеклассниками такая система работает на ура, как и со студентами: пусть ребенок ложится спать, но поставит будильник на час или полтора раньше. С утра мысли будут свежими, а энергии хватит на осознанное чтение главы и даже решение задач.

Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф ­— вполне.

В пятницу особенно хочется после окончания уроков больше не заниматься ничем. Но это действительно волшебное время, которое стоит использовать по-максимуму. Впереди выходные и возможность выспаться, что добавит несколько очков в копилку хорошего настроения.

Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.

Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы

Первым делом необходимо составить список всего, что придется сделать на этой неделе. Эссе, задачи, игра в футбол в четверг, дополнительные задания с курсов по иностранному языку ­— абсолютно все. Так будет легче узнать, как лучше «раскидать» все необходимое по дням. Если выдается относительно свободный день, лучше запланировать на него подготовку несрочного (например, с понедельника на четверг) задания, чтобы в среду не лечь спать за полночь.

Точные формулировки задания

Очередное «Саша, привет! А что нам по математике задали, а то я не записал?» означает лишь одно: расход драгоценного времени. Приучите ребенка всегда записывать все целиком.

Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):

Предмет (русский или алгебра)

Задание (конкретный текст учителя)

Формат (эссе, презентация, проект)

Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)

Сроки (когда нужно сдать)

Время на выполнение

Оцените, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного задания. Лучше быть реалистичным и закладывать больше, чем меньше. Если ребенок справился с заданием раньше — можно вознаградить себя перерывом или начать выполнять следующую часть, чтобы закончить раньше. Такая игрофикация ­— «борьба» с самим собой — отлично мотивирует.

Если вы точно знаете, что с сочинением придется повозиться дольше, чем с примерами, то лучше начать с примеров. Да, опытные тайм-менеджеры советуют сначала «съедать лягушку», то есть делать самое неприятное, но с уроками это не пройдет. Ребенок расстроится, измучается и у него пропадет все желание делать что-либо еще.

Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры или задачи (алгебра, физика, химия — то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.

Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать — сведет к нулю все усилия.

Как помочь ребенку сконцентрироваться на домашнем задании

Прокрастинация – это попытка не делать того, чего не хочется, но очень надо. Вариантов увиливать от важных дел много: плохая погода за окном, хочется десятую чашечку чая, надо срочно посмотреть интересную передачу или новости по телевизору, да и вообще просто подумать, как жить дальше. Для взрослых написано немало книг о том, как замотивировать себя на работу, найти вдохновение даже для скучных дел. А что слышит ребенок, которого ждет выполнение домашних заданий? “А ну бегом за уроки! Сколько можно повторять!” или разнообразные варианты коронных родительских фраз про важность обучения.

Так мы закрепляем в нем уверенность, что учеба – скучная обязаловка. Он, конечно, сядет за уроки, но сделает их на “лишь бы было”, или растянет это удовольствие до позднего вечера. А можно предложить ему эффективные методы, которые помогут справляться с важными делами вовремя.

Метод помидора

Его придумал в конце 1980-х итальянец Франческо Чирилло. Необходимо разбить свои дела на несколько задач, завести таймер на 25 минут (у автора метода таймер был в виде помидора – отсюда и название). В течение этого времени ни на что нельзя отвлекаться. После того как прозвенит звонок, сделать пятиминутный перерыв. Этот метод учит эффективно распоряжаться своим временем и концентрироваться на работе. Правила планирования дел в стиле помидора:

  • составить список дел на день;
  • завести будильник, таймер на 25 минут (важно именно услышать звонок);
  • в это время нельзя отвлекаться на другие дела и задачи;
  • после четырех таких помидоров делается перерыв на 15-30 минут;
  • если дело закончено, то в списке дел надо поставить галочку;
  • один помидор не делится. Если работа была прервана, то галочка не ставится, а помидор начинается сначала;
  • если задача очень большая, то стоит ее поделить на несколько помидоров.

Серьезные дела – серьезная поза

Лучше всего уроки учатся, как и в школе, за столом. Тело ребенка уже привыкло, что сидя за партой, с ровной спиной, ему необходимо будет выполнять задания и думать головой. Поэтому и дома такая поза поможет скорее приступить к решению домашних заданий. С рабочего стола стоит убрать все отвлекающие предметы, выключить телевизор и телефон.

Блокнот, карандаш и галочки

Умение планировать свои дела – важный навык в современном мире, а у наших детей столько дел и обязанностей, что учиться этому надо уже с первого класса. Задача, записанная на бумаге, – уже вполне конкретная и осязаемая, а значит, у ребенка намного больше шансов ее выполнить. Когда в голове много мыслей, они очень быстро разлетаются, забываются, ребенку легче отвлечься на другие свои потребности. А вот список дел перед его глазами всегда будет возвращать его к реальности. Для этого можно завести красивый блокнот, пусть записывает дела, которые ему необходимо сделать за день. Например, можно воспользоваться упрощенной версией Bullet Journal, которую придумал веб-дизайнер Райдер Кэрролл:

  • на первой странице блокнота пронумеровать в столбик даты месяца и дни недели, можно отметить сразу важные события;
  • напротив ежемесячного календаря написать дела, которые необходимо сделать в текущем месяце;
  • дальше можно планировать дела на неделю и каждый день в виде маркированного списка;
  • отмечать выполненные дела галочками; если что-то не получилось, то задача переносится на следующий месяц/день/неделю или вычеркивается за ненадобностью.

Конечно, такая система больше подойдет для старшеклассников, а вот младшим школьникам можно предложить записывать дела на стикерах и приклеивать или в блокнот, или на доску. Например, задачи на зеленых стикерах – очень важны, и их надо сделать в первую очередь, на желтых – второстепенные и менее важные.

Сделал дело – получи конфетку

Ребенка необходимо поощрять за продуктивное использование своего времени и всячески поддерживать в его стараниях. Не забывайте, чтобы он отдыхал между своими занятиями, например, это могут быть физические упражнения, прогулка или кратковременный сон, в зависимости от того, чем он перед этим занимался.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector