3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические взгляды никколо макиавелли

Политические взгляды Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527) — политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов: “Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”. Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.

Основное содержание труда “Государь” — выявление природы государства и механизмов государственного управления. Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на “унаследованные” и “новые”. Среди “новых”, в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они “искони жили свободно”. Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших” форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех “плохих”: самодержавие — в тиранию, аристократия — в олигархию, а “народное правление” — в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: “хорошие” по причине их кратковременности, а “плохие” — “в силу их злокачественности”.

Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием “действительного хода вещей”.

По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем, опорой закона является именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде “Государь”) представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ — это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать как опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. В отличие от обид, которые следует наносить разом, благодеяния надо осуществлять малыми порциями, чтобы они длились дольше и вызывали большую благодарность и любовь к правителю.

Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх — более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве понятию. “Государь”, анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и ее категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Политические взгляды никколо макиавелли

Одну из первых светских государственно-правовых концепций в XVI в разработал итальянский политический мыслитель. Никколо. Макиавелли (1469-1527). Он в произведениях»Государь»,»История. Флоренции»,»Рассуждения о первой декаде. Тита. Ливия»отрицал теологический подход к выяснению сущности государства и права и обосновывал концепцию фортуны (судьбынтовував концепцію фортуни (долі).

По этому поводу. Макиавелли отмечал, что правители, которые полностью подчинялись судьбе, не смогли выстоять против ее ударов и потеряли власть. По его мнению, власть в государстве может быть полученной с помощью оружия й или милости судьбы. Формы государства зависят от количества правителей. Это, по учению ученого, государства, управляемые»единовластно»- монархии. Последние могут быть унаследованными или новыми, полученные с помощью оружия, или таким же образом присоединены к унаследованной монархеваної монархії.

Значительное внимание. Макиавелли уделял исследованию процесса образования монархии. Государство, образована силой с применением оружия, доставляет массу хлопот, и в ней трудно удержать власть

Рассуждая о монархии,. Макиавелли предпочитал абсолютной монархии — ведь власть, осуществляемая монархом с помощью магистрата, не может быть надежной, поскольку монарх полностью зависит от во оли граждан, входящих в магистрат.

Необходимым условием сильного централизованного государства, по мнению. Макиавелли, должны быть хорошее законодательство, хорошее войско и хорошие союзники. Король должен четко формулировать цель и достигать ее всевозможными за асоби. Если государству угрожает упадок или потеря независимости, то в этом случае он может игнорировать моральные. Более того, монарх постоянно находится в состоянии вражды. Его окружают враги как у государстве, так и снаружи. Поэтому он может пренебрегать моральными принципами и применять насилие, может уподобляться льву и лисе. Такой принцип в политике впоследствии получил название макиавеллизмллізму.

В целом заслуги. Н. Макиавелли в развитии политической науки состоит в том, что он:

1) отверг схоластику, заменив ее рационализмом и реализмом;

2) заложил основы политической науки;

3) выступил против феодальной раздробленности, за создание централизованного. Пали;

4) ввел в политический лексикон понятие»государство»и»республика»в современном их понимании;

5) сформулировал противоречивый, но вечный принцип»цель оправдывает средства»

6 Теория естественного права и общественного договора

В последней трети XVI — начале XVII в произошла буржуазная революция в. Нидерландах, которая значительно повлияла на развитие капиталистических отношений в протестантских странах. Впоследствии (1640-1688) буржуазная р революция имела место в наиболее промышленно развитой. Англии. Эти события во многом были подготовлены развитием мануфактурного производства, которое заслонило ремесла. Новый способ производства способствовал дела е труда, росту его производительности, поисковые способов рационализации производственных процессов, стимулировал развитие общественных и естественных наунаук.

Первую попытку выяснить сущность и назначение государства в новых условиях сделал голландский юрист и общественный деятель. Гуго де. Гроот. Граций (1583-1645). Относительно происхождения государства мыслитель отмечал, что л люди объединяются в государство добровольно, для личной защиты и противостояния насилию и обязуются выполнять этот договор, а также нормы права, которые устанавливаются для поддержания порядка в д ержави царит гражданская власть, которая является верховной и суверенной. Государство осуществляет властные функции с помощью политических институтетів.

Мыслитель не отдавал предпочтения ни одной из форм правления. Он считал, что при создании государства народ мог выбрать любую форму, но выбрав, уже не имел права ее менять, кроме случаев крайней опас печении безопасности для существования самого народу.

Выдающимся основателем политических учений нового времени был английский мыслитель. Томас. Гоббс (1588-1679). Проблемы государственности, права, законности, мира и порядка исследовались им в трудах»Философские заса ады учения о гражданине»,»Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданскогоа громадянської».

Гоббс рассматривал три момента становления политического организма: 1) естественное состояние, 2) переход к государству; 3) государственный состояние

В естественном состоянии, отмечал. Гоббс, нет общей власти, нет законов и, соответственно, нет и справедливости. В этом состоянии отсутствует собственность, каждый имеет право на все, в том числе и на жизнь другого люди ини. В естественном состоянии идет»война всех против всех»Человек, как существо эгоистическое, всегда находится под страхом смерти, под влиянием инстинкта самосохранения, которые побеждают все другие чувства. Но ум, способность людей рассуждать, указывают условия выхода из этого состояния. Эти условия естественные законы. Закон может выполняться с помощью принуждения и силы. Такой силой является государствю силою є держава.

Т. Гоббс различал государства, возникшие вследствие добровольного согласия граждан, и государства, образовавшиеся при помощи физической силы. Он называет три основные формы государства-монархию, аристократию, демо атию. Лучшей, по мнению. ГОБ-БСА, является монархия, ибо она наиболее полно выражает и реализует абсолютный характер власти государства, в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверенена.

гоббсовский государственно-правовая концепция в значительной мере повлияла на нидерландского мыслителя. Баруха (Бенедикта). Спинозу (1632-1677). В своем»Богословско-политическом трактате»Спиноза отстаивал тезис, щ что человек, прежде всего, зависит от закона»природной необходимости», что вытекает из самой природы. Но, кроме этого, она зависит и от законов, установленных волей самих людей для безопасного и удобно го жизненноного та зручного життя.

Государство в. Б. Спинозы выступает носителем естественных прав всего населения. Основными ее функциями он считал:

1) составления религиозной жизни;

2) обеспечение неприкосновенности собственности;

3) распространение образования;

4) гарантирование беспрепятственного ведения торговли;

5) оценка поведения каждого;

6) наказания преступников;

7) разрешения конфликтов, возникающих между гражданами;

8) осуществление мероприятий, направленных на ведение войн и их предотвращения

В целом. Б. Спиноза вошел в историю политической мысли как критик теологических политико-правовых идей, как один из создателей светской доктрины государства и права

Видное место среди авторов политических концепций того времени занимает английский философ. Джон. Локк (1632-1704). Политическое учение. Джона. Локка изложенное в труде»Два трактата о правлении»(1690). По мнению в. Дж. Локка, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии, но он не характеризуется как»война против всех»Для естественного состояния присуща равенство, право человека распоряжаться своей собств истю, но в обществе отсутствовали органы, которые объективно решали конфликты между людьми, наказывали преступников. Это привело обстановку неуверенности и напряжения. Для надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди создали государствості люди створили державу.

Целостность государства и выполнения им своих основных задач способно обеспечить конституционное правление, при котором власть была бы ограничена законом и разделена. Первое место отводится законодательной ветви вла ады как верховной в государстве. Другие ветви власти должны подчиняться законодательной власти, но они также имеют большое влияние в государствві.

Дж. Локк сформулировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его считают основоположником либерализма и современного конституционализма

Политические и правовые взгляды Николо Макиавелли

Мхитар Гоша и Фрик

Значительное явление в истории политической мысли Закавказья – творчество армянского мыслителя, общественного и литературного деятеля, богослова Мхитара Гоша (1120 или 1130–1213), автора «Басен», «Судебника Мхитара Гоша», включающего гражданское и церковное право и применявшегося в разных странах, населенных армянами, вплоть до XIX в.

Во введении, предпосланном «Судебнику», Мхитар Гоша выдвигает идеи естественного права, придавая богословскую форму своему учению о праве. Гош говорит, что естественные законы даны Богом человеческой природе и существуют вечно, независимо от воли и сознания людей. Эти законы раскрываются в обычаях.

Читать еще:  Прошу вас исполнение письма поручить

По природе человек – существо свободное, но так как земля и вода закреплены за царем и князьями, то неизбежно возникает феодальная зависимость для всех, кто нуждается в земле и воде. У Гоша не возникает сомнений относительно правомерности такого порядка вещей, правомерности феодальной эксплуатации Действующее феодальное право не нарушает, таким образом, по мысли Гоша, вечных, неизменных «естественных» законов. Однако он вовсе не склонен был видеть оправдание всех феодальных насилий в религиозных представлениях о божественном законе, как это делали реакционные средневековые юристы в Западной Европе. В «Судебнике» Гоша звучит призыв не выходить за пределы того, что установлено обычаем при взыскании возложенных на крепостных повинностей, не допускать несправедливости по отношению к крепостным, быть умеренным, определить точно меру повинностей.

Усиление эксплуатации, рост ремесел и торговли в городах привели к обострению противоречий в армянском феодальном обществе. Бедствия трудящихся усугубились завоеванием монголов, которому Армения подверглась в первой половине XIII в. Тяжелое положение крестьянства и городской бедноты отражено в стихотворениях армянского поэта Фрика (1234–1315). Поэт сравнивает князей с волками, которых Бог поставил править людьми. Выражая настроения своего народа, он высказывает сомнение в справедливости порядка, установленного Богом на земле, и призывает к созданию лучшей жизни для бедняков.

Никколо Макиавелли(1469-1527 гг.). Родился в семье юриста, получил хорошее образование, знал латынь и греческий. Как житель Флоренции он пережил и ее судьбу: сначала власть купеческого рода Медичи, затем их изгнание и провозглашение республиканской конституции во главе с доминиканским монахом Савонарола[1], затем – период просвещенной светской республики. В 1498-1512 гг. Макиавелли занимал пост секретаря Совета десяти, выполнял дипломатические поручения. В 1512 г. после восстановления во Флоренции тирании семейства Медичи его как служащего прежнего режима заключают в тюрьму, затем освобождают и высылают в деревню, где он и умер в 1527 г. Последний период жизни Макиавелли занимался литературной деятельностью. Наиболее известную свою работу «Государь» он написал примерно в 1514 г.

Основные произведения: «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции», «О военном искусстве». Его перу принадлежат также сонеты, новеллы, карнавальные песни, комедия «Мандрагора».

Государство.Макиавелли различает понятия «государство» и «общество». Государство – это политической состояние общества, выражающее отношения между правителями и подданными, основанными на любви и страхе последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть. Цель государства и основа его прочности – безопасность личности и незыблемость собственности.

Происхождение государства.Воспроизводит идеи античных авторов о возникновении государства. Люди жили, размножались, затем объединились, выбрали самого храброго и стали ему повиноваться. Живя вместе, осознали, что хорошо и плохо, в соответствии с этим были установлены законы, появилось правосудие, т.е. можно говорить о зарождении договорной теории.

Формы правления. Мыслитель выделяет шесть форм государства, традиционно разделяя их на правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и охлократия). Согласно Н. Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Монархия сменяется тиранией, тирания – аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену ей приходит демократия, которая перерастает в охлократию. Наилучшей он считает смешанную форму, умеренную республику – сочетание монархии, аристократии и демократии.

Соотношение политики и морали. Н.Макиавелли считается родоначальником политической науки. Именно он определил предмет, метод и закономерности политики. Задачу политики он видел в том, чтобы выявить: закономерности развития различных форм государства; факторы их устойчивости; их связь с расстановкой политических сил; обусловленность политики экономическими, военными, географическими, психологическими факторами. Макиавелли отделяет политику и право от морали на том основании, что если мораль оперирует такими понятиями как добро и зло, то политика – польза и вред, мораль – сфера вечного, а политика и право – сфера повседневных интересов. Политика не должна основываться на моральных принципах, а должна исходить из целесообразности, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей, выбор которых зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому поступки правителей нужно оценивать не с точки зрения морали, а только по их результатам, по их отношению к благу государства.Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизм».

Право.Н. Макиавелли придавал большое значение праву, законодательству, неоднократно подчеркивая, что благодаря созданным Ликургом законам Спарта просуществовала 800 лет. Нерушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности. Право – это сила, это способ и средство господства одной группы людей над другой, это – орудие власти, которому служат «хорошие законы и хорошее войско».

Религия. Рассматривает религию как одно из средств управления людьми, считая ее важным средством политики. Именно поэтому, считал Н. Макиавелли, все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Однако он не одобрял современное ему христианство, порицал католическую церковь и духовенство, считал необходимым вернуться к античной религии, всецело подчиненной целям политики. Отметим, что Римская католическая церковь в 1559 г. внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг»[2].

Труды Н. Макиавелли оказали огромное влияние не только на последующее развитие политико-правовой теории (его положения были восприняты Спинозой, Руссо), но и на реальную политику ряда государственных деятелей (Наполеон, Муссолини, Сталин).

Учение Ж. Бодена о государстве

Протестантство появилось во Франции еще в первой половине XVI в. Но широкое распространение это движение получило лишь в 50-х годах. Французские протестанты были кальвинистами и получили название гугеноты. Особенность французского реформационного движения заключалось в том, что им было охвачено главным образом дворянство и горожане. Религиозная борьбы приобрела здесь характер сопротивления королевскому абсолютизму. В конце XVI в. во Франции уже шло ожесточенное религиозное противоборство между кальвинистами (гугенотами) и католиками, и которое в итоге приняло форму гражданской войны. Возникла угроза существования государства. В этой обстановке в общественном сознании все больше укреплялась мысль о том, что мир может быть обеспечен лишь сильной королевской властью. С теоретическим обоснованием этой идеи выступил Жан Боден.

Жан Боден(1530–1596 гг.) родился в Анжере в зажиточной семье. Юрист по образованию, с 1559 г. – профессор университета в Тулузе, с 1561 г. занимал судейские должности в Париже, в 1571 г. поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому. Он был депутатом провинциальных, затем в 1576-77 – депутатам Генеральных штатов. С 1584 г. – генеральный прокурор Лана (город на северо-востоке Франции). Боден занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, за что едва не поплатился жизнью в Варфоломеевскую ночь. Скончался от чумы в Лане.

Основные произведения: «Метод легкого познания истории», руководство для инквизиции «Демономания колдунов», заменившее устарелый «Молох ведьм», «Шесть книг о республике» – главный труд, в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, его функции, формы правления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Макиавелли Никколо: философия, политика, идеи, взгляды

Итальянский писатель и философ Макиавелли Никколо был важным государственным деятелем во Флоренции, занимая должность секретаря, отвечавшего за ведение внешней политики. Но гораздо большую известность ему принесли написанные им книги, среди которых особняком стоит политический трактат «Государь».

Биография писателя

Будущий писатель и мыслитель Макиавелли Никколо родился в пригороде Флоренции в 1469 году. Его отец был адвокатом. Он сделал все, чтобы сын получил лучшее по тем временам образование. Для этой цели не было места лучшего, чем Италия. Главным кладезем знаний для Макиавелли стал латинский язык, на котором он прочитал огромное количество литературы. Настольными книгами для него стали труды античных авторов: Иосифа Флавия, Макробия, Цицерона, а также Тита Ливия. Юноша увлекался историей. Позже эти вкусы отразились на его собственном творчестве. Ключевыми для писателя стали работы древних греков Плутарха, Полибия и Фукидида.

Макиавелли Никколо начал свою государственную службу в то время, когда Италия страдала от войн между многочисленными городами, княжествами и республиками. Особое место занимал Папа Римский, который на рубеже XV и XVI вв. был не просто религиозным понтификом, но и значимой политической фигурой. Раздробленность Италии и отсутствие единого национального государства делали богатые города Апеннинского полуострова лакомым куском для других крупных держав – Франции, Священной Римской империи и набирающей мощь колониальной Испании. Клубок интересов был очень сложным, что приводило к зарождению и расторжению политических союзов. Судьбоносные и яркие события, свидетелем которых стал Макиавелли Никколо, сильно повлияли не только на его профессионализм, но и на мировоззрение.

Философские взгляды

Идеи, изложенные Макиавелли в его книгах, существенно повлияли на восприятие обществом политики. Автор стал первым, кто подробно рассмотрел и описал все модели поведения правителей. В книге «Государь» он напрямую заявил о том, что политические интересы государства должны превалировать над договоренностями и другими условностями. Из-за этой точки зрения мыслитель считается образцовым циником, который не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Государственную беспринципность он объяснял служением высшей благой цели.

Никколо Макиавелли, философия которого родилась в результате личных впечатлений от состояния итальянского общества начала XVI века, не только рассуждал о пользе той или иной стратегии. На страницах своих книг он подробно описал строение государства, принципы его работы и взаимоотношения внутри этой системы. Мыслитель предложил тезис о том, то политика является наукой, в которой есть свои законы и правила. Никколо Макиавелли считал, что человек, в совершенстве овладевший этим предметом, может предсказывать будущее или определять исход того или иного процесса (войны, реформ и т. д.).

Важность идей Макиавелли

Флорентийский писатель эпохи Возрождения ввел в гуманитарную науку много новых тем для рассуждения. Его диспут о целесообразности и соответствии моральным нормам поставил острый вопрос, над которым до сих пор спорят многие философские школы и учения.

Рассуждения о роли личности правителя в истории также впервые появились из-под пера Никколо Макиавелли. Идеи мыслителя привели его к выводу, что при феодальной раздробленности (в которой, например, пребывала Италия) характер государя подменяет собой все властные институты, что наносит вред жителям его страны. Иначе говоря, в раздробленном государстве паранойя или слабость правителя приводит к десятикратно худшим последствиям. За свою жизнь Макиавелли увидел достаточно таких живописных примеров благодаря итальянским княжествам и республикам, где власть качалась из стороны в сторону как маятник. Часто такие колебания приводили к войнам и другим бедствиям, которые больнее всего били по простому населению.

Поэтому в обращении к своему читателю автор сетовал на то, что государство не может быть эффективным без жесткой центральной власти. В таком случае сама система компенсирует недостатки слабого или неспособного правителя.

История «Государя»

Следует отметить, что трактат «Государь» писался как классическое руководство по применению, предназначенное для итальянских политиков. Подобный стиль изложения сделал книгу уникальной для своего времени. Это был тщательно систематизированный труд, в котором все мысли излагались в форме тезисов, подкрепленных реальными примерами и логическими рассуждениями. «Государь» был опубликован в 1532 году, спустя пять лет после смерти Никколо Макиавелли. Взгляды бывшего флорентийского чиновника тут же нашли отклик у самой широкой публики.

Читать еще:  Молитва на достаток и благополучие в семье

Книга стала настольной для многих политиков и государственных деятелей последующих столетий. Она активно переиздается до сих пор и является одним из столпов гуманитарных наук, посвященных обществу и институтам власти. Главным материалом для написания книги стал опыт падения Флорентийской республики, которое пережил Никколо Макиавелли. Цитаты из трактата были включены в разные учебники, по которым учили госслужащих разных итальянских княжеств.

Наследственность власти

Свой труд автор разделил на 26 глав, в каждой из которых обращался к тому или иному политическому вопросу. Глубокое знание истории Никколо Макиавелли (цитаты античных авторов часто попадаются на страницах) позволило доказать свои догадки на опыте древней эпохи. Например, он посвятил целую главу судьбе персидского царя Дария, захваченного Александром Македонским. В своем очерке писатель дал оценку произошедшему падению государства и привел несколько аргументов о том, почему страна не взбунтовалась после смерти молодого полководца.

Вопрос о видах наследственности власти очень интересовал Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, напрямую зависела от того, каким образом престол переходит от предшественника к преемнику. В случае если трон передается надежным путем, государству не будут угрожать смуты и кризисы. В то же время в книге приведено несколько способов удержания тиранической власти, автором которых был Никколо Макиавелли. Кратко говоря, государь может переселиться на новую захваченную территорию, чтобы самому непосредственно следить за местными настроениями. Ярким примером такой стратегии стало падение Константинополя в 1453 году, когда турецкий султан перенес в этот город свою столицу и переименовал ее в Стамбул.

Сохранение государства

Автор попытался подробно объяснить читателю то, как можно удержать захваченную иноземную страну. Для этого, согласно тезисам писателя, есть два способа – военный и мирный. При этом оба метода допустимы, и их нужно умело сочетать, чтобы одновременно задабривать и пугать население. Макиавелли был сторонником создания колоний на приобретенных землях (приблизительно в том виде, как это делали древние греки или итальянские морские республики). В той же главе автор вывел золотое правило: государю необходимо поддерживать слабых и ослаблять сильных, чтобы сохранять баланс внутри страны. Отсутствие мощных противодействующих движений помогает сохранить власти монополию на насилие в государстве, которая является одним из главных признаков надежного и стабильного правления.

Так описывал способы решения этой проблемы Никколо Макиавелли. Философия писателя сформировалась как совокупность его собственного управленческого опыта во Флоренции и исторического знания.

Роль личности в истории

Так как Макиавелли уделял большое внимание вопросу о важности личности в истории, он также составил короткий очерк тех качеств, которыми должен обладать эффективный государь. Итальянский писатель делал упор на скупость, критикуя щедрых правителей, тративших свою казну впустую. Как правило, такие самодержцы вынуждены прибегать к повышению налогов в случае возникновения войны или другой критической ситуации, что крайне раздражает население.

Макиавелли оправдывал жесткость правителей внутри государства. Он считал, что именно такая политика помогает обществу избежать лишних беспорядков и смут. Если, например, государь преждевременно казнит людей, склонных к мятежу, он убьет несколько человек, при этом спасая все остальное население от ненужного кровопролития. В этом тезисе снова повторяется пример философии автора о том, то страдания отдельных людей ничто по сравнению с интересами всей страны.

Необходимость жесткости правителей

Флорентийский писатель часто повторял мысль о том, что человеческая природа непостоянна, а большая часть людей вокруг — это сборище слабых и алчных существ. Поэтому, продолжал Макиавелли, государю необходимо внушить благоговейный страх среди своих подданных. Это позволит сохранить дисциплину внутри страны.

В пример он приводил опыт легендарного античного полководца Ганнибала. Он с помощью жестокости поддерживал порядок в своем многонациональном войске, несколько лет сражавшемся на римской чужбине. Причем это не была тирания, потому что даже казни и расправы над виновными в нарушении законов были справедливыми, и никто вне зависимости от своего положения не мог получить иммунитет. Макиавелли считал, что жестокость правителя оправдывается, только если это не откровенный грабеж населения и насилие над женщинами.

Смерть мыслителя

После написания «Государя» знаменитый мыслитель последние годы своей жизни посвятил созданию «Истории Флоренции», в которой вернулся к своему любимому жанру. Он скончался в 1527 году. Несмотря на посмертную славу автора, место его могилы до сих пор неизвестно.

Николо Макиавелли и его взгляды

В истории политико-правовых теорий немного найдется таких идей, служивших предметом ожесточеннейших споров, как воззрения итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). Он был политическим деятелем, мыслителем, военным теоретиком, вошедшим в историю политической мысли как автор замечательных трудов «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (1532 г.) Он происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. Его предки и по отцовской и по материнской линии оставили значительный след в истории Флоренции и избирались на самые высокие должности в республике восемнадцать раз. Макиавелли также избрал государственную службу сферой приложения своих сил. С 1498 г. он в течение 14 лет занимал пост секретаря Синьории (высшего органа, юрисдикция которого распространялась на внутренние дела). В его ведении находилась также переписка с представителями Флоренции за границей, выполнение дипломатических поручений при дворах французского короля, германского императора, римского папы. После переворота, вернувшего власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре и выслан в свое поместье близ Флоренции, где и написал большую часть своих произведений.

По мнению многих исследователей, Макиавелли – единственный в своем роде мыслитель эпохи Возрождения, сумевший постичь смысл основных тенденций того времени, смысл политических требований и устремлений.

Во –первых, он заменил средневековую концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности.

Во-вторых, именно Макиавелли ввел один из ключевых терминов политической науки нового времени – stato (государство, как особым образом организованная власть). До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным вопросом была цель государства, а власть мыслилась лишь средством достижения общественного блага, свободы, реализации Божественной воли. Для флорентийца целью является сама власть, и обсуждаются только средства ее взятия, удержания и распространения. Саму же необходимость государства Макиавелли на полтора века раньше Гоббса обосновывал эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания.

В- третьих, Макиавелли отделил власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей. Каноны власти и узы морали не соприкасаются, так как для государственного деятеля превыше всего интересы государства. «Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо ли оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу государства?».

Макиавелли создал четкую систему ценностей, отличных от общепринятой морали. Добро и зло в его трактате превратились из абсолютных категорий в относительные. Использовать власть – добро, если этим избавляешься от политического врага, тем более, если никто не узнает. Ведь главная цель политики — власть и то, что эффективно для ее достижения – добро, что неэффективно – зло.

Таким образом, Макиавелли – родоначальник особого взгляда на политику, влияние которого прослеживается в современной политической науке, в концепциях В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса. Для него политика – искусство правителя отслеживать меняющиеся властные интересы и учитывать их при принятии решений. Основной интерес – приобретение, сохранения и приращение власти, главное средство достижения властных интересов – насилие.

Перейдем к подробному анализу главного сочинения Макиавелли «Государь», в котором и были сформулированы теоретические подходы.

Макиавелли начинает с традиционной классификации различных форм государственной власти, различая две основных формы правления – республики и княжества, т.е. государства, управляемые единовластно. Далее мыслитель суживает рамки своего исследования, обращаясь только к княжествам и задаваясь вопросом, как можно ими управлять и их удерживать. Именно такая позиция позволяет выделить власть как специфическую область, требующую от государя определенного искусства поведения, соблюдения определенных правил. Выделению понятия власти способствует постулирование свободы воли. По мнению Макиавелли, политическая судьба зависит в первую очередь от концентрации собственной воли и разума политического деятеля, но не как ни от случая, «фортуны». «Если частного человека приводит к власти либо доблесть, либо счастье (милость судьбы), то может показаться, что они в равной мере помогут преодолеть трудности впоследствии, но это не так, ибо крепче держится тот, кто меньше полагается на счастье». Говоря о судьбе и о том, что она значит в человеческих делах, Макиавелли употребляет понятие «свобода воли», в котором содержится два смысловых слоя – свобода действий в рамках политического целедостижения и предельный уровень этой свободы, горизонт ответственности.

Рассмотрим оба смысловых слоя. Если говорить о первом, то его концентрированным выражением была бы формула «цель оправдывает средства», но у Макиавелли такой идеи нет, хотя есть весьма похожая. «О делах всех людей, а более всего князей, над которыми нельзя потребовать суда, судят по успеху. Пусть князь заботится о победе и сохранении государства – средства всегда будут считаться достойными и каждым будут одобрены, потому что толпа идет за видимостью и успехом дела». Как видим, речь идет о основаниях авторитета (и легитимности) власти государя; он может применять любые средства ради сохранения власти и победы над политическими врагами, если эти средства эффективны с точки зрения указанных целей. Таким образом, Макиавелли формулирует своего рода условный императив, техническое правило действования «если мы желаем добиться такого-то результата, то мы должны так-то и так-то использовать такие-то и такие-то средства».

Итак, со свободой действия ясно, теперь второй вопрос, до каких пор можно не обращать внимание на общественное мнение, каковы границы произвола? Послушаем самого Макиавелли «князь не должен бояться, что его ославят безжалостным, если ему надо удержать подданных в единстве и верности. Ведь, показав несколько устрашающих примеров, он будет милосерднее тех, кто по своей чрезмерной снисходительности допускает развиться беспорядкам, убийствам и грабежам. Это потрясает целую общину, а кары, налагаемые князем, падают на отдельного человека».

Макиавелли считал, что бороться с врагами можно двумя способами законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. «Князь должен взять примером лисицу и льва, так как лев беззащитен против сетей, а лисица беззащитна против волков. Следовательно, надо быть лисицей, чтобы распознать западню, и львом, чтобы устрашать волков».

Читать еще:  Чем крепят бакелитовую фанеру к деревянному полу

Отметим эту «зверочеловечность» государя как необходимое качество политика. Т.е. политик, кроме обыкновенного человеческого горизонта своего сознания, обладает способностью к преодолению заданных человечностью границ.

Далее Макиавелли вроде бы довольно традиционно рассуждает о положительных и отрицательных качествах государя, о его добродетелях и пороках в ряде глав своего трактата: «О свойствах, за которые хвалят или порицают людей, и больше всего князей», «О щедрости и бережливости», «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: быть любимым или внушать страх», «Как поступать князю, чтобы его почитали». Заметьте, даже в названиях глав речь идет не о том, чтобы сформулировать безусловные правила поведения, некий государев этикет, а об альтернативно-функциональной модели поведения, гибко ориентирующейся на меняющиеся обстоятельства. Государю надо лишь уметь сыграть требуемые качества, создать функционально определяемый (политической потребностью) образ в глазах подданных.

В данном случае речь идет о системе отношений между государем и политически значимыми группами. В каждом городе всегда есть народ и знать, их чувства весьма различны «народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ. Эти два различных стремления приводят к одному из трех последствий – к единовластию, к свободе или произволу одной какой-нибудь партии». Народ, по Макиавелли, — более прочная опора для князя, чем знать. Властитель, окруженный знатью, зависит от многих, равных ему, что не позволяет властвовать так, как он хочет; невозможно удовлетворить знать, не ущемляя интересы многих других, тогда как цели народа более правые, он всего лишь не хочет, чтобы его угнетали. Именно народ князь должен постараться привлечь на свою сторону, «иначе у него в несчастье нет спасенья».

Продолжая тему образа князя, Макиавелли задается вопросом, что лучше: чтобы государя боялись или любили? «Отвечают, что желательно было бы и то и другое. Но так как совместить это трудно, то гораздо вернее внушить страх, чем быть любимым… Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. Пока ты им делаешь добро, они все твои… до тех пор, пока нужда далека… как только она приближается, люди начинают бунтовать. люди меньше боятся обидеть человека, который внушал любовь, чем того, кто действовал страхом. Ведь любовь держится узами благодарности, на так как люди дурны, то эти узы рвутся при первом выгодном для них случае. Страх же основан на боязни, который не покидает тебя никогда».

В следующей главе автор говорит о том, как государю следует держать свое слово. «разумный правитель не может и не должен быть верным своему слову, когда такая честность обращается против него и не существует больше причин, побудивших его дать обещание. Если бы все люди были хороши, такое правило было бы дурно, но так как люди злы и не станут держать слово, то и тебе нечего блюсти слово, данное им… необходимо быть великим притворщиком и лицемером».

Макиавелли следующим образом подводит итог данной линии рассуждения «Итак, нет необходимости князю обладать добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Так, должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным, но при необходимости уметь превращаться в противоположное. Князь может не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь встать на путь зла, если это необходимо».

В целом «Государь» — трактат о роли, месте, значении главы государства в Европе 16 века. Но монархи и диктаторы превратили эту книгу в политическую библию. Принципы политики, которые Макиавелли одобрял только в определенных случаях и которые понять можно лишь в определенном историческом контексте, приобрели универсальное значение под названием «макиавеллизм» — политика яда и кинжала. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил объективно существующую проблему – соотношение политики и морали.

Дата добавления: 2015-07-02 ; Просмотров: 2774 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политические и правовые взгляды Н. Макиавелли

Одним из крупнейших политических мыслителей эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469—1527), государственный деятель и политический мыслитель.

Флорентиец по происхождению, широко образованный в вопросах права, знаток античной исторической и философско-политической литературы, Макиавелли более 10 лет служил секретарем в канцелярии Флорентийской республики. После реставрации в 1512 г. режима Медичи во Флоренции он был отправлен в ссылку в свое небольшое имение, где пробыл с 1513 по 1520 г. В этот период были написаны самые значительные его труды — «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и др.

В его работах были изложены принципы рационального анализа политики и поиска закономерностей политического поведения. Свой богатый опыт, накопленный за годы политической карьеры во властных структурах Флорентийской республики, он использовал для борьбы за освобождение Италии от чужеземного владычества.

Анализируя закономерности общественного развития, Макиавелли отмечает влияние климата на нравы людей, смену государственных форм и причины, порождающие эту смену. Прошлое может предостеречь от ошибок в будущем — такой вывод делает мыслитель.

Макиавелли — сторонник централизованного национального государства. Он выступает против феодальной раздробленности, тормозившей развитие промышленности и торговли, за создание единой политической организации. Ему ненавистно все, что ослабляет государство и разрушает его целостность. Он восхваляет все, что содействует росту государства, укреплению его единства, расширению его границ. Он обрушивается на светских и духовных феодалов, мешающих величию государства и благоденствию остального населения. Дворяне — «заклятый враг всякой гражданственности», «честолюбивые бездельники», считает Макиавелли.

С ненавистью говорит он и о папской власти, мешающей объединению Италии.

Различая две основные формы государства — монархию (княжество) и республику, в «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли отдает решительное предпочтение второй. При этом наилучшей он считает такую республику, где к участию в осуществлении власти одновременно призваны, по его словам, представители народа, представители знати и выборный глава государства. Макиавелли находит, что такая республика наилучшим образом сочетает в себе демократический, аристократический и монархический принципы.

Республика — наиболее прочная форма государственного строя, поскольку она более приспособлена к различным обстоятельствам времени, более всего способствует росту народного благосостояния. К преимуществам республики Макиавелли относит и политическую свободу, означавшую в его устах городское самоуправление, дававшее власть городскому патрициату. В республиках нечего опасаться злоупотреблений правителя, так как правители — выборные, а властолюбие знати не опасно, потому что знать находится под контролем народа.

В трактате «Князь» («Государь») Макиавелли отмечает:

если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать наперекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки не трудно сделать, если взять народ под свою защиту. Скажу лишь в заключение, что государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут. [1] .

Не везде, отмечает Макиавелли, республика возможна, в некоторых случаях предпочтительнее монархия. Для «испорченных» народов единственной подходящей формой правления он считает монархию. Республика невозможна также там, где имеется многочисленное дворянство.

Макиавелли восхваляет энергичного, смелого князя, который решительной политикой добивается создания крепкой, сильной власти и быстро расширяет пределы своего государства. В главе III «О смешанных государствах» трактата «Государь» он рекомендует:

. завоевателю следует принять лишь две меры предосторожности: во- первых, проследить за тем, чтобы род прежнего государя был искоренен, во-вторых, сохранить прежние законы и подати — тогда завоеванные земли в кратчайшее время сольются в одно целое с исконным государством завоевателя. Но если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство. И одно из самых верных и прямых средств для этого — переселиться туда на жительство. Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры. Обосновавшись в завоеванной стране, государь, кроме того, избавит ее от грабежа чиновников, ибо подданные получат возможность прямо взывать к суду государя. [2] .

Власть сильного князя представлялась ему самым надежным средством достижения политического единства.

Связывая надежды на создание сильного независимого государства с эффективным правителем, он создает для него своеобразный комплекс рекомендаций (принципы политического поведения), необходимых для реализации поставленных целей. Макиавелли считал, что в основе политической деятельности лежат реальные политические интересы, достижение которых в равной мере зависит от благосклонности судьбы и личной активности правителя. Разделяя мораль и политику, он считает, что политическое поведение должно быть основано главным образом на опыте и разуме, а не на религиозной вере и нравственности.

Рекомендуя князю быструю расправу со всеми, кто станет на пути к осуществлению его целей, Макиавелли требует от князя смелости и решительности. Медлительность и колебания способны погубить любое начинание.

Он утверждает, что люди по природе злы. Люди непостоянны, неблагодарны, трусливы, лживы, преисполнены ненависти к другим. Ограниченные в способностях, они обладают неумеренными желаниями. Люди всегда недовольны настоящим и хвалят старые времена; они подражательны, причем пороки перенимают легче, чем достоинства. Макиавелли советует политику считаться с этими свойствами людей, которые он рассматривает как проявление их неизменной «природы».

Отдавая должное законам, Макиавелли в то же время подчеркивает, что хорошие законы не могут обойтись без опоры на вооруженную силу.

Главная заслуга Макиавелли состоит в том, что он создал светское учение о государстве, освободив его от средневековой церковной догмы. Он ввел в научный оборот и само понятие «государство», четко разделил функции государя как носителя верховной власти и аппарата государства — проводника его воли. Для достижения государственной стабильности и согласия государь должен оберегать своих подданных от преступных посягательств должностных и частных лиц, быть милостивым судьей, который должен опекать народ, а не обирать его.

Полемика вокруг идей Макиавелли не принизила их значения в развитии политической мысли — мыслитель оказал огромное влияние на государственно-правовые теории Нового времени.

Противоречивость взглядов Макиавелли до сих пор вызывает споры: для одних он апологет беспринципности и вероломства, для других — талантливый политический деятель.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector