3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что ждет ведомственную охрану в году

Вневедомственная охрана в 2020 году

Информация о сокращениях во вневедомственной охране, запланированных в 2020 году, появилась в онлайн-СМИ в июле 2019 года. Авторы сообщили о ее планирующемся переподчинении ОМОН и переименовании в роту обеспечения охраны. Основной задачей роты обеспечения станет круглосуточное патрулирование маршрутов, а непосредственно охрану зданий и объектов на посту поручат комендантским частям МВД.

Авторы сообщений ссылались на данные закрытого совещания, состоявшегося при Совбезе РФ. В журналистских материалах указывались и отделы, филиалы и управления вневедомственной охраны, которым в 2020 году грозит ликвидация.

Опровержение

Через несколько дней пресс-служба Росгвардии опровергла новости, распространенные в интернете и вызвавшие серьезный резонанс. В сообщении, размещенном на официальном сайте Росгвардии, говорится, что данные, изложенные в публикации, не правдивы. Никаких планов по расформированию вневедомственной охраны, перераспределению полномочий, нет. Подобные вопросы не обсуждались на ведомственных совещаниях – авторы статьи ввели в заблуждение пользователей.

Грядут изменения

Журналистские выводы о предстоящем реформировании службы пока официально не подтвердились, но без изменений не обойдется. Они упомянуты в Концепции развития вневедомственной охраны, рассчитанной на 2018-2021 годы и далее. В документе говорится, что для оптимизации управления вневедомственной охраны (ВО) в 2020-2021 годах необходима территориально распределенная централизованная система наблюдения. Она позволит моментально реагировать на поступающие тревожные сигналы на районном уровне.

В период до 2021-го, а в перспективе и до 2025 года планируется реализация следующих мероприятий:

  • подготовить изменения в закон «О войсках национальной гвардии» в части делегирования полномочий российскому правительству по определению объектов, охраняемых национальной гвардией;
  • разработать проект закона «Об охранной деятельности в РФ»;
  • усовершенствовать требования в части антитеррористической защищенности охраняемых объектов.

Уже реформировали

Охранное подразделение реформировали уже не раз. В ходе предыдущих реорганизаций менялась ее структура, сокращалось или увеличивалось количество служащих – в зависимости от выполняемых задач и количества охраняемых объектов.

Сокращение штатной численности, перераспределение полномочий и другие необдуманные действия могут иметь негативные последствия. Одно из них – вынужденное сотрудничество предприятий и ведомств с частными охранными фирмами. Будет ли это финансово выгодно и эффективно? Вряд ли, потому что услуги частных компаний обходятся дороже, чем государственных.

Предыдущие сокращения и переоснащения

Последняя масштабная реорганизация вневедомственной охраны, затронувшая структуру и специфику подразделения, состоялась в 2012 году. Тогда сокращение коснулось почти 40 тысяч служащих. В 2017-2018 годах реформирование продолжилось: рабочие места потеряли около 3 тысяч человек. Процесс коснулся и переоснащения ведомства – сотрудники государственной охраны начали использовать новые шлемы и бронежилеты, приняли на вооружение специальные комплексы для поиска и обезвреживания взрывчатки.

Индексация зарплат

В 2020 году служащие вневедомственной охраны получат повышенную заработную плату. Увеличение окладов произойдет за счет индексации. Индексация планируется ежегодно, начиная с осени 2019 года, и будет соответствовать официальному уровню инфляции. Это значит, что к концу текущего года оклады сотрудников подразделения возрастут в среднем на 4-4,5%. Примерно на такую же сумму увеличатся они и в 2020-м.

При расчете заработной платы служащих государственных охранных ведомств учитываются:

  • должность;
  • звание;
  • стаж работы;
  • льготы (если они положены);
  • региональный коэффициент (он действует в районах со сложными и особыми условиями жизни и работы).

Служащие, задействованные в охране самых важных зданий и учреждений в России, получают повышенные оклады. Большинство подобных объектов сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.

Часть объектов передадут

Ранее охранное ведомство обеспечивало безопасность государственных культурных и научных учреждений. В 2019-ом полномочия по охране многих таких объектов правительство передало коммерческим структурам. В следующем году процесс передачи продолжится. По предварительной информации, из перечня охраняемых зданий и сооружений исключат научные и публичные библиотеки, музеи, плотины и другие гидротехнические сооружения, государственные архивы, недвижимость Центрального банка РФ.

Перечисленные меры позволят российскому правительству сэкономить государственные бюджетные средства. Насколько существенной будет экономия, финансисты ответить затрудняются, потому что модернизация действующей системы охраны повлечет за собой рост расходной части.

В любом случае о расформировании, серьезном сокращении штатной численности или упразднении охранной службы речь не идет. Чиновники федерального уровня, курирующие реформу отрасли, уверены, что работы для госохранных структур будет достаточно даже после уменьшения количества курируемых объектов.

В 2020 году реформа продолжится: не исключено, что ВО передадут функции других подразделений Министерства внутренних дел РФ.

Вневедомственная охрана в 2020 году

В июле 2019 года в онлайн-СМИ прошла информация о запланированных в 2020 году сокращениях среди работников вневедомственной охраны. Наряду с этим говорилось также о планируемой смене названия на «Роту обеспечения охраны» и передаче в подчинение ОМОН. Главной задачей, поставленной перед ротой, будет патрулирование маршрутов в круглосуточном режиме. А вот ранее возложенные на них обязанности по охране объектов, зданий и сооружений передадут комендантским частям МВД.

Выводы журналистов и опровержения Росгвардии

В качестве источников авторы ссылались на информацию некоего закрытого совещания, проведенного при Совбезе РФ. В опубликованных материалах также содержались указания на действующие управления, филиалы и даже отделы вневедомственной охраны, существование которых будет прекращено в 2020 году.

Спустя несколько дней вышло официальное опровержение от пресс-службы Росгвардии о распространившихся новостях, взбудораживших всю общественность. На официальном сайте было размещено обращение, говорившее о недостоверности всех данных, отраженных в публикации. На сегодняшний день не планируется никаких кардинальных изменений, например, таких:

Расформирование вневедомственной охраны;

Сокращение сотрудников вневедомственной охраны;

По перераспределению полномочий;

И других подобных мероприятий.

Пресс-служба Росгвардии утверждает, что на ведомственных собраниях такого рода вопросы не поднимались, а авторы резонансного материала вводят граждан в заблуждение.

В качестве источников авторы ссылались на информацию некоего закрытого совещания, проведенного при Совбезе РФ. В опубликованных материалах также содержались указания на действующие управления, филиалы и даже отделы вневедомственной охраны, существование которых будет прекращено в 2020 году.

Спустя несколько дней вышло официальное опровержение от пресс-службы Росгвардии о распространившихся новостях, взбудораживших всю общественность. На официальном сайте было размещено обращение, говорившее о недостоверности всех данных, отраженных в публикации. На сегодняшний день не планируется никаких кардинальных изменений, например, таких:

Расформирование вневедомственной охраны;

Сокращение сотрудников вневедомственной охраны;

По перераспределению полномочий;

И других подобных мероприятий.

Пресс-служба Росгвардии утверждает, что на ведомственных собраниях такого рода вопросы не поднимались, а авторы резонансного материала вводят граждан в заблуждение.

Несмотря на то, что имеющиеся выводы журналистов не нашли официального подтверждения, столкнуться с переменами нам все же придется. О них говорится в утвержденной Концепции развития вневедомственной охраны, реализация которой рассчитана на 2018-2021 года и далее. Документ рассказывает о необходимости оптимизации управления ВО в 2020-2021 годах для чего необходимо территориально распределить централизованную систему наблюдения. В свою очередь, такие изменения дадут возможность моментального реагирования на каждый поступающий тревожный сигнал именно на уровне района.

В полной мере реорганизацию вневедомственной охраны исключить нельзя, поскольку реформы в этом направлении проводились уже не раз, а вышеупомянутая Концепция содержит в себе описания реализации множества мероприятий до 2021 года, а с учетом описанных перспектив вплоть до 2025 года. Среди них обозначены следующие:

подготовка проекта изменений в закон «О войсках национальной гвардии», касаемо разделов о делегировании Правительству РФ полномочий по определению объектов, которые находятся под охраной национальной гвардии;

разработка законопроекта «Об охранной деятельности в РФ»;

усовершенствование уже имеющихся требований, предъявляемых к антитеррористической защите объектов, находящихся под охраной.

Опыт прошлых лет

Ни для кого не секрет, что охранное подразделение уже не раз подвергалось реформам. Предыдущие изменения касались структуры и численности служащих, на основании возлагаемых обязанностей и численности охраняемых объектов. Именно поэтому полностью исключить упомянутую реорганизацию невозможно, ведь на это влияет и печальное состояние экономики страны. Финансирование данного отделения осуществляется полностью из бюджета, а, как следствие, правительство не упустит возможности уменьшения такой статьи расходов, и, по мнению экспертов, определенное сокращение в рядах ВО будет весомым шагом по оптимизации федеральных расходов.

Аналитики же, учитывая всю специфику вневедомственной охраны, ее главные задачи и количество объектов, находящихся под охраной, описывают наиболее возможные негативные последствия в результате таких кардинальных и необдуманных изменений. К примеру, предприятия и ведомства будут вынуждены прибегнуть к услугам частных охранных фирм. Но будет ли от такого сотрудничества какая-то финансовая выгода? Это очень сомнительно, поскольку частные компании устанавливают цены на свои услуги значительно выше государственных структур.

В 2012 году состоялась последняя из масштабных реорганизаций вневедомственной охраны. Она коснулась и специфики, и структуры всего подразделения. В результате чего почти сорок тысяч служащих попали под сокращение. Но на этом процесс не остановился.

В 2017 – 2018 годах изменения продолжились:

примерно 3 тысячи человек потеряли работу;

для сотрудников были введены совершенно новые бронежилеты и шлемы;

на вооружение поступили особые комплексы по обнаружению и обезвреживанию взрывчатки.

Увеличение окладов сотрудников ВО и передача части объектов

В 2020 предусмотрено проведение индексации заработной платы для всех служащих вневедомственной охраны. Начать планируется осенью 2019 года, и проводиться будет ежегодно. Индексация будет полностью соответствовать официальному по стране уровню инфляции. Соответственно, уже в этом году оклады сотрудников вырастут примерно на 4-4,5%. В 2020 году увеличение прогнозируется на примерно аналогичную сумму.

Заработная плата государственных служащих ВО складывается из различных показателей и зависит от должности и звания, стажа работы и положенных льгот, а в районах, с особыми условиями работы и жизни, применяется региональный коэффициент. Стоит отметить, что работающие на охране важнейших учреждений в России имеют значительно большие оклады. Основная масса таких объектов расположена в Москве и Санкт-Петербурге.

Но такие перемены произойдут за счет экономии средств государственного бюджета, путем передачи части государственных учреждений культуры и науки коммерческим структурам. Этот процесс начат уже в текущем 2019 году, и в следующем он продолжится. Предварительно имеется информация об исключении из перечня следующих объектов:

научные и публичные библиотеки;

плотины и другие гидротехнические сооружения;

недвижимость, принадлежащая Центральному банку РФ.

Однако финансисты затрудняются в оценке предполагаемой экономии. Поскольку результатом таких изменений будет не только экономия бюджетных средств государства, но и увеличение их расходной части.

Можно быть уверенными, что о полном расформировании или глобальном сокращении численности состава ВО беспокоиться не стоит. На федеральном уровне чиновники, отвечающие за проведение подобной реформы, утверждают, что государственные охранные структуры не останутся без работы даже при значительном уменьшении объектов в зоне ответственности ВО. В 2020 году нас ждет продолжение реформ подразделений вневедомственной охраны. Эксперты не исключают возможную вероятность передачи ВО части функций других подразделений, входящих в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко о системе охраны объектов ТЭКа

Росгвардия, стремящаяся получить монополию на охрану объектов ТЭКа высокой опасности, планирует присоединить к себе ведомственную охрану Минэнерго — соответствующий проект указа президента РФ был опубликован 9 августа. О том, какой позиции придерживается Минэнерго в вопросе охраны отраслевых объектов, “Ъ” рассказала замглавы министерства Анастасия Бондаренко.

— Спор между нефтяными компаниями и Росгвардией о том, кто должен охранять объекты ТЭКа, обостряется. Расскажите, какую позицию занимает Минэнерго?

— На стадии реформирования закона о ведомственной охране «Роснефть», «Транснефть», «Газпром» как стратегические общества получили право на создание собственной ведомственной охраны. Ведомственные охранники наделены большим количеством полномочий, чем работники ЧОПа. Разрешение было в первую очередь связано с тем, что эти компании обладают самыми стратегическими активами. Во-первых, это те объекты, незаконное вмешательство в работу которых может привести к очень большим негативным последствиям как для населения, так и для экономики всей страны. Во-вторых, к ним относятся объекты, которые участвуют в производстве продукции для государственных нужд. Другие компании ТЭКа, как частные, так и государственные, правом создавать свои ведомственные охраны не наделены. Они могут привлекать для защиты своих объектов и охрану Росгвардии, и ведомственную охрану Минэнерго, и частные охранные организации. Президентом РФ такой подход был поддержан.

Читать еще:  Из чего делают разделочные деревянные доски

В настоящий момент ряд объектов ТЭКа подлежит категорированию по степени опасности, а в зависимости от категорий установлены требования по их защите. Чем выше категория, тем выше требования, выше расходы компаний. Минэнерго был разработан законопроект, который говорит буквально следующее: объекты трех стратегических обществ и их дочерних компаний охраняются собственными ведомственными охранами (это остается неизменным), все остальные объекты ТЭКа имеют право охранять все виды охранных структур, но к охране объектов высокой и средней категории опасности смогут быть допущены только те ЧОПы, которые будут соответствовать повышенным требованиям, установленным правительством. Такие дополнительные требования к ведомственным охранам устанавливаться не будут.

Законопроект согласовывался довольно долго, и в какой-то момент Росгвардия предложила, чтобы все объекты высокой категории могли охраняться исключительно силами Росгвардии или ведомственной охраны, в данном случае Минэнерго.

— Причем сама же Росгвардия и предоставляет лицензии на частную охранную деятельность…

— Да, это нюанс. Во-первых, предоставление лицензии, во-вторых, проведение проверок Росгвардией ЧОПов. Кстати, в последнее время претензии со стороны Росгвардии к тем ЧОПам, которые охраняют такие объекты, существенно выросли. Компании, не соглашаясь зачастую с такими претензиями, идут в суды.

— К объектам каких компаний предъявлялись претензии?

— Могу назвать, например, ЛУКОЙЛ. Впрочем, «Татнефть», «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК, СИБУР, «Газпром нефть» и ряд других компаний выступают в поддержку нашего законопроекта. Они предоставили свои обоснования, которые содержат очень важный момент. Дело в том, что объекты ТЭКа, подлежащие охране, юридически все-таки объекты частной собственности. Хорошо охранять свое имущество — экономический интерес собственника. Например, у ЛУКОЙЛа есть компания «Луком-А», которая относится по закону к частным охранным структурам. За 26 лет своего функционирования была доказана ее эффективность: ни одного серьезного нарушения в работе объектов не допущено, наоборот, предотвращен ряд неблагоприятных ситуаций. Компания серьезно развивает это направление, сотрудники постоянно обучаются по программам повышения квалификации и переподготовки, причем и по техническим, и по технологическим аспектам охраняемых объектов (объекты добычи, объекты переработки, линейные, площадные — везде есть специфика). Идею разрушения сложившейся эффективной системы в компаниях ТЭКа мы не поддерживаем. Ведь в итоге это история про эффективность всего холдинга.

— Ужесточение квалификационных требований приведет к росту расходов со стороны компании?

— Компании и сейчас достаточно вкладываются в системы защиты своих объектов. Нам осталось проанализировать лучшие практики по защите объектов и предложить единые подходы к закреплению их в акте правительства. Но установление требований к ЧОПам относится к компетенции Росгвардии, поэтому она занимается сбором предложений. Мы свое видение в разрезе компаний ТЭКа, конечно, дадим.

— Как выглядит структура рынка охранных услуг в ТЭКе? Во сколько оценивается этот рынок?

— Оценить весь объем рынка охранных услуг довольно сложно. Объекты ТЭКа помимо ведомственной охраны Минэнерго, своих ведомственных охран и частных охранных организаций охраняются также подразделениями самой Росгвардии и подведомственным ей ФГУП «Охрана». У этого ФГУПа под физической защитой более 6,5 тыс. объектов по всей стране во всех отраслях (объектов ТЭКа из них около 100) и кратно больше — под техническими средствами охраны.

Еще есть перечень объектов, охраняемых исключительно войсками Росгвардии. К ним относятся 13 объектов «РусГидро», 199 нефтяных объектов в Чеченской Республике и шесть в Ингушетии, ряд крупных подстанций и, конечно, объекты энергомоста в Крым.

— Когда законопроект будет принят?

— В июле состоялся круглый стол в Госдуме, где наши предложения были поддержаны. Сам законопроект сейчас находится в правительстве, и по нему уже состоялся ряд совещаний у профильного заместителя председателя. Планируем его внести в осеннюю сессию, надеемся, что он будет принят в этом году. Важно, что предлагаемый подход был поддержан Совбезом РФ, ведь этот вопрос доходил и до президента. Кстати, в свое время законопроект был согласован и с самой Росгвардией, вот только спустя год после своего согласования она резко изменила свою позицию. Однако я уверена, что мы найдем с коллегами взаимопонимание. Надо сбалансировать решение между вопросами безопасности таких объектов и вопросами эффективности деятельности компаний ТЭКа, которым они принадлежат.

— Какую работу в рамках инвентаризации нефтяных месторождений сейчас проводит Минэнерго?

— Для стимулирования увеличения объемов добычи нефти и бюджетных поступлений мы проводим систематизацию месторождений и льгот по соответствующим критериям, а также продолжаем сбор информации от компаний. Доклад в правительство должны представить уже в октябре этого года, хотя, по некоторым оценкам, на обработку и анализ всей информации может уйти больше времени. Даже промежуточные итоги сейчас подводить преждевременно, особенно с учетом недавних изменений в налогообложении: в частности, в прошлом году — введения НДД, в этом году — обратного акциза на нефть.

— Какие категории месторождений выделены в «дорожной карте» по инвентаризации?

— В «дорожной карте» один блок посвящен месторождениям Западной Сибири, еще один — остальным месторождениям как на суше, так и на континентальном шельфе. И отдельно выделяются сухопутные месторождения в арктической зоне.

— Сейчас возобновилось обсуждение закона «О нефти», против которого всегда выступали нефтяные компании. В какой оно сейчас стадии?

— Нефтяная отрасль в данный момент урегулирована, но существует два подхода. Первый состоит в том, что отрасль может регулироваться рядом законов, второй — надо консолидировать в одном законе все нормы, которые относятся к нефтяной отрасли. В начале 2010-х годов Минэнерго разработало закон о госрегулировании добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов. Во время обсуждения были разногласия и с компаниями, и с ФОИВами. Альтернативная Минэнерго точка зрения заключалась в том, что большинство отношений уже урегулированы соответствующими нормативными актами. ФАС, например, в свое время разработала законопроект «О ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов», который тоже не прошел из-за отсутствия предмета как такового. Ключевой вопрос: регулировать или не регулировать ценообразование, создавать рыночный механизм или управляемый государством. Ответ правительства был однозначный — это рыночные отношения. В 2017 году был внесен законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, но это документ с более узким предметом. Большой круг отношений нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний лежит во взаимоотношениях с компанией «Транснефть». Как транспортировать и диспетчерировать нефть, кому принадлежат трубопроводы, как их разделять на магистральные и промысловые? Как регулируются взаимоотношения и синхронизируются инвестпланы нефтекомпаний и «Транснефти»? Этот проект находится в правительстве, работа по нему пока приостановлена. Прошлый год ознаменовался скачком цен на нефтепродукты, правительство принимало оперативные решения по изменению налогового законодательства. После встречи Дмитрия Медведева с членами фракции КПРФ нам было дано поручение поработать над единым законом о госрегулировании отрасли, чем мы сейчас и занимаемся.

— Когда было поручение?

— В апреле 2019 года. Сейчас мы формируем концепцию законопроекта. После этой встречи, кстати, был внесен в Госдуму альтернативный законопроект о госрегулировании отрасли. По сути, это попытка ввести ценовое регулирование на тех рынках, которые у нас уже в достаточно длинном периоде времени являются рыночными. Правительство подготовило по нему отрицательное заключение, кроме того, этот законопроект в остальных вопросах носит по большей части декларативный характер. Поэтому Минэнерго продолжает работу над выполнением поручения председателя правительства. Вопрос в том, в каком разрезе нужен единый закон. По нашему мнению, его принятие целесообразно, но с учетом того, сколько исторических попыток предпринималось для его утверждения, надо понять, что является его предметом, какие необходимы акценты. Еще идет параллельный процесс, который обязательно надо учитывать. Он связан с целым блоком законодательства, за которое отвечает ФАС и Минэкономики (поправки к законам о естественных монополиях, о конкуренции, разработка единого закона о тарифном регулировании). Для отраслей ТЭКа здесь важнее ответы на вопросы: будет ли содержаться тарифное регулирование в отраслевых законах, или все-таки все должно быть упаковано в один закон, а самое главное — реформируем или фиксируем уже сложившуюся систему установления тарифов, которая для каждой отрасли крайне разнообразна. Поэтому, в каком виде быть единому закону о тарифах, это вопрос, над которым сейчас правительство работает.

В данный момент также формируются подходы к такому важному методу установления тарифов, как эталонные затраты. Что такое эталон затрат для каждого из видов деятельности? Возьмем, к примеру, затраты на прокладку трубы. То есть метр трубы в вечной мерзлоте проложить с учетом логистики, сезонности, расходов, оплаты труда персонала, тяжелых условий труда — одни затраты, в Черноземном районе с мягким климатом — совершенно другие. Отвечая на эти и другие вопросы об установлении тарифов, мы подходим и в целом к регулированию инвестиционной деятельности компаний, работающих в сферах естественных монополий.

— Правильно мы понимаем, что законопроект о нефти в значительной степени будет дублировать законопроект о трубопроводном транспорте и главным образом будет регулировать отношения «Транснефти» и нефтекомпаний? Поддерживает ли Минэнерго принцип «качай или плати» и инвестнадбавки к тарифам, которые в рамках него обсуждались?

— В документе, безусловно, будут предусмотрены положения о функционировании и развитии системы магистрального трубопроводного транспорта в сфере нефти и нефтепродуктов. В том виде, в котором они были предложены в законопроекте о магистральном трубопроводном транспорте, или в более усеченном — это еще вопрос будущего. В отношении принципа «качай или плати» особых разногласий не было в правительстве, и принцип в целом изначально поддерживался. Можно с высокой долей вероятности предположить, что он будет закреплен и в новом законопроекте.

— «Роснефть», например, была против этого принципа.

— Компании свои замечания предоставляли по этому пункту, но в итоге разногласия были преодолены. Потому что принцип в целом уже сложился, есть судебная практика. Была позиция, что это можно урегулировать на подзаконном уровне. Проанализировав ситуацию, Минэнерго готовило законопроект с учетом закрепления принципа на законодательном уровне. В отношении возврата инвестиций, должен ли он быть гарантирован — да, вопрос был очень спорный. По нему дискуссия приостановлена, пока правительство определяется с новым законом о тарифах.

— Когда будет подготовлена концепция законопроекта о нефти?

— Концепцию законопроекта и его рабочую версию мы надеемся обсуждать в самое ближайшее время с отраслью и с ФОИВами, а к концу года законопроект должен появиться.

— Как мы знаем, часто в отрасли возникают конфликты между «Роснефтью» и «Транснефтью». Например, пару лет назад обсуждалось изменение норматива технологических потерь, будет ли он все же изменен?

Читать еще:  Патинирование дерева основные особенности технологии обработки

— Порядок его установления сейчас урегулирован. Поэтому живем пока в действующем регулировании.

В погоне за миллиардами — как Золотов устраняет конкурентов

Росгвардия стремится к монополии на рынке охранных услуг, чтобы единолично получать госконтракты

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ неумолимо стремится к тому, чтобы монополизировать рынок услуг по охране государственного имущества. В Росгвардии прямо заявляют, что хотят поглотить все ведомственные охранные службы, присоединив их к своему ФГУП «Охрана». Мотивация довольна банальна — деньги. Сейчас десяток служб делят между собой «куски пирога» — госконтракты на сотни миллионов и миллиарды рублей, — тогда как Росгвардия во главе с Виктором Золотовым хочет себе весь «пирог».

Главный сторож

Наступление на ведомственную охрану со стороны Росгвардии началось с 2016 года, когда президент Владимир Путин передал ФГУП «Охрана» МВД в руки своему бывшему охраннику главе Росгвардии Виктору Золотову. При наличии готовой структуры с филиалами в 80 субъектах России ФГУП «Охрана» Росгвардии уже в 2016 году освоила 17,55 млрд рублей, в 2017 году — уже 20,7 млрд рублей. Штатная численность предприятия составляет 53 тыс. человек.

В том же 2016 году появилась информация, что под крыло Росгвардии уйдет ведомственная охрана Минпромторга — ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» с 18 тысячами сотрудников. Слияние с «Охраной» Росгвардии произошло в январе 2017 года. Ведомство Золотова посчитало опыт удачным, а замглавы Росгвардии Сергей Лебедев заявил, что надеется на скорое присоединение к ФГУП «Охрана» всех служб ведомственной охраны. От выражения надежд гвардейцы быстро перешли к захвату конкурентов.

Так, в октябре 2018 года Росгвардия добилась поглощения ФГУП «Связь-безопасность» (штат в 15,5 тыс. человек), которое охраняло объекты Минкомсвязи, объяснив это целями по «улучшения качества охраны». А ровно через год произошло еще одно крупное поглощение — под натиском Золотова сдались ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (более 18 тыс. сотрудников) и ФГУП «Ведомственная охрана Минсельхоза России». Оба предприятия пали жертвой Росгвардии после того, как несколько раз выигрывали на конкурсах тендеры на охрану гособъектов, обойдя подчиненных Золотова по цене. Например, Ведомственная охрана Минсельхоза с начала 2019 года получила контракты на 257 млн рублей, а Ведомственная охрана Минэнерго — на 275 млн рублей. Теперь эти контракты ушли в ФГУП «Охрана».

Выгодные проверки

Во всех случаях слиянию очередного охранного предприятия с ФГУП «Охрана» Росгвардии предшествовали атаки со стороны гвардейцев. Атаки выглядели как многочисленные массированные проверки конкурентов. Это звучит абсурдно, но Росгвардии, которая оказывает коммерческие охранные услуги, при этом является контролером рынка охранных услуг — устанавливает правила игры для как для своего ФГУП, так и для его соперников, и имеет право проверять и наказывать охранные предприятия. Со стороны это выглядит как прямой конфликт интересов, тем более, что на кону стоят многомиллионные госконтракты.

Например, «Связь-безопасность» пережила десятки проверок со стороны Росгвардии, которая неизменно находила у конкурента нарушения, наиболее частым из которых являлось «охрана объектов, не относящихся к сфере деятельности профильного министерства». Нарушением это является только по мнению Росгвардии. В борьбе за миллиарды все средства хороши, поэтому против бывшего руководства «Связи-безопасности» были уголовные дела из-за выплаты «золотых парашютов». До своего присоединения «Связь-безопасность» имела суммарную годовую выручку в размере 4,6 млрд рублей.

Аналогичная схема сработала и при поглощении ведомственной охраны Минпромторга. Сперва Росгвардия нашла у ФГУП более сотни нарушений (только за февраль 2017 года), а затем против главы охранного предприятия Владимира Подольского возбудили уголовное дело о «мертвых душах» и посадили его на четыре года. Призом Росгвардии стали 5 млрд рублей годовой выручки.

Минтранс не сдается

Следующей целью Росгвардии стала ведомственная охрана Минтранса. Как сообщает издание Baza, транспортники отказались сдаваться «золотовцам» без боя и вступили в отчаянное противостояние — на конкурсах, где разыгрываются контракты, и в судах, где Управление охраны Минтранса оспаривает результаты многочисленных проверок со стороны Росгвардии.

«С начала 2018 года и до октября нынешнего охрана Минтранса выступила конкурентом Росгвардии в 43 тендерах на общую сумму 215 млн рублей. В итоге управление Минтранса выиграло 30 тендеров, Росгвардия — только 9. Причем Управление Минтранса выигрывает тендеры на охрану не только транспортной системы (аэропортов, например), но и других гособъектов: зданий судов, Роспотребнадзора, музеев», — отмечает Baza.

Всего с начала года Управление заработало на госзакупках 3,4 млрд рублей. В то же время ФГУП «Охрана» — 2,9 млрд рублей (не считая выручки других, поглощенных предприятий).

Для мести за поражения на тендерах Росгвардия использует не раз опробованный способ: за последнее время Росгвардия проверила Управление ведомственной охраны Минтранса 148 раз. То есть ревизоры из Росгвардии заходят в разные филиалы Управления Минтранса 1–2 раза в неделю. Усердие дает результаты — найдено 565 нарушений, в большинстве случаев мелких.

Как и в случае с другими ведомственными службами охраны, Росгвардия пытается зацепиться за то, что предприятия охраняют непрофильные объекты. Но если с предыдущими жертвами это срабатывало, то охрана Минтранса дошла до Верховного суда, где доказала — ведомственная охрана может охранять любую государственную собственность.

«Иное бы противоречило целям создания ведомственной охраны, в частности, когда при создании нового объекта у государственного заказчика не будет возможности обеспечить его защиту до момента внесения объекта в перечень», — говорится в решении суда.

Ранее Росгвардия также пыталась подмять под себя «нефтяной сектор», но получила отпор — в 2018 году «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Сибур», пожаловались в Совет безопасности России на попытки Росгвардии монополизировать услуги по охране их предприятий. После этого Золотов несколько поумерил аппетит.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в Росгвардии и других силовых структурах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Вневедомственная охрана в 2020 году

В июле 2019 года в онлайн-СМИ прошла информация о запланированных в 2020 году сокращениях среди работников вневедомственной охраны. Наряду с этим говорилось также о планируемой смене названия на «Роту обеспечения охраны» и передаче в подчинение ОМОН. Главной задачей, поставленной перед ротой, будет патрулирование маршрутов в круглосуточном режиме. А вот ранее возложенные на них обязанности по охране объектов, зданий и сооружений передадут комендантским частям МВД.

Выводы журналистов и опровержения Росгвардии

В качестве источников авторы ссылались на информацию некоего закрытого совещания, проведенного при Совбезе РФ. В опубликованных материалах также содержались указания на действующие управления, филиалы и даже отделы вневедомственной охраны, существование которых будет прекращено в 2020 году.

Спустя несколько дней вышло официальное опровержение от пресс-службы Росгвардии о распространившихся новостях, взбудораживших всю общественность. На официальном сайте было размещено обращение, говорившее о недостоверности всех данных, отраженных в публикации. На сегодняшний день не планируется никаких кардинальных изменений, например, таких:

  • Расформирование вневедомственной охраны;
  • Сокращение сотрудников вневедомственной охраны;
  • По перераспределению полномочий;
  • И других подобных мероприятий.

Пресс-служба Росгвардии утверждает, что на ведомственных собраниях такого рода вопросы не поднимались, а авторы резонансного материала вводят граждан в заблуждение.

Изменениям быть!

Несмотря на то, что имеющиеся выводы журналистов не нашли официального подтверждения, столкнуться с переменами нам все же придется. О них говорится в утвержденной Концепции развития вневедомственной охраны, реализация которой рассчитана на 2018-2021 года и далее. Документ рассказывает о необходимости оптимизации управления ВО в 2020-2021 годах для чего необходимо территориально распределить централизованную систему наблюдения. В свою очередь, такие изменения дадут возможность моментального реагирования на каждый поступающий тревожный сигнал именно на уровне района.

В полной мере реорганизацию вневедомственной охраны исключить нельзя, поскольку реформы в этом направлении проводились уже не раз, а вышеупомянутая Концепция содержит в себе описания реализации множества мероприятий до 2021 года, а с учетом описанных перспектив вплоть до 2025 года. Среди них обозначены следующие:

  • подготовка проекта изменений в закон «О войсках национальной гвардии», касаемо разделов о делегировании Правительству РФ полномочий по определению объектов, которые находятся под охраной национальной гвардии;
  • разработка законопроекта «Об охранной деятельности в РФ»;
  • усовершенствование уже имеющихся требований, предъявляемых к антитеррористической защите объектов, находящихся под охраной.

Опыт прошлых лет

Ни для кого не секрет, что охранное подразделение уже не раз подвергалось реформам. Предыдущие изменения касались структуры и численности служащих, на основании возлагаемых обязанностей и численности охраняемых объектов. Именно поэтому полностью исключить упомянутую реорганизацию невозможно, ведь на это влияет и печальное состояние экономики страны. Финансирование данного отделения осуществляется полностью из бюджета, а, как следствие, правительство не упустит возможности уменьшения такой статьи расходов, и, по мнению экспертов, определенное сокращение в рядах ВО будет весомым шагом по оптимизации федеральных расходов.

Аналитики же, учитывая всю специфику вневедомственной охраны, ее главные задачи и количество объектов, находящихся под охраной, описывают наиболее возможные негативные последствия в результате таких кардинальных и необдуманных изменений. К примеру, предприятия и ведомства будут вынуждены прибегнуть к услугам частных охранных фирм. Но будет ли от такого сотрудничества какая-то финансовая выгода? Это очень сомнительно, поскольку частные компании устанавливают цены на свои услуги значительно выше государственных структур.

В 2012 году состоялась последняя из масштабных реорганизаций вневедомственной охраны. Она коснулась и специфики, и структуры всего подразделения. В результате чего почти сорок тысяч служащих попали под сокращение. Но на этом процесс не остановился.

В 2017 – 2018 годах изменения продолжились:

  • примерно 3 тысячи человек потеряли работу;
  • для сотрудников были введены совершенно новые бронежилеты и шлемы;
  • на вооружение поступили особые комплексы по обнаружению и обезвреживанию взрывчатки.

Увеличение окладов сотрудников ВО и передача части объектов

В 2020 предусмотрено проведение индексации заработной платы для всех служащих вневедомственной охраны. Начать планируется осенью 2019 года, и проводиться будет ежегодно. Индексация будет полностью соответствовать официальному по стране уровню инфляции. Соответственно, уже в этом году оклады сотрудников вырастут примерно на 4-4,5%. В 2020 году увеличение прогнозируется на примерно аналогичную сумму.

Заработная плата государственных служащих ВО складывается из различных показателей и зависит от должности и звания, стажа работы и положенных льгот, а в районах, с особыми условиями работы и жизни, применяется региональный коэффициент. Стоит отметить, что работающие на охране важнейших учреждений в России имеют значительно большие оклады. Основная масса таких объектов расположена в Москве и Санкт-Петербурге.

Но такие перемены произойдут за счет экономии средств государственного бюджета, путем передачи части государственных учреждений культуры и науки коммерческим структурам. Этот процесс начат уже в текущем 2019 году, и в следующем он продолжится. Предварительно имеется информация об исключении из перечня следующих объектов:

  • научные и публичные библиотеки;
  • музеи;
  • плотины и другие гидротехнические сооружения;
  • государственные архивы;
  • недвижимость, принадлежащая Центральному банку РФ.

Однако финансисты затрудняются в оценке предполагаемой экономии. Поскольку результатом таких изменений будет не только экономия бюджетных средств государства, но и увеличение их расходной части.

Вневедомственная охрана в России представляет собой особое военизированное подразделение, охраняющее режимные и наиболее важные объекты в стране, способствующее поддержанию общественного порядка, препятствующее административным правонарушениям и преступлениям, а также занимающееся защитой имущества юридических и физических лиц на договорной основе.

Читать еще:  Цепные передачи типы цепей

Это структура полицейского типа во многом по своим правам и обязанностям приравнена к службам МВД, а создана и финансируема она, в основном, государством.

Название «вневедомственная» зиждется на основных принципах работы подразделения: его сотрудники охраняют объекты, но при этом не состоят в штате той организации или учреждения, которым эти объекты принадлежат. Но, и к частным охранным структурам она никакого отношения не имеет.

ОВО вчера и сегодня

О том, что некоторые запасы сырья и продукции, промышленные объекты нуждаются в усиленной профессиональной охране, задумались почти сразу после революции: 3 марта 1920 года были созданы, так называемые, отделения промышленной милиции.

Четыре года спустя на их базе была организована ведомственная милиция, в задачи которой входила охрана госпредприятий и учреждений, правопорядка на территориях важных объектов. Финансировали при этом отряды собственники объектов, на которых они работали.

29 октября 1952 года считается днем рождения профессии работника вневедомственной охраны, так как именно тогда был утвержден приказ о формировании Вневедомственной наружной сторожевой охраны при МВД. Почти перед самым распадом СССР в этой структуре трудилось около миллиона человек, основную массу которых составляли представители профессии «сторож», а охраняли они более миллиона помещений на шестистах тысячах объектов.

После обретения РФ независимости, вневедомственная охрана осталась работать в рамках уже новой страны, и до 2005 года она находилась в подчинении ВОХР. Численность службы сократилась, что естественно, как и количество обслуживаемых объектов – и то, и другое едва превышало четыреста тысяч.

В 2005 году сервис реорганизовали, при МВД создали Департамент госзащиты имущества и перепоручили заботы о Вневедомственной охране ему. Было образовано унитарное спецпредприятие ФГУП «Охрана» при МВД, занимающееся проектированием, монтажом, подключением и обслуживанием охранных систем, а также обеспечивающее контроль доступа на вверенные объекты. В структуре были как представители сторожевой профессии, так и военизированные подразделения, а также техники.

С той поры ОВО перестало физически присутствовать на объектах охраны, работая лишь с мониторингом показателей средств охраны и реагируя на случаи тревоги.

В 2016 году все, касающееся вневедомственной охраны, было передано в Росгвардию, в том числе и ФГУП «Охрана».

Структура организации и текущие задачи

Актуальная структура ОВО включает в себя следующие подразделения и службы:

  • Строевые спецподразделения полиции (охрана собственности при транспортировке, сопровождение грузов);
  • Строевые подразделения полиции (сотрудники полиции, прошедшие соответствующую аттестацию);
  • Центры оперативного управления (управляющие пунктами централизованной охраны строевые подразделения);
  • Пункты централизованной охраны (охрана объектов на местах).

Сейчас они представлены в 82 субъектах РФ, функционируя почти в полутора тысячах муниципалитетов. Вневедомственная охрана обеспечивается за счет казны, и ежегодно в последнее время ее ассигнование составляет порядка 90 млрд. руб. При этом наполовину организация является самоокупаемой.

Повышение зарплат и развитие в 2020 году

Последняя коренная реформа ОВО, касавшаяся серьезных изменений в структуре и специфике работы, была еще в 2012 году. И тогда почти сорок тысяч сотрудников службы лишились работы. В 2017-м тоже прошло небольшое сокращение: примерно, на три тысячи рабочих мест.

В начале 2018-го провели небольшое перевооружение и переоснащение Вневедомственной охраны, приведя ее в соответствие с современными требованиями дня, в том числе разрешили использовать экипировку «Витязь» (новый бронежилет и шлем), что специально разрабатывалась для групп задержания.

Также на вооружение были поставлены передвижные спецкомплексы «Аракс» и автокомплексы «Каркас», применяемые при нахождении и обезвреживании взрывоопасных веществ и в инженерной разведке.

Начиная с осени 2019 года, зарплаты ОВО-вцам, как и сотрудникам всех прочих госструктур, снова начнут индексировать, то есть в 2020-м, пусть и ненамного, но им тоже стоит ждать повышения окладов.

В остальном же схемы расчетов останутся прежними: на величину довольствия будет влиять звание, стаж и занимаемая должность, получаемые льготы, коэффициенты регионов. Сотрудники московских и петербургских подразделений, как охраняющие наиболее важные объекты страны, получают повышенный оклад.

Кроме того в 2020 году завершится начатая в 2019-м передача охранных полномочий по многим гособъектам культурного значения и руководящих учреждений коммерческим структурам. Ожидается, что это будут важнейшие научные и публичные библиотеки, госархивы, все, что принадлежит Центробанку, музеи и гидротехнические сооружения.

Считается, что таким образом будет достигнута экономия государственного бюджета, правда, при этом вырастут расходы самих объектов охраны. И, не исключено, что будет наблюдаться всплеск уровня преступности и диверсий. Однако в Росгвардии полагают, что современные технические средства сигнализации помогут достойно ответить на эти вызовы.

Однако полностью упразднять структуру ОВО пока не собираются: и с уменьшением числа объектов охраны вследствие описанных изменений, работы останется в достатке. Поэтому ни сокращения рабочих мест, ни нивелирования социальных льгот и прочих преференций сотрудникам этих служб ждать не приходится. Но, не исключено, что им будут переданы функции некоторых других подразделений МВД, которое, как известно, в 2020-м ждет продолжение масштабной фундаментальной реформы.

Видео

В заключение

Можно быть уверенными, что о полном расформировании или глобальном сокращении численности состава ВО беспокоиться не стоит. На федеральном уровне чиновники, отвечающие за проведение подобной реформы, утверждают, что государственные охранные структуры не останутся без работы даже при значительном уменьшении объектов в зоне ответственности ВО. В 2020 году нас ждет продолжение реформ подразделений вневедомственной охраны. Эксперты не исключают возможную вероятность передачи ВО части функций других подразделений, входящих в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В погоне за миллиардами — как Золотов устраняет конкурентов

Росгвардия стремится к монополии на рынке охранных услуг, чтобы единолично получать госконтракты

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ неумолимо стремится к тому, чтобы монополизировать рынок услуг по охране государственного имущества. В Росгвардии прямо заявляют, что хотят поглотить все ведомственные охранные службы, присоединив их к своему ФГУП «Охрана». Мотивация довольна банальна — деньги. Сейчас десяток служб делят между собой «куски пирога» — госконтракты на сотни миллионов и миллиарды рублей, — тогда как Росгвардия во главе с Виктором Золотовым хочет себе весь «пирог».

Главный сторож

Наступление на ведомственную охрану со стороны Росгвардии началось с 2016 года, когда президент Владимир Путин передал ФГУП «Охрана» МВД в руки своему бывшему охраннику главе Росгвардии Виктору Золотову. При наличии готовой структуры с филиалами в 80 субъектах России ФГУП «Охрана» Росгвардии уже в 2016 году освоила 17,55 млрд рублей, в 2017 году — уже 20,7 млрд рублей. Штатная численность предприятия составляет 53 тыс. человек.

В том же 2016 году появилась информация, что под крыло Росгвардии уйдет ведомственная охрана Минпромторга — ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации» с 18 тысячами сотрудников. Слияние с «Охраной» Росгвардии произошло в январе 2017 года. Ведомство Золотова посчитало опыт удачным, а замглавы Росгвардии Сергей Лебедев заявил, что надеется на скорое присоединение к ФГУП «Охрана» всех служб ведомственной охраны. От выражения надежд гвардейцы быстро перешли к захвату конкурентов.

Так, в октябре 2018 года Росгвардия добилась поглощения ФГУП «Связь-безопасность» (штат в 15,5 тыс. человек), которое охраняло объекты Минкомсвязи, объяснив это целями по «улучшения качества охраны». А ровно через год произошло еще одно крупное поглощение — под натиском Золотова сдались ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России (более 18 тыс. сотрудников) и ФГУП «Ведомственная охрана Минсельхоза России». Оба предприятия пали жертвой Росгвардии после того, как несколько раз выигрывали на конкурсах тендеры на охрану гособъектов, обойдя подчиненных Золотова по цене. Например, Ведомственная охрана Минсельхоза с начала 2019 года получила контракты на 257 млн рублей, а Ведомственная охрана Минэнерго — на 275 млн рублей. Теперь эти контракты ушли в ФГУП «Охрана».

Выгодные проверки

Во всех случаях слиянию очередного охранного предприятия с ФГУП «Охрана» Росгвардии предшествовали атаки со стороны гвардейцев. Атаки выглядели как многочисленные массированные проверки конкурентов. Это звучит абсурдно, но Росгвардии, которая оказывает коммерческие охранные услуги, при этом является контролером рынка охранных услуг — устанавливает правила игры для как для своего ФГУП, так и для его соперников, и имеет право проверять и наказывать охранные предприятия. Со стороны это выглядит как прямой конфликт интересов, тем более, что на кону стоят многомиллионные госконтракты.

Например, «Связь-безопасность» пережила десятки проверок со стороны Росгвардии, которая неизменно находила у конкурента нарушения, наиболее частым из которых являлось «охрана объектов, не относящихся к сфере деятельности профильного министерства». Нарушением это является только по мнению Росгвардии. В борьбе за миллиарды все средства хороши, поэтому против бывшего руководства «Связи-безопасности» были уголовные дела из-за выплаты «золотых парашютов». До своего присоединения «Связь-безопасность» имела суммарную годовую выручку в размере 4,6 млрд рублей.

Аналогичная схема сработала и при поглощении ведомственной охраны Минпромторга. Сперва Росгвардия нашла у ФГУП более сотни нарушений (только за февраль 2017 года), а затем против главы охранного предприятия Владимира Подольского возбудили уголовное дело о «мертвых душах» и посадили его на четыре года. Призом Росгвардии стали 5 млрд рублей годовой выручки.

Минтранс не сдается

Следующей целью Росгвардии стала ведомственная охрана Минтранса. Как сообщает издание Baza, транспортники отказались сдаваться «золотовцам» без боя и вступили в отчаянное противостояние — на конкурсах, где разыгрываются контракты, и в судах, где Управление охраны Минтранса оспаривает результаты многочисленных проверок со стороны Росгвардии.

«С начала 2018 года и до октября нынешнего охрана Минтранса выступила конкурентом Росгвардии в 43 тендерах на общую сумму 215 млн рублей. В итоге управление Минтранса выиграло 30 тендеров, Росгвардия — только 9. Причем Управление Минтранса выигрывает тендеры на охрану не только транспортной системы (аэропортов, например), но и других гособъектов: зданий судов, Роспотребнадзора, музеев», — отмечает Baza.

Всего с начала года Управление заработало на госзакупках 3,4 млрд рублей. В то же время ФГУП «Охрана» — 2,9 млрд рублей (не считая выручки других, поглощенных предприятий).

Для мести за поражения на тендерах Росгвардия использует не раз опробованный способ: за последнее время Росгвардия проверила Управление ведомственной охраны Минтранса 148 раз. То есть ревизоры из Росгвардии заходят в разные филиалы Управления Минтранса 1–2 раза в неделю. Усердие дает результаты — найдено 565 нарушений, в большинстве случаев мелких.

Как и в случае с другими ведомственными службами охраны, Росгвардия пытается зацепиться за то, что предприятия охраняют непрофильные объекты. Но если с предыдущими жертвами это срабатывало, то охрана Минтранса дошла до Верховного суда, где доказала — ведомственная охрана может охранять любую государственную собственность.

«Иное бы противоречило целям создания ведомственной охраны, в частности, когда при создании нового объекта у государственного заказчика не будет возможности обеспечить его защиту до момента внесения объекта в перечень», — говорится в решении суда.

Ранее Росгвардия также пыталась подмять под себя «нефтяной сектор», но получила отпор — в 2018 году «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Сибур», пожаловались в Совет безопасности России на попытки Росгвардии монополизировать услуги по охране их предприятий. После этого Золотов несколько поумерил аппетит.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в Росгвардии и других силовых структурах — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector