1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ветроопыляемые растения Особенности анемофильных растений

Ветроопыляемые растения

Ветроопыляемые растения – растения, опыляемые с помощью ветра, однако, при различных обстоятельствах, они также могут быть опыляемы насекомыми. У ветроопыляемых растений очень мелкие и многочисленные цветки. Такие растения вырабатывают много пыльцы: одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зёрен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока), и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза). Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

У ветроопыляемых растений тычинки обычно имеют длинную тычиночную нить и выносят пыльник за пределы цветка. Рыльца пестиков также длинные, «лохматые» – чтобы уловить летающие в воздухе пылинки. У этих растений есть некоторые приспособления и к тому, чтобы пыльца не расходовалась зря, а попадала предпочтительно на рыльца цветков своего же вида. Многие из них цветут по часам: одни распускаются рано утром, другие днём.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

К ветроопыляемым растениям принадлежат дубы и буки, ольха и береза, тополя и платаны, грецкий орех и лещина. Кроме деревьев, ветром опыляются многие травы, живущие обычно большими сообществами: злаки, ситники, осоки, конопля, хмель, крапива и подорожник. В этом списке – лишь примеры, он вовсе не претендует на полноту перечня названий ветроопыляемых растений.

Ольха. Фото: Matt Lavin

Первая бросающаяся в глаза особенность цветков, опыляемых ветром, – это отсутствие яркой окраски и аромата, отсутствие нектара. Напротив, пыльцевые зерна развиваются в большом изобилии. При этом они чрезвычайно мелкие: у ветроопыляемых растений отдельная пылинка имеет массу 0,000001 мг. Для сравнения можно вспомнить, что у опыляемой пчелами тыквы пылинка в тысячу раз тяжелее: ее масса 0,001 мг. Одно соцветие ржи способно произвести 4 млн. 200 тыс. пыльцевых зерен, а соцветие конского каштана даже вдесятеро больше – 42 млн. Характерная особенность пыльцевых зерен ветроопыляемых цветков заключается в том, что они совершенно лишены склеивающих веществ и в большинстве случаев имеют гладкую поверхность.

Несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, они достаточно часто посещаются насекомыми, которые питаются пыльцой. Однако как переносчики пыльцы эти насекомые почти не играют роли.

Распространение пыльцы, которую растение «бросает на ветер», – процесс, конечно, неуправляемый. И вероятность того, что пыльцевые зерна упадут на рыльце собственного цветка, очень велика. Но, как мы знаем, самоопыление для растения нежелательно. Поэтому у ветроопыляемых цветков широко развиты приспособления, препятствующие ему. Особенно частым является неодновременное созревание пыльников и рыльца. У многих ветроопыляемых растений по той же, наверное, причине цветки раздельнополы, а подчас и двудомпы.

Большинство ветроопыляемых древесных растений зацветает ранней весной, еще до распускания листьев. Особенно ярко это видно у березы, у орешника. Ведь понятно, что густая летняя листва была бы очень труднопреодолимым препятствием для летящей по ветру пыльцы.

Можно назвать и некоторые другие приспособления к опылению ветром. У многих злаков тычинки при раскрывании цветка начинают необыкновенно быстро расти, удлиняясь ежеминутно на 1–1,5 мм. За короткое время их длина в 3–4 раза превосходит первоначальную, они вырастают за пределы цветка и свешиваются вниз. И только когда пыльники окажутся внизу, они начинают растрескиваться, причем пыльник здесь несколько изгибается и образует своеобразный лоток или чашу, куда ссыпается пыльца. Она таким образом не падает вниз, на почву, а дожидается очередного порыва ветра, чтобы полететь на его крыльях.

Интересно, что цветоножки в колосках некоторых злаков к началу цветения как бы растопыриваются, образуя между собой угол в 45–80°. Это тоже способствует выдуванию пыльцы ветром. Лишь только цветение кончится, опыленные цветки возвращаются на место.

Изменяется во время цветения положение всего соцветия и у берез, тополей, граба. Сначала соцветия бывают направлены вверх. Но перед тем, как начнут лопаться пыльники, стержень сережки вытягивается н соцветие свешивается вниз. Каждый цветок при этом становится отделенным от другого и доступным ветру. Пыльца падает из пыльников вниз на чешуйку нижнего цветка и уже отсюда сдувается ветром.

Есть у ветроопыляемых растений и «взрывчатый» тип цветка, сходный с таковым у насекомоопыляемых. Так созревающие в бутоне тычинки цветка одного из видов крапивы напряжены настолько, что при раскрывании его резко расправляются и разбрасывают пыльцу из лопнувших пыльников. В этот момент над цветком можно увидеть густое облачко пыльцы.

Пыльца ветроопыляемых цветков рассыпается ими отнюдь не в любое время дня и ночи, а только в благоприятную погоду, обычно относительно сухую, при слабом или среднем ветре. Чаще всего наиболее подходящими для опыления оказываются утренние часы.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Ветроопыляемые растения

Существует немало классификаций растений, но одной из основных является та, которая основывается на характере опыления. С этой точки зрения культуры делятся на несколько больших групп: ветроопыляемые, опыляемые животными (преимущественно насекомыми, поэтому будем называть такие растения насекомоопыляемыми) и водой (гидрофилия, наблюдается нечасто, поэтому рассматриваться не будет). У представителей всех этих групп имеет место перекрестное опыление, т. е. перенос пыльцы со сторонней помощью (противоположность самоопыления).

Чтобы выяснить, что представляют собой ветроопыляемые растения, нужно вначале разобраться с особенностями и отличиями каждой группы.

Содержание пошаговой инструкции:

Виды растений по типу опыления

Растения, как мы только что выяснили, могут опыляться как от ветра, так и с помощью насекомых.

Ветроопыляемые культуры

Ветроопыляемые культуры, их признаки

Начать следует с того, что растения, которые входят в эту группу (их еще называют анемофильными), при определенных обстоятельствах могут опыляться и насекомыми, хотя подобное случается нечасто. Такие растения отличаются многочисленными мелкими ветками, а также тем, что способны вырабатывать большое количество пыльцы (каждый экземпляр производит по нескольку миллионов пыльцевых зерен). У многих культур (таких, к примеру, как шелковица или лещина) образование цветков начинается еще до того, как распустятся листья.

Сами цветки зачастую невзрачны и собраны в небольшие соцветия. У метелки, например, это сложный колосок. В соцветии образуется множество легких и мелких пыльцевых зерен.

Обратите внимание! Как правило, культуры, опыляемые ветром, произрастают группами. Более того, к ветроопыляемым растениям относятся не только деревья (береза, ольха и проч.), но также травы (осока, тимофеевка) и кусты.

Насекомоопыляемые культуры

Отличительной чертой этих растений (к слову, их еще называют энтомофильными) является то, что они цветут уже после того, как появляются листья. Немаловажную роль здесь играют температурные условия: когда повышается температура, то появляются насекомые, которые и переносят пыльцу. Кроме того, у всех насекомоопыляемых культур имеются нектарники.

К самым распространенным представителям группы относится верба. Цветение вербы может наблюдаться как до, так и после образования листвы. Но раннее цветение никак не связано с ветроопылением – к такому «приему» растения прибегают исключительно для борьбы с конкурентами за насекомых-опылителей.

Таблица. Сравнительная характеристика ветро- и насекомоопыляемых культур

Особенности цветковАнемофильные растенияЭнтомофильные растения
НектарОтсутствуетИмеется у большей части представителей
ВенчикОтсутствует (или, как вариант, выглядит невзрачно)Яркий
ЗапахОтсутствуетИмеется у большей части представителей
Месторасположение тычинокОткрытое (пыльники располагаются на больших нитях)Внутри цветков
ПыльцаМаленькая, сухая, в большом количествеЛипкая и крупная, в небольшом количестве
Рыльца пестиковКрупныеНебольшие

Пыльники анемофильных культур выносятся за пределы цветков. Рыльца у пестиков большие и «лохматые», что позволяет улавливать пылинки, которые летают в воздухе. Также у таких растений имеются специальные приспособления, если можно так выразиться, благодаря которым пыльца не расходуется напрасно, а попадает преимущественно на рыльца других представителей своего вида.

Пыльцевые зерна растений

А сейчас ознакомимся более детально с особенностями культур, опыляемых ветром.

Особенности анемофильных растений

Для всех представителей этой группы характерны такие признаки:

  • невзрачные или малозаметные цветки (объясняется тем, что они не должны привлекать насекомых);
  • маленькие и сухие пыльцевые зерна;
  • большая длина нитей, на которых свисают пыльники.

Теперь подробнее. Главная особенность всех ветроопыляемых культур – это непривлекательность цветков, проявляющаяся в отсутствии нектара, запаха и ярких красок. При этом пыльцевые зерна, которые развиваются в больших количествах, имеют чрезвычайно малые размеры: вес одной пылинки в среднем составляет 0,000001 мг. Приведем небольшое сравнение: пылинка тыквы – растения, опыляемого пчелами – весит в тысячу раз больше, т. е. порядка 0,001 мг. Одно только соцветие конского каштана способно сформировать 42 миллиона зерен, в то время как соцветие ржи – в десять раз меньше (4 миллиона 200 тысяч). К особенностям пыльцы анемофильных растений можно отнести еще и то, что она, будучи полностью лишенной клеящих веществ, зачастую еще и имеет гладкую поверхность.

Обратите внимание! У ветроопыляемых культур нет нектара, но их нередко посещают насекомые, питающиеся пыльцой. Тем не менее, в качестве переносчиков такие насекомые играют лишь незначительную роль.

Какие растения могут опыляться ветром?

Ниже приведены представители ветроопыляемых культур.

    Семейство березовых. Самым распространенным представителем семейства в Европе и Азии является береза бородавчатая, которая цветет в начале весны и отличается сложными соцветиями-сережками (последние применяются в медицине).

Обратите внимание! В списке приведены лишь самые распространенные представители анемофильных растений, поэтому нельзя считать полным.

Процесс опыления ветром

Распространение ветром пыльцы вряд ли можно считать управляемым процессом. Поэтому вероятность того, что зерна попадут на рыльца собственных цветов, достаточно велика. Самоопыление, как известно, для таких растений нежелательно, в связи с чем у цветов широко развились различные приспособления, которые этому препятствуют. Так, чаще всего рыльца и пыльники созревают не одновременно. По той же причине у некоторых ветроопыляемых культур раздельнополые цветы.

На схеме ветроопыление у злака

Большая часть деревьев, опыляемых описываемым образом, цветет в начале весны, т. е. до распускания листвы – это также является приспособлением, препятствующим самоопылению.

Особенно ярко это выражается у орешника и березы. И неудивительно, ведь густые листья были бы серьезным препятствием на пути движущихся пыльцевых зерен.

Стоит упомянуть и об остальных приспособлениях. Тычинки большинства злаковых растений начинают очень быстро расти при раскрывании цветов, причем скорость роста может достигать 1-1,5 мм/мин. Спустя время длина тычинок в три-четыре раза превышает изначальную, они выходят за пределы цветка и свешиваются вниз. И лишь после того, как пылинки оказываются снизу, они растрескиваются. При этом сам пыльник слегка изгибается, образуя своего рода чашу, куда пыльца и ссыпается. Как результат – зерна не падают на землю, а спокойно ждут порыва ветра, чтобы покинуть пыльник.

Обратите внимание! У некоторых злаков цветоножки перед цветением растопыриваются, формируя между собой угол до 80°. Благодаря этому пыльца выдувается ветром. По окончании периода цветения цветки возвращаются в исходное положение.

Также положение соцветия может меняться у граба, тополя и березы. Поначалу соцветия «смотрят» вверх, но перед раскрыванием пыльников стержень сережки выдвигается, а сами они (соцветия) свешиваются. Цветки отдаляются друг от друга и вместе с тем становятся доступными для ветра. Пыльцевые зерна падают на чешуйки нижних цветков, откуда и сдуваются.

Тополь черный, схема

У некоторых анемофильных растений (по аналогии с энтомофильными) имеются «взрывчатые» цветки. Так, у одной из разновидностей крапивы тычинки в период созревания напрягаются настолько, что после раскрывания резко расправляются и избавляются от зерен лопнувших пыльников. В такие моменты над цветками наблюдаются густые облачка пыльцы.

Также отметим, что пыльца ветроопыляемых культур может рассыпаться не всегда, а лишь при условии благоприятной погоды. На улице должно быть относительно сухо, ветер должен быть слабым или средним. Зачастую для опыления больше всего подходят утренние часы.

Заключение

В итоге хотелось бы несколько слов уделить высадке ветроопыляемых культур. Сразу оговоримся, что смешивать такие растения не нужно, поскольку у каждого вида свои приспособления и принципы. Все злаки, как отмечалось выше, являются анепофильными и все они зацветают только после того, как на деревьях появляется листва. Но злаковые не «одиночки», они растут группами – причем большими – в степях, лугах и т. д. (иными словами, на открытом пространстве).

Ветроопыляемые растения на лугу

А вот с кустами и деревьями дела обстоят иначе: эти культуры, произрастая в лесах, находятся друг от друга на некоторой дистанции.

Видео – Перекрестное опыление ветром

Николай Журавлёв главный редактор

Автор публикации 08.03.2016

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Растения ветроопыляемые. Скромные весенние цветы. Когда весна не в радость: что нужно знать о поллинозе Что мы знаем о пыльце

Граб – встречается, прежде всего, в долинах и предгорьях, в лиственных и смешанных лесах, в парках. Часто используется в качестве живой изгороди. Аллергия на пыльцу граба встречаются редко. Симптомы возникают, главным образом, во время прогулок по лесу или в парке возле цветущих деревьев.

Бузина черная – сорт кустарника семейства адоксовые. Наиболее пылит в июне. Находит широкое применение в фитотерапия – ее цветы содержат эфирные масла, соединения кальция, калия, флавоноиды и гликозиды.

Липа – широко распространена на европейской территории России. Применяется в медицине – настой из ее цветов применяются, прежде всего, при лихорадке, ангине, гриппе или воспалении горла. К типичным симптомам аллергии на липу относятся: сенная лихорадка, конъюнктивит, а также крапивница.

Травы – основной период пыльцеобразования трав приходится на вторую половину июня, июль. Аллергия на пыльцу трав являются наиболее распространенной причиной сезонных аллергических заболеваний. В парках и на лугах наблюдается повышение концентрации пыльцы в течение дня: между 5 и 8 часами утра и после обеда, между 17 и 19 часами вечера.

Крапива двудомная – растет в лесах, садах. Цветет с июня до августа, имеет длительный срок пыльцеобразования, производит огромное количество пыльцы, но аллергия на нее довольно редка. Крапива нашла широкое применение, как в косметологии, так и в фитотерапии.

Лебеда белая (марь) – обычный сорняк. Производит до 100 тыс. мелких цветов, растет с июля по август, хотя может, при определенных условиях, цвести позже. Аллергия на ее пыльцу редко дает большой объем симптомов. Однако, следует быть осторожными, поскольку это растение ядовито – ее побеги и семена содержат алкалоиды, сапонины и щавелевую кислоту.

Щавель обыкновенный – многолетние растения из семейства гречишных, наиболее часто встречается на почвах, богатых азотом. Наиболее пылит в период с июля по август. Несмотря на то, что образует пыльцу до конца сентября, в течение этого периода, щавель не так опасен для аллергика. Щавель также имеет лечебные свойства, помогает при проблемах с почками и печенью.

Полынь – многолетние растения из семейства астровых, обильно произрастающая на пустырях и во рвах. Невзрачные анемофильные цветы (их число превышает 140 тыс.) появляются с июня до сентября. Отвечают за большинство симптомов поллиноза в конце лета. Наибольшая концентрация пыльцы наблюдается прямо над землей. Некоторыми поварами используется в качестве приправы к мясным блюдам.

Alternaria – один из плесневых грибов, характеризующийся сильным действием, вызывает аллергический контактный дерматит. Концентрация спор грибов в атмосфере намного выше, чем концентрация пыльцы растений. Они появляются в воздухе уже ранней весной. Их концентрация в воздухе, в значительной степени зависит от типа почвы на данной территории.

Как бороться с аллергией на растения

Аллергики должны заботиться о укреплении иммунитета. В рацион необходимо ввести большое количество клетчатки и витаминов, особенно витамина С .

Необходимо ограничить потребление обработанных пищевых продуктов и мяса. При покупке косметики, следует обращать внимание на ее состав, некоторые вещества вызывают аллергии. Стоит позаботиться о жилье, часто проветривать помещение, регулярно стирать одежду и постельное белье.

Температура в помещении не должна превышать 20 градусов Цельсия, а относительная влажность 50%. Лучше отказаться от кондиционера или увлажнителей воздуха, которые стимулируют развитие клещей.

Игнорирование аллергии на пыльцу может быть опасным, если дело дойдет до отека дыхательных путей. Лучше знать, на какую траву вы имеете аллергию и знать период её пыльцеобразования. Это предохранит вас от осложнений аллергии и снизит ее тягость.

Нужно помнить, что лекарства от аллергии нужно начинать принимать до начала появления конкретного ингаляционного аллергена.

Ветроопыляемые цветки — существуют энтомофильные растения (опыляемые насекомыми) и анемофильные растения (опыляемые с помощью ветра).

Особенности

Ветроопыляемые растения имеют, как правило, ряд характерных особенностей: очень мелкие и многочисленные цветки, вырабатывают много пыльцы . Одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зерен. У многих ветроопыляемых растений (лещина , осина , ольха , шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.

Пчёлы предпочитают собирать пыльцу с насекомоопыляемых растений. Но если в природе мало цветущих энтомофильных растений, а пчёлы нуждаются в пыльце, они собирают её и с ветроопыляемых растений.

Опыление цветковых растений осуществляется двумя основными способами — ветром и животными, чаще всего насекомыми. Как в том, так и в другом случае у растений вырабатываются специфические приспособления. Для насекомоопыляемых растений характерны крупные, ярко окрашенные одиночные цветки, а также соцветия, состоящие из ярких цветков различной формы. Как правило, они имеют сильный запах. В них развиты особые железы — нектарники , вырабатывающие сладкий жидкий секрет — нектар . Цветки насекомоопыляемых растений богаты пыльцой . Пыльцевые зёрна , как правило крупные и клейкие, а их оболочка нередко имеет разнообразные выросты. У ветроопыляемых растений околоцветник частично или полностью редуцируется, а их мелкие и невзрачные цветки, как правило, собраны в соцветия. Пыльцы у ветроопыляемых растений, по сравнению с насекомоопыляемыми, образуется значительно больше. Однако пыльцевые зёрна у них мелкие и сухие, хорошо переносимые ветром. Они образуются в крупных пыльниках , очень часто свисающих на длинных

Ветроопыляемые растения – растения, опыляемые с помощью ветра, однако, при различных обстоятельствах, они также могут быть опыляемы насекомыми. У ветроопыляемых растений очень мелкие и многочисленные цветки. Такие растения вырабатывают много пыльцы: одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зёрен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока), и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза). Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

У ветроопыляемых растений тычинки обычно имеют длинную тычиночную нить и выносят пыльник за пределы цветка. Рыльца пестиков также длинные, «лохматые» – чтобы уловить летающие в воздухе пылинки. У этих растений есть некоторые приспособления и к тому, чтобы пыльца не расходовалась зря, а попадала предпочтительно на рыльца цветков своего же вида. Многие из них цветут по часам: одни распускаются рано утром, другие днём.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

К ветроопыляемым растениям принадлежат дубы и буки, ольха и береза, тополя и платаны, грецкий орех и лещина. Кроме деревьев, ветром опыляются многие травы, живущие обычно большими сообществами: злаки, ситники, осоки, конопля, хмель, крапива и подорожник. В этом списке – лишь примеры, он вовсе не претендует на полноту перечня названий ветроопыляемых растений.

Первая бросающаяся в глаза особенность цветков, опыляемых ветром, – это отсутствие яркой окраски и аромата, отсутствие нектара. Напротив, пыльцевые зерна развиваются в большом изобилии. При этом они чрезвычайно мелкие: у ветроопыляемых растений отдельная пылинка имеет массу 0,000001 мг. Для сравнения можно вспомнить, что у опыляемой пчелами тыквы пылинка в тысячу раз тяжелее: ее масса 0,001 мг. Одно соцветие ржи способно произвести 4 млн. 200 тыс. пыльцевых зерен, а соцветие конского каштана даже вдесятеро больше – 42 млн. Характерная особенность пыльцевых зерен ветроопыляемых цветков заключается в том, что они совершенно лишены склеивающих веществ и в большинстве случаев имеют гладкую поверхность.

Несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, они достаточно часто посещаются насекомыми, которые питаются пыльцой. Однако как переносчики пыльцы эти насекомые почти не играют роли.

Распространение пыльцы, которую растение «бросает на ветер», – процесс, конечно, неуправляемый. И вероятность того, что пыльцевые зерна упадут на рыльце собственного цветка, очень велика. Но, как мы знаем, самоопыление для растения нежелательно. Поэтому у ветроопыляемых цветков широко развиты приспособления, препятствующие ему. Особенно частым является неодновременное созревание пыльников и рыльца. У многих ветроопыляемых растений по той же, наверное, причине цветки раздельнополы, а подчас и двудомпы.

Большинство ветроопыляемых древесных растений зацветает ранней весной, еще до распускания листьев. Особенно ярко это видно у березы, у орешника. Ведь понятно, что густая летняя листва была бы очень труднопреодолимым препятствием для летящей по ветру пыльцы.

Можно назвать и некоторые другие приспособления к опылению ветром. У многих злаков тычинки при раскрывании цветка начинают необыкновенно быстро расти, удлиняясь ежеминутно на 1–1,5 мм. За короткое время их длина в 3–4 раза превосходит первоначальную, они вырастают за пределы цветка и свешиваются вниз. И только когда пыльники окажутся внизу, они начинают растрескиваться, причем пыльник здесь несколько изгибается и образует своеобразный лоток или чашу, куда ссыпается пыльца. Она таким образом не падает вниз, на почву, а дожидается очередного порыва ветра, чтобы полететь на его крыльях.

Интересно, что цветоножки в колосках некоторых злаков к началу цветения как бы растопыриваются, образуя между собой угол в 45–80°. Это тоже способствует выдуванию пыльцы ветром. Лишь только цветение кончится, опыленные цветки возвращаются на место.

Изменяется во время цветения положение всего соцветия и у берез, тополей, граба. Сначала соцветия бывают направлены вверх. Но перед тем, как начнут лопаться пыльники, стержень сережки вытягивается н соцветие свешивается вниз. Каждый цветок при этом становится отделенным от другого и доступным ветру. Пыльца падает из пыльников вниз на чешуйку нижнего цветка и уже отсюда сдувается ветром.

Есть у ветроопыляемых растений и «взрывчатый» тип цветка, сходный с таковым у насекомоопыляемых. Так созревающие в бутоне тычинки цветка одного из видов крапивы напряжены настолько, что при раскрывании его резко расправляются и разбрасывают пыльцу из лопнувших пыльников. В этот момент над цветком можно увидеть густое облачко пыльцы.

Пыльца ветроопыляемых цветков рассыпается ими отнюдь не в любое время дня и ночи, а только в благоприятную погоду, обычно относительно сухую, при слабом или среднем ветре. Чаще всего наиболее подходящими для опыления оказываются утренние часы.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Ветроопыляемые растения. Особенности анемофильных растений

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

Контрольная работа № 1

«ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

Часть 1. Задания с выбором одного ответа (1 балл).

А1. Эндосперм семени — это

1) часть зародыша у однодольных растений

2) часть семядолей у двудольных растений

3) особая ткань с запасом питательных веществ

4) запасающая ткань, находящаяся вне семени

А2. Зародыш семени цветкового растения состоит из

семенной кожуры, зародышевого стебелька, по­чечки и корешка

семядоли, зародышевого корешка и эндосперма

кожуры, семязачатка и эндосперма

4) зародышевого стебелька, корешка, почечки, од­ной или двух семядолей

А3. К двудольным растениям относится:

А4. Генеративным органом цветкового растения является:

А5. Семена петуньи сеют:

1) на глубину 4-5 см

2) на глубину 2-3 см

3) по поверхности почвы

4) на глубину1,5-2 мм и присыпают слегка землей

А6. Корень, развивающийся из зародышевого корешка называется

А7. Боковые корни у растений развиваются

только на главном корне

только на придаточных корнях

3) как на главном, так и на придаточных корнях

4) на корнях всех видов

А8. Рост корня в длину обеспечивают клетки

1) корневого чехлика и зоны роста

2) зоны деления и зоны роста

3) корневого чехлика и зоны деления

4) зоны всасывания и зоны проведения

А9. Угол между листом и стеблем называют

А10. Ситовидные трубки относятся к ткани

А11. Испарение воды листьями обеспечивает растению

охлаждение и дыхание

удаление избытка воды и фотосинтез

дыхание и передвижение воды

охлаждение и поддержание непрерывного водно­го тока

А12. Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток

А13. Видоизмененным побегом является

А14. Структура цветка, частями которой являются венчик и чашечка

А15. Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика называется

А16. Листья состоят из

листовой пластинки и прилистников

листовой пластинки и черешка

3) основания и черешка

4) листовой пластинки, черешка, основания

А17 . Плод состоит из

околоцветника и околоплодника

внеплодника и семян

околоплодника и семян

А18. Плоды по содержимому околоплодника можно разделить на

вскрывающиеся и невскрывающиеся

односемянные и многосемянные

большие и мелкие

В1. Установите соответствие между приспособлениями растения к опылению и способом, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

А) наличие в цветках нектара

Б) яркая окраска венчика

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

В2. Распределите на две группы листья, приведенные на рисунке. Данные запишите в таблицу (А – простые листья, Б – сложные листья)

Цель работы: оценить уровень предметных достижений по теме «Органы цветковых растений»

Структура работы: работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает 18 заданий базового уровня (А1-А18) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает 2 задания повышенного уровня (В1-В2): задание В1 — задание на установление соответствия (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 3 балла), В2 – задание на распределение по группам (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 4,5 балла).

Ветроопыляемые растения. Особенности анемофильных растений

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

Контрольная работа № 1

«ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

Часть 1. Задания с выбором одного ответа (1 балл).

А1. Эндосперм семени — это

1) часть зародыша у однодольных растений

2) часть семядолей у двудольных растений

3) особая ткань с запасом питательных веществ

4) запасающая ткань, находящаяся вне семени

А2. Зародыш семени цветкового растения состоит из

семенной кожуры, зародышевого стебелька, по­чечки и корешка

семядоли, зародышевого корешка и эндосперма

кожуры, семязачатка и эндосперма

4) зародышевого стебелька, корешка, почечки, од­ной или двух семядолей

А3. К двудольным растениям относится:

А4. Генеративным органом цветкового растения является:

А5. Семена петуньи сеют:

1) на глубину 4-5 см

2) на глубину 2-3 см

3) по поверхности почвы

4) на глубину1,5-2 мм и присыпают слегка землей

А6. Корень, развивающийся из зародышевого корешка называется

А7. Боковые корни у растений развиваются

только на главном корне

только на придаточных корнях

3) как на главном, так и на придаточных корнях

4) на корнях всех видов

А8. Рост корня в длину обеспечивают клетки

1) корневого чехлика и зоны роста

2) зоны деления и зоны роста

3) корневого чехлика и зоны деления

4) зоны всасывания и зоны проведения

А9. Угол между листом и стеблем называют

А10. Ситовидные трубки относятся к ткани

А11. Испарение воды листьями обеспечивает растению

охлаждение и дыхание

удаление избытка воды и фотосинтез

дыхание и передвижение воды

охлаждение и поддержание непрерывного водно­го тока

А12. Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток

А13. Видоизмененным побегом является

А14. Структура цветка, частями которой являются венчик и чашечка

А15. Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика называется

А16. Листья состоят из

листовой пластинки и прилистников

листовой пластинки и черешка

3) основания и черешка

4) листовой пластинки, черешка, основания

А17 . Плод состоит из

околоцветника и околоплодника

внеплодника и семян

околоплодника и семян

А18. Плоды по содержимому околоплодника можно разделить на

вскрывающиеся и невскрывающиеся

односемянные и многосемянные

большие и мелкие

В1. Установите соответствие между приспособлениями растения к опылению и способом, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

А) наличие в цветках нектара

Б) яркая окраска венчика

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

В2. Распределите на две группы листья, приведенные на рисунке. Данные запишите в таблицу (А – простые листья, Б – сложные листья)

Цель работы: оценить уровень предметных достижений по теме «Органы цветковых растений»

Структура работы: работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает 18 заданий базового уровня (А1-А18) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает 2 задания повышенного уровня (В1-В2): задание В1 — задание на установление соответствия (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 3 балла), В2 – задание на распределение по группам (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 4,5 балла).

Пыльца растений как экологический фактор

Повышенная чувствительность организма человека к факторам окружающей среды лежит в основе распространения аллергических заболеваний (бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита и других), число которых среди населения постоянно возрастает (Адо А.Д., 1996; Хаитов P.M., Федосеева В.Н., Ильина II.И., Желтикова Т.М., 2006; Peters S.P., 2007).

Аллергические забо­левания, вызываемые пыльцой растений, называются поллинозами (от греч. pollen – пыльца). На сенсибилизацию населения к пыльце в значительной мере влияют региональные особенности: урбанизация населения, распространенность тех или иных растений, степень аллергенности их пыльцы; температура и влажность воздуха, атмосферное давление, продолжительность солнечных дней, дождливость, частота и направление ветров («роза ветров») и ряд других факторов.

Пыльца состоит из множества пыльцевых зерен, содержащих мужские гаметы и служащих для полового размножения семенных растений. У энтомофильных (опыляемых насекомыми) растений с яркими и ароматными цветками пыльца крупная, клейкая, распространяется, как правило, на незначительные расстояния, концентрация ее в воздухе невелика. У анемофильных (ветроопыляемых) растений цветки маленькие, незаметные, без запаха, а пыльца мелкая, нелипкая, с гладкой и ровной поверхностью. Причиной аллергических реакций обычно является именно пыльца анемофильных растений, потому что ее концентрация в воздухе в период цветения гораздо выше, чем концентрация пыльцы энтомофильных растений. Выброс пыльцы у большинства анемофильных растений происходит в утром (с 5 до 11 часов), однако ее концентрация в воздухе обычно становится максимальной днем или ранним вечером, а минимальной ночью. Это обусловлено тем, что днем усиливается циркуляция воздуха. В сухую погоду даже под действием слабого ветра пыльца может распространяться на большие расстояния, поэтому даже в крупных городах концентрация пыльцы в воздухе может быть очень высокой. В холодные дни пыльцы выбрасывается гораздо меньше, но и период цветения растений удлиняется. Существенно снижается концентрация пыльцы в воздухе во время и сразу после дождя, при повышенной влажности, в безветренную погоду.

Свойства пыльцы аллергенных растений:

ü принадлежит, как правило, к ветроопыляемым растениям, продуцирующим ее в большом количестве (исключение составляют некоторые насекомоопыляемые растения, например подсолнечник);

ü легкая и летучая, что позволяет распространяться ветром на большие расстояния; принадлежит растениям, широко представленным в данном регионе; имеет небольшие размеры (до 35 мкм);

ü долго сохраняет жизнеспособность и аллергенную активность.

Пыльцевые зерна различных видов трав, сорняков и деревьев классифицируют по размерам пыльцевых зерен, характеру борозд на поверхности пыльцы, деталям строения наружной оболочки пыльцевого зерна – экзины, характеру пор на поверхности зерна, деталям строения внутренней оболочки пыльцевого зерна – интины, отношение размеров: интины/экзины (рисунок 1).

береза
подсолнечник
одуванчик
лещина
ива

Рис.1. Пыльцевые зерна некоторых растений

Аллергены из пыльцы растений представлены преимущественно гликопротеинами. Наиболее выраженными аллергенными свойствами обладают экзина, рибосомальные и митохондриальные компоненты пыльцевого зерна.
Аллергенный состав пыльцы весьма сложен, и пыльца одного и того же растения может содержать разные антигены. Установлено, что пыльца березы содержит до 8 антигенов, тимофеевки – до 11, полыни – до 15 аллергенных фракций.

Аллергенные свойства пыльцы зависят от конкрет­ных условий. Свежая пыльца, выде­ляемая в воздух из пыльников тычинок трав и деревьев, очень активна. Концентрация пыльцы в воздухе, составляющая в среднем 10-20 пыльцевых зерен на 1 м 3 воздуха вызывает аллергическую реакцию. Размеры пыльцевых зерен не позволяют им проникать в нижние отделы дыхательного тракта, они осаждаются на ресничках мерцательного эпителия полости носа, носоглотки и верхних отделов трахеи. На слизистой пыльцевое зерно набухает, его оболочка лопается и внутреннее содержимое, обладающее аллергенными свойствами, проникает в лимфоток и кровоток, что, в свою очередь, ведет к вовлечению в патологический процесс тканей, не имеющих прямого контакта с пыльцой (нижние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, мочевыделительная система и другие). Важную роль при этом имеет нарушение барьерных функций дыхательных путей, характерное для больных поллинозом: дефицит секреторного иммуноглобулина А, нарушение местной защитной функции макрофагов, нарушение функции мерцательного эпителия дыхательных путей и других. Это препятствует удалению зерен пыльцы с поверхности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Проникновение пыльцевых аллергенов к тканям индуцирует иммунологическую фазу развития поллиноза. При этом наблюдается гиперпродукция иммуноглобулинов E (IgE) и высокий уровень специфических IgE-антител, дисбаланс иммунорегуляторных клеток. Способность к повышенной продукции IgE является наследственной особенностью и необходимым (но не единственным) условием формирования аллергии к пыльце растений. Особенностью антител класса Е является их цитотропность, то есть способность фиксироваться на тучных клетках и лейкоцитах при контакте с соответствующим аллергеном. В результате происходит образование комплексов антиген-антитело, фиксированных на тканях. Эти комплексы вызывают повреждение мембран клеток и окисление мембранных липидов, следствием чего является секреция медиаторов воспаления (гистамина, серотонина, лейкотриенов и друих). Медиаторы, возбуждая рецепторы различных органов, приводят к отеку слизистых оболочек, повышению продукции слизи, спазму гладкой мускулатуры.

Заболевание проявляется чиханием, водянистыми выделения из носа, часто приступами удушья, слезотечением, зудом, иногда отеком глаз, неприятными болезненными ощущениями во рту и в горле. В разных регионах поллинозами страдают от 0,1 до 5 % населения. У детей аллергические заболевания представлены шире, чем у взрослых.

Факторы, предрасполагающие к развитию аллергии:

ü наследственная предрасположенность (наследуется не сам поллиноз, а склонность к его развитию при соответствующих условиях);

ü место и время рождения (дети, рожденные в сезон пыления аллергенных растений, имеют большую вероятность заболеть);

ü недостаточная масса тела ребенка при рождении;

ü искусственное вскармливание;

ü нарушения функций нервной и эндокринной систем

ü частые респираторные инфекции;

ü курение активное и пассивное;

ü загрязнение атмосферного воздуха (промышленные и химические аллергены, ксенобиотики изменяют химический состав пыльцевых зерен, способствуют накоплению токсических компонентов).

Заболевание поллинозом у городского населения намного выше по сравнению сельским, несмотря на то, что концентрация пыльцы в городском воздухе значительно меньше, чем за его пределами. Это связано, по-видимому, с тем, что в районах с плотным населением и высоким уровнем промышленного развития в атмосферу выделяется много тепла, газов и пыли, над городом создается устойчивая пелена дыма, тумана, замедляется движение воздуха.

Во многих странах мира составлены календари цветения аллергенных растений и с точки зрения профилактики они имеют важное значение. С одной стороны, больной может провести время цветения причинно-значимого растения (если это возможно) вдали от постоянного места жительства. С другой стороны, точные сведения о сроках цветения растения необходимы для профилактических мероприятий по снижению концентрации пыльцы в воздухе, своевременной диагностике и лечения заболевания. В Центральном Черноземье, как правило, развитие поллинозов с начала апреля по конец июня связано пыльцой деревьев, в июне и июле – злаков, конца июня и в течение всего августа – большинства сорных трав (таблица 6).

Выделяют три основные группы аллергенных растений: древесные, злаковые и разнотравье, сорняки.

Первый пик заболеваемости поллинозом – весенний – вызывает пыльца деревьев (с середины апреля до конца мая). Среди деревьев выраженной аллергенной активностью обладает пыльца березы, дуба, лещины, ольхи, клена, ясеня, тополя, вяза, ивы. Наиболее значимым аллергеном этой группы является пыльца березы. Пыльца хвойных деревьев (сосна, ель) практически не бывает причиной поллиноза, так как диаметр пыльцевых зерен составляет от 30 до 100 мкм. Из травянистых растений сильными аллергенными свойствами обладает пыльца одуванчика, цветущего в этот период.

Второй подъем заболеваемости – весенне-летний – вызывает цветение злаков (с начала июня до конца июля). Наибольшей антигенной активностью обладают дикорастущие (тимофеевка, овсяница, пырей, мятлик луговой, лисохвост), меньшей – культивируемые (рожь, кукуруза) злаки. Цветение злаковых трав продолжительное, некоторые виды цветут дважды. Высокоаллергенными свойствами обладают также подорожник, щавель и крапива, цветущие в июне – июле. Установлено, что пыльца трав относится к более ак­тивным аллергенам, чем пыльца деревьев.

Третий период обострения поллиноза – поздний летний (июль – сентябрь) связана с бурным пылением сорных трав (полынь, лебеда, амброзия, конопля).

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 895 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читать еще:  Как закрепить кабель канал к стене способы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector