175 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика структурного наполнения принципов охраны здоровья населения

Принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

««« 6. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

7. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

8. Приоритет охраны здоровья детей:

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

9. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья:

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

10. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

11. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

12. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи:

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Соблюдение врачебной тайны:

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8540 — | 8120 — или читать все.

188.64.174.65 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные принципы охраны здоровья

Основные идеи

Согласно действующему законодательству, для поддержания состояния физического, психического, а также социального благополучия, гражданам требуется как самостоятельно следить за собственным здоровьем (ведение здорового образа жизни — неотъемлемая часть которого отказ от злоупотребления алкогольными напитками, табаком и наркотическими веществами), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан.

Для этих целей законодатель разработал ряд принципов — т.е. основных идей, предазначенных для регулирования отношений в сфере охраны здоровья людей. Принципы охраны здоровья граждан РФ содержатся в ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. Подробнее принципы охраны здоровья населения будут рассмотрены ниже.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Согласно действующему законодательству, государство обязано обеспечивать людям, проживающим на его территории, охрану их здоровья. При этом не имеет значение их пол, возраст, социальное положение, религиозные взгляды и иные факторы. При наличии у гражданина какого-либо заболевания, государство обязано гарантировать ему защиту от любых дискриминаций — в противном случае виновные лица могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности (в зависимости от обстоятельств). Если говорить о лицах, страдающих различными психическими заболеваниями и признанными недееспособными, то к дискриминации это ни коим образом не относится — в первую очередь данная мера введена для защиты самого больного.

Кроме того, в мероприятия по охране здоровья населения должно включаться решение следующих вопросов:

  • снижение мертворождаемости и детских смертей;
  • обеспечение здорового и полноценного развития детей;
  • улучшение гигиены внешней среды и санитарно-гигиенической обстановки на производстве;
  • предупреждение различных болезней и борьбы с ними;
  • создание специальных условий, при которых возможно надлежащее обеспечение необходимой медицинской помощью и уходом.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

При оказании данного вида помощи лицу — его интересы должны быть приоритетны, также:

  • к нему обязаны относиться вежливо и гуманно, соблюдая этические и моральные нормы;
  • при оказании медицинской помощи должно учитываться состояние больного и его физические особенности;
  • по возможности необходимо соблюдать культурные и религиозные традиции гражданина, которому предоставляется медицинская помощь (но, учитывая то, что РФ — многонациональная страна и традиции у разных народов отличаются, а, порой, могут и навредить — это не является обязательным условием — все зависит от конкретной ситуации);
  • обеспечение надлежащего ухода (ведь достаточно часто от качественного ухода зависит выздоровление);
  • при нахождении лица в медицинском учреждении, его пребывание должно быть комфортным;
  • медицинские организации должны быть оборудованы с учетом действующих санитарно-гигиенических норм;
  • в зависимости от состояния больного, должны быть созданы условия, которые бы давали возможность посещать его родным и близким, но, одновременно с этим, это не должно отражаться на сотрудниках больницы и других пациентах.

Приоритет охраны здоровья детей

Забота о детях (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе их психическом, физическом, а также социальном благополучии, обязанность не только государства, но и общества. Это связано с тем, что организм ребенка только формируется и упущения в этой области (как психические, так и физические) могут нанести непоправимый вред его здоровью и, как следствие, отразиться на его дальнейшей судьбе. В частности, данные положения закреплены в Конвенции о правах ребенка.

Читать еще:  Цвет обоев под серый пол

С целью сохранения здоровья ребенка уполномоченными органами разрабатываются и внедряются специализированные программы, включающие в себя ряд мероприятий, направленных на выявление, лечение и профилактику различных заболеваний у детского населения. В данные программы входит — обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским изделиями.

Для охраны здоровья ребенка, государством создаются специализированные лечебные учреждения — поликлиники, санатории и т. д.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

В случае, если гражданин по тем или иным причинам утратил здоровье, государство обязано оказать лицу поддержку для его восстановления. Для этих целей государством создаются специальные службы, оказывающие помощь в реабилитации.

Кроме того, лицо, утратившее здоровье, имеет право получать пособие, которое может быть временным либо постоянным — в зависимости от того, какое заболевание у него было выявлено.

В качестве примера можно привести назначение пособия по беременности и родам, когда потеря трудоспособности является временной.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Государственные органы (естественно только в пределах своей компетенции) несут ответственность за надлежащее обеспечение гарантий в области охраны здоровья людей. В случае выявления нарушений, виновные (это могут быть должностные лица либо уполномоченные органы) привлекаются к ответственности — она может быть, как гражданская и уголовная, так и административная. Если в результате действий (либо, напротив, бездействий), гражданину был причинен вред, то он в полном объеме подлежит возмещению. Но, даже если вред был возмещен, это не освобождает виновных от привлечения их к ответственности.

  • за причинение смерти по неосторожности (либо причинение здоровью пациента тяжкого вреда);
  • заражение инфекциями;
  • отказ от оказания помощи (неоказание);
  • халатность.

В этом случае, возбуждается уголовное дело, а объем наказания определяет суд, с учетом всех обстоятельств. Максимальный размер наказания — 5 лет лишения свободы. Кроме того, виновное лицо может быть лишено права осуществлять некоторые виды деятельности либо занимать определенные должности.

Важно знать, что существуют специальные организации, предоставляющие юридическую помощь на безвозмездной основе определенным категориям лиц (перечень которых также установлен законодательно, к ним относятся — инвалид 1 и 2 группы, ветераны войны, малоимущие, дети-инвалиды, дети-сироты, пенсионеры по возрасту, недееспособные лица и их представители). В каждом городе находится такая государственная консультация, юрист которой оказывает помощь вышеперечисленным категориям.

Доступность и качество медицинской помощи

Медицинская помощь должна быть доступна — это связано с тем, что она может потребоваться гражданину в любой момент, а также с тем, что существуют люди, обладающие ограниченными возможностями, которым достаточно проблематично добираться до медицинского учреждения без посторонней помощи. С целью обеспечения доступности, законодательством разработан ряд правил, к которым относятся:

  • возможность выбора медицинского учреждения, которое будет оказывать помощь (важно знать, что закон дает возможность не только выбрать учреждение, но и лечащего врача);
  • стандарты медицинской помощи, разрабатываемые Минздравом России по т.н. нозологическим формам (определенным болезням). В случае, если сотрудниками медицинской организации они не соблюдаются, то контролирующая организация (Росздравнадзор, страховая медицинская компания), уполномочена привлечь виновных к ответственности.

Помимо доступности, медицинская помощь должна быть оказана качественно. С этой целью установлены требования к квалификации работников медицинских учреждений. Штат сотрудников учреждения также должен быть сформирован с учетом количества лиц, в них обращающихся.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Как уже было сказано, правом на получение медицинской помощи обладают все категории граждан нашей страны. Отказ в предоставлении необходимой человеку помощи либо взимание платы за услуги, которые должны быть бесплатными, не допускается.

В связи с тем, что отказ в помощи может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и повлечь смерть лица, законодательство предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ. Если неоказание мед. помощи уполномоченными лицами повлекло за собой вред здоровью средней тяжести, то виновным грозит наказание в виде — штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста. В случае, когда отказ в предоставлении помощи повлек тяжкий вред здоровью или смерть, то в качестве наказания обвиняемый может получить — принудительные работы либо лишение свободы. При назначении наказания судом учитываются все обстоятельства дела, а также наличие судимостей у виновного. Также возможно привлечение к гражданской ответственности (одно не исключает другое).

Необходимо знать, что граждане, в рамках специализированной программы, вправе получить следующие виды бесплатной медицинской помощи:

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Благодаря профилактике можно предотвратить появление множества заболеваний. Именно поэтому профилактике уделяется немаловажная роль. С целью профилактики, проводятся следующие мероприятия:

  • разработка и внедрение программ, направленных на формирование здорового образа жизни у людей (в т. ч. программ, направленных на снижение употребления гражданами табачных изделий и алкоголя, чрезмерное употребление которых может повлечь за собой ряд негативных последствий не только для физического, но и для психического здоровья);
  • проведение профилактических мероприятий;

В качестве примера таких мероприятий можно привести — прививки и карантин.

· проведение мед. осмотров и диспансеризаций.

Для прохождения диспансеризации гражданин может обратиться в медицинское учреждение, в котором он обслуживается. Как правило, на диспансеризации пациент проходит осмотр у врачей (терапевт, гинеколог, офтальмолог, ЛОР, невролог, хирург) и сдает анализы.

Соблюдение врачебной тайны

Важным вопросом при обращении в медицинское учреждение является соблюдение тайны, т.е. неразглашение сведений не только о факте обращения к врачу, но и информации о заболеваниях, а также другой, полученной в больнице (к примеру, персональные данные — контакты больного). Разглашение подобных сведений о гражданине может негативно отразиться на нем — именно поэтому эта информация строго охраняется законодательством (даже если это данные о наличии у лица венерических заболеваний. Но, если лицо, воспользовавшись тем, что данные сведения не подлежат разглашению заразило другое лицо венерическим заболеванием, то уже оно будет привлечено к уголовной ответственности).

Но в некоторых случаях врачебная тайна может быть разглашена, в частности:

  • если гражданин сам даст на это свое письменное разрешение (для обследования, научных исследований, публикации в научных журналах, учебного процесса);
  • в иных, предусмотренных законом случаях.

К иным случаям относятся:

  • случай, когда требуется осуществить обследование и/или лечение лица, которое не может, в силу своего состояния, изъявить волю;
  • если существует угроза распространения инфекций либо отравлений, имеющих массовый характер;
  • когда эти сведения запрашивают следственные органы в связи с расследованием уголовного дела;
  • при оказании помощи лицу, не достигшему совершеннолетия;
  • когда лицо обращается в лечебное учреждение с травмами, которые могли быть получены в результате противоправных действий;
  • если данную информацию запрашивает военкомат;
  • при расследовании несчастных случаев;
  • для отчета по обязательному соц. страхованию;
  • для проведения контроля в отношении качества, а также безопасности медицинской деятельности.

В остальных случаях разглашение сведений считается незаконным и виновные привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной).

Вышеперечисленные принципы важно знать не только медицинским работникам, работающим в данной сфере, но и гражданам, которые, в случае их несоблюдения, вправе направить соответствующую жалобу в контрольно-надзорный орган.

Основные принципы охраны здоровья населения

Принятый 22.11.2011 за N 323-ФЗ Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является базовым для всей сферы здравоохранения Российской Федерации.

Предложенные законодателем принципы охраны здоровья представляют собой сформулированные в его нормах основополагающие идеи, определяющие процессы формирования и реализации его на любом этапе. Фактически основные идеи находят воплощение в конкретных положениях Закона об охране здоровья, что способствует их надлежащей реализации.

К основным принципам охраны здоровья отнесены:

  • — соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • — приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • — приоритет охраны здоровья детей;
  • — социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • — ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • — доступность и качество медицинской помощи;
  • — недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • — приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • — соблюдение врачебной тайны.

Руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанностью его признания государством (ст. 2 Конституции РФ), на первое место законодатель поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. Остальные принципы в некоторой степени развивают положения указанного принципа как главного, стержневого для всех основополагающих идей в сфере охраны здоровья граждан.

Конкретная детализация содержания принципов отражает и государственную политику в области медицины. Так, принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний. В свою очередь, реализацию принципа социальной защищенности граждан закрепляет ст. 9 Закона об охране здоровья, в которой сформулированы конкретные мероприятия, гарантирующие социальные права граждан в случае утраты здоровья различной степени тяжести и последствий.

Принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий не является новым для отечественного медицинского права и был отражен в Основах законодательства 1993 г.

Как следует из статьи 5 Закона об охране здоровья, мероприятия по охране здоровья проводятся на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Поэтому такая нормативная установка соответствует положениям Основного Закона и в части приоритета норм международного права над внутренним законодательством.

Среди международных актов можно отметить Всеобщую декларацию прав человека (ст. 25) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Соблюдение прав граждан и предоставление им соответствующих гарантий в сфере здоровья обеспечиваются гражданам независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Данный составной элемент рассматриваемого принципа — прямое отражение конституционных положений о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья реализуется также гарантией со стороны государства от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Например, согласно ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Принцип соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий заключается также и в том, что государством устанавливаются границы социально значимой медицинской помощи, которая оказывается любому и каждому бесплатно.

Реализация принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи предполагает также активное взаимодействие органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинских организаций в пределах своей компетенции с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

Впервые в Законе об основах охраны здоровья граждан также упомянут принцип доступности и качества медицинской помощи, однако в данном случае можно говорить о декларативности этого принципа, поскольку хорошо известно, что качество и доступность медицинской помощи существенно различаются в зависимости как от места жительства того или иного лица, так и от уровня его благосостояния.

Вместе с тем в ст. 10 Закона об основах охраны здоровья граждан перечислены конкретные меры, которые должны помочь в реализации этого принципа. Так, согласно указанной статье доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

  • 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
  • 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
  • 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
Читать еще:  Инструкция по использованию автомобильной краски 12мл accessory

Впервые продекларирован принцип недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Это очень важное положение, поскольку в прессе неоднократно сообщалось о случаях отказа под надуманными предлогами в медицинской помощи умирающим людям.

Более подробно этот принцип раскрывается в ст. 11 Закона об основах охраны здоровья граждан, согласно которой отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. В рамках Программы бесплатно предоставляются:

  • — первичная медико-санитарная помощь;
  • — скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • — специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Впервые в законодательстве зафиксирован принцип приоритета охраны здоровья детей. С практической точки зрения он выражается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют специальные программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Принцип приоритета профилактики мероприятий в сфере охраны здоровья предполагает переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Указанный принцип содержался и в ранее действовавших Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и известен медицине давно, однако трудно переоценить его значение в нашей стране, в которой количество курильщиков и алкоголиков на душу населения значительно превышает другие страны.

Более подробно об этом принципе говорится в ст. 12 Закона об основах охраны здоровья граждан, согласно которой приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

  • 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
  • 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;
  • 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан не может рассматриваться как их личное дело, поэтому важная роль в этой сфере принадлежит органам государственной власти и органам местного самоуправления. В связи с этим в качестве особого принципа выделен принцип ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об основах охраны здоровья граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации должны осуществлять взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Основные правовые принципы охраны здоровья населения

Профессиональные права и обязанности медработников в условиях медицинского страхования

Обязанности рабочих и служащих, указанные в ст. 127 КЗоТ, полностью распространяются на медицинских работников, а особенности медицинской деятельности накладывают на них дополнительные обязанности. Например, общее требование «работать честно и добросовестно» распространяется на всех рабочих и служащих страны, но в понятие «работать» для медработника вкладывается специфическое содержание. Общее требование «соблюдать технологическую дисциплину» для них означает то, что в медицинской практике должны применяться методы диагностики, профилактики, лечения и лечебные средства, разрешенные в установленном порядке.

Конкретные должностные (профессиональные) обязанности медицинских работников весьма разнообразны и специфичны, они зависят не только от специальности, но и от должности и профиля, как учреждения здравоохранения, так и его структурного подразделения. Они определяются рядом правовых актов КЗоТ, нормативными актами Министерства здравоохранения по каждой специальности, конкретизируются должностными инструкциями, положениями об отдельных категориях работников, тарифно-квалификационными справочниками.

Врачебную тайнусоставляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения личного характера, полученные при его обследовании и лечении.

Коммерческую тайнусоставляет информация о хозяйственной и коммерческой деятельности физического или юридического лица, которая свидетельствует о технологии производства, физико-химическом составе, рецептуре, принципиальных схемах и др.

Законодательство, обеспечивающее правовую основу для медицинской деятельности, санитарного благополучия и укрепления здоровья населения, в качестве источников имеет множество нормативных актов различной юридической силы и сферы применения. К общим нормативным документам относятся Конституция Российской Федерации, трудовое, гражданское, административное и уголовное законодательство и др.

Законодательные и нормативные акты могут быть представлены Государственной Думой Совета Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства, Министерством здравоохранения, распоряжениями глав административных территорий и законодательных органов.

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными правовыми принципами охраны здоровья граждан являются:

– соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

– приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

– доступность медико-социальной помощи;

– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

– ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Задачами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан являются:

– определение ответственности и компетенции Российской Федерации, республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, округов в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с Федеративным договором, атакже определение ответственности и компетенции в этих вопросах органов местного самоуправления;

– правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

– определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

– определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается проведением мероприятий по охране окружающей природной среды, созданию благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам право на охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эти сведения предоставляются местной администрацией средствам массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством РФ. В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещена. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программой ОМС.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая проводится по их личному заявлению в специализированных учреждениях.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы органами санэпиднадзора вследствие заразного заболевания. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в установленном законом порядке.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 265 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие и список основных принципов охраны здоровья, механизм их реализации

Всякий человек за долгую жизнь сталкивается с проблемами самочувствия. И нам существенно знать, кто и когда предоставляет медуслуги, дает соцгарантии. Об основных принципах охраны здоровья поговорим ниже.

Нормативно-правовая база

Вся жизнедеятельность строится на фундаменте законоположения государства, это относится к сохранности здоровья. Общепринятый регламент находится во взаимодействии с:

  1. Конституцией РФ.
  2. Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — ФЗ № 323), статьи с 4 по 13.
  3. Юридическими указами и правоприменительными актами регионов России.

Перечень основных принципов охраны здоровья

Согласно главе 2 ФЗ № 323, список главных правил защиты жизни следующий:

  1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
  2. Приоритет охраны здоровья детей.
  3. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
  4. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
  5. Доступность и качество медицинской помощи.
  6. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
  7. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
  8. Соблюдение врачебной тайны.

Важно! Все существенные положения сбережения самочувствия были упомянуты в Клятве Гиппократа в 3 веке до нашей эры.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья

Руководствуясь ФЗ, выясняем, что жители обладают правом на сохранение здоровья независимо от народности, гендерной принадлежности, возрастной категории, языкового барьера и какое положение занимает в обществе. И, вследствие неподобающего предоставления ему таких гарантий, имеет право обратиться с претензией в вышестоящую организацию при образовании спорной ситуации.

Обращаться гражданин может сам или через своего поверенного.

Заявление разбирается в течение месяца, затем выносится решение удовлетворить ли жалобу или отправить на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Эта позиция понимается следующим образом:

  1. В обязательном порядке соблюдаются нравственные и духовные каноны, а также корректное и гуманное взаимоотношение со стороны медицинских работников. Эти нормы прописаны в Кодексе врачебной этики, который был одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, а также в Этическом кодексе медсестры России, который был принят Ассоциацией медицинских сестер в тоже время.
  2. Врачебная помощь предоставляется любому лицу, учитывая его физиологические особенности и выдерживая, по возможности, обычаи культуры и религии народов страны. То есть, медработник, определив состояние пришедшего, назначает ему больничный покой, на прием лекарств дома или разовое посещение поликлиники. После постановки диагноза выписываются лекарственные средства и процедуры с учетом их переносимости и отсутствием аллергических реакций. Некоторые народности не приемлют определенные виды деятельности, это также должен учитывать врач.
  3. Сформировываются условия надлежащего присмотра при проведении медицинских операций и сеансов терапии. Для нормального восстановления организма необходимо четко соблюдать все назначенные процедуры, а также поддерживать хорошее моральное и психологическое состояние больного. В этот момент ему выдается лист нетрудоспособности.
  4. Организация оказания медицинской помощи пациенту, правильно ставя временные рамки обслуживания. Сегодня медицинские учреждения стараются неукоснительно соблюдать это правило. Врачи ведут прием по предварительной записи, которая производится через электронные приложения, стараются соблюдать регламент, отведенный на общение с одним пациентом. Хотя, это не всегда удается, так как время зависит от конкретного случая.
  5. Повышены требования к созданию и строительству медорганизаций, учитываются предписания СанПина, формируется удобная окружающая обстановка нахождения людей в лечебных объединениях. По законодательству обязаны строиться не только комфортные медучреждения, но и внутри гражданин не должен себя чувствовать не комфортно. Ему необходима связь с родственниками, а иногда и их присутствие около больного. Дети нуждаются в поддержке родственников, поэтому взрослым предоставляется место рядом с ребенком любого возраста.
  6. Разрабатываются меры по противовирусному воздействию на больных и работников лечебно-профилактических объектов: стерилизация, дезинфекция.
Читать еще:  Использование специальных и вспомогательных пожарных автомобилей

Приоритет охраны здоровья детей

Подрастающее поколение — это будущее государства, поэтому нуждаются в особой защите по всем направлениям социальной деятельности, особенно в мероприятиях сохранности жизни:

  1. Преимущество при оказании медуслуг отдается детям, так как решить самостоятельно свои проблемы они не могут. Это обязаны сделать взрослые.
  2. Обеспечения ребенка медикаментозными биопрепаратами, высокоспециализированными биопродуктами лечебного продовольствия, специзделиями прерогатива медперсонала и родителей или опекунов.
  3. При амбулаторном лечении создаются благоприятные для маленьких пациентов условия. Больницы обязаны обеспечить нахождение с детьми родителей или представителей их заменяющих.
  4. Для поддержания здоровья, восстановления и реабилитации создаются санатории, профилактории и детские оздоровительные базы отдыха.
  5. Обязательная диспансеризация, со своевременным обнаружением проблем.
  6. Периодические осмотры после лечения для предотвращения рецидивов.
  7. Меры по снижению материнской и детской смертности.
  8. Информирование и мотивирование семей для внедрения рационального подхода к здоровью.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

При ухудшении самочувствия или получении инвалидности граждане России обеспечиваются бесплатным лечением заболеваний в государственных учреждениях и предоставлением бесплатных лекарств.

Такие меры возможны при обязательном медицинском страховании.

Некоторые россияне совершают дополнительное страхование жизни и здоровья по собственной воле. В страховку входит выплата материальной помощи в период заболевания.

Виды помощи населению

  1. Профилактическая.
  2. Лечебно-диагностическая.
  3. Реабилитационная.
  4. Протезно-ортопедическая.
  5. Зубопротезная.

Доступность и качество медицинской помощи

Данный порядок обуславливается многими факторами:

  1. Медорганизации должны быть расположены рядом с районом занятости, учебы или квартирой пациента.
  2. Квалифицированный персонал, умеющий вовремя оказать помощь и поддержку пострадавшему.
  3. Выбор самостоятельно людьми места лечения.
  4. Соблюдение медработниками правильности оказания услуг.
  5. Организация, ведущая прием граждан по вопросам здоровья, должна в полном объеме оказывать им помощь, которую гарантирует государство.
  6. Медучреждения обязаны быть оборудованы пандусами, иметь легкую доступность для лиц с нарушениями двигательного аппарата, инвалидов колясочников.
  7. Беспрепятственная и бесплатная транспортировка больного в больницу, если у него нет возможности отправиться туда самому.
  8. Направление денежных средств на снабжение организаций необходимым современным оборудованием как для диагностики, так и для лечения.

Качественная медицина предполагает следующее:

  1. Своевременную специализированную помощь, с возможностью постановки правильного диагноза после полного обследования.
  2. Применение набора методов диагностирования, лечения и выздоровления пациентов.
  3. Уровень, определяющий конечный результат лечения заболевания.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Проживающие на территории страны люди должны иметь медицинский полис обязательного страхования. При возникновении опасной для жизни ситуации его наличие поможет обеспечить медобследование и при необходимости госпитализацию. Экстренная помощь (вызов скорой) оказывается любому человеку, даже с отсутствием страховки.

Обратите внимание! При обращении в медицинский центр или вызов врача на дом не по месту прописки (в любом регионе России) обязательно наличие медицинского страхового полиса.

Отклонение от предоставления неотложной медицинской помощи, а также помощи в учреждениях городского и муниципального подчинения наказывается наложением огромных штрафов, а в некоторых случаях уголовной ответственности.

В Уголовном Кодексе РФ провинности в деле сохранения здоровья имеется пункт 124 «Неоказание помощи больному».

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Большая часть охранения населения приходится на профилактические мероприятия заболеваний, что включает в себя:

  1. Ежегодная диспансеризация и прививки.
  2. Развертывание пропаганды за занятия спорта, отказ от вредных привычек.
  3. Ведение ЗОЖ гражданами: личные гигиенические требования, введение в рацион необходимых организму продуктов и многое другое.

Профилактические меры, выделенные законодателем в ст. 12 ФЗ № 323

В статье 12 выделены меры на государственном уровне, направленные на профилактику ЗОЖ граждан:

  1. Разработана программа, обеспечивающая сокращение потребления алкогольных напитков и табакокурения.
  2. Поставлены вопросы различным инстанциям об искоренении за несколько лет трафик наркотиков и средств, влияющих на психику.
  3. Выпущен приказ Минздрава об информирование жителей с целью привлечения к занятиям спортом, соблюдению правил ЗОЖ.
  4. Предпринимаются действия по уменьшению ухода из жизни и прибавлению числа новорожденных.
  5. Уменьшению оборота наркотиков.

Соблюдение врачебной тайны

Врачебная тайна определяется как запрет трудящимся медицинской сферы на распространение информации о состоянии пациента.

Не подвержена распространению следующая информация: все данные об обращениях и осмотрах пациента в медучреждения, психическое состояние больного. Даже в лист нетрудоспособности конкретный диагноз заносится с разрешения заболевшего, иначе проставляется только общее заболевание, не вносится частный случай. В печати медцентра также не указывается направленность.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

При несоблюдении прав граждан по защите здоровья, они могут обратиться в органы власти с заявлением в следующие органы:

  1. Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), обязанным разбираться во всех случаях неправильного оказания помощи населению.
  2. Министерство здравоохранения — орган, имеющий право осуществления контроля, наблюдения за врачебной деятельностью.
  3. Прокуратуру, которая следит за выполнением законов и соблюдением правовых норм.

Подведем итоги

В нашем тексте заключаются основные принципы охраны здоровья. Многие люди не зная их, не пользуются своими правами, что недопустимо для создания правового общества. Надеемся, прочитав текст, Вы более полно станете пользоваться своими прерогативами.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Характеристика основных понятий и принципов федерального закона № 323-ФЗ «об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

«ГлавВрач», 2012, N 8

Резюме. Здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшими элементами национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который на сегодняшний день является основополагающим нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в системе здравоохранения.

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.; подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и опубликован 23 ноября 2011 г.) содержится 14 глав и 101 статья. Название, содержание и структура глав, статей, пунктов и подпунктов, представленных в законе, имеют здравоохранительные основы для граждан Российской Федерации.

В первой главе «Общие положения» и в статье 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, и определяет:

  • правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья;
  • права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
  • права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Необходимо отметить, что, исходя из названия статьи 1, законодательно регулируется только «предмет», при отсутствии целей настоящего Федерального закона.

Целью настоящего Федерального закона должно являться создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной (соответствующей стандартам) медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Следовательно, статья 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» регулирует правовые, организационные и экономические основы, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения, полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья.

В статье 2 Федерального закона даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, которые представлены ниже:

  1. здоровье;
  2. охрана здоровья граждан;
  3. медицинская помощь;
  4. медицинская услуга;
  5. медицинское вмешательство;
  6. профилактика;
  7. диагностика;
  8. лечение;
  9. пациент;
  10. медицинская деятельность;
  11. медицинская организация;
  12. фармацевтическая организация;
  13. медицинский работник;
  14. фармацевтический работник;
  15. лечащий врач;
  16. заболевание;
  17. состояние;
  18. основное заболевание;
  19. сопутствующее заболевание;
  20. тяжесть заболевания;
  21. качество медицинской помощи.

Сравнительная оценка основных понятий, используемых в статье 2 настоящего Федерального закона и в проекте данного закона, показывает наличие существенных изменений (см. таблицу).

Сравнительная характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе N 323-ФЗ и в проекте данного закона

Необходимо отметить, что принятый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по сравнению с проектом закона включает в себя такое важное понятие, как качество медицинской помощи, под которым подразумевается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

В статьи 3 главы 1 «Законодательство в сфере охраны здоровья» в пункте 1 сказано, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что такое содержание и перечень «иных» и «других» законов в пункте 1 статьи 3 не дают основание для публичного обсуждения значимости и правоверности учтенных в нем правовых актов. При этом в тексте пункта 2 сказано, что нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

В пункте 3 статьи 3 закона говорится, что в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

Содержание пункта 4 статьи 3, по нашему мнению, противоречит вышеуказанным пунктам 2 и 3: «Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Сложно понять содержание пункта 5 статьи 3: «В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора».

Таким образом, в первой главе Федерального закона не обозначены такие цели, как:

  • создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • формирование и развитие государственной системы бесплатной медицинской помощи в сфере охраны здоровья населения.

Наряду с этим необходимо отметить, что впервые в настоящем Федеральном законе в статьях 12 и 30 определены принципы приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан.

Именно приоритет межсекторального формирования здорового образа жизни и профилактики определяет направленность закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Законом определено (статья 24, пункт 4) право создания здравпунктов на предприятиях, а также обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию (статья 24, пункт 5).

Кроме того, закон вводит отдельный вид медосмотра — периодический медицинский осмотр (статья 46 пункт 3), проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся.

В результате обсуждений принципов охраны здоровья граждан (статья 4) их список по сравнению с первой редакцией проекта закона был уточнен и расширен с пяти до девяти:

  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;
  • обеспечение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • соблюдение врачебной тайны;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

В статье 21 «Право граждан на выбор врача и медицинской организации» раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, как в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Закон устанавливает управляемый выбор во избежание перезагруженности медицинской организации и врачей-специалистов. Механизм управляемого выбора позволяет сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и медицинской помощи.

Таким образом, здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшим элементом национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник

отделения научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Д-р мед. наук, проф., зав. отделением

научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник

отделения научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Старший научный сотрудник отделения

научных основ организации

муниципального здравоохранения ЦНИИ

организации и информатизации здравоохранения

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector