2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностная инструкция замполита училища

Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 3

Судя по публикациям и различным комментариям, реакция в российском обществе на создание военно-политического главка претерпевает транформационный период. От первых возбужденных ожиданий реставрации в армии политработников и политотделов советского образца, через обсуждение особенностей реформирования всей системы работы с военнослужащими в современных условиях и до нынешней, во многом косметической, реорганизации на основе прежней системы воспитательной работы в вооруженных силах. Никаких революционных перемен не произошло и, судя по всему, не предвидится. Все планируется и осуществляется в рамках оптимизации и бюджетирования, с минимальными затратами и без коренных преобразований.

Чем займется замполит?

Что касается основных направлений военно-политической работы, то на основе данных из открытой печати можно выделить следующие из них:
— военно-политическая подготовка;
— агитационно-информационная работа;
— морально-психологическая подготовка;
— духовно-патриотическая работа;
— военно-правовая работа по укреплению воинской дисциплины и правопорядка;
— военно-социальная работа со всеми категориями личного состава и членами их семей;
— индивидуально-воспитательная работа со всеми категориями военнослужащих;
— культурно-просветительная работа в местах постоянной дислокации и в полевых условиях.

Помимо этих базовых направлений, предполагается поддержание связей с родителями и близкими военнослужащих, взаимодействие с религиозными представителями традиционных конфессий, участие в военно-патриотическом воспитании гражданской молодежи, изучение и распространение передового опыта лучших военных специалистов, отличившихся в учебно-боевой подготовки и в ходе учений или тренировок. Возможны и другие дополнительные направления военно-политической работы в зависимости от обстановки или конкретной ситуации.

А вот в отношении некоторых прежних обязанностей офицера-воспитателя, которые могут быть включены и в новые обязанности замполита, надо подумать, стоит ли их оставлять в уставных положениях в том виде, как они сейчас существуют. Несколько примеров на эту тему. В обязанностях зама командира роты по воспитательной работе в статье 148 УВС ВС РФ записано, что он в мирное и военное время отвечает за «действенность работы по обеспечению безопасности военной службы». Согласно статье 149 УВС он обязан «воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в роте по обеспечению выполнения этих требований». Вроде бы, на первый взгляд, все правильно. Однако, лишь для мирного времени. А в военное время о какой безопасности военной службы может идти речь? Ведь еще Ленин в 1921 году говорил, ссылаясь на немецкого военного классика Карла фон Клаузевица, что «стихия войны есть опасность». В годы гражданской войны вождь пролетариата проштудировал и законспектировал труды германского военного теоретика. Хотя Ленин немного неточно изложил его цитату из труда «О войне». В первоисточнике она звучит так: «Война есть крайне опасное дело…» Но как бы эта фраза ни звучала, ее смысл исключает любую возможность соблюдения правил безопасности военной службы в боевой обстановке. Так что этот пункт УВС в военное время заранее невыполним, поэтому нуждается в коррективах.

Или другой пример из обязанностей ротного воспитателя. Он обязан проводить «воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих». Да, безусловно, предостерегать личный состав от пагубности наркомании и других девиантных отклонений в поведении он должен. А вот воспитывать склонного к наркомании военнослужащего дело, во многом, безнадежное. На наш взгляд, это надо учесть при разработке обязанностей ротного замполита. Главная его задача — выявить такого военнослужащего. Далее его требуется отчислить из подразделения и передать в руки врачей-наркологов и клинических психологов. Попытки замполита исправить девиантное поведение солдата самостоятельно могут привести к тяжелым последствиям.

Три кита военно-политической работы

На наш взгляд, весьма удачно выбрана и неоднократно озвучена базовая триада ключевых направлений работы военно-политических органов и замполитов. «Патриотизм, государственность и духовность, — подчеркнул генерал Картаполов, — формируют моральный облик армии». Начальник военно-политического главка во многих своих выступлениях и интервью в СМИ неоднократно употреблял понятие «идеология», применительно к формированию целей, задач и направлений военно-политической работы в ВС РФ. Постепенно в общественном сознании появляется некое общее представление о том, чем же будет заниматься новая структура минобороны. Однако многие высказывают сомнение относительно результативности военно-политической работы, поскольку в стране и, соответственно, в армии, по их мнению, отсутствует общенациональная идея, консолидирующая все российское общество. Сейчас ситуация видится еще более сложной, если не сказать — тупиковой. До сих пор такая идея четко не сформулирована в том виде, в котором она будет воспринята и внутренне одобрена большинством россиян. Казалось бы, после этого военно-политическая и патриотическая работа в войсках сразу бы пошла на подъем.

Однако на этом пути существует серьезное препятствие в виде статьи 13 Конституции РФ, которая гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Иными словами, основной российский закон прямо запрещает проведение идеологической работы в ВС РФ, даже если для этого будет предложена некая общепринятая национальная идея. Поэтому вместо понятия «идеология» в публикациях часто используются термины «мировоззрение», «убеждения», «взгляды» и т.д. Однако, согласно словарям синонимов русского языка, все они являются синонимами понятия «идеология». Так что с формулировками надо работать более корректно и профессионально, предварительно уясняя их толкование и степень соответствия логике и смыслу использования в тексте. Правда, председатель Госдумы В.В. Володин перед Новым годом обозначил необходимость пересмотра некоторых положений Конституции РФ. Однако, на наш взгляд, вряд ли он имел ввиду устранение правовых коллизий в связи с применением понятия «идеология» в конституционных нормах.

Где учить политруков?

Вопрос подготовки военно-политических работников и их переподготовки из числа офицеров-воспитателей далеко не праздный. Начальник ГВПУ эту задачу назвал 3-м этапом в плане реорганизации и становления военно-политических органов. И завершиться он должен, в основном, к 1 марта 2019 года. Хотя собственно набор слушателей и курсантов предполагает начало планового обучения с 1 сентября этого года.

Планируется, что первоначально обучение по новым учебным программам начнется в Военном университете и в некоторых других военных вузах. Их перечень еще не был озвучен, но, как мы полагаем, в целях экономии бюджетных средств такая подготовка будет организована в форме отдельных учебных групп в уже существующих училищах и военных институтах. Специализированное военно-политическое училище открывать не планируется. Об этом говорил и генерал А.В. Картаполов, отметив, что возможно где-то будут созданы и самостоятельные факультеты. Для сравнения: в СССР в конце 1980-х годов существовали Военно-политическая академия им. Ленина и 14 высших военно-политических училищ (ВВПУ), включая политфак Ростовского ВВКУ, а также профильные ВВПУ для погранвойск и внутренних войск.

Политработники готовились по видам и родам войск. Обязательным условием обучения был уровень подготовки, позволяющий замполиту в пределах установленных нормативов выполнять учебные и боевые задачи по предназначению своей части. Поэтому в авиации замполит-выпускник Курганского ВВПУ должен был летать, выпускник Киевского ВВПУ должен был ходить в дальние походы и нести службу на корабле, а выпускник Свердловского ВВПУ обязан был умело и профессионально водить бронетанковую технику и стрелять из всех видов артсистем, стоящих на вооружении. Такие же требования предъявлялись и к другим выпускникам-замполитам. Так что замполит на боевом дежурстве в РВСН в составе дежурных смен и расчетов — это тоже было правилом, а не исключением. Конечно, подготовка замполитов сегодня потребует заново пересмотреть существующие и создать новые учебные программы, написать учебники или хотя бы на первое время методические пособия.

В начале октября 2018 года начальник Военного университета доложил о том, что ученый совет уже подготовил предложения по ряду специализаций будущего профстандарта для подготовки замполитов ротного звена. Генерал И.В. Мишуткин предложил это направление назвать военно-политической специальностью. Судя по публикациям СМИ, речь может идти о получении Военным университетом образовательной лицензии на подготовку специалистов и, возможно, магистров по 4-м новым специализациям: информационно-пропагандистская, культурно-досуговая, военно-социальная и военно-педагогическая работа в войсках. По состоянию на начало января 2019 года на сайте Военного университета размещен текущий перечень 7 специальностей, по которым ведется подготовка с 5-летним сроком обучения. Из них только две с известными оговорками могут быть отнесены к даже еще прежней воспитательной структуре. Речь идет о специальностях «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения». Соответственно, выпускники получали квалификации «Психолог» и «Социальный педагог». Здесь специализация воспитателя по девиантному поведению наводит на определенные размышления. Девиантное означает отклоняющееся поведение. Чаще всего в таких случаях речь идет о негативной девиации — алкоголь, наркотики, психические отклонения, склонность к суициду, преступные наклонности и т.п. Подготовка для армии специалистов по такой специальности может создавать впечатление, что воспитатель работал только с этим контингентом военнослужащих, которых якобы достаточно много в армейских рядах. Иначе зачем 5 лет готовить за казенный счет такого специалиста для Вооруженных сил? Кстати, начальник Военного университета предложил сохранить эту специальность и для подготовки будущих ротных замполитов, но с небольшой коррективой в названии — «психологическая профилактика девиантного поведения среди военнослужащих».

Как бы вновь не получилась ситуация как с педагогическим методом А. Макаренко. Его опыт работы с малолетними и подростковыми правонарушителями в трудовой колонии, как многие знают, стали пропагандировать и тиражировать для массового применения в отношении обычных учеников во всех школах страны. Вряд ли это следует повторять в армейских условиях.

Кстати, в Военном университете организована подготовка офицеров для батальонного звена и выше. При этом в качестве магистратуры для них открыты две специальности: «Тактика» со специализацией по виду (роду) войск и «Организация морально-психологического обеспечения». Задача морально-психологического обеспечения перед военно-политическими органами остается, поэтому и специальность, видимо, сохранится. Критерии для отбора кандидатов на учебу: высшее образование, выслуга не менее 7 лет, воинское звание не ниже капитана, должность майорская и обязательный профотбор перед зачислением на учебу. Правда, в советские времена поступить в ВПА имени Ленина было сложнее, но и образование тогда получали академическое — высшее военное. Многие выпускники сразу по окончании назначались замполитами полков.

Кадры решают. Все

Создание отдельной кадровой службы для военно-политических работников не планируется. В ГлавПУРе советских времен у политсостава была своя кадровая вертикаль. Подобная структура, по словам замглавы военного ведомства, на сегодняшний день не нужна. «Наша кадровая система, — отметил генерал А.В. Картаполов, — справляется со всеми задачами».

В качестве важной кадровой задачи были определены приоритеты по возвращению офицерских категорий и штатных должностей психологам, которые сейчас относятся к гражданскому персоналу. Возможно, на срочность этого решения повлияло привлечение их на недавние учения с размещением на передовых рубежах войск в полевых условиях. Можно предположить, что в этом случае возникли непредвиденные сложности. Ведь они не военнослужащие — им не прикажешь.

Касательно кадрового состава замполитов настораживают некоторые высказывания руководства нового главка. На сайте еженедельника «Звезда» в начале сентября прошлого года было размещено интервью с генералом А.В. Картаполовым. В частности, приводится следующее его высказывание: «Кстати, мы считаем, что эта должность — заместитель командира по военно-политической работе — в процессе личного служебного роста должна стать если не обязательной, то желательной ступенькой при формировании будущего большого военачальника. Любому офицеру такая работа даст по-настоящему бесценный опыт». После прочтения сразу возникают разные ассоциации и предположения. Если должность замполита станет одной из ступенек военной карьеры офицеров, не имеющих соответствующего уровня специальной подготовки и опыта военно-политической работы, то можно лишь представить грустные последствия такого отношения к личному составу и к состоянию военно-политической работы в целом. Кстати, непонятно, с какой должностной позиции категорию замполита предполагается сделать «проходной» для офицеров других специальностей. В том же интервью еженедельнику «Звезда» прозвучала и другая мысль о том, что, возможно, будут введены «должности политруков на уровне взводов, ими могут стать контрактники…» Также сложно для понимания и высказывание генерала в другом интервью «Военно-промышленному курьеру» о том, что «подошло время назначать помощником командира роты (батареи) по военно-политической работе сержантов из числа военнослужащих по контракту».

Надеемся, что здесь вкрались какие-то неточности в изложении сказанного главным руководителем военно-политической работы в ВС РФ или опубликовано то, что еще проходит стадии обсуждения. Либо ситуация с кадрами замполитов ротного звена настолько плачевная, что приходится рассматривать кандидатуры контрактников на эти офицерские должности. К тому же должности помощника командира роты по военно-политической работе и политрука во взводе должны быть предусмотрены уставом. А рассматривать эти позиции как общественное поручение вряд ли целесообразно и продуктивно. В любом случае, здесь какие-то неточности в изложении или какой-то системный сбой в построении военно-политической структуры.

Многие вопросы практического становления системы военно-политических органов были рассмотрены на сборе руководящего состава ГВПУ и вновь назначенных политработников в начале декабря 2018 года. Знаменательно, что этот сбор стал первым за последние почти 30 лет. Помимо теоретических вопросов и лекций, замполиты-руководители всех уровней приняли участие полевых тренировках на базе войсковых частей, где отрабатывались задачи по формированию морально-политической и психологической готовности личного состава к выполнению боевых и специальных задач. С военно-политическими работниками были проведены методические и другие занятия по различным направлениям их работы. В любом случае у них теперь есть понимание общих задач на 2019 год, своей роли и месте в военно-политической системе. Все это должно способствовать результативной работе возрожденных замполитов и военно-политических органов.

Читать еще:  Ламинат дуб серый в интерьере

Должностная инструкция начальника кафедры (военного института)

I. Общие положения

1.1. Начальник кафедры обеспечивает всю деятельность кафедры в соответствии с её учебно-научной направленностью. Начальник кафедры подчиняется начальнику ВМИИ, непосредственное руководство деятельностью начальника кафедры осуществляет заместитель начальника института по учебной и научной работе. Начальник кафедры является начальником всего личного состава кафедры.

1.2. Должность начальника кафедры комплектуется на выборной основе установленным порядком из числа офицеров, имеющих, как правило, ученую степень доктора наук или кандидата наук.

2.1 Начальник кафедры обязан:

— руководить учебной, воспитательной и методической работой на кафедре, в том числе проведением воспитательной работы с преподавателями кафедры и курсантами;

— руководить разработкой проектов учебных программ и тематических планов изучения дисциплин;

— руководить разработкой учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов по дисциплинам кафедры;

— организовывать оперативную корректировку учебных программ, тематических планов и учебно-методических материалов в соответствии с изменениями планов учебного процесса, требованиями руководящих документов и старших должностных лиц;

— производить распределение служебного времени преподавателей для проведения учебных занятий, методической и научной работы, командирской подготовки и других видов работ;

— руководить планированием работы кафедры;

— проверять и утверждать индивидуальные планы работы преподавательского состава;

— проверять и утверждать разрабатываемые на кафедре документы;

— проводить с курсантами учебные занятия, прежде всего лекционные;

— контролировать подготовку преподавателей к занятиям и качество их проведения;

— лично проводить показные и инструкторско-методические занятия по новым и наиболее сложным темам учебных дисциплин кафедры;

— лично организовывать и осуществлять систематический контроль учебных и методических занятий, проводимых преподавательским составом кафедры, текущей и итоговой успеваемости, уровня и качества подготовки курсантов по дисциплинам кафедры;

— всесторонне обеспечивать самостоятельную работу курсантов, в том числе обучающихся по индивидуальным планам;

— организовывать разработку выпускных квалификационных работ;

— совместно с учебным отделом организовывать проведение практики и стажировки и обеспечивать руководство ими;

— руководить работой предметно-методических комиссий кафедры, в том числе межкафедральных предметно-методических комиссий;

— руководить научной работой кафедры и лично участвовать в ней;

— контролировать выполнение планов научных работ;

— организовывать подготовку на кафедре и лично руководить работой адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней;

— организовывать подготовку на кафедре и лично руководить повышением квалификации научно-педагогического состава кафедры;

— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— руководить военно-научной работой курсантов;

— руководить изобретательской и рационализаторской работой на кафедре;

— организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов;

— организовывать внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения (новых активных и эффективных форм, методов и средств обучения, передового опыта других вузов, а также флотского опыта эксплуатации технических средств);

— всесторонне изучать личный состав кафедры, знать деловые, морально-психологические качества каждого педагога, проводить аттестование офицеров;

— заботиться о повышении физической подготовленности, сохранении и укреплении здоровья подчиненных, вникать в их быт и нужды;

— руководить работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры;

— осуществлять меры по обеспечению режима секретности и воспитанию у личного состава кафедры ответственности за сохранение государственной тайны (см. ст. 11 ИРС-2005);

— воспитывать у курсантов ответственность за строевую подтянутость, четкость выполнения требований уставов и воинской дисциплины, а также требовать проведения этой работы от преподавательского состава кафедры;

— постоянно работать над повышением своего научно-теоретического, методического и профессионального уровня;

— быть для подчиненных, курсантов примером безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, творческого отношения к труду, высокой культуры, нравственности, собранности, подтянутости и аккуратности;

— подводить с постоянным составом кафедры итоги работы за неделю, месяц и семестр.

2.2. При переводе в боевую готовность ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ обязан: прибыть на рабочее место, доложить заместителю начальника института по учебной и научной работе, действовать в соответствии с Планом перевода института с мирного на военное время.

3.1 Начальник кафедры имеет право:

— распределять профессорско-преподавательский состав кафедры по учебным дисциплинам и видам учебных занятий;

— назначать своего нештатного заместителя из числа членов кафедры при отсутствии штатного заместителя;

— ходатайствовать перед вышестоящим командованием о перераспределении времени между учебными дисциплинами и видами занятий, проводимыми кафедрой;

— давать указания личному составу кафедры, ее лабораторий и кабинетов по разработке, подготовке и изготовлению учебно-методических материалов и пособий;

— принимать окончательное решение по результатам творческого обсуждения кафедрой проблемных вопросов учебной, методической, воспитательной и научной работы;

— участвовать в работе кадровых органов по распределению выпускников по своей специальности;

— представлять в установленном порядке научно-педагогический состав кафедры и лаборатории к присвоению ученых званий профессора и доцента;

— в установленном порядке избирать и быть избранными в Ученый совет ВМИИ и факультета;

— представлять начинающих преподавателей кафедры на допуск к самостоятельному проведению учебных занятий.

— определять содержание учебных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами (квалификационными требованиями), учебными планами и программами;

— на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;

— пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений института.

— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности ВУЗа;

— выбирать методы и средства обучения курсантов, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения курсантами учебного материала.

— обжаловать приказы и распоряжения командования в установленном законодательством порядке.

4.1 Начальник кафедры отвечает:

— за обучение курсантов по дисциплинам кафедры;

— за выполнение научной работы на кафедре;

— за подготовку на кафедре научно-педагогических кадров;

— за состояние воинской, трудовой дисциплины и внутреннего порядка;

— за состояние и совершенствование учебно-материальной базы кафедры.

5.1. Начальник кафедры организует и поддерживает благоприятные творческие взаимоотношения среди личного состава кафедры и лабораторий.

5.2. Начальник кафедры подчиняется начальнику института, его заместителям.

5.3. Начальник кафедры является прямым начальником всего личного состава кафедры.

Заместитель начальника кафедры

I. Общие положения

1.1. Заместитель начальника кафедры ведет занятия по одной из профилирующих учебных дисциплин (разделов) и участвует в проведении методической работы и научных исследований по профилю кафедры.

1.2. Должность заместителя начальника кафедры комплектуется на конкурсной основе установленным порядком из числа офицеров, имеющих, как правило, ученую степень доктора наук или кандидата наук.

2.1 Заместитель начальника кафедры обязан:

— руководить разработкой расписания занятий и экзаменов на кафедре;

— осуществлять непосредственную связь с учебным отделом института, учебной частью факультета, другими кафедрами и факультетами по вопросам планирования и организации учебной и методической работы, улучшения методики обучения и устранения выявленных недостатков;

— разрабатывать под руководством начальника кафедры документы планирования учебного процесса на кафедре и учебно-методические материалы;

— организовывать и обеспечивать разработку дипломных работ (задач), а также обеспечение работы ГАК на кафедре;

— контролировать обеспеченность дисциплин кафедры учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения;

— организовывать и проводить по заданию начальника кафедры мероприятия по руководству учебной, воспитательной, методической, научной работой;

— разрабатывать и читать лекции, проводить другие виды занятий по одной из основных дисциплин кафедры;

— осуществлять методическое руководство преподавателями, ведущими занятия в учебных группах;

— вести на высоком научном и методическом уровне учебную работу, добиваясь ее высокой эффективности;

— осуществлять контроль учебных занятий, проводимых преподавательским составом кафедры;

— организовывать и руководить подготовкой практики курсантов и стажировки преподавательского состава кафедры;

— планировать, организовывать и вести учет всех видов подготовки преподавательского состава и постоянного офицерского состава кафедры;

— осуществлять всестороннее воспитание курсантов, знать их индивидуальные качества и способности, формировать у них необходимые военно-профессиональные качества;

— осуществлять методическое руководство самостоятельной работой курсантов, предъявлять к ним высокие требования в усвоении учебного материала;

— проводить научные исследования и участвовать во внедрении результатов этих исследований;

— осуществлять научное руководство адъюнктами и соискателями;

— изучать и использовать в учебной, методической и научной работе опыт оперативной и боевой подготовки частей и соединений ВМФ, боевых действий в локальных войнах и региональных конфликтах, передовой опыт других вузов;

— участвовать в написании учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;

— принимать активное участие в организации и контроле занятий личного состава кафедры по физической подготовке, следить за строевой подтянутостью, выполнением распорядка дня на кафедре и соблюдением формы одежды;

— организовывать и контролировать соблюдение режима секретности на кафедре (см. ст. 11 ИРС-2005);

— контролировать содержание помещений кафедры в порядке;

— вести кафедральную документацию по учебной и методической работе;

— постоянно повышать свой научно-теоретический уровень, педагогическое и методическое мастерство, военно-профессиональную квалификацию;

— быть для подчиненных, курсантов примером безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, творческого отношения к труду, высокой культуры и нравственности.

2.2. При переводе в боевую готовность ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ обязан: прибыть на рабочее место, доложить начальнику кафедры, действовать в соответствии с Планом перевода института с мирного на военное время.

3.1 Заместитель начальника кафедры имеет право:

— разрабатывать предложения по распределению профессорско-преподавательского состава по учебным дисциплинам, видам учебных занятий и проведению научных исследований;

— вносить предложения о перераспределении времени между учебными дисциплинами и видами учебных занятий;

— определять содержание учебных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами (квалификационными требованиями) учебными плакатами и программами;

— пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений института;

— на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;

— в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет института (факультета);

— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности ВУЗа;

— выбирать методы и средства обучения курсантов, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения курсантами учебного материала.

— обжаловать приказы и распоряжения командования в установленном законодательством порядке.

4.1 Заместитель начальника кафедры отвечает:

— за координацию учебной и методической работы кафедры с общеинститутскими кафедрами, другими кафедрами института, обеспечивающими подготовку курсантов по специальности кафедры;

— за разработку под руководством начальника кафедры и совместно с учебным отделом проектов учебных планов, программ и структурно-логических схем подготовки курсантов по установленным специальностям;

— за разработку ведущими преподавателями кафедры тематических планов по читаемым дисциплинам;

— за организацию и разработку совместно с учебной частью факультета расписания учебных занятий;

— за постановку и организацию на кафедре методической работы;

— за проведение научных исследований кафедры, а также работу по реализации в учебном процессе результатов выполнения НИР;

— за распределение объема учебной нагрузки, методической и науч­ной работы на кафедре;

— за организацию и учет общественно-государственной, командирской, строевой и физической подготовки постоянного офицерского состава кафедры;

— за организацию самостоятельных занятий курсантов, контроль за их успеваемостью;

— за состояние и развитие учебно-материальной базы;

— за рационализаторскую и изобретательскую работу кафедры;

— за организацию обеспечения режима секретности на кафедре;

— за ведение кафедральной документации;

— за организацию противопожарного состояния и техники безопасности на кафедре;

— за сохранность помещений и оборудования кафедры;

— за поддержание внутреннего порядка и дисциплины на кафедре, эффективное использование личным составом рабочего времени.

5.1. Заместитель начальника кафедры подчиняется начальнику кафедры.

5.2. Заместитель начальника кафедры является прямым начальником всего личного состава кафедры.

5.3. В отсутствие начальника кафедры выполняет его обязанности.

Блог Алексея Пелевина

Страницы

среда, 16 января 2019 г.

Где учить военно-политической работе замполитов?

Вопрос подготовки военно-политических работников и их переподготовки из числа офицеров-воспитателей далеко не праздный. Начальник Главного военно-политического управления эту задачу назвал 3-м этапом в плане реорганизации и становления военно-политических органов.

И завершиться он должен, в основном, к 1 марта 2019 года. Хотя собственно набор слушателей и курсантов предполагает начало планового обучения с 1 сентября этого года.

Планируется, что первоначально обучение по новым учебным программам начнется в Военном университете и в некоторых других военных вузах. Их перечень еще не был озвучен, но, как мы полагаем, в целях экономии бюджетных средств такая подготовка будет организована в форме отдельных учебных групп в уже существующих училищах и военных институтах.

Специализированное военно-политическое училище открывать не планируется. Об этом говорил и генерал А.В. Картаполов, отметив, что возможно где-то будут созданы и самостоятельные факультеты.

Для сравнения: в СССР в конце 1980-х годов существовали Военно-политическая академия им. Ленина и 14 высших военно-политических училищ (ВВПУ), включая политфак Ростовского ВВКУ, а также профильные ВВПУ для погранвойск и внутренних войск.

Политработники готовились по видам и родам войск. Обязательным условием обучения был уровень подготовки, позволяющий замполиту в пределах установленных нормативов выполнять учебные и боевые задачи по предназначению своей части.

Читать еще:  Размеры лаг для устройства пола

Поэтому в авиации замполит-выпускник Курганского ВВПУ должен был летать, выпускник Киевского ВВМПУ должен был ходить в дальние походы и нести службу на корабле, а выпускник Свердловского ВВПУ обязан был умело и профессионально водить бронетанковую технику и стрелять из всех видов артсистем, стоящих на вооружении.

Такие же требования предъявлялись и к другим выпускникам-замполитам. Так что замполит на боевом дежурстве в РВСН в составе дежурных смен и расчетов — это тоже было правилом, а не исключением.

Конечно, подготовка замполитов сегодня потребует заново пересмотреть существующие и создать новые учебные программы, написать учебники или хотя бы на первое время методические пособия.

В начале октября 2018 года начальник Военного университета доложил о том, что ученый совет уже подготовил предложения по ряду специализаций будущего профстандарта для подготовки замполитов ротного звена.

Генерал И.В.Мишуткин предложил это направление назвать военно-политической специальностью. Судя по публикациям СМИ, речь может идти о получении Военным университетом образовательной лицензии на подготовку специалистов и, возможно, магистров по 4-м новым специализациям: информационно-пропагандистская, культурно-досуговая, военно-социальная и военно-педагогическая работа в войсках.

По состоянию на начало января 2019 года на сайте Военного университета размещен текущий перечень 7 специальностей, по которым ведется подготовка с 5-летним сроком обучения. Из них только две с известными оговорками могут быть отнесены к даже еще прежней воспитательной структуре.

Речь идет о специальностях «Психология служебной деятельности» и «Педагогика и психология девиантного поведения» . Соответственно, выпускники получали квалификации «Психолог» и «Социальный педагог».

Здесь специализация воспитателя по девиантному поведению наводит на определенные размышления. Девиантное означает отклоняющееся поведение. Чаще всего в таких случаях речь идет о негативной девиации — алкоголь, наркотики, психические отклонения, склонность к суициду, преступные наклонности и т.п.

Подготовка для армии специалистов по такой специальности может создавать впечатление, что воспитатель работал только с этим контингентом военнослужащих, которых якобы достаточно много в армейских рядах.

Иначе зачем 5 лет готовить за казенный счет такого специалиста для Вооруженных сил? Кстати, начальник Военного университета предложил сохранить эту специальность и для подготовки будущих ротных замполитов, но с небольшой коррективой в названии — «психологическая профилактика девиантного поведения среди военнослужащих».

Как бы вновь не получилась ситуация как с педагогическим методом А. Макаренко. Его опыт работы с малолетними и подростковыми правонарушителями в трудовой колонии, как многие знают, стали пропагандировать и тиражировать для массового применения в отношении обычных учеников во всех школах страны. Вряд ли это следует повторять в армейских условиях.

Кстати, в Военном университете организована подготовка офицеров для батальонного звена и выше. При этом в качестве магистратуры для них открыты две специальности: «Тактика» со специализацией по виду (роду) войск и «Организация морально-психологического обеспечения».

Задача морально-психологического обеспечения перед военно-политическими органами остается, поэтому и специальность, видимо, сохранится.

Критерии для отбора кандидатов на учебу: высшее образование, выслуга не менее 7 лет, воинское звание не ниже капитана, должность майорская и обязательный профотбор перед зачислением на учебу.

Правда, в советские времена поступить в ВПА имени Ленина было сложнее, но и образование тогда получали академическое — высшее военное. Многие выпускники сразу по окончании назначались замполитами полков.

Автор: Михаил Сухоруков.
Фото: tvzvezda.ru

Источник: Замполиты-политруки, но уж точно не комиссары. Часть 3.

Замполит вместо воспитателя

В Вооруженные силы вернутся замполиты. Замы командиров воинских частей по воспитательной работе станут заместителями по работе военно-политической. Изменится не только название должности, скорректируют и круг их обязанностей. Замполиты будут отвечать за патриотизм военнослужащих, обеспечивать «глубокое понимание» госполитики в области обороны, тогда как раньше во главу угла ставилось поддержание дисциплины и воспитание личного состава.

Идейно убежденные

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект указа президента о внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных сил. В армии и на флоте будут введены новые должности — заместители командира полка (корабля 1-го ранга), батальона, роты, эшелона и гарнизона по военно-политической работе. Они придут на смену замам по воспитательной работе. Документ находится на стадии ведомственных согласований.

Цель введения военно-политической работы в Вооруженных силах — «формирование профессионально подготовленной, идейно убежденной, сильной духом личности военнослужащего, сплоченных и слаженных воинских коллективов, способных к выполнению задач. в любых условиях. обеспечение морального превосходства при выполнении войсками (силами) учебно-боевых задач», сказано в пояснительной записке к проекту.

Как писали «Известия», Минобороны занимается формированием Главного военно-политического управления (ГлавВоенПУР). Процесс должен быть завершен к 1 декабря нынешнего года. За это время будут определены штатная структура ГлавВоенПУРа, его полномочия и приняты кадровые решения.

Первый после командира

В проекте указа, с которым ознакомились «Известия», отмечено, что заместители командира полка (корабля 1-го ранга) по военно-политической работе станут прямыми начальниками для всего личного состава и будут подчиняться непосредственно командирам полков или кораблей.

Они станут отвечать за проведение военно-политической работы (ВПР). ВПР должна обеспечить «глубокое понимание и поддержку» личным составом госполитики в области обороны. В зоне ответственности замполитов — формирование высоких военно-профессиональных, боевых, морально-политических и психологических качеств, верности воинскому долгу и военной присяге.

Они будут обязаны знать «морально-политическое и психологическое состояние» военнослужащих и своевременно докладывать о ситуации командиру. Замполиты займутся укреплением единоначалия, сохранением военной и государственной тайны солдатами и офицерами. Прописано и формирование у военнослужащих патриотизма, бдительности и ответственности.

Для этого замполиты должны проводить занятия по военно-политической подготовке, они будут отвечать за «военно-политическое информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, жизни и учебно-боевой деятельности Вооруженных сил», а также за мероприятия по разъяснению личному составу последних «решений президента РФ — Верховного главнокомандующего».

Ближе к солдату

В батальонах и ротах замполиты будут ближе к личному составу. Батальонному нужно будет знать морально-политические и военно-профессиональные качества каждого офицера, прапорщика и сержанта. Участвовать в подборе отделений, расчетов и экипажей с учетом психологической совместимости, религиозности и отношения к службе.

Ротный замполит будет отвечать в том числе за создание актива, подбор редактора боевого листка и планирование мероприятий, проводимых в комнате досуга. Он должен будет знать запросы и нужды солдат и поддерживать связь с их родными и близкими. Ему предстоит проводить мероприятия по предупреждению правонарушений и девиантного поведения, а также предотвращению наркомании среди личного состава.

Против информационной войны

Обязанности замполитов будут отличаться от тех, что исполняли воспитатели. Они будут делать акцент на занятиях по военно-политической подготовке и политинформациях. Главной задачей воспитателей было поддержание воинской дисциплины и собственно воспитательная работа «с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего».

В новом проекте сказано о «формировании морально-политической и психологической готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач».

Но из документа исчезнет понятие морально-психологического обеспечения (МПО), то есть поддержания способности военнослужащих выполнять боевые задачи в экстремальных условиях. Занятия по МПО обеспечивают уверенность солдат и офицеров в своих силах и боевой технике, веру в правоту своих действий и психологическую устойчивость — то есть те качества, без которых невозможно удачное ведение боевых действий.

Без морально-психологического обеспечения войска не останутся, считает зампред Общественного совета при Минобороны Александр Каньшин.

— В современных условиях информационного противоборства на мировой арене эта работа требует усиления, — отметил он. — Есть внешняя причина — необходимость противодействовать информвойне. Есть и внутренняя. Страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, а армия должна быть единым организмом. Люди, имеющие разные взгляды, разную религию, разное воспитание должны быть объединены политико-воспитательной работой.

В работе людей, отвечающих за психологический микроклимат в соединениях, будут сделаны новые акценты. При этом армия не будет служить политическим силам.

— Вернутся политические занятия, но без коммунистической идеологии, — отметил эксперт. — Не будет наносного. В военнослужащих надо воспитывать патриотизм, и они должны знать Конституцию и законы.

В Красной армии в 1918 году появились комиссары. Они надзирали за деятельностью командования воинских частей и отвечали за пропагандистскую работу.

Позднее — получили право вмешиваться в работу командиров. В дальнейшем институт комиссаров был заменен институтом заместителей командиров по политический части (замполитов). В 1991-м их сменили заместители командиров по воспитательной работе.

Кто такой замполит в армии

Армия – это очень сложно устроенный механизм. Для того чтобы выпускать максимально подготовленных бойцов, все частички этого механизма должны работать отлажено. Молодой парень, который только пришел на службу, должен после нее выходить профессиональным бойцом, который умеет профессионально обращаться с оружием, управляет военной техникой и имеет бойцовский характер. Солдат также должен быть обучен в идеологическом и интеллектуальном плане. Ведь, если он не знает, за какие ценности он воюет, если он не видит в этом смысла и в нем не горит ярая злость к противнику, то победа может быть не добыта.

Также важна и интеллектуальная сноровка бойца. Он должен знать об основных законах государства, о применяемых тактиках боя, об истории народа и так далее. Эти вещи не делают военнослужащего пустышкой, который просто выполняет поставленные приказы. Так вот, функцию обучения солдата идеологическим и интеллектуальным аспектам выполняет замполит.

Замполит в Советской Армии

Многие интересуются: кто это замполит в армии? Эта профессия была введена в Советской Армии. Тогда этот человек отвечал за политическое, идеологическое и нравственное обучение бойцов. Причем работа проводилась абсолютно со всеми участниками военного процесса, начиная от молодого солдата, заканчивая опытными командирами.

С командирами замполит вел беседы о том, как правильно обучать солдат, как преподавать им материалы лекций. Это было очень важным, ведь в Советской Армии все держалось на идеологии. Нужно было вбить бойцам в голову, что они воюют за свободу и мир против злейших врагов. Во времена Второй мировой войны это была сделать очень легко, ведь каждый понимал, какая угроза висит над страной и ее жителями. Но было еще много других сражений, в которых солдатам нужно было объяснить, что ситуация обстоит примерно так же, как и в случае с нацистской Германией.

Идеальная работа замполита в Советском Союзе – это создание такого бойца, который отдаст все за свою Родину. Это достигалась различными методами и способами, которые были очень эффективны и требовали особого профессионализма.

Также человек данной профессии отвечал за то, чтобы бойцы в военной части не ощущали потребности в чем-либо. Он следил за запасами продовольствия, налаживал поставку писем от родных и близких, выдавал необходимые части экипировки и инвентарь, отвечал за полноценный отдых после трудного армейского дня.

К замполиту можно было обратиться по любому волнующему вопросу, который не касался военного дела. Проблемы с личной жизнью, отсутствие научной литературы или связи с домом, желание перевестись в другую военную часть в связи с определенными причинами – все это мог решить данный человек. Если это было в его силах и компетенции, то вопрос решался немедленно, если нет – то он обращался к главнокомандующему, который был в силах разобраться.

Самые загруженные дни замполита – это выходные и праздничные дни. То есть то время, когда солдаты освобождены от основной своей деятельности. В таких случаях он полностью организовывал досуг бойца. Он делал следующие вещи:

  • проводил встречи с интересными коллективами и людьми;
  • организовывал спортивные состязания и встречи с родными и близкими солдата;
  • проводил показ идеологических фильмов и роликов, и просто интересного видео.

При всех этих функциях, которые выполнял замполит в Советской Армии, он был еще прекрасным бойцом и примером для других.

Заместитель по политической части в российской армии

В России функции замполита немного изменились. Во-первых, отпала надобность в большом идеологическом обучении бойцов. Конечно же, нужно вселять в солдат веру и желание рваться вперед, но это уже не основная его функция.

Теперь же замполит проводит фундаментальное обучение солдат. Военнослужащие должны узнать сначала об истории собственной страны, о великих сражениях, которые были выиграны, о том, какие тактики были применены, и что стоит использовать против определенного противника.

Солдаты также обучаются законодательным вопросам. Знание закона всегда нужно, так как это поможет в дальнейшем выполнять службу в различных организациях, имея большой запас знаний. Служащий должен знать свои права и то, в каком правовом поле он может действовать. Также нужно быть осведомленным о том, какая ответственность лежит на плечах бойца.

Солдат должен быть в курсе всех событий и знать, как нужно вести себя в различных ситуациях, даже если он в данный момент не выполняет приказов определенного типа. После того, как поступит приказ, уже будет поздно разбираться в аспектах и нюансах этого дела.

Замполит в современной армии также занимается воспитанием военного состава. Он организовывает различные мероприятия и помогает бойцу в решении проблемных вопросов. Также он отвечает за преступность в военной части. Такой подход вроде бы и логично оправдан. Тот, кто обучает солдат, тот должен и отвечать за их поступки. Однако на деле этот подход абсолютно не учитывает многих реалий армейских отношений. Потому что кроме официального воспитания бойцов есть еще и неофициальное, которое называется дедовщиной. Эти традиции не в силах изменить ни один заместитель по общественной жизни.

Читать еще:  Серый ламинат на кухне

Люди данной профессии обучаются в высших учебных заведениях с уклоном в военную подготовку. Настоящий профессионал своего дела должен быть не только бравым бойцом, он должен иметь еще и прекрасные организаторские способности. Только такой человек сможет наладить взаимоотношения в военной части между будущими военными.

Важно! Чаще всего заместителями по политической жизни становятся кадры без нужной квалификации, что создает проблемы в социальной сфере работы армии.

Если сравнивать заместителей по общественной жизни в Советском Союзе и Российской Федерации, то можно сказать, что особо эти профессии ничем не отличаются. Изменилась только идеологическая нагрузка на такого человека. Это случилось из-за разных государственных устоев двух больших стран. Также расширились некоторые полномочия данного человека. Так, он стал отвечать за преступность в армейских рядах. Но в целом это ничего не поменяло, так как полномочий на наказание провинившихся он не получил, да и в армии широко практикуется неофициальное воспитание молодых бойцов.

Но все же значимость заместителя по общественной жизни солдат трудно переоценить. Он делает из сотен молодых и неопытных ребят настоящих профессиональных бойцов. Он соединяет их в единый кулак, который может дать бой любому противнику и защитит Родину от любых врагов.

Должностная инструкция начальника кафедры (военного института)

I. Общие положения

1.1. Начальник кафедры обеспечивает всю деятельность кафедры в соответствии с её учебно-научной направленностью. Начальник кафедры подчиняется начальнику ВМИИ, непосредственное руководство деятельностью начальника кафедры осуществляет заместитель начальника института по учебной и научной работе. Начальник кафедры является начальником всего личного состава кафедры.

1.2. Должность начальника кафедры комплектуется на выборной основе установленным порядком из числа офицеров, имеющих, как правило, ученую степень доктора наук или кандидата наук.

2.1 Начальник кафедры обязан:

— руководить учебной, воспитательной и методической работой на кафедре, в том числе проведением воспитательной работы с преподавателями кафедры и курсантами;

— руководить разработкой проектов учебных программ и тематических планов изучения дисциплин;

— руководить разработкой учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов по дисциплинам кафедры;

— организовывать оперативную корректировку учебных программ, тематических планов и учебно-методических материалов в соответствии с изменениями планов учебного процесса, требованиями руководящих документов и старших должностных лиц;

— производить распределение служебного времени преподавателей для проведения учебных занятий, методической и научной работы, командирской подготовки и других видов работ;

— руководить планированием работы кафедры;

— проверять и утверждать индивидуальные планы работы преподавательского состава;

— проверять и утверждать разрабатываемые на кафедре документы;

— проводить с курсантами учебные занятия, прежде всего лекционные;

— контролировать подготовку преподавателей к занятиям и качество их проведения;

— лично проводить показные и инструкторско-методические занятия по новым и наиболее сложным темам учебных дисциплин кафедры;

— лично организовывать и осуществлять систематический контроль учебных и методических занятий, проводимых преподавательским составом кафедры, текущей и итоговой успеваемости, уровня и качества подготовки курсантов по дисциплинам кафедры;

— всесторонне обеспечивать самостоятельную работу курсантов, в том числе обучающихся по индивидуальным планам;

— организовывать разработку выпускных квалификационных работ;

— совместно с учебным отделом организовывать проведение практики и стажировки и обеспечивать руководство ими;

— руководить работой предметно-методических комиссий кафедры, в том числе межкафедральных предметно-методических комиссий;

— руководить научной работой кафедры и лично участвовать в ней;

— контролировать выполнение планов научных работ;

— организовывать подготовку на кафедре и лично руководить работой адъюнктов, докторантов и соискателей ученых степеней;

— организовывать подготовку на кафедре и лично руководить повышением квалификации научно-педагогического состава кафедры;

— систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— руководить военно-научной работой курсантов;

— руководить изобретательской и рационализаторской работой на кафедре;

— организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов;

— организовывать внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения (новых активных и эффективных форм, методов и средств обучения, передового опыта других вузов, а также флотского опыта эксплуатации технических средств);

— всесторонне изучать личный состав кафедры, знать деловые, морально-психологические качества каждого педагога, проводить аттестование офицеров;

— заботиться о повышении физической подготовленности, сохранении и укреплении здоровья подчиненных, вникать в их быт и нужды;

— руководить работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры;

— осуществлять меры по обеспечению режима секретности и воспитанию у личного состава кафедры ответственности за сохранение государственной тайны (см. ст. 11 ИРС-2005);

— воспитывать у курсантов ответственность за строевую подтянутость, четкость выполнения требований уставов и воинской дисциплины, а также требовать проведения этой работы от преподавательского состава кафедры;

— постоянно работать над повышением своего научно-теоретического, методического и профессионального уровня;

— быть для подчиненных, курсантов примером безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, творческого отношения к труду, высокой культуры, нравственности, собранности, подтянутости и аккуратности;

— подводить с постоянным составом кафедры итоги работы за неделю, месяц и семестр.

2.2. При переводе в боевую готовность ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ обязан: прибыть на рабочее место, доложить заместителю начальника института по учебной и научной работе, действовать в соответствии с Планом перевода института с мирного на военное время.

3.1 Начальник кафедры имеет право:

— распределять профессорско-преподавательский состав кафедры по учебным дисциплинам и видам учебных занятий;

— назначать своего нештатного заместителя из числа членов кафедры при отсутствии штатного заместителя;

— ходатайствовать перед вышестоящим командованием о перераспределении времени между учебными дисциплинами и видами занятий, проводимыми кафедрой;

— давать указания личному составу кафедры, ее лабораторий и кабинетов по разработке, подготовке и изготовлению учебно-методических материалов и пособий;

— принимать окончательное решение по результатам творческого обсуждения кафедрой проблемных вопросов учебной, методической, воспитательной и научной работы;

— участвовать в работе кадровых органов по распределению выпускников по своей специальности;

— представлять в установленном порядке научно-педагогический состав кафедры и лаборатории к присвоению ученых званий профессора и доцента;

— в установленном порядке избирать и быть избранными в Ученый совет ВМИИ и факультета;

— представлять начинающих преподавателей кафедры на допуск к самостоятельному проведению учебных занятий.

— определять содержание учебных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами (квалификационными требованиями), учебными планами и программами;

— на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;

— пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений института.

— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности ВУЗа;

— выбирать методы и средства обучения курсантов, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения курсантами учебного материала.

— обжаловать приказы и распоряжения командования в установленном законодательством порядке.

4.1 Начальник кафедры отвечает:

— за обучение курсантов по дисциплинам кафедры;

— за выполнение научной работы на кафедре;

— за подготовку на кафедре научно-педагогических кадров;

— за состояние воинской, трудовой дисциплины и внутреннего порядка;

— за состояние и совершенствование учебно-материальной базы кафедры.

5.1. Начальник кафедры организует и поддерживает благоприятные творческие взаимоотношения среди личного состава кафедры и лабораторий.

5.2. Начальник кафедры подчиняется начальнику института, его заместителям.

5.3. Начальник кафедры является прямым начальником всего личного состава кафедры.

Заместитель начальника кафедры

I. Общие положения

1.1. Заместитель начальника кафедры ведет занятия по одной из профилирующих учебных дисциплин (разделов) и участвует в проведении методической работы и научных исследований по профилю кафедры.

1.2. Должность заместителя начальника кафедры комплектуется на конкурсной основе установленным порядком из числа офицеров, имеющих, как правило, ученую степень доктора наук или кандидата наук.

2.1 Заместитель начальника кафедры обязан:

— руководить разработкой расписания занятий и экзаменов на кафедре;

— осуществлять непосредственную связь с учебным отделом института, учебной частью факультета, другими кафедрами и факультетами по вопросам планирования и организации учебной и методической работы, улучшения методики обучения и устранения выявленных недостатков;

— разрабатывать под руководством начальника кафедры документы планирования учебного процесса на кафедре и учебно-методические материалы;

— организовывать и обеспечивать разработку дипломных работ (задач), а также обеспечение работы ГАК на кафедре;

— контролировать обеспеченность дисциплин кафедры учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения;

— организовывать и проводить по заданию начальника кафедры мероприятия по руководству учебной, воспитательной, методической, научной работой;

— разрабатывать и читать лекции, проводить другие виды занятий по одной из основных дисциплин кафедры;

— осуществлять методическое руководство преподавателями, ведущими занятия в учебных группах;

— вести на высоком научном и методическом уровне учебную работу, добиваясь ее высокой эффективности;

— осуществлять контроль учебных занятий, проводимых преподавательским составом кафедры;

— организовывать и руководить подготовкой практики курсантов и стажировки преподавательского состава кафедры;

— планировать, организовывать и вести учет всех видов подготовки преподавательского состава и постоянного офицерского состава кафедры;

— осуществлять всестороннее воспитание курсантов, знать их индивидуальные качества и способности, формировать у них необходимые военно-профессиональные качества;

— осуществлять методическое руководство самостоятельной работой курсантов, предъявлять к ним высокие требования в усвоении учебного материала;

— проводить научные исследования и участвовать во внедрении результатов этих исследований;

— осуществлять научное руководство адъюнктами и соискателями;

— изучать и использовать в учебной, методической и научной работе опыт оперативной и боевой подготовки частей и соединений ВМФ, боевых действий в локальных войнах и региональных конфликтах, передовой опыт других вузов;

— участвовать в написании учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов;

— принимать активное участие в организации и контроле занятий личного состава кафедры по физической подготовке, следить за строевой подтянутостью, выполнением распорядка дня на кафедре и соблюдением формы одежды;

— организовывать и контролировать соблюдение режима секретности на кафедре (см. ст. 11 ИРС-2005);

— контролировать содержание помещений кафедры в порядке;

— вести кафедральную документацию по учебной и методической работе;

— постоянно повышать свой научно-теоретический уровень, педагогическое и методическое мастерство, военно-профессиональную квалификацию;

— быть для подчиненных, курсантов примером безупречного выполнения служебного долга, дисциплинированности, творческого отношения к труду, высокой культуры и нравственности.

2.2. При переводе в боевую готовность ПОВЫШЕННАЯ, ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ, ПОЛНАЯ обязан: прибыть на рабочее место, доложить начальнику кафедры, действовать в соответствии с Планом перевода института с мирного на военное время.

3.1 Заместитель начальника кафедры имеет право:

— разрабатывать предложения по распределению профессорско-преподавательского состава по учебным дисциплинам, видам учебных занятий и проведению научных исследований;

— вносить предложения о перераспределении времени между учебными дисциплинами и видами учебных занятий;

— определять содержание учебных дисциплин в соответствии с государственными образовательными стандартами (квалификационными требованиями) учебными плакатами и программами;

— пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений института;

— на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;

— в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет института (факультета);

— участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов учебной, воспитательной, методической, научной работы и других направлений деятельности ВУЗа;

— выбирать методы и средства обучения курсантов, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения курсантами учебного материала.

— обжаловать приказы и распоряжения командования в установленном законодательством порядке.

4.1 Заместитель начальника кафедры отвечает:

— за координацию учебной и методической работы кафедры с общеинститутскими кафедрами, другими кафедрами института, обеспечивающими подготовку курсантов по специальности кафедры;

— за разработку под руководством начальника кафедры и совместно с учебным отделом проектов учебных планов, программ и структурно-логических схем подготовки курсантов по установленным специальностям;

— за разработку ведущими преподавателями кафедры тематических планов по читаемым дисциплинам;

— за организацию и разработку совместно с учебной частью факультета расписания учебных занятий;

— за постановку и организацию на кафедре методической работы;

— за проведение научных исследований кафедры, а также работу по реализации в учебном процессе результатов выполнения НИР;

— за распределение объема учебной нагрузки, методической и науч­ной работы на кафедре;

— за организацию и учет общественно-государственной, командирской, строевой и физической подготовки постоянного офицерского состава кафедры;

— за организацию самостоятельных занятий курсантов, контроль за их успеваемостью;

— за состояние и развитие учебно-материальной базы;

— за рационализаторскую и изобретательскую работу кафедры;

— за организацию обеспечения режима секретности на кафедре;

— за ведение кафедральной документации;

— за организацию противопожарного состояния и техники безопасности на кафедре;

— за сохранность помещений и оборудования кафедры;

— за поддержание внутреннего порядка и дисциплины на кафедре, эффективное использование личным составом рабочего времени.

5.1. Заместитель начальника кафедры подчиняется начальнику кафедры.

5.2. Заместитель начальника кафедры является прямым начальником всего личного состава кафедры.

5.3. В отсутствие начальника кафедры выполняет его обязанности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector