0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли политическая партия некоммерческой организацией

Некоммерческие организации, политические партии

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[1]

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

  • — наличие юридического лица;
  • — основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
  • — возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

  • 1) возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций
  • (объединений) и для некоммерческих партнерств;
  • 2) некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

наличие народной поддержки, добровольность членства;

наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

  • — выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
  • — разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
  • — создание возможностей для политической социализации личности;
  • — подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
  • — организация избирательных кампаний и участие в них;
  • — борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

  • — по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;
  • — по территориальному признаку — федеральные, региональные и т.д.;
  • — по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;
  • — по отношению к социальным преобразованиям — радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;
  • — по участию во власти — правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

В последние два-три десятилетия сформировался тип политической силы, который необоснованно называют партией. Это так называемые универсальные партии (партии всех избирателей). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: необязательное фиксирование членства; особый тин лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческою символа; отсутствие четко фиксированных социальных интересов.

Возникновению этого типа партий способствуют размывание жестких границ между социальными фунпами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволяющее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Партии такого типа в большей степени связаны с государством, чем с гражданским обществом, а их главная функция — не артикуляция и агрегация интересов общества, а защита политического курса данного правительства.

Политическая партия как юридическое лицо

Правовое положение политических партий определяется «О политических партиях» № 95-ФЗ ( в дальнейшем — «Закон»). Этот Закон принят в развитие Конституции России, согласно которой политические партии являются одной из форм осуществления гражданами права на объединение. Однако это конституционное право имеет более широкую сферу применения, нас же интересует, что представляет собой политическая партия как юридическое лицо.

В ст. 3 Закона политическая партия названа общественным объединением. Это объединение имеет политические цели ( участие в выборах и референдумах, общественных и политических акциях) и должно удовлетворять определенным ( порой, достаточно жестким) требованиям. Эти требования содержатся в ст. 3 Закона и многие их них уже привлекли внимание общественности. Как тут, в частности, не вспомнить о минимальной численности членов партии в 10 000 человек и о том, что она должна иметь отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации с определенной численностью членов и другие. Многие говорят: введенные ограничения настолько серьезны, что вступают в противоречие с конституционным правом на объединение, существенно затрудняя гражданам его осуществление. Однако поскольку эти ограничения содержатся в Законе, отменить их может только Конституционный Суд России, пока же на практике они будут применяться.

Признание политической партии общественным объединением предполагает возможность субсидиарного применения к партиям Закона « Об общественных объединениях». Вряд ли политическую партию можно считать особой ( новой) формой некоммерческой организации, отличной от общественного объединения. Правда, на практике случаи субсидиарного применения норм Закона « Об общественных объединениях» к партиям вряд ли будут частыми. Ведь Закон « О политических партиях» намного более четко и логично регламентирует деятельность партии, особенно если сравнивать его с устаревшим и противоречивым Законом « Об общественных объединениях».

Вместе с тем, нельзя не учитывать что с принятием Закона « О политических партиях» Закон « Об общественных объединениях» остался без изменения. Между тем, в нем предусмотрены так называемые политические общественные объединения. Их функции теперь могут осуществлять только политические партии. Поэтому политические общественные объединения в течение двух лет должны быть преобразованы в политические партии ( ст. 47 Закона), в противном случае они станут обычными общественными объединениями.

Выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности может теперь только политическая партия. Что касается иного участия в выборах и референдумах, то монополии на это политические партии не имеют. В частности, в избирательных блоках вместе с политическими партиями могут участвовать и иные общественные объединения ( ст. 36 Закона).

Наименование политической партии должно содержать указание на ее организационно-правовую форму — «партия». Причем никакие другие юридические лица не могут включать в свое наименование слово « партия». В наименовании можно использовать слово « Россия» или « российская», но запрещено указывать наименования каких-либо государственных органов или граждан ( ст. 6 Закона).

Политические партии создаются двумя основными способами — заново, на учредительном съезде, или путем реорганизации из общероссийской общественной организации ( движения).

И сама политическая партия, и ее региональные отделения признаются юридическими лицами с момента их государственной регистрации ( ст. 15 Закона). Сначала регистрируется партия в целом, затем — ее региональные отделения. Причем если этих отделений будет зарегистрировано недостаточно, может быть аннулирована и регистрация партии в целом.

Собственником имущества признается политическая партия в целом, отдельные ее члены не имеют прав на имущество партии. Региональные отделения партии и иные ее зарегистрированные структурные подразделения имеют в отношении закрепленного за ними имущества партии право оперативного управления ( ст. 28 Закона). По-видимому, право оперативного управления имеют только те подразделения, которые признаны юридическими лицами. Таким образом, в российском законодательстве появился еще один субъект права оперативного управления, кроме учреждений и казенных предприятий.

Читать еще:  Как разрешить конфликт с пользой для себя

Правда, это не вполне укладывается в рамки действующего ГК. Согласно ст. 296 ГК право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый. Правда, перечень некоммерческих организаций по ГК сконструирован как открытый ( ст. 50 ГК), но это не решает проблемы. Возникает коллизия, разрешение которой в пользу приоритета норм ГК ( согласно п. 2 ст. 3 ГК), еще более запутает ситуацию. Ведь вопрос о праве отделений политической партии на имущество « повисает в воздухе». Если у них есть право собственности, то как соотнести его с правом собственности политической партии, если какое-нибудь другое право, то какое? Ответа нет. Проще будет согласиться с вариантом, предложенным Законом, и внести изменения в ГК.

Не менее интересным является вопрос о том, кто выступает учредителем отделений политической партии — сама партия или ее члены, проживающие в регионе. Очевидно, что если партия — собственник имущества, то она должна выступать и в качестве учредителя. Что же касается членов партии, то они наделяются учредителем правами образовать органы управления отделения ( подразделения). При этом сами они учредителями отделения ( подразделения) не становятся.

Отделения ( подразделения) политической партии отвечают по своим обязательствам всем закрепленным на ними имуществом. И в этом состоит отличие данных обладателей права оперативного управления от учреждений ( последние отвечают лишь денежными средствами). Субсидиарную ответственность по долгам своих отделений ( подразделений) несет политическая партия в целом. Здесь использована, по сути, та же модель, что и во взаимоотношениях учреждения и собственника его имущества.

Учредительным документом политической партии является ее устав. Положения, которые должны быть в уставе, четко названы в Законе. Что касается других документов, которые подлежат представлению в регистрирующий орган, то они учредительными документами не являются, за исключением, пожалуй, решения о создании отделения ( иного структурного подразделения), которое будет его учредительным документом в отсутствие устава ( положения).

Членство в политической партии может быть только индивидуальным. Членство существует только в партии в целом, а не в ее отделении ( подразделении). Членами партии могут быть дееспособные граждане, достигшие 18 лет. Участие иностранцев и лиц без гражданства запрещено. Можно быть членом только одной политической партии.

Партия может осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом партии ( ст. 26 Закона). При этом партия должна использовать полученные от предпринимательской деятельности средства на цели, предусмотренные в ее учредительных документах. Эти средства не могут распределяться между членами партии. Закон ограничивает круг видов предпринимательской деятельности, которую могут осуществлять партии, перечнем, содержащимся в п. 3 ст. 31 Закона. В основном это издательская, полиграфическая, рекламная и информационная деятельность, а также сдача имущества в аренду. Иными видами предпринимательской деятельности партия заниматься не вправе.

Политическая партия может принимать пожертвования, причем круг жертвователей и порядок пожертвования серьезно ограничены ( ст. 30 Закона). Нарушение правил о пожертвовании влечет за собой обязанность политической партии возвратить соответствующее имущество его жертвователю, а при невозможности — перечислить в доход Российской Федерации. Причем здесь, скорее всего, имеет место особое последствие совершения недействительной сделки, когда она, по общему правилу, влечет двустороннюю реституцию, а при ее невозможности — изъятие имущества в доход Российской Федерации. Такие последствия не предусмотрены ГК, но, скорее всего, ему не противоречат ( см. ст. 167 ГК, согласно которой иные последствия недействительности сделки могут быть предусмотрены законом).

Политические партии вправе получать от государства финансирование. Однако требовать его могут не все партии, а лишь те, которые так или иначе победили на выборах ( ст. 33 Закона). Следует отметить, что это правило противоречит ранее сформулированному принципу равной поддержки государством всех политических партий. Последний же принцип напрямую вытекает из норм о равноправии граждан. Впрочем, норма Закона о предоставлении финансовой поддержки также может быть отменена лишь Конституционным , что произойдет не скоро, если вообще произойдет.

За политическим партиями осуществляется государственный контроль, четко урегулированный Законом. Наивысшей санкцией при осуществлении такого контроля может быть ликвидация политической партии, менее жесткой — приостановление деятельности по решению суда, самой простой мерой — вынесение предостережения.

Некоммерческие организации: понятие, виды, права и деятельность НКО в 2020 году

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Читать еще:  Карточка т 1 образец заполнения

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Некоммерческая организация

Некоммерческими организациями являются организации, которые:

не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Таким образом, некоммерческая организация – это организация, в которой не ставится задача по получению прибыли и не распределяется полученная прибыль между своими участниками.

Цели создания некоммерческой организации

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, достижении общественно полезных благ.

Некоммерческие организации создаются и действуют для достижения общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Регистрация некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган ряд документов. К ним относятся:

заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является устав, на что указывает п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ;

решение о создании некоммерческой организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

сведения об учредителях в двух экземплярах.

документ об уплате государственной пошлины.

сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

автономные некоммерческие организации;

социальные, благотворительные и иные фонды;

ассоциации и союзы;

общественные или религиозные организации (объединения);

общины коренных малочисленных народов;

Источники формирования имущества некоммерческой организации

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

поступления от учредителей (в том числе регулярные и единовременные);

добровольные взносы и пожертвования;

поступления от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды и проценты по ценным бумагам и вкладам;

поступления от использования собственного имущества и др.

другие, не запрещенные законом поступления.

Права некоммерческой организации

При этом некоммерческая организация вправе:

в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

К некоммерческим организациям относятся. Важные сведения об НКО

Как известно, все организации в России можно разделить на три сектора: государственные, коммерческие и некоммерческие. И если с первыми двумя видами все ясно, то последний заставляет нас призадуматься. Какие объекты относятся к некоммерческим организациям? Предлагаем вам поразмышлять над этим далее.

К некоммерческим организациям относятся.

Сначала определение. НКО, некоммерческая организация — структура, не ставящая своей основной задачей получение прибыли, а также не распределяющая оную среди своих участников.

Цели создания НКО следующие:

  • культурные;
  • социальные;
  • благотворительные;
  • научные;
  • образовательные;
  • управленческие;
  • политические;
  • охрана здоровья граждан;
  • развитие спорта, физкультуры;
  • удовлетворение нематериальных (духовных) потребностей;
  • защита законных интересов частных и юридических лиц;
  • юридическая помощь;
  • прочие полезные для общества дела.

Объекты, которые относятся к некоммерческим организациям, имеют право заниматься и предпринимательской деятельностью. Но только в случае, если она направлена на достижение основной общественной цели.

Важно отметить, что некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции органов самоуправления, государства и при этом не прибегающие к помощи оных, называются неправительственными.

Характеристика НКО

Чтобы ярче представить структуры, которые относятся к НКО, предлагаем вам ознакомиться со следующей характеристикой:

  1. Учредитель: любое лицо.
  2. Кадры: набранный штат и привлеченные лица.
  3. Денежное вознаграждение участников: штатные работники — зарплата, труд добровольцев, волонтеров не оплачивается, услуги привлеченных лиц — договор оказания услуг.
  4. Основные цели деятельности: как правило, общественно значимые.
  5. Источники финансирования: госбюджет (но только в случае, если учредитель организации — государство), заемный капитал, выручка от предпринимательской деятельности (с рядом ограничений), инвестиции и пожертвования. Также имеют место членские взносы. Более того — подавляющее число НКО существует за счет них, не обращаясь к вышеперечисленным источникам. Часто используются гранты, в т. ч. и государственные. Также немало НКО выделяют их своим единственным источником финансирования.

Виды НКО

К некоммерческим организациям относятся:

  1. Кооперативы: гаражно-строительные, потребительские (кредитные, жилищные, сельскохозяйственные, сбытовые, садоводческие, снабженческие, животноводческие, огороднические, перерабатывающие).
  2. Союзы.
  3. Ассоциации.
  4. Университеты.
  5. Автономные некоммерческие объединения.
  6. Госкорпорации.
  7. Благотворительные организации.
  8. Государственные компании.
  9. Казачьи общества.
  10. Природные, национальные парки, заповедники.
  11. Муниципальные и государственные бюджетные, казенные и автономные образования.
  12. Неправительственные объединения.
  13. Некоммерческое партнерство.
  14. ТСЖ, ГК, ЖК.
  15. Разного рода социальные объединения: политические партии, общественные фонды, движения, организации, профсоюзы, фонды общественной самодеятельности.
  16. Объединения юридических лиц.
  17. Общества взаимного страхования.
  18. Союзы работодателей.
  19. Общины малочисленных коренных народов.
  20. Религиозное объединение, группа, организация.
  21. Дачное, огородническое, садовое некоммерческое объединение.
  22. Территориальное общественное объединение.
  23. Торгово-промышленная палата.

Формы-гибриды НКО

Говоря о том, какие организации относятся к некоммерческим, важно отметить и гибридные формы с коммерческими (частными) структурами. К их числу можно отнести:

  1. Компании в общественных интересах (Великобритания).
  2. Корпорация общественной пользы (США).
  3. Малодоходное общество с ограниченной долей ответственности (США).
  4. Корпорация с общественно полезными целями (Германия).
  5. Благотворительное общество с ограничением ответственности (Германия).
Читать еще:  Полимерный пол своими руками

НКО в России

В России к формам некоммерческих организаций относятся более 30 видов НКО. У многих из них схожие функции, а различия — только в названиях. Все объединения регулирует ГК РФ (глава 4, параграф 6), ФЗ «О некоммерческих организациях». Специфическую деятельность отдельных НКО контролируют соответствующие законодательные акты.

Перечислим некоторые особенности деятельности данных организаций в РФ:

  1. Полученные иностранные гранты не облагаются налогом.
  2. С 2008 года выделяются специальные гранты президента на поддержку НКО.
  3. В 2015-м был введен так называемый реестр нежелательных организаций. Попасть туда может любая международная или иностранная НКО, представляющая угрозу для российского государственного строя.
  4. В 2017 году вышло распоряжение, предписывающее выдачу грантов тем некоммерческим организациям, которые ведут социально значимую, гражданскую деятельность.

НКО в нашей стране — довольно распространенный тип объединений, насчитывающий не один десяток форм. Их объединяют общие цели, сборная характеристика НКО. В отношении же таких организаций действуют как общие регуляционные нормы, так и специфические.

Отличие политической партии от общественной организации

Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Общественные организации: раньше считалось, что они связывают партии и государство с народом («приводные ремни»), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Подобная схема условна.

Правящая партия как ядро политической системы может быть только при парламентской республике. Когда партия получает возможность формировать правительство, она использует механизм государства как орудие, так как государство обладает механизмом управления и принуждения и материальными ресурсами.

Назначение политической партии (Матузов, Малько):

1. осуществление функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности

2. активная работа по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений

3. снятие внутренних противоречий.

Партии могут быть (Матузов, Малько):

· классовыми (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

· национальными, религиозными (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

· проблемными (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

· государственно-патриотическими (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

· формирующимися вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

· так называемыми гротескными партиями (видят смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав, например, партия любителей пива).

Политические партии.

Типы политических партий:

— правые, левые, центристские;

— авангардного типа, парламентского типа;

— кадровые и массовые партии.

Кадровые партии состоят из небольшого числа людей, нет постоянного членства, их активность направлена на выборные компании. Члены — все те, кто проголосовал за них. Массовые партии — основаны на постоянном членстве, платят взносы, имеют территориальные подразделения. Например, КПРФ.

Деление на правящие и оппозиционные зависит от позиции власти, от того, какую партию поддерживает власть, на кого опирается. Правящая партия — обычно при парламентской форме правления. Она добивается большинства депутатских мест и получает возможность сформировать правительство. При президентской форме правления партии не играют решающей роли при формировании правительства. Оппозиционные партии также влияют на политическую жизнь. Например, в Англии: оппозиционная партия вправе создавать свой теневой кабинет, содержание которого осуществляется государством. Он дублирует все важнейшие решения государства. Если мнение не совпадает с мнением правящей партии, то доводит до сведения всех, высказывает свое сомнение, указывает на недостатки, чем контролирует правительство. В случае смены одного правительства на другое не надо времени на раскачку, т.к. оно уже готово.

Партия авангардного типа — компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение — выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Деятельность политических партий регулируется Конституцией, Законом «Об общественных объединениях» 95 г., Законом СССР «Об общественных объединениях» 90 г., некоторыми Указами Президента, положениями о выборах в представительный орган. ГД приняла закон «О политических партиях», но СФ его отклонил. Должен регулировать этот закон. Официального определения политической партии нет, т.к. нет закона.

Политическая партия – это устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными и иными интересами и идеалами, ставящая пред собой цель завоевания государственной власти.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС. (ФЗ «О политических партиях» 11.06.03)

Отличие политических партий от общественных организаций заключается в том, что основное назначение партии – захват власти, если общественная организация ставит политические цели, то она должна перерегистрироваться.

Это связующее звено между демократическим государством и обществом. Важное назначение политических партий — установление взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов выборных представителей органов государственной власти.

Решения парламента всегда представляет собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое соглашение способно обеспечить партии в той мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием парламента. Население воспримет с пониманием самые непопулярные решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом корпораций. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе, и их исполнение становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают пред необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает. Партии играют важнейшую регулирующую роль в политической системе путем влияния на общественное мнение, разъяснения и претворения в жизнь решений органов государственной власти.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

3. форма правления.

Вопрос: А государство может оказать финансово-материальную поддержку партии? Использование государственных бюджетов для усиления партии, которую поддерживает власть (и которая поддерживает власть) влечет несменяемость власти. Поэтому на такое финансирование налагается запрет. Другие организации и физические лица можно поддерживать. Иностранным государствам запрещено помогать в предвыборных целях, в избирательных кампаниях.

Место и роль общественных организаций в политической системе общества

Парфенов: Основное назначение партии — завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Общественные организации не могут ставить такой цели. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство — орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Государство — основное звено политической системы, так как только государство выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает материальными, финансовыми ресурсами. Раньше считалось, что общественные организации связывают партии и государство с народом («приводные ремни»), но нельзя рассматривать это как одностороннее движение: необходимо учитывать интересы этих организаций.

Отличаются от политических партий тем, что не ставят перед собой политических целей. Но их деятельность носит политический оттенок, они влияют на политическую жизнь. Свои политические требования они заявляют через политические партии, которые выражают общие с ними интересы. Иногда эти требования не находят адекватного выражения в существующей структуре политических партий, тогда общественные объединения политизируются и превращаются в политические партии/движения и становятся самостоятельной политической силой (прибалтийские общественные объединения, в Польше).

Общественные организации и движения, являясь важными элементами политической системы, оказывают значительное влияние на функционирование других ее элементов. Общественные организации и движения отличаются от других ее составляющих непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. (Здесь и далее различные пособия по политологии)

Общественные движения

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членствамассовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. (Ст. 9)

Общественно-политические движения— это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

Отличия общественных движений от политических партий:

• общественные движения в отличие от политических партий не придерживаются определенной идейно-политической ориентации; в каждом из них могут участвовать люди с самыми разными интересами.

непостоянство участников, добровольность участия на основе солидарности

• общественные движения, как правило, добиваются решения лишь одной, масштабной социально-политической проблемы, имеют перед собой одну цель, а не их комплекс, как партия.

• движения чаще всего стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти (речь идет о неполитических общественных движениях)

• все общественные движения имеют ядро — инициативные группы, различные советы, но при этом они отличаются от политических партий отсутствием формальной иерархии, систематической дисциплины. Движения развиваются на основе солидарности и самостоятельности их добровольных участников, имеющих общие цели. Отступление от солидарности ведет к распаду движений, а усиление иерархии, организованности и дисциплины — к трансформации их в политические партии.

отсутствие единой программы (устава)

• лидер политической партии обладает властью внутри партии, которая может сочетаться с его авторитетом; руководитель же общественного движения властью не обладает, его лидерство базируется наавторитете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector