3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему ребенок получает двойки

5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, — основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками

Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.

Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития

«Тройка» или «двойка» – какая разница!

Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.

К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.

Кто бы меня похвалил

В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.

В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».

Учитель не похож на лидера

Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.

В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.

Двоечником быть круто

Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».

Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».

Назло родителям

Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».

Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».

Я требую внимания!

Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».

Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.

Переоценка возможностей

Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.

Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.

«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»

Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.

Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.

Двойка в школе. Как реагировать родителям?

Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.

К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!

Читать еще:  Как покрасить пол из двп

В конце концов, знания и успеваемость – далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.

Надо сказать, оценка эта – вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало – цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.

Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» – неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» – объявляет учительница.

Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.

Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично – засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.

Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.

Помните о последствиях

Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.

Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.

Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) – это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.

В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.

Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.

Наиболее вероятные причины двоек

  • Ошибки, непонимание материала

Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»

  • Безразличие к учебе, лень

Ситуация тяжелая – мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.

  • Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
  • Слишком сложная программа

Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» – потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.

Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным – вот задача родителей в данном случае.

Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества – ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Какой-то процент случайных двоек всегда допустим – лишь бы он не превышал нормы.

  • Сознательный отказ учиться

Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.

Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки

Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика – механика – второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.

Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.

Что делать, если ребенок получает двойки

Про готовность малышей к школе написано много, но мало где можно прочитать о том, что делать, если ребенок учится из рук вон плохо. Чаще всего эта проблема «всплывает» во втором классе, поскольку первоклашкам оценок не ставят. В первый школьный год родители, даже если видят, что не все дается их малышу легко и просто, списывают это на период адаптации, юный возраст, и считают, что со временем все пройдет. Но вот ребенок переходит во второй класс и, как гром среди ясного неба, появляются первые тройки и двойки.

С детства мы привыкли считать, что двоечники – это хулиганы и бездельники, чаще всего из неблагополучных семей. А между тем, проблемы с учебой могут возникнуть у вполне благополучного ребенка образованных и культурных родителей. В силу особенностей мышления – чаще у мальчиков, чем у девочек.

Читать еще:  Как накрыть полукруглый навес поликарбонатом

Учителя обычно просят родителей полностью контролировать учебу младших школьников (да что греха таить, и старших тоже). Родители придерживаются на сей счет разных мнений, да и возможности у всех разные. Некоторые мамы или бабушки досконально вникают в учебу, контролируют каждую букву, выводимую в тетради, что чаще всего отражается и на отметках в дневнике. Другие родители не могут себе этого позволить, и их ребенок делает уроки самостоятельно, либо под наблюдением учителя «продленки», что почти одно и то же. Это вовсе не означает, что у него непременно будут проблемы с учебой – случается, что ребенок от природы ответственный и старательный.

Но бывает и так, что мама сидит неотлучно возле ребенка, а он все равно делает «глупые» ошибки в хорошо известных ему орфограммах, пропускает буквы и целые слоги, повторяет один слог дважды, залезает на поля, забывает ставить точки в конце предложений и пропускать строчки между работами, путает схожие по написанию буквы, «зеркалит» их, и так далее.

Если ребенок столкнулся с подобными проблемами, не стоит падать духом. Прежде всего, ни в коем случае нельзя списывать проблемы в обучении на лень ребенка, непослушание и нежелание учиться. Ситуацию нужно решать комплексно.

  • Прежде всего, пообщайтесь с учительницей, спросите ее мнения и совета. Учителя видят множество детей и способны к более объективной оценке, чем родители.
  • Возможно, программа слишком сложна для вашего ребенка и ему лучше перейти в другой класс параллели, чтобы заниматься по другим учебникам.
  • Узнайте, как обстоят дела у одноклассников, поговорите с родителями. Возможно, учитель недостаточно профессиональный и не справляется с детьми. Если проблемы у всего класса – это серьезный повод подумать о смене педагога.
  • Купите пособия для отработки пройденного материала и позанимайтесь с ребенком дополнительно во время каникул. Программа в современных школах построена таким образом, что не все дети успевают отработать и закрепить пройденный материал, иногда им нужна дополнительная тренировка. Посоветуйтесь с учителем, какие именно темы стоит дополнительно потренировать.
  • Если все эти меры не дают результата и ребенок продолжает делать «глупые» ошибки, не спешите ругать и журить его. В этом случае полезно проконсультироваться с неврологом, нейропсихологом и логопедом. Вполне возможно, вашему ребенку требуется специализированная помощь, которую школьный учитель оказать не в состоянии. Нейропсихологи владеют методиками развития памяти и внимания, улучшения межполушарных связей мозга. Логопед выявит дисграфию, дислексию или дизорфографию и подберет задания для решения конкретных проблем вашего ребенка. Невролог при необходимости может назначить медикаментозную коррекцию, которая поможет ребенку сосредоточиться и реализовать свои способности в учебе.
  • В некоторых случаях можно прибегнуть к услугам репетитора, опытного педагога начальных классов, особенно если родители не имеют возможности заниматься с ребенком самостоятельно. Однако следует иметь в виду, что занятия с репетитором увеличивают учебную нагрузку, но при этом могут оказаться вовсе бесполезными, если проблемы у ребенка логопедические или неврологические. Поэтому прежде, чем нанимать репетитора, стоит пройти диагностику у хороших специалистов.

И главный совет – не опускайте руки, не думайте, что со временем все само собой наладится. Чем младше ребенок, тем легче оказать ему помощь и провести необходимую коррекцию. В идеале проблему дефицита внимания желательно решать еще до школы, но если это не было сделано, то лучше откорректировать причины неуспеваемости в начальной школе, пока у ребенка не сформировалась стойкая самооценка «отстающего» и «троечника», а то и «двоечника», с которой он придет в среднюю школу.

Ругать или миловать: что делать, если ребенок принес двойку

© Cultura Exclusive/Cultura/Getty Images Семейный психолог Борис Седнев рассуждает, стоит ли родителям обращать внимание на неуды.

«В школе когда-то были оценки две: успевает и не успевает», – вспоминал Роберт Рождественский в поэме «210 шагов». Сейчас все немножко сложнее. Одно неизменно: для некоторых родителей плохая оценка становится настоящей трагедией. «Ты можешь больше», «В кого ты такой ленивый», «Бездарь», «Твоя задача – учиться, а ты сидишь целыми днями в телефоне», «Пойдешь работать дворником» – часто в сердцах бросают родители, заглядывая в дневник.

Почему ребенок плохо учится

Некоторые мамы и папы применяют санкции к детям, другие бегут разбираться с учителями, требуя «справедливости». А как правильно реагировать на оценки, чтобы окончательно не отбить у ребенка желание учиться и не испортить отношения с педагогами?

Наш эксперт, клинический психолог, руководитель Психологического центра Седневых Борис Седнев считает, что есть несколько объективных причин, от которых зависит успеваемость детей. Например, насколько хорошо ученик выучил предмет, насколько он уверенно отвечает у доски, как справляется с волнением при выполнении письменных заданий.

Отношения со сверстниками и преподавателями тоже могут повлиять на учебу. Нередко бывает, что ребенок становится троечником, когда нет мотивации к обучению, он не понимает, ради чего стоит изучать конкретный предмет.

«Я – гуманитарий. Мне физика в жизни не пригодится, зачем я буду на нее время тратить», – типичный монолог ученика старших классов, который уже решил, что будет поступать на юридический факультет.

Конечно, нельзя забывать про атмосферу в семье. Именно родители часто становятся причиной того, что ребенок перестает интересоваться учебой.

© dolgachov/iStock/Getty Images Plus/Getty Images

Не конец света

Понятно, что вы расстроитесь, если ребенок начнет таскать из школы двойки и тройки одну за другой. Бороться с этим, наверно, все же стоит. Но надо знать, как – ругань тут точно не поможет.

Во-первых, надо понимать, что оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. От того, что он плохо учится, плохим человеком он не стал, любите его вы все равно по-прежнему.

Во-вторых, нельзя навешивать ярлыки: получил двойку, значит, ты неудачник, получил пятерку – герой и классный парень.

В-третьих, к оценкам нужно относиться последовательно. У родителей должна быть четкая позиция, основанная на объективных факторах. Допустим, вы точно знаете, что у ребенка есть способности к математике, но из-за собственной лени он стал получать двойки с тройками. Значит, стоит поднажать. А если вам всегда было неважно, какие у него оценки по предмету, то «вдруг» начать пилить ребенка за отметки не получится – он просто не поймет, чего это вы.

В-четвертых, не устраивайте разбор полетов из-за успеваемости, когда у вас самих проблемы на работе.

В-пятых, обойдитесь без страшных рассказов о собственных ученических годах. Ваш негативный школьный опыт, ваши воспоминания и страхи не должны повлиять на отношение ребенка к оценкам.

И еще: если вы переживаете, что ребенок непременно завалит контрольную, не сдаст и нахватает двоек, он может легко считать ваше внутреннее состояние. Считать – и отзеркалить. Тогда точно нахватает плохих оценок. Успокойте сперва себя, потом беритесь за учебу сына или дочки.

© Imgorthand/Е+/Getty Images

Что вы реально можете сделать

В первую очередь – выстроить доверительные отношения с ребенком. Этим, конечно, стоит заняться задолго до поступления в школу.

Ребенка нужно принимать и любить таким, какой он есть. Правда, здесь нужно разделить свое отношение к ребенку и к его достижениям. И дать понять это малышу: он отдельно, оценки – отдельно.

Гораздо легче учиться и получать по результатам положительные оценки, если относиться к ним проще. Убрать излишнюю важность и лишнее напряжение. Одним из эффективных приемов здесь будет отношение к получению оценок, как к игре. Подобное отношение можно сравнить с некоторыми спортивными, компьютерными играми, фильмами, мультфильмами или книгами, где необходимо проходить новые уровни, зарабатывать баллы. Только в случае с учебой, чтобы получить больше баллов, нужно сделать домашнюю работу.

Проявляйте неподдельный интерес к тому, чему научился ребенок. Постарайтесь побуждать ребенка к размышлениям. Например, в какой сфере можно применить полученные знания и т. д. Подобные разговоры могут помочь сформировать интерес к предмету или отдельным знаниям. Что может оказаться важным, особенно учитывая, что в самой школе далеко не всегда этому уделяют достаточно внимания. Оценки при этом воспринимаются как приятный бонус или как временная неудача.

© FatCamera/E+/Getty Images

Конфетка за отметку

Вознаграждение за пятерку – это первое, что приходит в голову всем родителям, мечтающим сделать из ребенка отличника или хорошиста.

«Стоит различать нематериальные (время за компьютером или другими гаджетами, просмотр телевизора, прогулки с друзьями и т. д.) и денежные поощрения. У первого подхода есть определенные преимущества: ребенок выполняет домашние задания, старается приносить хорошие оценки, а параллельно регулируется время, проведенное за компьютером, просмотром телевизора и т. д. Правда, по мере взросления ребенка подобный контроль постепенно переходит в ссоры и конфликты», – говорит Борис Седнев.

Родители, не понимая, что перед ними подросток, стараются вводить еще больше ограничений, чем только усугубляют ситуацию.

Деньги – тоже популярный вид мотивации. Впрочем, даже несмотря на «оплату оценок», ребенок все равно может потерять интерес к учебе. Ведь при отсутствии истинной, внутренней мотивации к выполняемой деятельности даже взрослый человек постепенно теряет интерес к качеству работы.

«Рассматривать все достоинства и недостатки материального поощрения стоит не в отрыве, а скорее в совокупности с другими семейными ценностями, связанными с получением знаний, образования и отношением к ребенку в семье. А самым главным всегда должны оставаться безусловное принятие ребенка и неподдельный интерес к знаниям и саморазвитию», – заключает психолог.

Похвалите ребенка за двойки в школе

Полина Волошина журналистка

Начнем с самого главного — плохие оценки никогда не должны быть поводом для домашних скандалов и никогда не должны оставаться без внимания. Своего рода это сигнал о том, что у вашего ребенка случилась проблема с ним самим, или с его окружением, или даже с вами? Собираемся с духом и начинаем разбираться.

Читать еще:  Поделки из полетов своими руками

Есть несколько десятков причин, почему ребенок может получать плохие оценки

Рассмотрим самые популярные:

  • Вашему ребенку элементарно скучно (и чем ребенок умнее, тем скучнее ему может быть). Система образования не совершенна, учебники плохие, да и приличных учителей с горящими глазами и хорошо подвешенным языком единицы (и, к сожалению, запросто может быть, что в вашей школе не будет ни одного). Великие педагоги могут заинтересовать любым предметом и в любом возрасте. Ту же пропись можно преподносить, как каллиграфию, рассказывая, какие виды этого искусства существуют и показывая не только «мамамылараму», но и арабскую вязь или японские иероглифы.

История — предмет, который по сути своей не может быть скучным, ведь исторические сериалы это то, от чего не в силах оторваться ни один человек, но именно предмет истории чуть ли не более всех пострадал в школьной системе и превратился из увлекательного мира великих личностей и событий, в невыносимую таблицу из фамилий и дат!

Математика может быть показана, как захватывающая логическая игра, а уж биология, физика и химия это вообще магия в чистом виде! Но нет, все эти науки умудряются преподавать так, что со скуки даже мухи дохнут, что уж говорить про детей, в которых заложен термоядерный запас энергии? Им даже просто удерживать себя сидя в одном положении на протяжении 45 минут катастрофически сложно, а тут еще надо запоминать кажущуюся абсолютно бессмысленной и неинтересной информацию.

Да, существует мнение, что ребенок должен уметь усваивать даже скучный предмет, из скучного учебника, с объяснениями скучного учителя. Должен, но не хочет.

И знаете как это называется? Плохая дисциплина? Нет, это естественная реакция здорового ребенка без травмированной психики. Если ваш ребенок говорит, что ему скучно — ищите подход, объясняйте сами, меняйте школу или просто забейте. В конце концов, это не стоит того, чтобы заставлять страдать маленького умного человека!

    Ваш ребенок еще не дозрел. Родители жутко эгоистичные существа. Они только кричат, как любят своего ребенка, а на деле большинство постоянно видит в своем малыше уникума и мечтает о том, как он станет самым умным в классе, самым быстрым в спорте и самым богатым в бизнесе. Слушайте, но это не любовь — это скачки, собачья выставка или ярмарка тщеславия. Любовь к ребенку это желание видеть его счастливым. Совершенно нормально, если кто-то в 6 лет уже считает до ста, а кто-то научится этому только к 8 годам. В свои 18 эти двое скорее всего будут соображать на одном уровне, но в маленьком возрасте разница может быть более ощутима.

Если ваш ребенок в 6 лет уже легко справляется с программой 1 класса — отдавайте его в школу и радуйтесь оценкам.

Если же он мучается и не может решить элементарные задачи, с которыми, как вам кажется, он уже должен справляться, отстаньте от малыша и не заставляйте его учиться насильно. Лишний год погоды не сделает, зато поможет ребенку дозреть и не чувствовать себя в классе самым слабым. Зато чрезмерная зубрежка, дополнительные занятия в саду или даже репетиторы для дошкольника это самый короткий путь к серьезным проблемам с психикой в дальнейшем.

Вашего ребенка не любит учитель. Да сплошь и рядом такое, особенно, если ребенок хоть немного отличается от стандарта. Чуть более шумный, более тихий, более подвижный или более замкнутый. Учителя тоже живые люди, они практически всегда осознанно или нет, кому-то симпатизируют (и, в таком случае, могут прощать любые ошибки, тянуть, завышать оценки и давать второй, третий, десятый и двадцать пятый шанс исправиться), а могут невзлюбить и все в этом ребенке будет учителя раздражать.

Если к несправедливым оценкам в школе, которые и так очень обидно получать, добавится еще и критика родителей, убежденных в том, что учитель всегда прав, вы очень быстро получите либо сломанного ребенка, либо проблемного

Проблемы будут расти, как снежный ком и, однажды начав эту борьбу, вы уже не сможете ее остановить, рискуя потерять контакт с ребенком на долгие годы.

    Ситуация, когда стоит напрячься — ваш ребенок приносит плохие оценки по определенному предмету. Приносит их часто, будто учителю доставляет удовольствие раз за разом убеждаться, что ученик не справляется с предметом. Учитель не вызывает вас для разговора, не предлагает решений, не предлагает ребенку остаться после уроков и обсудить проблему. Заметили нечто подобное — бегом в школу! Поговорите с педагогом. Поговорите с директором. Займите позицию человека, который хочет разобраться, пока никого не обвиняя, но и не делая виноватым ребенка!

Всегда помните и, не забывайте ни на секунду — эти люди в школе вам никто, а ваш ребенок ваше все.

Никогда не нападайте на ребенка, чтобы «выслужиться» перед учителями. До сих пор с содроганием вспоминаю реплики некоторых родителей на школьных собраниях, когда, выслушав критику в адрес своего ребенка, они отвечали «Ух, я приду ноги ему переломаю!», «Ух я ему всыплю», «Ну все, больше никакого ему компьютера!» и прочие угрозы, будто это должно было поднять их в глазах представителей школы и показать, какие они хорошие и ответственные! Это предательство в самом чистом виде, а когда ребенка предает его родитель — ребенок разрушается и получает травмы, которые остаются с ним на всю жизнь.

  • В вашей семье произошли перемены. Возможно, вы не предали этому значения и не заметили связь между неким событием и плохими оценками, а ведь большая вероятность, что внезапное падение успеваемости напрямую связано с тем, что произошло в семье.
  • Самой распространенной причиной, пожалуй, является рождение еще одного ребенка.

    Тогда маленький человек, особенно если он привык быть единственным, внезапно перестает быть малышом, переходит в разряд «совсем больших» (к чему он может быть не готов) и, как ему кажется, лишается внимания и любви родителей. Как будто все самое лучшее теперь достается кому-то другому, а от него просто избавились, отправив в школу. Плохие оценки и плохое поведение в этом случае могут быть попыткой обратить на себя внимание, но занятые младенцем родители внимания не обращают, а только страшно сердятся, словно подталкивая к новым и новым «испытаниям» их нервной системы. «Да что ж такое случилось?» — злятся родители. — «Почему ребенок стал таким ужасным?» Или даже «За что ты так с нами поступаешь?» «За то, что вы променяли меня на другого», — думает ребенок, а иногда даже не думает и сам не понимает, почему превратился в маленькое чудовище, постоянно доводящее маму до слез. В такой ситуации стоит бросить все силы на восстановление доверия.

    Прозвучит странно, но своему старшему ребенку вы сейчас нужнее, чем новорожденному.

    Другими причинами могут быть развод родителей и неосознанная или осознанная «месть» за расставание с любимым родственником, болезненная реакция на изменившееся поведение мамы, если после развода она стала раздражительной, депрессивной или, допустим, ударилась в поиски новой любви, забыв о ребенке (что, к сожалению, так же естественно, как и безобразно). Или даже переезд в другое место, город или страну, что как бы выбивает почву из под ног и может сделать ребенка неуверенным в себе. Отдельная тема это смерть кого-то близкого, но уж такую явную причину, я думаю, никто не проглядит.

      Состояние здоровья И это тоже может быть тревожным сигналом. Довольно часто родители ищут причину во внешних факторах, в то время, как поводом для низкой успеваемости может быть какое-то заболевание, перенапряжение, авитаминоз или просто недосып. Возможно вам стоит пересмотреть график активностей вашего ребенка, ведь если помимо школы он занимается еще и программированием, шахматами, плаванием и французским языком, то, вполне возможно, он банально выматывается и уже не в силах воспринимать новую информацию. Если нагрузки посильные — покажитесь педиатру и пройдите медицинский осмотр, быстрая утомляемость и невозможность воспринимать и запоминать информацию, к сожалению, может быть симптомом заболевания.

    А может быть ваш ребенок просто плохо спит?

    Проследите, как долго он спит и насколько качественным сном. В спальне ребенка должна быть удобная кровать с жестким матрасом, абсолютная темнота (блэкаут шторы вам в помощь, если, конечно, у ребенка нет страха темноты), чистый прохладный воздух и отсутствие посторонних звуков (шум с улицы, включенный телевизор или шумный сосед (брат, сестра) не дают хорошенько выспаться и восстановиться, а значит и с вниманием будут серьезные проблемы.

  • Ваш ребенок не любит учиться. И такое тоже бывает. Он уже и дозрел, и школа отличная, и учителя его обожают, и дома все замечательно, а он не любит и все. Читать ему скучно, считать не нравится, пишет, как курица лапой, отвлекается, смотрит в окно, ворон считает, рисует роботов, болтает с другими, спит на уроках или даже поет
  • Что ж, это будет непростой путь, но вы справитесь.

    • С большой долей вероятности у вас растет неординарная личность, которая просто не приемлет вписывание себя в какие либо рамки. Смиритесь, проявите понимание и уважение. Попробуйте разглядеть интерес и талант, сменить направление школы (перейдя, допустим, в спортивную или более творческую?) А может даже вам придется рассмотреть вариант домашнего обучения или же просто махнуть рукой и позволить ребенку учиться как попало, решая проблемы по мере их поступления.

    И знаете — увидев в следующий раз двойку в дневнике, сразу же найдите за что похвалить ребенка и похвалите его. Пусть он знает, что любовь никак не связана с оценкой его способностей какими-то чужими людьми и для родителей он самый лучший вне зависимости от его успехов в школе.

    Фото: Getty images, Е. Алеев/ТАСС, Р. Шамуков/ТАСС

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector