0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Использование игр драматизаций в дошкольном возраста

«Руководство играми-драматизаций»
методическая разработка

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
noyabr_4_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для педагогов.

Тема: « Руководство игрой-драматизацией»

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки.

В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.

Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря

которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.

Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.

Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,хвост лисы, уши зайчика и т.п.

К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению.

При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры- драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста , прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки . Для них характерны драматический конфликт , острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки , как «Лиса, заяц и петух» , «Лисичка со скалочкой» , «Волк и семерок озлят»«Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок» , «Кто сказал «мяу» , «Мышонок и карандаш» ,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения , требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька» , «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки : отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду » . В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо,

передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания : передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка» , исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» .

Помогает и следующие упражнение : одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа : представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников , при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста , когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их , но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности : на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию , изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры- драматизации , и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей , развития их художественных способностей.

ТЕМА 5. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Основные вопросы:

1. Характеристика игры-драматизации. Виды игр-драматизаций.

2. Отличие игр-драматизаций от сюжетно-ролевой игры.

3. Методика проведения игр-драматизаций с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

Драматизация – это игра творческого характера, в процессе которой дети отражают содержание литературного произведения. Ученые, изучающие игры-драматизации детей дошкольного возраста, сходятся в утверждении важности этого вида художественной деятельности для развития таких качеств личности, как инициатива, самостоятельность, воображение, эмоциональная отзывчивость. Именно в играх-драматизациях у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, стремления и желания. Используя игры-драматизации можно достичь высокой динамики в формировании у детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативного поведения и социального общения, что способствует социализации личности ребенка: введение его в мир природы и человеческих связей и отношений, передача ему образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В современной характеристике игр-драматизаций раскрывается их взаимосвязь с сюжетно-ролевыми играми. В частности, это:

— наличие динамического сюжета;

— использование разнообразных средств выразительности;

— возможность использования приобретенного ранее социального опыта.

Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что:

— сюжет игры заранее определен автором литературного произведения;

— состав участников, последовательность происходящих событий зависит от драматизируемого произведения.

1. Дети выступают в роли персонажей игры.

2. Дети изображают героев с помощью игрушек, озвучивают их.

3. Стендовые игры или игры с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурками (фланелеграф, теневой театр).

4. Театр «Петрушки», «Би-ба-бо» — имеют перчаточный принцип устройства, используется ширма.

Особенность в работе с дошкольников с интеллектуальной недостаточностью заключается в том, что если игры первого вида вполне приемлемы для детей данной категории (2, 3, 4) целесообразно использовать только педагогом для создания игровой ситуации при объяснении или закреплении материала.

Обучение играм-драматизациям происходит поэтапно:

1. Подготовительный этап:

─ работа с текстом (текст произведения в случае необходимости адаптируется, упрощается);

─ подготовка атрибутов игры;

─ работа над развитием движений и развитием речевых навыков.

2. Знакомство с текстом.

3. Подготовка к проведению игры-драматизации (распределение ролей с учетом психофизических особенностей детей, заучивание текста, работа над произносительной стороной речи, работа над пантомимикой, отработка последовательных действий).

4. Проведение игры-драматизации.

При отборе пособий, оборудования, материала для игр-драматизаций в каждой возрастной группе специального детского сада следует учитывать запас детских впечатлений, знаний и интересов. Пополнение его должно быть не случайным, а с учетом освоенности детьми приемов работы с ним.

Игра-драматизация требует соответствующей организации и места. Условно оборудование для игры можно подразделить на:

─ театрально-игровой материал: игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи;

─ дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, занавеси и т.д.

─ декорации: плоскостные, полуобъемные, с устойчивой подвижной основой или статичные, рисованные, аппликационные, сконструированные;

─ элементы костюмов: головные уборы, воротники, манжеты;

Организатором и ведущим в игре-драматизации является педагог. Действия детей или игровых персонажей сопровождаются речью. Важным компонентом игры является музыка, которая стимулирует к выполнению эмоционально насыщенных игровых действий.

Вопросы и задания:

1. В чем основные отличия игр-драматизаций от сюжетно-ролевых игр?

2. Подберите 2-3 игры-драматизации по каждому году обучения для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

3. Проведите заседание «круглого стола» с воображаемым педагогическим коллективом на тему «Нужна ли игра-драматизация в специальном детском учреждении. Почему?».

4. Составьте рекомендации для родителей о создании дома условий для игр-драматизаций.

5. Адаптируйте текст сказки «Теремок» с учетом особенностей детей. Составьте свои рекомендации по использованию этой сказки специальном детском учреждении.

6. Разработайте содержание работы по уточнению действующих персонажей и порядка их появления в сказке «Теремок» (используя продуктивные виды деятельности детей).

7. Подготовьте реферативное сообщение по теме «Особенности использования игр-драматизаций на разных годах обучения в специальном детском учреждении».

Литература:3, 15, 23, 25, 26, 34, 39.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10855 — | 7397 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Игра-драматизация как средство развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства явля­ется для каждого ребенка не только самым привле­кательным, но и немного таинственным, заворажива­ющим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Игра-драма­тизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
igra-dramatizatsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация как средство развития детей

младшего дошкольного возраста

Подготовила: Ефанова Венера Низаметдиновна

воспитатель высшей квалификационной категории

РМ, г. о. Саранск, МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности:

  • художественно-речевую (передачатекста, интонирование),
  • изобразительную (создание костюмов, декораций),
  • игровую,
  • музыкальную (исполнение песен, пританцовывание) т.д.

Причем все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением. Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, т.е. она способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей.

Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Гармоничное сочетание различных видов эстетической деятельности в одной игре позволяет решать единую задачу формирования художественного вкуса и творческой активности детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с игрой-драматизацией. Суть этой взаимосвязи заключается в создании декораций, масок, костюмов, реквизита, которые всецело принадлежат театрализованной игре.

Драматизируя литературное произведение, ребенок познает разнообразные жизненные явления, знакомится с ярким, выразительным народным и литературным языком, обогащает свой словарь.

Игра-драматизация способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги.

Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. Во время проведения игры – драматизации ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

По содержанию игры-драматизации детей раннего дошкольного возраста отличаются от игр детей старшего возраста. Это отличие связано с относительно небольшим опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Ребенок третьего года жизни не может проиграть, драматизируя сказку, например «Репку», «Колобок», сначала до конца, так как не улавливает ее логической последовательности. Малыши часто проигрывают лишь отдельные, запомнившиеся или понравившиеся эпизоды, показанные воспитателем, на темы литературных произведении, либо связанные с бытом. Развитие игры-драматизации связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) — одно из основных средств реализации сюжета, роли.

Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

-организация предметно-игровой среды;

-наличие у детей социокультурных умений и навыков.

Развитие этих специальных творческих способностей необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием речи детей, приобщением их к музыке, изобразительному и театральному искусству.

Для реализации этих способностей используются следующие формы работы:

— занятия по развитию речи;

-чтение художественной литературы;

— рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;

-слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество;

— музыкальные, подвижные и дидактические игры;

-игровые упражнения наразвитие воображения, памяти, фантазии;

-просмотр кукольных спектаклей.
В руководстве игрой-драматизацией педагог занимает активную позицию. Эта позиция проявляется прежде всего в систематическом наблюдении за игрой-драматизацией детей, в управлении игрой, детскими взаимоотношениями.

Воспитатель в руководстве играми детей разного дошкольного возраста использует прямые методы и приемы руководства.

В группе детей раннего дошкольного возраста — это :

-создание игровой ситуации;

— внезапное появление субъектов;

-выполнение воспитателем различных игровых действий;

— помощь в организации игры-драматизации (руководит);

-использование репродуктивных наводящих вопросов;

-использование прямой подсказки;

Для всестороннего развития малышей в ходе игры – драматизации в нашей группе были созданы следующие условия:
-Развивающая предметно пространственная среда в группе – центр детской деятельности «Театр» включающий в себя:
-книги ( детская художественная, познавательная и методическая литература)
-элементы костюмов, маски, атрибуты для игры — драматизации,
-театр шапочек и масок
-театр на фланелеграфе
-театр игрушек
-театр настольный и пальчиковый

-театр би-ба-бо
-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)
-наглядное пособие ( иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр)
Придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. Это зависит:

— от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
-побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
-повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
-поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
-удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
— необходимо закреплять содержания сказок, художественных произведений в различных видах деятельности, в рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.
Основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются на музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях.
В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Методика проведения игры-драматизации с детьми раннего дошкольного возраста.

Известно, что у детей второго-третьего года жизни наблюдаются только зачатки художественного восприятия, первые проявления сопереживания героям сказки, рассказа. В приобщении малышей к игре-драматизации ведущая роль принадлежит взрослому. Наблюдая за малышами, можно заметить, что они в играх с увлечением перевоплощаются в собак, кошек, других известных им животных, однако развивать и обыгрывать сюжет не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому первоначально детей раннего возраста учат некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью с детьми раннего дошкольного возраста воспитатель может использовать подвижные игры с сюжетом, такие как «Наседка и цыплята», «Волк и козлята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», чтобы показать, как машут крыльями маленькие веселые цыплята, легко прыгают зайчата и тяжело, неуклюже ходят медвежата.

Можно разыгрывать с детьми сценки из детского быта, например с любимыми игрушками, которые обрели образы живых детей. Воспитатель обучает малышей практическим художественно-речевым действиям: воспроизводить небольшие по объему потешки, сопровождая их игровыми действиями. Как правило, малыши чаще повторяют именно те движения, которые показывает воспитатель. Он учит детей использовать в качестве партнера по игре куклу, превращать игрушку в действующий персонаж (полаять за собачку, прокукарекать за петушка, перемещать их: собака убежала, птичка улетела и т.д.), произносить слова, простые предложения из литературного текста от лица какого-либо персонажа, поощряет взаимодействие детей.

Воспитатель использует потешки, стихотворения, сказки, рассказы, чтобы учить детей передаче игровых действий, связанных с выполнением роли персонажа. При этом он проводит игру-драматизацию с малышами так, чтобы им не приходилось самим самостоятельно воспроизводить текст, так как связная речь у детей этого возраста недостаточно развита. Текст стихотворения, потешки, фрагменты сказки читает воспитатель, а дети выполняют соответствующие действия.

На примере разыгрывания потешки «Кошкин дом» можно показать, как проходит игра – драматизация с детьми в возрасте 2-3 лет. Воспитатель читает ее несколько раз, используя прием неоднократного повторения: первый раз на занятии, используя куклы настольного театра, потом уточняет с помощью вопросов, как усвоили дети смысл потешки, затем рассказывает повторно. Так дети слышат текст потешки 2 — 3 раза. И когда они усвоят текст, можно провести своеобразную драматизацию. Надев на детей шапочки-ободки зверей, воспитатель проговаривает текст потешки. Дети слушают текст, который читает воспитатель, и действуют в соответствии с ним в образе кошки, курочки, лошади, собачки, козлика и т.д. Параллельно воспитатель проводит игры на подражание движений, на звукоподражание в индивидуальной, подгрупповой форме.

Для воспитания умения играть самостоятельно воспитатель, драматизируя вместе с ребенком, привлекает, подключает других детей, объединяя их в небольшие подгруппы, использует косвенные приемы: задает наводящие вопросы, комментирует, направляет действия ребенка, выступающего в роли персонажа.

С малышами игру-драматизацию потешек, коротких стихов можно проводить и на прогулке, используя эмблемки или шапочки-маски. Например, в игре-драматизации «Гуси, вы, гуси», в которой могут принимать участие одновременно все дети, воспитатель делит детей на две подгруппы: одна подгруппа вместе с воспитателем говорит текст от автора, дети второй подгруппы изображают гусей (до этого дети неоднократно играли с воспитателем в эту игру, только были все в роли гусей, т.е. игру они хорошо знали).

Для организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни воспитатель может использовать прием неоднократного повторения текста, досказывания детьми рифмующихся слов, уточнять знание содержания текста с помощью вопросов к детям, рассматривания иллюстраций ит.д. Затем организовывать игру-драматизацию с помощью кукол театра на столе, на стенде, показывая при этом, как можно действовать в определенной роли, как, по-разному интонируя, говорить за того или иного героя литературного произведения.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры» .

В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики. Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является « Театр пальчиков » . Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному. Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая» , «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка» , «Семья» , «Пальчики в лесу» , которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет» , «Капустка» , «Апельсин» , «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках» . Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.

На протяжении нескольких лет мы используем методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, в оздоровительной работе с детьми. Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальный ящик для игры с песком, заготовившие песок, игрушки, фигурки, вылепленные из пластилина, природный материал. Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

Таким образом, в процессе участия в играх — драматизациях у детей третьего года жизни развивается воображение, способность представить себя в определенной роли, первые умения отображать воспринятое. Постепенно, при помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, повышают их активность, инициативность, обогащают их игры.

Особенности игр-драматизаций, творческих игр

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле) .

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль) .

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.) ;

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.) ;

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней) .

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

деятельность поведение между людьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу) .

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идею произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1296 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Игра-драматизация как средство развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства явля­ется для каждого ребенка не только самым привле­кательным, но и немного таинственным, заворажива­ющим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Игра-драма­тизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
igra-dramatizatsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация как средство развития детей

младшего дошкольного возраста

Подготовила: Ефанова Венера Низаметдиновна

воспитатель высшей квалификационной категории

РМ, г. о. Саранск, МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только самым привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Ребенок еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто».

Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности:

  • художественно-речевую (передачатекста, интонирование),
  • изобразительную (создание костюмов, декораций),
  • игровую,
  • музыкальную (исполнение песен, пританцовывание) т.д.

Причем все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением. Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, т.е. она способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей.

Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Гармоничное сочетание различных видов эстетической деятельности в одной игре позволяет решать единую задачу формирования художественного вкуса и творческой активности детей.

Изобразительная деятельность тесно связана с игрой-драматизацией. Суть этой взаимосвязи заключается в создании декораций, масок, костюмов, реквизита, которые всецело принадлежат театрализованной игре.

Драматизируя литературное произведение, ребенок познает разнообразные жизненные явления, знакомится с ярким, выразительным народным и литературным языком, обогащает свой словарь.

Игра-драматизация способствует формированию добрых чувств, благородных стремлений. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

Игра-драматизация как сюжетно-ролевая игра имеет свои структурные компоненты: содержание, сюжет, роль, игровые действия. Игры-драматизации создаются по готовому сюжету, взятому из книги.

Сказки и рассказы по-разному отражаются в играх детей разных возрастов. Малыши обычно воспроизводят отдельные эпизоды. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт.

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. Во время проведения игры – драматизации ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.

По содержанию игры-драматизации детей раннего дошкольного возраста отличаются от игр детей старшего возраста. Это отличие связано с относительно небольшим опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Ребенок третьего года жизни не может проиграть, драматизируя сказку, например «Репку», «Колобок», сначала до конца, так как не улавливает ее логической последовательности. Малыши часто проигрывают лишь отдельные, запомнившиеся или понравившиеся эпизоды, показанные воспитателем, на темы литературных произведении, либо связанные с бытом. Развитие игры-драматизации связано с развитием игрового действия. При этом игровые действия (плачет, как дед; скачет, как зайка) — одно из основных средств реализации сюжета, роли.

Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

-интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

-умение воспитателя стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

-организация предметно-игровой среды;

-наличие у детей социокультурных умений и навыков.

Развитие этих специальных творческих способностей необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием речи детей, приобщением их к музыке, изобразительному и театральному искусству.

Для реализации этих способностей используются следующие формы работы:

— занятия по развитию речи;

-чтение художественной литературы;

— рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;

-слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество;

— музыкальные, подвижные и дидактические игры;

-игровые упражнения наразвитие воображения, памяти, фантазии;

-просмотр кукольных спектаклей.
В руководстве игрой-драматизацией педагог занимает активную позицию. Эта позиция проявляется прежде всего в систематическом наблюдении за игрой-драматизацией детей, в управлении игрой, детскими взаимоотношениями.

Воспитатель в руководстве играми детей разного дошкольного возраста использует прямые методы и приемы руководства.

В группе детей раннего дошкольного возраста — это :

-создание игровой ситуации;

— внезапное появление субъектов;

-выполнение воспитателем различных игровых действий;

— помощь в организации игры-драматизации (руководит);

-использование репродуктивных наводящих вопросов;

-использование прямой подсказки;

Для всестороннего развития малышей в ходе игры – драматизации в нашей группе были созданы следующие условия:
-Развивающая предметно пространственная среда в группе – центр детской деятельности «Театр» включающий в себя:
-книги ( детская художественная, познавательная и методическая литература)
-элементы костюмов, маски, атрибуты для игры — драматизации,
-театр шапочек и масок
-театр на фланелеграфе
-театр игрушек
-театр настольный и пальчиковый

-театр би-ба-бо
-атрибуты для организации театрализованных игр ( фланелеграф, ширмы)
-наглядное пособие ( иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр)
Придается большое значение настрою детей на «сказочное» занятие. Это зависит:

— от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
-побуждать малышей к речевой активности на протяжении всей игры;
-повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
-поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
-удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;
— необходимо закреплять содержания сказок, художественных произведений в различных видах деятельности, в рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.
Основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются на музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях.
В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния.

Методика проведения игры-драматизации с детьми раннего дошкольного возраста.

Известно, что у детей второго-третьего года жизни наблюдаются только зачатки художественного восприятия, первые проявления сопереживания героям сказки, рассказа. В приобщении малышей к игре-драматизации ведущая роль принадлежит взрослому. Наблюдая за малышами, можно заметить, что они в играх с увлечением перевоплощаются в собак, кошек, других известных им животных, однако развивать и обыгрывать сюжет не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому первоначально детей раннего возраста учат некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью с детьми раннего дошкольного возраста воспитатель может использовать подвижные игры с сюжетом, такие как «Наседка и цыплята», «Волк и козлята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», чтобы показать, как машут крыльями маленькие веселые цыплята, легко прыгают зайчата и тяжело, неуклюже ходят медвежата.

Можно разыгрывать с детьми сценки из детского быта, например с любимыми игрушками, которые обрели образы живых детей. Воспитатель обучает малышей практическим художественно-речевым действиям: воспроизводить небольшие по объему потешки, сопровождая их игровыми действиями. Как правило, малыши чаще повторяют именно те движения, которые показывает воспитатель. Он учит детей использовать в качестве партнера по игре куклу, превращать игрушку в действующий персонаж (полаять за собачку, прокукарекать за петушка, перемещать их: собака убежала, птичка улетела и т.д.), произносить слова, простые предложения из литературного текста от лица какого-либо персонажа, поощряет взаимодействие детей.

Воспитатель использует потешки, стихотворения, сказки, рассказы, чтобы учить детей передаче игровых действий, связанных с выполнением роли персонажа. При этом он проводит игру-драматизацию с малышами так, чтобы им не приходилось самим самостоятельно воспроизводить текст, так как связная речь у детей этого возраста недостаточно развита. Текст стихотворения, потешки, фрагменты сказки читает воспитатель, а дети выполняют соответствующие действия.

На примере разыгрывания потешки «Кошкин дом» можно показать, как проходит игра – драматизация с детьми в возрасте 2-3 лет. Воспитатель читает ее несколько раз, используя прием неоднократного повторения: первый раз на занятии, используя куклы настольного театра, потом уточняет с помощью вопросов, как усвоили дети смысл потешки, затем рассказывает повторно. Так дети слышат текст потешки 2 — 3 раза. И когда они усвоят текст, можно провести своеобразную драматизацию. Надев на детей шапочки-ободки зверей, воспитатель проговаривает текст потешки. Дети слушают текст, который читает воспитатель, и действуют в соответствии с ним в образе кошки, курочки, лошади, собачки, козлика и т.д. Параллельно воспитатель проводит игры на подражание движений, на звукоподражание в индивидуальной, подгрупповой форме.

Для воспитания умения играть самостоятельно воспитатель, драматизируя вместе с ребенком, привлекает, подключает других детей, объединяя их в небольшие подгруппы, использует косвенные приемы: задает наводящие вопросы, комментирует, направляет действия ребенка, выступающего в роли персонажа.

С малышами игру-драматизацию потешек, коротких стихов можно проводить и на прогулке, используя эмблемки или шапочки-маски. Например, в игре-драматизации «Гуси, вы, гуси», в которой могут принимать участие одновременно все дети, воспитатель делит детей на две подгруппы: одна подгруппа вместе с воспитателем говорит текст от автора, дети второй подгруппы изображают гусей (до этого дети неоднократно играли с воспитателем в эту игру, только были все в роли гусей, т.е. игру они хорошо знали).

Для организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни воспитатель может использовать прием неоднократного повторения текста, досказывания детьми рифмующихся слов, уточнять знание содержания текста с помощью вопросов к детям, рассматривания иллюстраций ит.д. Затем организовывать игру-драматизацию с помощью кукол театра на столе, на стенде, показывая при этом, как можно действовать в определенной роли, как, по-разному интонируя, говорить за того или иного героя литературного произведения.

Немаловажное значение для развития речи, снятия эмоционального напряжения, зажатости, имеет развитие мелкой моторики рук через «пальчиковые игры» .

В дальнейшем, дети, владеющие пальчиковыми играми, лучше подготовлены к письму и чтению. Эту работу мы начинали с обычного ежедневного массажа каждого пальчика вначале согревали, растирали, сгибали фаланги, затем переходили на всю ладонь, заставляли работать вялые непослушные пальчики. Не у всех детей движения пальцев получались сразу и правильно, но игровой подход, веселые слова помогали им освоить материал, трудности постепенно отходили, дети были довольны своими победами.

Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является « Театр пальчиков » . Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогала в моей работе, где мы шли от простого к сложному. Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая» , «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка» , «Семья» , «Пальчики в лесу» , которые я читала и показывала, играя со своими пальцами, а дети повторяли движения, переходили к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет» , «Капустка» , «Апельсин» , «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках» . Исполняя потешки, дети показывали фигуры и проговаривали сами слова в такт с движениями пальцев.

На протяжении нескольких лет мы используем методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, в оздоровительной работе с детьми. Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальный ящик для игры с песком, заготовившие песок, игрушки, фигурки, вылепленные из пластилина, природный материал. Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

Таким образом, в процессе участия в играх — драматизациях у детей третьего года жизни развивается воображение, способность представить себя в определенной роли, первые умения отображать воспринятое. Постепенно, при помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, повышают их активность, инициативность, обогащают их игры.

«Руководство играми-драматизаций»
методическая разработка

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
noyabr_4_2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для педагогов.

Тема: « Руководство игрой-драматизацией»

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр — драматизаций являются сказки.

В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.

Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря

которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек.

Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка.

Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка,хвост лисы, уши зайчика и т.п.

К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — всё это способствует быстрому её усвоению.

При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры- драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста , прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки . Для них характерны драматический конфликт , острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки , как «Лиса, заяц и петух» , «Лисичка со скалочкой» , «Волк и семерок озлят»«Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок» , «Кто сказал «мяу» , «Мышонок и карандаш» ,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения , требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька» , «Где мой пальчик?» и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки : отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду » . В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо,

передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания : передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка» , исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» .

Помогает и следующие упражнение : одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа : представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников , при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста , когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их , но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра- драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Чтобы повысить интерес к качеству исполнения роли, перед детьми следует поставить цель — подготовительную драматизацию показать родителям или детям другой группы. Это вызывает у дошкольников желание поделиться с другими результатами своих усилий, своими достижениями.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов — все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности : на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию , изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры- драматизации , и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра- драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей , развития их художественных способностей.

Читать еще:  Какие бывают виды линолеума Использование коммерческого линолеума
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector