1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Назначение, область применения и классификация специальных и вспомогательных пожарных автомобилей. Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

АЛ — автолестницы- Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях.

Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.

Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.

По длине они бывают: МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2, СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22, БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.

По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.

АПК- автоподъемники коленчатые — Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.

Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:

— механизм подъема и поворота;

На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.

Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров.

АР — рукавные — Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.

ДУ — дымоудаления — Предназначен для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в по.мещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

ГДЗС — газодымозащитной службы — Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.

Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.

АСА – автомобили аварийно-спасательные — Предназначен для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара или чрезвычайного происшествия.

АШ — штабные — Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.

Вспомогательные автомобили обеспечивают функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Пожарные аварийно-спасательные автомобили – наземные транспортные комплексы, используемые во время чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Тот или иной вид техники, стоящей на вооружении у МЧС, применяется для выполнения конкретных задач:

  • доставка боевого расчета к месту трагедии;
  • разведывательные мероприятия с целью выявления масштабов повреждений и фиксации опасных зон;
  • разбор завалов строительных конструкций и извлечение из-под них пострадавших;
  • оказание медпомощи;
  • поддержание радиосвязи со штабом;
  • оповещение населения;
  • вывоз пострадавших с места ЧС;
  • купирование воспламенения;
  • создание дополнительного освещения на месте работы спасателей.

Общая классификация

В основе классификации аварийно-спасательных автомобилей лежит принцип использования техники во время ЧС. Все машины, с которыми работают бойцы МЧС, разделены на четыре группы:

  • собственно пожарный транспорт;
  • собственно аварийно-спасательные автомобили;
  • инженерная техника;
  • техника, задействованная на воде и в воздухе.

По грузоподъемности боевые машины МЧС делятся на пять классов:

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

ГруппаПодгруппаРазновидности
Пожарные машиныОсновныеАвтоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
ЦелевыеПорошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательныеСпециальные пожарные машиныШтабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
ЦелевыеТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
ВспомогательныеАвтобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техникаЭкскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухеСамолеты, вертолеты, катера.

Классификация по грузоподъемности

Сверхлегкие машины

Транспортные средства повышенной маневренности, которые используют для патрулирования потенциально опасных для возгорания мест и купирования огня в начальной стадии.

К сверхлегким ТС относят:

  1. Мобильное АСТС на базе мотоцикла «Урал». Оснащено средствами химической и радиационной разведки, набором для оказания медпомощи и средствами для подавления возгораний в их начальной стадии.
  2. ТС на базе снегоходов «Рысь» и «Буран» для проведения операций в отдаленных заснеженных районах.
  3. Машина АСМ-41-01 (ВАЗ-21310). Область применения – экстренная доставка к месту возгорания оперативных групп и спецоборудования в городской среде и горной местности. Оснащена комплектом специнструмента и противопожарного оборудования, средствами ИЗ, связи, мобильными осветительными приборами и средствами световой сигнализации.

Вес сверхлегких АСТС не превышает 1.1 т, в связи с чем они ограничены в грузоподъемности и применяются только в качестве мобильных средств экстренного реагирования на сигнал бедствия и проведения разведки на месте происшествия.

Легкие машины

АСМ легкого класса используют для экстренного реагирования и доставки боевых расчетов с минимальным противопожарным оборудованием. Эти автомобили востребованы при ЧС в городах. Они всегда идут в первом эшелоне МЧС: оборудование применяют для обследования местности, выявления потенциально опасных объектов, поисковых и спасательных операций, вывоза пострадавших в медучреждения.

  1. Машина АСМ-41-02 на базе ГАЗ-27057. Авто для оперативной доставки бригады спасателей из 5-7 человек. Оно укомплектовано аварийно-спасательным гидравлическим инструментом, пневмодомкратом, комплектом энергоинструмента, сварочным и осветительным оборудованием, предметами для оказания первой медицинской помощи, средствами индивидуальной защиты. Из спецоборудования – раздвижная пожарная лестница 7,5 м, средства подавления огня, приборы для ведения радиационной, химической и газовой разведки. Для беспрепятственного доступа в высокогорные районы для автомобиля используют полноприводную базу.
  2. Машина АСМ-41-022 на базе УАЗ-3909. Авто повышенной мобильности, рассчитанное на 4 человек. Оборудование АСМ-41-022 позволяет проводить разведку на месте аварии, вести поиски попавших под завалы людей, поднимать стальные и железобетонные конструкции до 10000 кг на высоте до 260 м. Обеспечивает неотложные аварийно-спасательные работы по ликвидации локальных очагов возгорания.
  3. Машина АСМ-41-024 на шасси Land Rover Defender. Полноприводное авто, предназначенное для доставки группы спасателей на место происшествия. Пассажировместимость – 5 человек. Преимущество этой модели – выдвижные платформы для оборудования.

В основе характеристики пожарно-спасательных автомобилей легкого класса лежит вес транспортного средства и его грузоподъемность: собственная масса – 1.1 – 3 т, а грузоподъемность – до 1,5 т.

Средний класс

В отличие от легких, эти машины используют для техобеспечения широкого диапазона спасательных операций в ЧС природного и техногенного характера. Они работают на объектах повышенного риска. В этом классе основной единицей является АСМ-51-03 «Бизон». Благодаря шасси высокой проходимости эта машина считается незаменимой для доставки пожарной бригады и оборудования при сложных дорожных условиях. Преимущество АСМ-51-03 – наличие стеллажей и съемных контейнеров, благодаря чему в зависимости от ЧС можно менять комплект оборудования. Для погрузки тяжелого инвентаря весом до 250 кг предусмотрен электротельфер на выдвижном монорельсе.

На вооружении МЧС состоит еще одно ТС среднего класса Егерь-II на базе ГАЗ-3325 для бригады из 5 человек. Благодаря широким профильным шинам, высокому клиренсу, повышенной маневренности эту технику используют в самых сложных ситуациях, в том числе для выезда на заболоченную местность. Как и «Бизон», «Егерь-II» имеет внешнюю автономную световую башню.

К машинам среднего класса относят транспортные средства весом от 3.1 до 6 т. Пассажировместимость составляет не более 7 человек.

Тяжелая техника

По характеристикам пожарные и аварийно-спасательные автомобили тяжелого класса весят 6.1 – 10 т и вмещают экипаж не менее 9 человек с полным индивидуальным снаряжением и оборудованием для оперативного устранения последствий ЧС.

К основным пожарным и аварийно-спасательным автомобилям тяжелого класса относят:

  • АСА-20 (КамАЗ-5350);
  • АСМ-5827 (КамАЗ-43118);
  • АСМ-45-033 (ГАЗ-3308).

Основной расчетной единицей считается АСМ-5827 на базе КамАЗ-43118 с удлиненной рамой. Среди базового оборудования – электрическая и механическая лебедка до 5 т. Модель КамАЗ-43118 переоборудована под спецтехнику и имеет цельнометаллический фургон с отсеком для аварийно-спасательного оборудования. Предусмотрена выдвижная осветительная мачта, светотехнические и громкоговорящие устройства.

Читать еще:  Использование теплоты дымовых газов для нагрева рассола

Сверхтяжелый класс

Это поисково-спасательная техника для доставки к месту трагедии пожарного расчета из 9 человек. Вес таких автомобилей – более 10 т. Они используются для поиска, спасения и эвакуации пострадавших в результате ЧС в условиях бездорожья, в заболоченных лесах, на снежной целине и в акваториях рек и озер.

Все авто этого класса считаются плавающими вездеходами. К сверхтяжелым машинам относят:

  • пассажирские ПСМ-1П на базе ЗИЛ-49061 и ПСМ-1С на ЗИЛ-4972;
  • грузовые ПСМ-2П на ЗИЛ-4906 и ПСМ-2С на ЗИЛ-4975М2.

Сверхтяжелые АСА не исключают, а лишь дополняют основную технику, используемую при борьбе с огнем. Они отличаются расширенными техническими и функциональными возможностями. ПСА имеют собственные насосные установки по типу автоцистерн, при этом базы автомобиля недостаточно, чтобы закрепить на ней полноценный резервуар. Именно поэтому АСА используют как техническое средство оперативного реагирования в первом эшелоне расчета.

Политика МЧС России направлена на улучшение материально-технической базы, поэтому вопрос усовершенствования пожарных и аварийно-спасательных автомобилей является приоритетной темой обсуждений на ближайшие годы.

Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

По статистике самый опасный момент для людей при пожаре – его последствия. Продукты горения, обвалы перекрытий и подобное наносят основной ущерб здоровью. Поэтому в таких ситуациях целесообразно применять технику особой конструкции и назначения. Специальные пожарные автомобили, прежде всего, рассчитаны на спасание людей.

Виды специальной техники

Специальные пожарные автомобили перевозят личный состав и оснащены пожарной техникой, но основное в них – специальные средства и установки. В большинстве таких автомобилей есть цистерны, баки для огнетушащих веществ и необходимые для них коммуникации.

Надстройки размещают на шасси грузового транспорта, так как вес оборудования предполагает надежную и устойчивую опору.

Специальные автомобили должны обеспечивать:

  • удаление продуктов горения;
  • работы на высоте;
  • освещение;
  • разборка строительных конструкций;
  • обеспечение доступа к очагам возгораний;
  • эвакуация людей;
  • первая помощь пострадавшим.

Это не полный перечень, но главные функции для обеспечения работы пожарной охраны в нем отображены. В зависимости от оснащения и способов применения специальные автомобили делят на несколько групп.

Как и основные пожарные автомобили, они бывают легкие, средние и тяжелые. Большинство таких автомобилей универсальны и работают на жилых, общественных и объектах промышленности. Закрепляются за подразделениями пожарной охраны или формированиями Министерства чрезвычайных ситуаций.

Требования к экстерьеру совпадают с другими видами пожарных автомобилей и техники. Для этого используют 2 цвета – красный и белый. >Главная задача специальных автомобилей – оперативное реагирование и выполнение работ, от основных автомобилей их можно отличить по оснащению.

Пожарные автолестницы — это автомобили на шасси с большой грузоподъемностью, высокой проходимостью и увеличенной колесной базой. Такое конструкторское решение позволяет использовать их в городских условиях и за их пределами. Однако автолестницы должны нормально перемещаться в населенных пунктах с плотной застройкой, потому что именно в таких местах пожары в высотных зданиях возникают часто.

Основное оборудование – закрепленная лестница поворотного типа, которая выдвигается. Она позволяет доставлять пожарных и средства огнетушения на высоту, проводить эвакуацию и спасательные работы.

Иногда ее используют в качестве наблюдательного пункта, для установки оснащения в определенных точках на высоте и закрепления осветительных приборов. Стационарные лестницы могут применяться для перемещения груза.

Автомобили подобной конструкции делят на типы по высоте выдвинутой лестницы. У большинства автолестниц этот показатель – 30 м. Модели оснащают люльками или лифтом, но есть варианты без них.

Лифт предназначен для быстрой эвакуации людей или доставки пожарного оборудования. На лестницах также закрепляют лафетные стволы, если это предусмотрено конструкцией.

По конструктивному исполнению автоподъемники коленчатые очень похожи на пожарные автолестницы. Идентична база, шасси и неповоротная часть. Вместо лестницы установлена выдвижная стрела. Она может быть поворотной коленчатой либо телескопической.

На крайнем звене стрелы находится платформа (люлька). Существуют ограничения по наклону поверхности, на котором стоит работающий автоподъемник – не более 3º. Максимальная скорость ветра при этом до 10 м/с.

Автоподъемники такого типа доставляют груз из средств и веществ огнетушения, пожарных к месту возгораний или используются для осуществления спасательных мероприятий. Оперативная эвакуация с помощью автоподъемников коленчатых не проводится.

Для управления механизмами предусмотрен пульт, который размещен на платформе или в другом подобном месте. Автоподъемники справляются с грузом более 400 кг веса.

Автомобили рукавные необходимы для прокладки пожарных рукавов, тушения возгораний. Используются как вспомогательная техника совместно с пожарными насосными станциями и другими. В кабине автомобиля рукавного помещается 3 человека.

За ней размещено оборудование и отсеки для него. Проходимость такого автомобиля высокая, так как его часто задействуют для тушения крупных пожаров в труднодоступных местах.

Основная функция – доставка к месту тушения пожарных рукавов, их общая длина в одном автомобиле достигает 2-5 км. В отсеках рукава находятся в свернутом состоянии, на краше надстройки либо по бокам.

Дополнительное преимущество от тяговой мощности – способность вытаскивать застрявший транспорт и технику посредством прочной и длинной лебедки.

Автомобили дымоудаления используют для удаления дыма в больших помещениях, в том числе подвальных, в шахтах лифта, лестничных клетках. С помощью вентиляторной установки производится не только проветривание и отсасывание продуктов горения, но и возможно образование воздушно-механической пены для тушения или ограждения пламени.

В кабине перевозится личный состав в количестве нескольких человек. Для образования и передачи пены высокой кратности дополнительно могут применяться пожарные автоцистерны.

Устройство автомобиля дымоудаления рассчитано на работу с газовоздушными смесями больших объемов и высоких температур – свыше 300 °С. Для функционирования вентиляторной установки предусмотрен гидромотор. В пожарной надстройке этого специального автомобиля обустроены отсеки для переносных систем дымоудаления.

Каждая единица техники с функционалом газодымозащиты закрепляется в соответствующих подразделениях газодымозащитной службы. Автомобиль газодымозащитной службы обеспечивает доставку боевого расчета, оборудования и средств, проведения аварийно-спасательных работ и безопасное тушение пожара.

Используется на объектах нефтехимической отрасли, промышленных заводах и других подобных объектах. Количество автомобилей при подразделении службы зависит от численности населения в конкретном городе или населенном пункте. Это прописано в правилах.

В оснащение пожарного автомобиля газодымозащитной службы входит электрооборудование, осветительные приборы, система управления, силовые установки, пожарно-техническое вооружение.

Обязательно в комплекте присутствуют средства индивидуальной защиты, так как работа проводится в условиях сильной загазованности.

Многие модели оборудованы телескопическими мачтами с осветительными приборами (прожекторами) на них. Автомобили газодымозащитной службы сконструированы на основе шасси высокой проходимости и большой грузоподъемности. Дополнительное оснащение – инструмент для работы со строительными конструкциями (отбойники), электропилы и дымососы.

Аварийно-спасательные автомобили предназначены для проведения аварийно-спасательных работ, освещения места, оказания первой медицинской помощи. Их задействуют не только подразделения пожарной охраны, но и спасательные формирования МЧС.

В зависимости от назначения и оснащения пожарные аварийно-спасательные автомобили бывают легкие, средние и тяжелые. Первые базируются на шасси легковесных моделей транспорта и необходимы для быстрой доставки личного состава и минимального набора оборудования к месту пожара.

Вторые — укомплектованы полностью, а их пожарные надстройки установлены на шасси большой грузоподъемности. В оснащение третьих автомобилей входит дополнительное оборудование для разборки завалов, демонтажа строительных конструкций и их элементов и подъемники.

Аварийно-спасательные автомобили используют также для разведки радиационной обстановки, ликвидации аварийных ситуаций с технологическим оборудованием. В комплект оснащения средних и тяжелых модификаций входят дымососы, радиостанции, осветительное оборудование, лебедки.

Автомобили штабные базируются на легковых, полугрузовых шасси. Встречаются модели на основе автобусов. Штабные автомобили необходимы для обеспечения полноценной работы штаба пожаротушения и доставки боевого расчета к месту возгораний. Дополнительные функции – радиосвязь с подразделениями и центром службы.

Автомобили штабные оснащаются электрогенераторами, осветительным оборудованием и средствами связи. Если позволяет объем салона либо багажного отделения, то возможно укомплектование другой пожарной техникой и устройствами.

Вспомогательные автомобили

К вспомогательным автомобилям относят следующие агрегаты:

  1. бензовозы;
  2. автомастерские;
  3. грузовые автомобили;
  4. легковые автомобили;
  5. автобусы.

Вспомогательные автомобили должны надежно обеспечивать работу пожарных подразделений.

Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:

Основные пожарные автомобили

Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.

Пожарные автомобили общего назначения:

автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;

с насосом высокого давления – АВД;

первой помощи – АПП;

пожарно-спасательные – АПС и ПСА.

Пожарные автомобили целевого назначения:

порошкового тушения – АП;

пенного тушения – ПТ;

комбинированного тушения – АКТ;

газового тушения – АГТ;

насосная станция – ПНС;

газоводяное тушение – АГВТ;

Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:

Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:

Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.

Средняя. До 4м3 или 4 000л.

Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.

В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.

В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.

Читать еще:  Положительные и отрицательные черты

Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:

3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;

40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);

43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;

001 – первая модернизация модели;

МС – произведённая в городе Москве.

Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.

Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.

Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:

Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.

Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.

Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.

Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.

Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.

Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.

Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.

Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.

Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.

Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.

Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:

Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.

Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.

ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.

Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.

Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.

Специальная пожарная техника

В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:

Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;

Высотные работы – АЛ и АКП;

Управление комплексом пожарных работ – АСО.

По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:

АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.

АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.

ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.

АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.

АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.

АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.

АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.

АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.

АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.

АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.

АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.

АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.

АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.

АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.

АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.

АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.

АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.

АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.

ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.

АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.

АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.

Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:

Пожарная техника. Определения, классификация пожарных автомобилей.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда. Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения.

Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения (Автоцистерна — АЦ, автомобиль насосно-рукавный — АНР, автомобиль первой помощи — АПП, автомобиль с насосом высокого давления — АВД) предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения (автомобиль аэродромный — АА, автомобиль порошкового тушения — АП, автомобиль пенного тушения — АПТ, автомобиль комбинированного тушения — АКТ, автомобиль газового тушения — АГТ, пожарная насосная станция — ПНС, автомобиль газоводяного тушения — АГВТ) обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На основании регламента они сводятся к следующему: – пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров; – конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники; – маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий; – техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники; – пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.

Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом отечественного производства.

Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.

Неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).

Полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).

Вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м. Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений. Примеры условных обозначений:

Читать еще:  Какие бывают дополнения в русском языке

Пример 1. АЦ3,0-40/4(4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ (с комбинированным насосом).

Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси Урал 5557, насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.

Пример 3. АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ. Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м3 , массой вывозимого порошка 2 000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.

Специальные ПА (автолестница — АЛ, автоподъемник коленчатый — АПК, автомобиль рукавный — АР, автомобиль дымоудаления — АДУ, — автомобиль газодымозащитной службы — АГДЗС, автомобиль аварийно-спасательный — АСА, автомобиль штабной — АШ) применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т. д.

Вспомогательные автомобили (Бензовоз, Авторемонтная мастерская, Автобус, Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль) обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др. Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией. Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветографической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветографическая схема, надписи и световым и звуковым сигналам установлены

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (с Изменениями N 1, 2, 3) (16 Загрузок)

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, и номер пожарной части. Согласно цветографической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный. Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет. При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами. Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с. Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ. Рис. 1. Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси – красный – белый – черный 10 В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили

Основные пожарные машины

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения.

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

К данной подкатегории пожарных машин относятся следующие виды транспортных средств:

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector