7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Политические преобразования в период перестройки

Политические преобразования периода перестройки

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы: отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; демократизация органов государственной власти; расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. Значительно увеличился выход из рядов партии. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер. Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял «Демсоюз», выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: «Российское христианско-демократическое движение», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическую партию России» и др. Первыми представителями либерального направления стали «Демократическая партия Советского Союза», «Демократическая партия», «Либерально-демократическая партия» и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря — «Демократическая партия России», а в ноябре — «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». В июне 1990 года была основана «Социалистическая партия». Анархистское направление нашло отражение в деятельности «Конференции анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистического революционного союза».

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 — нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, «Демократическое движение коммунистов», центристское, «Марксистская платформа в КПСС», традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа «Единство» и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития:а) реформаторско-демократическая-отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.б) национально-патриотическая- проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая.

Таким образом, пятилетка «перестройки» привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Политические реформы периода перестройки

Первоначально курс на ускорение и перестройку не предполагал радикальных изменений в политической системе Советского государства. Не ставились под сомнение руководящая роль КПСС, система выборов в Советы, принципы деятельности государственных и общественных организаций. Однако провал курса на ускорение социально-экономического развития страны, а также нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере свидетельствовали о необходимости политических преобразований.

Важным симптомом изменений в политическом курсе (в первую очередь, в области прав человека) стало освобождение в декабре 1986 года (по личному указанию М. С. Горбачева) из ссылки академика А. Д. Сахарова, который сразу же активно включился в политическую жизнь. Вскоре были освобождены из тюрем и лагерей еще около 100 диссидентов.

Изменениям подверглась и кадровая политика КПСС. С одной стороны, заменялись неспособные, бездеятельные, чем-то себя запятнавшие руководители, а с другой – те, кто выступал против Горбачева и его курса. С 1985 по 1991 гг. было заменено подавляющее число партийных и советских руководителей как в центре, так и на местах. Январский Пленум ЦК КПСС 1987 г. признал необходимым в целях ускорения реформ вести кадровую работу на основе главного критерия: руководители должны поддерживать курс на ускорение и перестройку. В результате Горбачев встретил серьезное сопротивление со стороны различных слоев партийного руководства.

Читать еще:  Чем покрасить деревянный пол в частном доме

На этом же пленуме Горбачев предложил проводить выборы в Советы, включая в бюллетени для тайного голосования несколько кандидатур, а не одну, как было раньше. Первые такие выборы в местные Советы состоялись летом 1987 года, но основная масса депутатов была избрана по-прежнему, на безальтернативной основе.

С 1987 года все более отчетливо стала проводиться линия на демократизацию и гласность, что вызвало недовольство не только в местных, но и в высших эшелонах власти. В руководстве ЦК КПСС консервативные силы пытались опереться на члена Политбюро Е. К. Лигачева. Во главе радикальных сил стал первый секретарь МГК КПСС Б. Н. Ельцин, который подверг критике медленные темпы перестройки. Вскоре Ельцин ушел в отставку и получил второстепенный пост председателя Госстроя СССР, но он стал символом тех, кто хотел более решительных преобразований. Горбачев в этих условиях пытался занять центристскую позицию, маневрируя между консерваторами и радикалами.

Важной вехой политических реформ и демократизации общества стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Они предусматривали реформирование государственной системы, расширение гласности, борьбу с бюрократизмом, а главное – переход реальной власти от КПСС к Советам.

Однако при этом не была учтена роль КПСС в государстве, сложившаяся за весь период советской власти, поэтому быстрое отстранение партии от руководства привело к потере управляемости страной, так как Советы, фактически не участвовавшие в управлении государством, не успели набрать ни опыта, ни авторитета.

В соответствии с решениями XIX партконференции в декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес соответствующие поправки в Конституцию 1977 года и принял новый Закон о выборах народных депутатов. Учреждался новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий парламент – Верховный Совет – и его главу – Председателя Верховного Совета СССР. Аналогичные структуры власти создавались в союзных и автономных республиках. В ходе выборов Советов всех уровней предусматривалось выдвижение нескольких кандидатов на одно место депутата.

Весной 1989 года состоялись выборы делегатов на I съезд народных депутатов СССР. Они проходили в острой политической борьбе между сторонниками и противниками реформ и проведения перестройки в целом.

I съезд народных депутатов СССР состоялся в мае – июне 1989 года в Москве. На съезде развернулись острые дебаты практически по всем вопросам.

На съезде М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, хотя его популярность уже снизилась. Н. И. Рыжков стал Председателем Совета Министров СССР.

На I съезде народных депутатов СССР произошло окончательное разделение сторонников перестройки на умеренных во главе с М. С. Горбачевым и радикалов, ведущую роль среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. После смерти А. Д. Сахарова в декабре 1989 г. Ельцин стал лидером радикально настроенных сил. С этого периода усилилась борьба между Горбачевым и Ельциным за политическое лидерство, завершившаяся в конце 1991 года распадом СССР.

В марте 1990 года состоялся III внеочередной съезд народных депутатов СССР. На нем была отменена 6-я статья Конституции СССР, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. М. С. Горбачев был избран Президентом СССР. Эта должность вводилась в нашей стране впервые. Однако президентская система слабо сочеталась с властью Советов. Это также повлияло на дальнейшее обострение ситуации, так как власть Советов предполагала не разделение властей, а полновластие Советов.

К этому времени явно обозначился общий кризис в КПСС. Начался массовый выход из нее членов партии. За 1985–1991 гг. партия сократилась с 21 млн. до 15 млн. человек.

Одновременно в конце 80-х – начале 90-х гг. стала формироваться многопартийность в стране: возникали разнообразные политические движения, партии, организации. В союзных республиках появились Народные фронты. В Москве сформировались движение Демократическая Россия, Либерально-демократическая партия СССР (впоследствии Либерально-демократическая партия России – ЛДПР), Коммунистическая партия РСФСР (впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации – КПРФ), Демократическая партия России и др.

При этом подавляющее большинство возникших политических партий предлагали ориентироваться не на социализм, а на западную модель.

Летом 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. Российское Правительство было сформировано из его сторонников и начало подготовку программы радикальных экономических реформ.

12 июня 1991 года Б. Н. Ельцин одержал убедительную победу на первых президентских выборах в России.

М. С. Горбачев к этому времени уже показал стратегическую и тактическую неспособность к эффективному руководству страной, потерял былую популярность среди подавляющего большинства населения. К концу 1990 года он занимал посты Президента СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС, Верховного главнокомандующего Вооруженными силами страны, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР, получил право непосредственно руководить Правительством.

Реформы не укрепили экономику и позиции социализма, напротив, привели к прямо противоположным результатам. В стране назревал политический кризис.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 218 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Реформа политической системы в период перестройки

Основные направленияМероприятияРезультаты
1. Кадровая политикаЯнварский 1987 г. Пленум ЦК КПСС обсудил вопросы кадровой политики и признал необходимость осуществлять подбор кадров при условии поддержки и целей и идей «перестройки»В 1985 – 1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях. За период 1985 – 1890 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне до 70%.
2. Политика «гласности»С середины 1987 г. был провозглашен курс на «гласность», т.е. контролируемое смягчение цензуры над СМИ, ликвидация «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее не издававшихся книг и др.­ В стране стали издаваться «независимые» газеты и журналы. ­ Появились публикации произведений ученых и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения. ­ С сентября 1987 г. Политбюро ЦК КПСС образовало Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг., что, в свою очередь, стимулировало рост антисоветских настроений. ­ Резко усилился процесс формирования новых политических организаций от монархических до анархистских.
3. Реформирование советской системыЛетом 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция обсуждала вопросы реформы политической системы. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», основным содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов.­ Учрежден новый высший законодательный орган власти – Съезд народных депутатов СССР. ­ Весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР на 5 лет. ­ Выборы депутатов проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, Комсомол, Профсоюзы). ­ Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик
4. Реформирование высшей исполнительной властиВ марте 1990 г. на III Чрезвычайном съезде народных депутатов СССР был введен институт президентства­ 14 марта 1990 г. Президентом СССР был избран М.С. Горбачев. ­ Отменена 6 ст. Конституции СССР, закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС. ­ Формирование многопартийной системы: Демократическая партия России; Социал-демократическая; Конституционно-демократическая; Республиканская партия; Либерально-демократическая партия; «Демократический союз».
5. Реформирование КПССВ июле 1990 г. на XVIII съезде КПСС развернулась дискуссия по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей развернувшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций: Большевистская платформа; Демократическая платформа; Марксистская платформа; Центристская (реформистско-обновленческая) платформа.­ Съезд выявил расхождения позиций коммунистов о ходе перестройки. ­ С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 млн. до 15 млн. ­ Из лиц, вышедших из КПСС были сформированы: Движение демократических реформ; Демократическая партия коммунистов России; Республиканская партия России. ­ Осенью 1990 г. ЦК КП РСФСР (образованной в июне 1990 г.) принял свой программный документ, подтвердивший приверженность марксистско-ленинским принципам и осудивший решения XVIII съезда КПСС за «несоциалистические ориентиры перестройки».
6. Попытка реформирования СССРПотеря поддержки проводимого М.С. Горбачевым политического курса подтолкнули его к попытке заключения нового Союзного договора (переговоры в Ново Огареве) при согласии 9 из 15 руководителей союзных республик.М.С. Горбачев опирался на итоги Всесоюзного референдума (из 185,6 млн. полноправных граждан проголосовало 148,6 млн., 76,4% которых проголосовали за сохранение СССР). Однако во время отсутствия М.С. Горбачева (отдыхал в Крыму) высшими должностными лицами СССР был учрежден в стране Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Падение ГКЧП ускорило распад СССР.
Читать еще:  Полная совместимость по дате рождения
|следующая лекция ==>
|

Дата добавления: 2015-06-29 ; Просмотров: 1432 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политические реформы в СССР во время Перестройки

Политические реформы в СССР во время Перестройки — реформы в политической сфере, которые были произведены в СССР в период правления Михаила Горбачева с 1985 по 1991 годы, завершились распадом СССР, отстранением М. С. Горбачева от власти, ликвидацией Варшавского договора и «бархатными революциями» в странах Восточной Европы.

Содержание

[править] Предыстория

11 марта 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачёв.

Тремя основными лозунгами его реформ вскоре становятся перестройка, гласность и ускорение.

23 апреля 1985 года в Москве состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». При этом предыдущий период был охарактеризован как «застойный». [1]

В докладе Горбачева на XXVII съезде КПСС, прозвучавшем 25 февраля 1986 года, была провозглашена гласность («нам надо сделать гласность безотказно действующей системой»). На съезде Горбачев заговорил также о перестройке мышления (сам термин «новое политическое мышление» появился тогда же из уст Э. А. Шеварднадзе), было заявлено о развитии социалистического самоуправления народа. [2]

27 января 1987 года, выступая на пленуме партии, М. Горбачев провозгласил 5 основных направлений преобразований в политической сфере государства, в которые вошли:

  1. преобразование КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию,
  2. расширение демократических свобод в партии,
  3. участие в выборах беспартийных кандидатов,
  4. проведение выборов в Советы на конкурентной основе, отмена безальтернативных выборов,
  5. превращение Советов в подлинные органы власти.

[править] Список внутриполитических реформ

[править] Реформирование Верховного Совета

28 июня-1 июля 1988 года в Москве прошла XIX конференция КПСС (предыдущая конференция созывалась в феврале 1941 года), по итогам которой был принят ряд политических решений.

Верховный Совет СССР, который избирался населением СССР по территориальным округам, стал избираться Съездом народных депутатов, который впервые был сформирован 25 мая 1989 года. Съезд народных депутатов на 2/3 избирался населением СССР, 1/3 избиралась общественными организациями. Всего на съезд избиралось 1250 депутатов.

[править] Изменение процедуры выборов народных депутатов

26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР, которые были первыми выборами в истории СССР, где предлагался выбор между кандидатами (ранее выборы проходили на безальтернативной основе). Позволялось выдвигаться кандидатами в депутаты всем желающим. По итогам выборов было избрано 2250 народных депутатов СССР, среди которых большинство были члены КПСС (1957 депутатов) и меньшинство — беспартийных (292 депутата).

[править] Введение многопартийности

15 марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменяет статью 6 Конституции СССР, которая закрепляла политическую монополию КПСС, ее руководящую и направляющую роль. Таким образом, была официально разрешена многопартийность. Впервые руководящая и управляющая роль Коммунистической партии была закреплена в статье 126 Конституции СССР 1936 года. В Конституции 1977 года о роли КПСС гласила статья 6. Первыми зарегистрированными в СССР партиями стали ЛДПСС и ДПР.

[править] Введение поста президента СССР

Согласно решению III Съезда народных депутатов 14 марта 1990 года впервые в истории СССР была введена должность президента. Согласно принятым правилам президент СССР должен избираться на 5 лет путем прямого и тайного голосования. Первый президент СССР — Михаил Горбачев — в порядке исключения был избран на первый срок Съездом народных депутатов. Президент СССР являлся высшим должностным лицом государства, заменив в этом качестве председателя Верховного Совета СССР, который считался высшим должностным лицом СССР с 1938 года. Горбачев был первым и последним президентом СССР. 25 декабря 1991 года, после распада СССР, он подал в отставку.

[править] Суверенизация советских республик и автономий

Провозглашение суверенитетов советских республик началось с Эстонии 16 ноября 1988 года. Российская СФСР приняла декларацию о государственном суверенитете 12 июня 1990 года. Последней из союзных республик декларацию о суверенитете приняла Азербайджанская ССР 18 октября 1991 года. В августе-октябре 1990 года происходит так называемый «парад суверенитетов» в РСФСР, когда автономные республики поочередно принимают декларации о государственном суверенитете (см. также «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»).

Читать еще:  Выращивание моркови как получить тонну с сотки

[править] Запрет КПСС

6 ноября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин издал указ о прекращении деятельности Коммунистической партии Советского союза на территории СССР и РСФСР. Через день после этого состоялось празднование 74-й годовщины Великой Октябрьской революции.

ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ

Реформы в СССР в 1985-1991 годах и политический курс, проводившийся М.С. Горбачевым и его сторонниками в руководстве КПСС.

П.п. была вызвана социальным кризисом, назревавшим в СССР. Слово «перестройка» первоначально употреблялось в середине 80-х годов не как самостоятельный термин, а как часть более широких осторожных формулировок, например «перестройка хозяйственного механизма». Только в 1986 году слово «перестройка» стало синонимом реформ и политического курса Горбачева. Этой политике предшествовал курс «ускорения», провозглашенный Горбачевым на апрельском пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Основные мероприятия «ускорения» продолжались до 1988 года и в целом продолжали политику авторитарной модернизации Ю. Андропова. Основы более глубоких преобразований были изложены Горбачевым в феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС. П.п. включала введение “хозрасчета”, самоуправления, “гласности”, “демократизации”, внешнеполитический курс, известный как “новое мышление”.

27 января 1987 года Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась. Основными реформами начального этапа Перестройки стали закон о государственном предприятии 1987 года, создание кооперативов. Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 годах упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 году вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988 года резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 году впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать. Разные формы собственности, появлявшиеся в СССР, не были четко разделены, что позволило руководителям предприятий и кооперативов начать перевод ресурсов государственных предприятий под контроль формирующейся буржуазии. Государственные предприятия были финансово обескровлены. Нарастал экономический кризис. Попытка провести реформы только сверху, без опоры на население, привела к злоупотреблениям со стороны правящей бюрократии.

В условиях кризиса экономических реформ Горбачев пришел к выводу о необходимости политических реформ, которые были провозглашены 28 июня — 1 июля 1988 года на XIX конференции КПСС. 1 декабря 1988 года была проведена конституционная реформа, которая ввела новый орган власти — съезд народных депутатов. К этому времени КПСС действовала под давлением неформалов, а затем – оппозиционных партий (см. многопартийность в СССР). Развернулись национальные движения периода Перестройки, обострились межнациональные отношения. На съездах народных депутатов развернулась борьба между консерваторами, сторонниками Горбачева и Межрегиональной депутатской группой, объединявшей сторонников углубления реформ. Кризис реформ привел к подъему массовых гражданских движений в 1988-1991 годах.

В 1988-1989 годах Горбачев и его сторонники фактически потеряли лидерство в политической жизни, что привело к глубокому кризису П.п. Влияние Горбачева ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего прекращения реформ, так и в обществе, где демократическая оппозиция выдвигала требования как можно более радикальных и глубоких преобразований. Чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился новых изменений в конституции. 14 марта 1990 года III съезд народных депутатов СССР провозгласил его президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Была переформулирована ст. 6 конституции 1977 года., монополия КПСС на власть была официально отменена.

На выборах съезда народных депутатов РСФСР в феврале 1990 года большинство оппозиционных организаций объединилось в блок (позднее — движение) “Демократическая Россия”. Он получил около трети голосов, и при поддержке независимых депутатов Б. Ельцин был 29 мая 1990 года избран председателем Верховного совета РСФСР. Российское руководство проводило самостоятельный курс, и в СССР образовалось два центра власти. Во многих советах, в том числе в Московском и Ленинградском, большинство мест получили демократы. Во время XXVIII съезда КПСС, который проходил 2-13 июля 1990 года, председатель Верховного совета РСФСР Б. Ельцин, председатели советов Москвы Г. Попов и Ленинграда А. Собчак вышли из КПСС. Коммунистический режим, основанный на монополии на власть КПСС, прекратил свое существование. В результате выборов 1990 года образовалась независимая от КПСС представительная власть, после чего сама КПСС превратилась в одну из двух крупнейших партий (в России второй стало движение «Демократическая Россия», в республиках – национальные движения).

Осенью 1990 года руководители России и СССР попытались договориться на основе программы «500 дней», но неудачно. В феврале 1991 года конфронтация между российским и союзным руководством возобновилась. В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками. Только 29 апреля 1991 года Горбачеву и Ельцину удалось договориться о компромиссе. Начались Ново-огаревские переговоры о заключении союзного договора. 17 марта 1991 года за сохранение обновленного СССР на референдуме высказалось большинство жителей страны. В России был введен пост президента, которым 12 июня был избран Б. Ельцин.

Управление хозяйством перешло к руководителям предприятий, технократам, которые постепенно превращались в капиталистов. Экономическая перестройка вызвала болезненные экономические последствия (прежде всего рост дефицита продукции), что способствовало радикализации общественных настроений, росту популярности идей вестернизации и перехода к капитализму. Часть номенклатуры, которая осознала возможность использовать западнические и антикоммунистические лозунги в целях передела собственности и восстановления своего контроля над обществом на новой основе, переходит в оппозицию к КПСС. Другая часть номенклатуры пыталась сопротивляться углублению реформ и преобразованию СССР на основе союзного договора. Но она потерпела поражение в результате попытки установления власти ГКЧП СССР 19-21 августа 1991 года.

Ликвидация коммунистического режима в условиях подъема национальных движений и обострения борьбы за власть в политической элите привели к распаду СССР и срыву П.п. Несмотря на общую неудачу П.п., она заложила основы гражданского общества, демократии и рыночной экономики в России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector