0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Константинопольский патриархат и программа россии

Священный Синод приостановил участие РПЦ во всех мероприятиях с участием представителей Константинопольского Патриархата

Восточная патриархия, известная как Константинопольская или даже Вселенская, это первая, а следовательно старейшая православная институция, не иначе как «по наущению вражию», ставит нашу — самую крупную в мире — Русскую Православную Церковь на грань раскола. Под врагом здесь можно понимать не только и не столько падшего духа, как вполне себе далекие от мистики силы. Которые атакуют Россию по всем фронтам. Политическим. Экономическим. И вот теперь духовным.

Вселенский Патриарх Варфоломей исполнен решимости, подкрепленной какими-то вескими аргументами президента Порошенко и его западных патронов, предоставить Украинской церкви независимость от Московского Патриархата. Проще говоря, взять и оторвать от него общины, приходы и монастыри, расположенные на территории некогда братской страны.

Не претендуя даже на толику просвещенности этого святого мужа, рискну напомнить, что одно из имен дьявола – «разделяющий». Но это к слову. Современная политика древними патериками не руководствуется.

По сути Варфоломей уже предоставил Киеву — томос. То есть указ о независимости. Бумагу нет, еще не выдал. Но это пустяки. А вот целых двух своих представителей-экзархов в Киев направил. Эти двое будут создавать новую православную церковь Украины уже чисто технически.

И тут мы, наконец, подходим к главному в этой истории — Московский Патриархат сегодня ответил. На экстренном заседании Священного Синода — оно длилось несколько часов — было решено — отмечу, с глубоким сожалением и скорбью решено: 1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. 3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех мероприятиях, где присутствуют представители Константинопольского Патриархата.

Невоцерковленым людям это может показаться странным — не поминаем, ну и что? Но по сути мы отказываем им в братстве. Это как бы изгнание из общего семейного дома. И при всем этом, это еще разрыв дипломатический. Совсем война — это когда будет прервано евхаристическое общение. То есть мы не сможем причащаться в греческих храмах. И наоборот. До такой стадии мы дойдем, по словам главы церковной внешней политики митрополита Иллариона, если Константинополь доведет свое черное дело до конца.

«Мы сейчас должны думать о наших верующих УПЦ в травле которых участвует патриарх Варфоломей. Он фактически встал на сторону светских гонителей церкви, как это было в 1920-е годы, когда Константинопольские патриархи встали на сторону обновленческого раскола против нашего страдальца за веру патриарха Московского и всея Руси Тихона и против его многочисленных соратников, против нашего епископата, против духовенства и верующих», — заявил корреспонденту «Звезды» настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах Андрей Новиков.

Протоиерей Андрей знает о чем говорит. Ранее он был секретарем Одесской Епархии, и за жесткую позицию единства России и Украины был вынужден покинуть свою родину. И он точно знает, что там остались люди, готовые и сейчас выйти на защиту своих святынь. Как это было в 20е и 90е, когда Константинопольский патриархат предпринимал попытки расколоть РПЦ, под благовидным предлогом братской просьбы о независимости.

Впрочем сейчас уже никто ничего не скрывает. Братского все меньше и меньше.

Скандалы с отказом в греческих визах русским и первоиерархам и простым священникам случались все это лето. Доходило до абсурда, если вы не указываете область занятости — священник или архиерей — получаете визу и едете по греческим святыням, на Афон, в Салоники — сколько угодно. В обратном случае — отказ. Началось это еще до официального заявления Патриарха Варфоломея о предоставлении независимости.

Тут любопытен и еще момент. Право на выдачу томоса — указа о независимости — греки имеют чисто историческое. Но не юридическое. На чем настаивает и Московский Патриархат. Не говоря уже о том, — простите украинцы — что это испокон веков наша земля. Русь с Киева началась. И говорить об иной исторической правде выглядит абсурдным.

Константинопольский Патриархат и программа России

В наше время многое меняется на политической карте мира. Впервые за долгие годы на смену продолжателям дела Ататюрка, основателя современного турецкого государства, пришла исламская Партия справедливости и развития. Она тоже декларирует приверженность светским принципам устроения Турции, но очевидно, что и в Турции происходят перемены. Известный турецкий писатель и публицист Халдун Танер писал: «Что мы, турки, собой представляем? Некое странное среднее между феской и шляпой. Узел, средоточие противоречий между восточным мистицизмом и западным рационализмом, часть одного и часть другого».

Как бы рука турка ни потянулась снова за феской, запрещенной Ататюрком в 1925 году. Непонятно, как скажется такая перемена курса на процессе вхождения Турции в Объединенную Европу. Турция является членом НАТО, страной правили долгие годы военные, и власть эта была светская и прозападная, но в стране очень сильны антизападные и особенно антиамериканские настроения. А последнее время Восточная авантюра сделала Турцию мировым изгоем. И усилиями западного мира разорваны добрососедские отношения с Россией и казавшиеся прочными экономические связи.

Если неясно будущее Турции в составе Европы, то будущее Константинопольского патриарха не представляется загадочным. Ему придется выдерживать давление со стороны турецких властей. Не так давно патриарха уже вызывали в прокуратуру для дачи показаний в связи с его официальными заявлениями о том, что Константинопольская патриархия имеет вселенский статус. А Константинопольская патриархия, которой разрешено пребывать на территории Турции, является объектом местного права, и Патриарх Варфоломей может быть привлечен к ответственности по уголовному делу на основе статьи 219 турецкого УК — «халатность при исполнении обязанностей священнослужителя», которая предусматривает тюремное заключение на срок от одного месяца до года. Не следует придавать большого значения опасности тюремного заключения для патриарха, но, надо отметить, что турецкие власти действуют вполне законным путем, и патриарху будет нелегко отстаивать свой титул, потому что он не имеет никаких (кроме исторических) оснований для пребывания на территории Турецкий республики.

Исторические основания всем ясны: когда-то Малая Азия принадлежала Византийскому православному царству. Но в 1453 году Византия, измученная внутренними распрями и церковными интригами с католиками, пала. Хотя церковь от этого особенно не пострадала, а в материальном смысле даже выиграла, так как Константинопольский патриарх стал этнархом, впрочем, как и главы армянский, еврейской и других общин. То есть патриарх стал обладать, кроме церковной, еще и светской властью над многочисленным греческим народом на всей территории Османской империи. Но в ΧΙΧ веке отношения между турецкой властью и церковью начали портиться, потому что некоторые патриархи поддерживают освободительную борьбу греческого народа. И совсем уже портятся отношения, когда после окончания Первой мировой войны Турция была оккупирована Англией, Францией, Италией и Грецией. В то время тогдашний Константинопольский патриарх Мелетиос Метаксакис, печально известный в православном мире как реформатор, объявил, что Константинопольская Церковь уже не принадлежит Османской империи, а относится к Греции. В этот же период у греков вызрела идея, согласно которой Стамбул должен был стать для них «Новыми Афинами». Для ее осуществления они хотели использовать войска Антанты, полагая, что оккупация имперской столицы будет лишь временной, а после вывода войск столица станет греческой. Но в результате кровопролитной войны победу одержали кемалисты, сторонники Ататюрка, греков изгнали с территории Турции, поменяв их на элладских турок, история Османской империи закончилась и началась история светской республики Турция. В порядке обмена в феврале 1923 года из Стамбула-Константинополя был удален патриарх Константин VI, и история Константинопольского Патриархата фактически закончилась, к тому же на территории Турции осталось несколько тысяч православных греков. Но западные политики почувствовали пользу, которую можно извлечь из присутствия греческого патриарха, обремененного титулами, но лишенного паствы, в мусульманском городе Стамбуле и через несколько месяцев добились избрания нового патриарха — Василия ΙΙΙ.

«После этого состоялось подписание Лозаннского мирного договора, где турецкая делегация настояла на том, чтобы Константинопольский патриарх оставался лишь руководителем православной общины в Турции и не распространял свою юрисдикцию на иные страны, на что было получено согласие Англии и ее союзников по Антанте. Это зафиксировано в протоколах договора. Новые республиканские руководители Турции не хотели, чтобы мировые державы из-за патриарха вмешивались во внутренние дела их страны, в то же время, они не хотели, чтобы Константинопольский (Стамбульский) патриарх вмешивался в жизнь других стран и обществ. Это закреплено и международными договорами, и внутренним законодательством нашей страны, — говорит Дениз Берктай, собственный корреспондент турецкой газеты «Джумхуриет» («Республика») на Украине. — Газета была учреждена одним из соратников основателя нашей республики Мустафы Кемаля (Ататюрка) — Юнусом Нади — и придерживается политики Ататюрка, который создал именно светское, а не религиозное государство на территории Турции. По Лозаннскому же договору турецкое руководство не вмешивалось в дела фанарской общины при условии невмешательства ее Предстоятеля в жизнь других стран и Православных Церквей».

Несомненно, западные «друзья» православия менее всего заботились о церкви и конечно, уж не чаяли и не чают возвращения христианства на территорию Малой Азии. Московский протоиерей Всеволод Шпиллер писал в 1953 году: «Что касается положения его (Константинопольского патриарха) в Турции, то есть в его диоцезе, то оно в результате этой игры катастрофически ухудшилось, и он, в сущности, едва остался в Константинополе. Зато образовавшиеся еще в прошлом столетии связи с Антантой (во время русско-турецких войн) сильно укрепились, особенно по масонской линии. На эти связи Константинопольский патриарх и пробовал опереться в притязаниях своих в этот период». Не мечтали западные «друзья» о том, чтобы когда-нибудь вновь началась в Святой Софии церковная служба. Как мечтают об этом греки и другие православные народы. Они поняли, какую пользу могут извлечь из создания управляемого православного Ватикана на территории Турции. И «Ватикан» не замедлил, и тут же начал действовать. Например, в 1924 году против православия в России, когда патриарх Григорий VII даже приглашался большевиками на место якобы низложенного патриарха Тихона. Позже хозяйничать в этом историческом центре православия начали американцы.

После Второй мировой войны отношения между СССР и Турцией заметно ухудшились. В то время позиции руководителей турецкой республики совпадали с позицией США. Когда в СССР изменилась политика государства в отношении Церкви, и был избран новый патриарх, на Западе это было расценено как новый путь усиления влияния СССР на Европу и Восток. Тогдашний Константинопольский патриарх Максим V положительно отозвался о греческих коммунистах, за что был обвинен в дружбе с Советским Союзом и пропаганде коммунизма. Поэтому руководство Турции и США принудило его во избежание конфликтов оставить свой пост.

И тогда же, в 1949 году, новым Константинопольским патриархом был избран архиепископ Афинагор, управляющий православными приходами в США. После избрания он на личном самолете президента США Гарри Трумэна прилетел в Турцию и тотчас получил гражданство. В одном из своих интервью Афинагор открыто сказал о себе как о религиозной «составляющей доктрины Трумэна», направленной против распространения влияния СССР и коммунизма на Ближнем Востоке и в Европе. После этого американские политики стали вмешиваться в дела Турции и Константинопольского Патриархата, акцентируя внимание на титуле «вселенский» для усиления влияния патриарха на православные общины Европы и Ближнего Востока, проведения своей политики. То есть, по сути, они использовали Константинопольский (Стамбульский) Патриархат как базу для проталкивания своих интересов на Ближнем Востоке и в Европе.

Был такой случай. В 1967 году турецкое правительство хотело проверить финансы Константинопольского (Стамбульского) Патриархата. Как раз США тогда собирались передать Турции два военных корабля и условием их передачи поставили прекращение всех финансовых проверок Патриархата. Что правительство и сделало. Об этом написано в мемуарах тогдашнего министра иностранных дел Турции Ихсана Сабри Чаглаянгиля. Сейчас происходит поворот в сознании влиятельных кругов Турции в отношении к США. Всем стало очевидно, что они претендуют на должность мирового жандарма. Причем хотят использовать эту должность в своих интересах. Уже ни для кого не секрет, что могущество США держится на ничем не обеспеченных бумажках стоимостью в несколько пенсов. И чтобы люди принимали эти бумажки за стодолларовые, нужно хорошенько пригрозить клиенту кулаком. Но приходит время, когда многим народам и государствам это перестало нравиться.

Читать еще:  Мастика для гидроизоляции пола в гараже

В отношении Константинопольского патриарха наша страна и особенно Русская Православная Церковь находятся в двусмысленном положении. С одной стороны, он является предстоятелем поместной Православной Церкви, с другой — все более увлекается политикой, и политикой антирусской. Для этого он старается играть на нездоровом национализме греков, на бредовой великой идее создания греческого государства в границах Византийской империи. Увлечение этой идеей уже привело греческий народ к катастрофе 1923 года, когда после провала операции по захвату Константинополя и других районов Турции он был вынужден покинуть Малую Азию. Антирусскими настроениями продиктованы и высказывания патриарха о теории «Москва — Третий Рим», как безумной идее, вмешательство в дела Русской Православной Церкви в Эстонии, Англии и на Украине. Константинопольский патриарх считает, что древняя Киевская митрополия — его юрисдикция! «Такая деятельность Константинопольского (Стамбульского) Патриархата вредит имиджу Турции, осложняет наши международные отношения. Мы не хотим, чтобы на территории Турецкой республики находился центр провокаций против православных стран Европы», — говорит Дениз Берктай в интервью газете «Украина Православная».

Сегодня в православном мире значительно обострилась ситуация в связи, с так называемым вселенским собором. Во-первых, собор этот собирается безо всякой необходимости, а в древности не созывались соборы без насущной необходимости, тем более вселенские. Во-вторых, обострение отношений между Востоком и Западом недвусмысленно говорит о том, что собор этот «политический». В-третьих, сегодня разве ребенок не знает о том, что Константинопольский Патриархат курируется США. И все знают об интересах США в отношении России

Патриарх Варфоломей заманил Православные Церкви, и, в первую очередь Русскую, в своеобразную ловушку. Казалось бы вечные разговоры о соборе будут продолжаться не одно столетие, и все согласились на проекты документов, которые, грубо говоря, «по-византийски» подсунули Поместным Церквям. И все не вчитываясь, и не думая о последствиях, охотно их согласовали, не рассчитывая на их применение. Затем, Константинопольский Патриархат вполне «по-византийски» заявил, что раз проекты согласованы бюрократами, то они пойдут в дело вне зависимости передумали участвовать в соборе Поместные Церкви или нет. Собор же нужен Константинопольскому патриарху для того, чтобы де-факто утвердить себя в роли главы вселенской Православной Церкви, то есть восточного папы, что никогда не признавала ни Русская Православная Церковь, ни другие Поместные Церкви. Сатанинский характер подобной экклесиологии всем ясен. Понятно, зачем это нужно США: удар по Церкви — удар по России. Избежав, участия в подобном соборе наша Церковь избежала раскола. Но, программа продолжается.

Очевидно, прицелились «византийцы» и американцы в Украину. Взрыв безумного национализма, любимого орудия Запада, приведет к безумию церковному. Часть украинских клириков с радостью, чтобы избавиться от москалей устремится под омофор Константинопольского патриарха как «митрополиты Понтийский, Асийский и Фракийского округа». И кроме того согласны будут «епископы у иноплеменников вышеупомянутых округов» поставляться «от вышеупомянутого святейшего престола святейшей константинопольской церкви» (28-й канон 4-го Вселенского собора). Когда нужно достичь политического результата, то можно выступить как ревнители древних уставов. Чтобы разделаться с «варварами» из России можно вспомнить и о милой греческому сердцу «пентархии», согласно 28-му правилу Четвертого собора (римская церковь там упоминается, а русской-то нет).

Игра на ущемленном греческом национальном чувстве занимает не последнее место в антирусском и фактически антиправославном ансамбле. Увы, греки демонизируют турок и не могут понять, что причина византийской катастрофы лежит не в турках, а во внутренних грехах: униатстве, раздорах и т.д. В этом смысле Россия, пережившая подобную катастрофу, но покаявшаяся и сумевшая обратить в Православие значительное, если не подавляющее количество татар и монголов и не зациклившаяся на поруганном национальном чувстве, явила себя как Третий Рим, ни звука о котором не желает слышать современный грек. И идея восстановления Второго (ветхого) Рима руками незадачливых «варваров» из России давно уже обитает в греческих умах. На нее и пытаются опираться политики из Константинополя и стоящие за ними силы.

Для русских, извечно лишенных хитрых дипломатов, отстаивающих национальные интересы, остается стояние в Истине и за правду, следуя словам великого русского святого Александра Невского. И такая программа никогда не подводила Россию.

Первые потери на московско-константинопольском фронте

Каких религиозных услуг и святынь лишатся православные россияне в результате разрыва РПЦ с Константинопольским патриархатом?

Фото: Алексей Павлишак/ТАСС

  • Конечно, самым болезненным плодом разрыва между Москвой и Константинополем, окончательно утвержденного Синодом РПЦ 15 октября, стало закрытие для русских паломников Святой горы Афон, находящейся в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. На протяжении 1000 лет эта уникальная монашеская республика на отрезанном от суетного мира полуострове в окрестностях Салоник выступала духовным гарантом чистоты и истинности православной веры. В православной мифологии Афон считается «уделом Божией Матери», которым непосредственно управляет Пресвятая Дева. Несмотря на это, правда, доступ женщинам туда строго воспрещен — и отменить этот тысячелетний запрет не может даже Евросоюз, куда вместе с Грецией вошел и Афон.

    Чтобы вполне осознать значение Афона для православия, надо напомнить, что эта христианская традиция считает эталоном евангельской жизни монашества.

    Вся православная духовность, все благочестие, весь богослужебный устав происходят из монастырей.

    «Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа, — пишет митрополит Иларион (Алфеев). — Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха… Монашество — стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо».

    О том, что именно монашество является идеальным образом жизни для православных, свидетельствует и тот факт, что высшая иерархия церкви — епископы, вплоть до патриарха, — могут избираться только из монахов.

    Но и у православного монашества, в целом переживающего кризис, есть свой идеал и эталон — Святая гора Афон. Если остальные монастыри растворены среди суеты современной жизни, разбросаны по всему лицу Земли, то Афон в значительной мере изолирован: на небольшом полуострове площадью 335 кв. км расположено 20 крупных монастырей, десятки скитов и бесчисленное множество уединенных келий, где подвизаются самые строгие подвижники-аскеты. Конечно, и Афон имеет свои проблемы и противоречия, но в массовом православном сознании именно это место на Земле ближе всего приблизилось к идеалу Царства Христа.

    Фото: Игорь Алексеев / TASS

    Неудивительно, что именно в афонских обителях сконцентрировалось наибольшее число чудотворных икон, мощей великих святых (включая ветхозаветных), других святынь и уникальных артефактов. Попасть в эти небесные обители и получить доступ к святыням не так просто — помимо обычной греческой (а значит, шенгенской) визы нужно получить «диамонитирион» — особую афонскую визу, которую, по благословению Вселенского патриархата, выдает представительство Святой горы в Салониках. Стандартный срок разрешенного пребывания на Афоне — всего 4 дня. Но за «особые заслуги» пускают и на более длительное время.

    Такими заслугами перед Афоном в течение последних 15 лет отличились многие российские чиновники и олигархи, объединившиеся в элитарное «Русское Афонское общество», которое возглавляет экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Среди других знаковых фигур в «обществе» значатся вице-губернаторы Петербурга Дивинский, Кичеджи, Лавленцев и Албин, массажист Путина Константин Голощапов. По косвенным признакам (объему пожертвований на Афон) с «обществом» связаны члены финансовой «семьи» Путина — братья Ротенберги и братья Ковальчуки.

    Всего члены «общества» вложили в аскетическую инфраструктуру Афона от 200 до 500 млн долларов.

    Читайте также

    На место «свечного олигарха» пришли силовики? Кто «отжимает» многомиллиардный теневой бизнес РПЦ: подоплека увольнения директора «Софрино»

    Члены «общества» опознают друг друга по эксклюзивным деревянным четкам на запястье левой руки. Но таинственность и закрытость их «общества», чем-то напоминающие «игру в масонов», породили недоверие к благочестивым чиновникам и олигархам со стороны простого духовенства и верующих, которые окрестили членов «общества» «сектой афонитов». Греческие власти также оценили подозрительную «теневую» активность россиян на Афоне и — во избежание превращения Святой горы в нелегальный офшор — перестали выдавать россиянам визы. После решения Синода РПЦ официальный сайт общества прекратил отвечать на запросы — видимо, его члены думают, как в изменившихся условиях выстраивать свою «духовную жизнь». Во всяком случае, митрополит Иларион и другие священноначальники РПЦ предлагают «афонитам» перенаправить свои финансовые потоки на русские монастыри и, в частности, признать «северным Афоном» Валаам, где изредка любит отдохнуть и сам Владимир Путин. Но влиятельных «афонитов» такая идея пока почему-то не очень вдохновляет…

    Богословская наука, до недавнего времени охотно обслуживавшая паломнический бизнес и разъяснявшая необходимость поездок на Афон, теперь моментально перестроилась. Управделами УПЦ МП, профессор Киевской духовной академии митрополит Антоний (Паканич), сам не раз бывавший на Святой горе, приравнял на днях православных, стремящихся туда, к… мусульманам.

    «Паломничество, — заявил он, — второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни… В конце концов, это для мусульман хадж в Мекку является «пятым столпом ислама». Но мы ведь не мусульмане».

    Читайте также

    Одни как перст. Остались ли у Московского патриархата реальные союзники в «мировом православии»?

    «Гастроли святынь»

    Грандиозный бизнес вырос в России за последние десятилетия вокруг «гастролей» всевозможных святынь — в основном также афонского происхождения. Самым успешным примером такого рода в Московской патриархии считают привоз в Россию в 2011 году Пояса Богородицы, которому, по официальным данным, поклонилось более 3 млн человек. Поскольку патриарх Кирилл считает «политическое служение» главным в своей церковной жизни, он сразу провозгласил успех тех «гастролей» залогом «сохранения преемственности власти», то есть «второго пришествия» Путина в 2012 году. Правда, оппозиция — в контексте панк-молебна «Богородица, Путина прогони» — смотрит на это иначе: сразу после отъезда Пояса Богородицы из России начались массовые протесты из-за фальсификации парламентских выборов 2011 года, и «преемственность власти» висела на волоске.

    Читайте также

    «Мы опять бомбим Воронеж». Андрей Кураев, Андрей Зубов и Алексей Макаркин — о том, что последует за разрывом отношений РПЦ и Константинополя

    Помимо гигантской суммы пожертвований, которую собрал в России «правообладатель» Пояса Богородицы — афонский монастырь Ватопед, многократно расширивший свои землевладения в материковой Греции, — вокруг Пояса выросла целая инфраструктура транспортировки и ночлега паломников, питания, продажи иконок, свечей и сувениров. Однако главный эффект от таких «гастролей» патриархия видит в стратегическом измерении: привлеченные одной святыней и простой и понятной функцией (излечение от бесплодия и неурядиц в семье), массовые маловоцерковленные потребители начнут искать другие святыни для других случаев жизни, а также более лояльно откликнутся на объявления об очередных «гастролях». Ведь после успеха с поясом Богородицы подобные привозы святынь, устраиваемые разного рода церковно-чиновничьими фондами, не прекращаются почти без перерывов и по сей день.

    Например, сейчас по России возят десницу святителя Спиридона Тримифунтского, доставленную с острова Корфу, — кстати, тоже входящего в «каноническую территорию» Константинопольского патриархата. А до этого были — левое ребро святителя Николая Мирликийского, десница великомученика Георгия Победоносца, глава великомученика и целителя Пантелеимона, разные чудотворные иконы Божией Матери и т.д. и т.п. Ажиотаж вокруг привоза очередной святыни хоть и идет на спад, но в обозримом будущем не прекратится. Как не иссякнут и фонды, желающие в этом поучаствовать. Только, очевидно, экзотические привозные святыни, так или иначе находящиеся под контролем Константинопольского патриархата, придется заменить на отечественные. Благо, в России есть то же самое, но в виде частиц меньшего размера.

    Читать еще:  Теплый плинтус электрический своими руками

    Фото: Photoxpress

    Благодатный огонь

    В своих обличениях разного рода «раскольникам» спикеры Московской патриархии привычно ссылались на то, что именно их церковь пребывает в единстве со всем мировым православием, со Святой горой Афон и именно к их сообществу каждый год в Великую Субботу, словно по расписанию, сходит Благодатный огонь. Вокруг этого таинственного артефакта тоже успел сформироваться некоторый бизнес, причем с сильным политическим оттенком. Несмотря на усилия о. Андрея Кураева и других разоблачителей «механического чуда», абсолютное большинство православных в России (в отличие от своих единоверцев в Греции или на Балканах) верит, что Благодатный огонь на Гробе Господнем в навечерие Воскресения Христова зажигается сам собой, то есть сходит с неба, и первые несколько минут не обжигает тех, кто прикасается к нему. Эту веру недавно опроверг даже сам Иерусалимский патриарх Феофил III, но его слова в России предпочли «замять».

    Каждую Великую Субботу в Иерусалим направляется специально зафрахтованный самолет Фонда св. Андрея Первозванного во главе с экс-президентом «РЖД» Владимиром Якуниным.

    Его сопровождают чиновники и бизнесмены, а также съемочная группа телекомпании «НТВ», выкупившая эксклюзивные права на прямую трансляцию «чуда».

    Несмотря на то что «НТВ» один раз сдвинула эту прямую трансляцию на час, Благодатный Огонь продолжает сходить строго в рамках этого эфира. Восторженные комментаторы (раньше одним из них был раскаявшийся впоследствии Кураев) внушают зрителям нехитрую мысль: если Господь посылает этот огонь именно нам, а представители нашей власти развозят его по всем храмам России, то, значит, это прямое указание Божие на то, что РПЦ — истинная церковь, а наши власти, во главе с богопоставленным национальным лидером, — это наместники Бога на Земле, и надо им во всем покоряться.

    Фото: Каравашкин Павел / TASS

    Сейчас спикеры РПЦ стараются успокоить народ, заверяя, будто разрыв с Константинополем никак не повлияет на схождение Благодатного Огня и сопровождающую его «морально»-политическую риторику. Однако все не так гладко. В самом Иерусалиме, патриархия которого — так же, как и Афон, — сильно зависит от финансовых вливаний российских паломников, представители РПЦ говорят уже на языке ультиматумов. 16 октября секретарь Русской духовной миссии в Святой Земле игумен Никон жестко предупредил: «Если Иерусалимский патриархат примет сторону Константинопольского патриархата, то тогда нам придется приостановить сослужение с ними. Фактически это будет продолжение скандала, и скорее всего, я так предполагаю, придется и с Иерусалимским патриархатом тогда приостанавливать общение, потому что в таком случае они встанут на сторону раскольников». Прекращение сослужения с Иерусалимским патриархатом означает и отказ от участия в той самой службе Великой Субботы, на которой зажигается Благодатный огонь.

    Пожалуй, самый авторитетный богослов РПЦ — заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Осипов — торжественно заявил на днях, что Константинопольский патриархат лишился благодати Божией, и таинства в нем уже не совершаются: хлеб и вино на Божественной литургии больше не становятся Телом и Кровью Христовыми. Если распространить эту логику на Иерусалимский патриархат, который в силу множества причин не сможет разорвать общение с Константинополем и удовлетворить ультиматум РПЦ, то придется Московской патриархии объявить, что после «отпадения в раскол» Иерусалима бывшее чудо превратилось в безблагодатный обряд. Конечно, это станет великим искушением для миллионов православных, которые принимали Христа только потому, что Он способен раз в год чудесным образом зажечь огонь…

    Читайте также

    Креста ради. Решение Вселенского патриарха и непримиримая позиция, занятая РПЦ, разрушают тысячелетнее мировое православие

    Пока непонятно, как Московская патриархия будет добиваться исполнения своих неожиданно ригористических требований. Ведь храмы Константинопольского патриархата есть в десятках стран мира, и порой они являются обязательным пунктом туристических программ. Теперь мирянин, желающий хранить верность РПЦ, не должен заходить в храм св. Александра Невского в Париже, на русское кладбище в Сен-Женевьев де Буа или в единственный православный храм курортной Антальи. Представитель ОВЦС МП уже грозит каноническими прещениями тем клирикам и мирянам, которые запрет на общение нарушат, — вплоть до отлучения от церкви!

    Тем самым священноначалие РПЦ само роет себе яму, создавая хорошую почву для массового непослушания. Например, на следующий же день после разрыва общения с Константинополем в единственный московский храм, где официально поминают Константинопольского патриарха — на Афонское подворье, — пришло в десятки раз больше людей, чем в обычные дни. Если начальство требует от своих подчиненных того, что они заведомо не могут исполнить, да еще и не имеет инструментов принуждения, то оно рискует очень быстро перестать быть начальством. Боюсь, в случае с Константинополем патриарх Кирилл не рассчитал свои силы.

    Друзья!

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

    Константинопольский патриархат и программа россии

    Русская православная церковь (РПЦ) разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Такое решение принято по итогам заседания Священного синода РПЦ, продолжавшегося почти шесть часов. Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и с участием митрополита украинской православной церкви (Московского патриархата) Онуфрия впервые прошел за пределами России — в Минске.

    Константинопольский (Вселенский) патриархат находится в расколе, объяснил журналистам председатель отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион. Основанием для такого вывода стали последние решения Константинопольского патриархата, уточнил он.

    11 октября синод Константинопольского патриархата подтвердил свое намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями, не признаваемыми РПЦ, — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная РПЦ.

    «Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

    В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

    «Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе.

    До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

    Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

    Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

    Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

    Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

    Не первое прекращение общения

    Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

    Как это скажется на посещении Афона?

    Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

    Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

    Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

    Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ не смогут причащаться или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

    Читать еще:  Мандалы изобилия и исполнения желаний

    «Кроме нашей Церкви никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

    Первый проректор Казанской православной духовной семинарии, игумен Евфимий о разрыве отношений между РПЦ и Константинопольским патриархатом

    Конфликт РПЦ и Константинопольского Патриархата, кажется, достиг апогея. На Священном Синоде в Минске было объявлено, что отношения разрываются. Что это означает и для простых верующих, и для авторитета нашей Церкви? На эти вопросы корреспонденту «Реального времени» отвечает первый проректор Казанской православной духовной семинарии, старший преподаватель кафедры религиоведения КФУ игумен Евфимий (Моисеев).

    «Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю»

    — Ваше Высокопреподобие, Русская Православная Церковь разорвала отношения с Константинопольским Патриархатом. С одной стороны, в свете последних событий, это ожидаемый шаг. С другой — все же неожиданный. Что это означает для нашей церкви?

    — Разрыв канонического общения с Константинопольским Патриархатом означает, что священнослужители нашей Церкви не смогут совершать Божественную литургию вместе с клириками, находящимися в юрисдикции Константинопольской Церкви. Так же и наши миряне не смогут причащаться в храмах этой Церкви. Соответственно, клирики и миряне Константинопольского Патриархата не смогут участвовать в таинствах, совершаемых в храмах Русской Православной Церкви.

    Это, наверное, самое крупное разделение за всю историю православия (после Великого раскола 1054 г.), которое, конечно, будет чрезвычайно болезненным для множества православных людей по всему миру. Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками. Точно так же и верующие Константинопольской Церкви, в частности, принадлежащие к Русскому Западно-Европейскому Экзархату, находящемуся в юрисдикции Константинополя, не смогут причащаться в наших храмах.

    «Пока это разделение не будет преодолено, наши верующие уже не смогут причаститься ни в Александро-Невском соборе в Париже, ни в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии, ни, что особенно печально, на Святой горе Афон, даже в Русском Пантелеимоновом монастыре, столь любимом нашими паломниками». Фото hristofor.org

    — Были ли в истории церкви подобные прецеденты?

    — В истории подобные прецеденты, к сожалению, уже были. Так, имел место разрыв общения, который последовал после принятия Константинополем Ферраро-Флорентийской унии в 1438 году. Именно вследствие этого события Русская Церковь начала свое автокефальное бытие. Были и другие прецеденты, последний из которых произошел совсем недавно и был связан с образованием епархии Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1996 г. Всякий раз Русская Православная Церковь стремилась преодолевать возникавшие разделения в духе любви и братолюбия. Но нынешний разрыв, судя по всему, преодолеть будет не так просто, поскольку нанесен очень серьезный удар не просто по единству Церкви, но по самым принципам этого единства. Легализован крупнейший на настоящее время в православном мире раскол, и это развязывает руки раскольникам всех мастей. Это очень глубокая рана на теле Церкви. В этой ситуации хуже всего, что подорвано доверие между Церквами. По сути дела, разрушена вся система межправославных отношений, международного канонического права, создававшаяся веками. Отмена решения 1686 года о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата как «принятого вынужденно» порождает не только недоумение, но и подозрение, что таким же точно образом — в одностороннем порядке, без каких бы то ни было согласований и предупреждений — может быть отменено и решение о признании автокефалии Русской Церкви — просто как «принятое вынужденно». Как-то еще можно бы было это понять, если бы Константинополь на протяжении долгого времени ставил вопрос о возвращении Киевской митрополии в свою юрисдикцию, но до последнего времени нигде и никогда на официальном уровне эти претензии не озвучивались.

    «Кроме нашей Церкви, никто не может дать отпор амбициям Константинополя»

    — Как это повлияет на авторитет РПЦ в мире? Не останемся ли мы в изоляции?

    — Очевидно, что сейчас кроме нашей Церкви, занимающей скромное пятое место в диптихе Православных Церквей, но при этом являющейся крупнейшей по количеству верующих, никто не может дать отпор амбициям Константинополя. Нужно понимать, что принятое нашим Синодом решение направлено не только на защиту своей канонической территории, но и на утверждение принципов межцерковных отношений, поскольку решение Константинополя является вызовом для всего мирового православия. Как в мире светской политики сегодня ни один серьезный вопрос не может быть решен без участия России, так и в православном мире все попытки изолировать Русскую Православную Церковь заведомо обречены на провал. Многие Церкви – в частности, Сербская, Грузинская и Элладская, испытывают серьезные проблемы с раскольническими группами, так что, очевидно, что возникшая проблема должна решаться на межправославном уровне. Нужно искать способы актуализации принципов соборности, адекватных для нашего времени. С большой долей уверенности можно сказать, что, если в ближайшее время поместные церкви не преодолеют возникший кризис, он будет развиваться по нарастающей.

    — Отразится ли это на ситуации с нашими приходами на Украине?

    — Конечно же, решение Константинополя вызывает тревогу и беспокойство за судьбу наших братьев на Украине. В лицемерные призывы к миру, которые прозвучали в заявлении Константинопольского синода, а тем более в обещания киевской власти, что будут соблюдены права верующих всех юрисдикций, верится с трудом: если украинская власть не потерпела даже того, что в некоторых регионах страны ее же граждане предпочитают говорить на русском языке, то что можно сказать о гарантиях безопасности тех украинцев, которые пожелают остаться в юрисдикции Московского Патриархата? Совершенно очевидно, что действия Константинополя ни к какому единству православия на Украине не приведут, а украинский народ вновь будет поставлен на грань разделения, которых уже было немало в его истории. Надеюсь, что в сложившейся критической обстановке верные чада Украинской Православной Церкви сплотятся вокруг своего предстоятеля Блаженнейшего митрополита Онуфрия и отстоят свое право быть в единстве с Русской Православной Церковью.

    «Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии». Фото patriarchate.org

    — Возможно ли примирение с Константинополем?

    — Примирение, конечно, возможно, если Константинопольский Патриархат откажется от своих совершенно неприемлемых и чуждых духу подлинного христианства претензий на господство в мировом православии. Повторюсь, возникшая проблема касается не только двусторонних отношений Москвы и Константинополя, но и всего православного мира. Сегодня уже никому не удастся отсидеться в окопах — нужно чтобы все Церкви четко заявили свою позицию, и обсудили ситуацию в открытом диалоге на Всеправославном соборе. Будем молиться о том, чтобы единство православного мира было восстановлено.

    Упраздненным Константинополем русским церквям предложили перейти в РПЦ

    Первый день работы синода Константинопольской православной церкви, который открылся 27 ноября в Стамбуле, приковал внимание всего православного мира. Константинопольский патриархат принял решение распустить Западноевропейский экзархат русских приходов, тем самым аннулировав патриарший томос от 1999 года. Об этом сообщило издание Orthodoxie со ссылкой на собственные источники, приближенные к церкви.

    Как отмечается, официальные информационные ресурсы Константинопольского патриархата пока отказались от комментариев, однако публичное заявление должно появиться уже в ближайшее время.

    Официального уведомления о принятом решении ожидает и сама архиепископия православных русских церквей в Западной Европе.

    28 ноября на сайте организации появилось сообщение, из которого ясно, что для самого экзархата это решение оказалось неожиданным.

    «Священный Синод нашего патриархата 27 ноября 2018 года принял решение отменить статус экзархата нашей архиепископии. Это решение Священного Синода не было пока получено официально нашей архиепископией», — говорится в коммюнике экзархата.

    Не ознакомился с решением и архиепископ Хариупольский, экзарх патриарха Константинопольского Иоанн, который узнал о нем «на личной встрече с патриархом» в Стамбуле. «Архиепископ и секретарь архиепископского совета в ближайшее время вернутся в Париж. В предстоящие дни состоится заседание совета, на котором будет обсуждаться этот вопрос», — отмечается в документе.

    Тем не менее, представители русской православной церкви уже заговорили о том, что распущенным приходам Западноевропейского экзархата, возможно, предстоит перейти под юрисдикцию Московского патриархата.

    «Прихожанам и священникам теперь, видимо, предстоит сделать выбор: влиться в греческую епархию или вернуться в Русскую церковь,

    в составе которой почти все эти приходы были основаны и существовали до 1930 года, когда «временно» были приняты в состав Константинопольского патриархата в связи с тяжелым положением церкви в Советской России», — рассказал РИА «Новости» зампредседателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов. При этом он отметил, что «ведь и Украинскую православную церковь не спросили, хочет ли она автокефалии, хочет ли вернуться в то положение, в каком была 350 лет назад».

    Эксперты, изучающие вопросы религии, также не могут найти обоснования решения Константинополя, сообщает «Независимая газета». По словам источников издания, Константинополь «разменял» Западную Европу на Украину по некоему тайному соглашению с РПЦ. Однако, учитывая историю непростых отношений русской эмиграции во Франции с местной епархией РПЦ, поверить в такое сложно.

    Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе – православная епархия в составе Константинопольского Патриархата с центром в Париже. Она была образована из приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после Гражданской войны 1917-1923 годов.

    Церковная юрисдикция распространяется на Францию, Бельгию, Нидерланды, Великобританию, Германию, Норвегию, Швецию, Испанию, Италию и Данию.

    В составе экзархата около 65 приходов, 100 священников и 30 диаконов. Центр экзархата сосуществует параллельно с греческой митрополией Франции, которую ныне возглавляет митрополит Галльский Эммануил Адамакис, сделавший много заявлений по поводу предоставления автокефалии украинской церкви.

    Ранее сообщалось, что 25 ноября Константинопольский патриарх Варфоломей признал процедуру предоставления автокефалии Украине не урегулированной до конца. По его словам, решение Константинопольской церкви является «жертвенным актом на благо миллионов украинских верующих». Он также добавил, что предоставление автокефалии не урегулировано из-за того, что ее не удалось обсудить на православном соборе на Крите в 2016 году. Варфоломей подчеркнул, что он намерен довести до конца предоставление томоса Украине.

    По информации СМИ, для обсуждения вопроса предоставления автокефалии Украине в Стамбул прибыл советник президента Украины Ростислав Павленко, который примет участие в конечном редактировании или утверждении текста томоса. Власти в Киеве и неканоническая церковная структура на Украине рассчитывают получить этот документ до конца года.

    Ранее синод Константинопольского патриархата предложил вернуть Киевскую митрополию под юрисдикцию Вселенского патриархата. Ради этого в Константинополе приняли решение признать недействительной передачу Московскому патриархату киевской митрополии в 1686 году. При этом Константинопольский патриархат после создания автокефальной церкви на Украине намерен заявить свои права на более чем 20 монастырей и храмов. Об этом заявил председатель отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион в интервью журналистам в субботу, 24 ноября, сообщает НСН.

    По словам владыки, свои права на храмы Константинополь намерен изложить в томосе. Таким образом, Константинопольский патриархат намерен восстановить все ставропигии, которые он когда-то имел на Украине.

    Из-за решения Константинополя начать предоставление автокефалии неканонической церкви на Украине, которое в РПЦ назвали расколом,

    Синод Русской православной церкви 15 октября объявил о разрыве общения с Константинопольским патриархатом по всей канонической территории РПЦ, включая Украину и Белоруссию.

    В сообщении Архиерейского Синода РПЦЗ особенно подчеркивалось, что Константинополь нанес «тяжелейшие оскорбления природе канонического православия», сообщал телеканал «Звезда».

    Как отметил патриарх Кирилл, Константинопольский патриархат отождествил себя с раскольниками. «Нарушая все правила, он вторгся в нашу юрисдикцию, простил раскольников, которые преданы анафеме. Значит, отождествив себя с раскольниками, он сам стал раскольником», — заявил патриарх Кирилл.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector