7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Окно в русской избе Волоковое окно

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Окошечко косящатое

Самым древним видом окна на Руси было узкое волоковое окно. Его делали самым простым, доступным и примитивным способом, выпиливая кусок из одного бревна, из которых была сложена стена избы.

Волоковое окно представляло собой длинную четырехугольную щель, вытянутую горизонтально. Через этот проем часто выходил дым, который заполнял всю избу во время растапливания русской печи. Волоковое оконце закрывалось деревянной задвижкой, которая называлась «волоком» — и именно благодаря этой задвижке окно и получило свое название.

Постепенно на смену волоковому типу окна пришло более окно более сложной и совершенной конструкции, которое получило название » косящатое». В основе косящатого окна лежал деревянный четырехугольник или колода, вставленная в специальный оконный проем, сделанный в стене дома. Оно состояло из двух боковых косяков, откуда и возникло его название, верхней притолоке и нижней доски — подоконника. Практически по своему внешнему виду косящатое окошко мало чем отличалось от внешнего вида современных окон в рамах из древесины .

В колоду была вставлена оконница, представлявшая собой деревянную раму, к которой прикреплялись пластинки из слюды или сделанные из кусочков бычьего пузыря окончины, являвшиеся предшественниками современного оконного стекла. Они почти не пропускали света, но в песнях и сказках обязательно назывались » хрустальными». И действительно, это была единственная на то время возможность обеспечить в русскую избу хоть минимальный доступ света.

Важной составной частью косящатого окна были наличники. Они закрывали щели между стеной и колодой и обязательно покрывались красивым декоративным орнаментом в традициях народного творчества того времени. Наличники чаще всего были резными и представляли собой настоящие произведения народного прикладного искусства. Иногда наличники расписывали вручную с помощью красок. Эти особенности оформления окон нашли отражения в поговорке » Ставенки резные, окна расписные».

Верхний наличник, который называли » кокошником», потому что он по своей форме действительно был похож на этот вид праздничного женского головного убора, в центре обязательно имел схематическое или стилизованное изображение солнца. Солярная символика была чрезвычайно популярной в древние времена. Считалось, что изображение солнца способно наделить членов семьи, живущей в доме, крепким здоровьем, долголетием и принести финансовое благополучие. Справа и слева от него располагались изображения богинь — стилизованные рисунки зооморфных фигур, оберегающих дом от нечистой силы.

Боковые наличники, которые назывались » полотенцами», благодаря сходству с декоративными полотняными полотенцами, щедро украшенными вышивкой , также покрывались орнаментом, обычно связанным с символикой изображений земли или воды. Весь орнамент окна представлял собой единое комплексное изображение, которое имело важное ритуально — охранительное значение и выполняло роль оберега дома от проникновения в него злых духов и нечистой силы.

Окошечко косящатое : 1 комментарий

Всегда с огромным интересом относился к истории своей страны. Особенно интересовали исторические подробности появления различных названий в народной речи, а также особенности архитектурного облика различных населенных пунктов. Поэтому данная информация будет полезна тем, кто интересуется историей развития архитектуры как в масштабах всего мира, так и на своей малой родине.

Окно в русской избе

Световое и смотровое отверстие в стене дома.В традиционном крестьянском доме XIX—XX вв.окна располагались на фасаде и на одной из

боковых сторон, той, где была входная дверь,а также на фронтоне или мезонине. Окна устраивались зачастую на закрытом крыльце,террасе.

В двухэтажных избах Русского Севера окна размещались, как правило, на втором этаже. Нижний этаж, служивший складским помещением, лавкой, ремесленной мастерской,имел вместо окон широкие двери, исполнявшие роль светового проема. В избе, состоящей из одного жилого помещения и сеней, прорубалось четыре окна: три на фасаде и одно на боковой стороне. В избах-пятистенках с прирубом, избах-двойнях устраивалось семь-восемь прямоугольных,одинакового размера окон: пять-шесть на фасаде, два-три окна на боковой стороне. Их высота равнялась диаметру четырех-пяти венцов сруба. Форма и размеры окон кирпичных домов были аналогичны окнам срубных изб. Однако в некоторых кирпичных зданиях верхняя частьокна делалась полукруглой. Фронтонное окно,называвшееся слуховым, было меньшим по размеру,чем фасадные окна. Иногда по своей форме оно приближалось к квадрату или напоминало бойницу русских крепостей. Окно мезонина, иногда называвшееся «светелкой»,венециянским окном, было сравнительно широким.

Оно представляло собой три поставленных вплотную прямоугольных окна. Окно закрытого крыльца могло быть тройным, одинарным, круглой,овальной или прямоугольной, приближающейся к квадрату, формы. Кроме перечисленных окон в крестьянском доме XIX—XX вв. были еще маленькие окошечки в подполье, сенях,клетях и чуланах высотой в один венец сруба,шириной около 20—30 см.

Главные окна крестьянской избы вырубались плотниками в уже готовом, поставленном на место срубе. В оконный проем вставлялась обвязка — деревянная коробка, к которой крепилась тонкая рама — оконница. В XVIII—XIX вв. оконная коробка делалась из толстых тесанных топором деревянных плах. Две плахи,косяки, ставились вертикально в оконном проеме.Каждый косяк имел с одной стороны продольное углубление, в которое входили шипы бревен стены, благодаря чему косяки плотно держались в проеме окна. Между косяками снизу укладывалось толстое стесанное бревно —подоконник, подушка, подлокотник, подгонявшийся вплотную к нижнему бревну оконного проема. Сверху между косяками вставлялось также тесаное бревно — лобанок, укреплявшееся с помощью углублений в косяках. Оконные коробки из пиленых досок появились только в конце XIX в. В оконную коробку вставлялась
легкая деревянная рама с переплетами для стекла— оконница. Переплет состоял из шести частей, реже из пяти. Окна в крестьянских избах не открывались. Помещение проветривалось через печную трубу или дверь. Иногда окно делалось с частично подвижной рамой.Одна из ее ячеек могла подниматься вверх или сдвигаться в сторону. В образовавшееся отверстие передавалась милостыня нищим или начинались предварительные переговоры с остановившимся
у избы незнакомым путником. Створчатые рамы, открывавшиеся наружу, появились в крестьянских избах, вероятно, в начале XX в.

Однако еще в 40—50-е гг. XX в. многие крестьянские дома строились с неоткрывающимися окнами. Зимних, вторых, рам в избах в прошлом не было. В холодные зимы окна покрывали снаружи плетенными из соломы матами или просто закладывались почти до самого верха соломой.
Окна, расположенные на фасаде и боковой стороне всегда имели ставни, закрывавшиеся на ночь. Они были одностворчатыми или дву-створчатыми, навешенные на петлях. Одностворчатые ставни считаются более древними. Двустворчатые в начале XX в. становятся в большей степени декоративными. Окна мезонина, фронтона,крыльца ставен не имели.

В начальный период русской истории, когда жилищем древних русов были полуземлянки и наземные срубные дома, люди обходились без окон. Свет, когда он был нужен, проникал через дверное отверстие, ориентированное на светлую и теплую южную сторону. В IX—X вв. в наземных срубных жилищах появились прямоугольные маленькие окна, высотой в диаметр бревна сруба, шириной в 30—40 см. Их принято называть волоковыми окнами, так как в старину они изнутри задвигались деревянными дощечками — волоками. Тем не менее в XIII—XV вв. в бедных домах с курной печью люди обходились даже без волоковых окон, сберегая тепло.

Волоковые окна в домах сохранялись довольно долго. Даже в XVII в. в боярских хоромах, царских дворцах жилые подклети имели волоковые окна. В деревнях же они сохранялись влоть до середины XIX в., соседствуя с кося- щатыми окнами. Косящатые окна — окна с косяками и оконницами, появились в русском жилище, вероятно, в XIII в. Первоначально они прорубались в княжеских и боярских хоромах, домах богатых горожан. Такие окна устраивали
и в летних помещениях, и в зимних, отапливаемых. В ячейки оконниц вставлялось стекло,слюда, бычий пузырь, брюховица, т. е. пленка,снятая с брюшины животного, рыбий пузырь.Через такие окна свет в дом проникал довольно слабый, так что даже в солнечный день приходилось пользоваться искусственным освещением. Увидеть через него что-либо на улице не представлялось возможным. Это относилось и к оконному стеклу, которое было мутнозеленого цвета, достаточно толстое, почти не прозрачное. Через слюду в дом проникало гораздо больше света. Однако стекло очень ценилось, особенно цветное, использовавшееся для оконных витражей. Причем русские князья и бояре любили витражные стекла ярких цветов, создававших иллюзию солнечного света в нарядной горнице.

В XIV—XVII вв. окна в жилых домах крестьян и горожан располагались, как и в более позднее время, на фасаде и боковой стороне. Если все три окна фасада были волоковыми, то одно из них помещалось посередине стены, два других значительно ближе к углам избы, но всегда на одном уровне. Боковое окно располагалось на стене, образующей с фасадной стеной красный угол. Верхнее окно служило для выхода дыма и освещения внутреннего пространства дома, не имевшего потолка. Одно нижнее окно освещало устье печи, другое нижнее и боковое — красный угол. В случае, если дом имел одно косящатое окно, то оно прорубалось в середине фасадной стены, волоковые окна по его сторонам на некотором расстоянии и чуть ниже, чем косящатое. Три косящатых окна даже в XVIII в. в русской деревне считались большой роскошью. Косящатое окно взяло на себя функцию общего освещения избы. Через него проникало большее количество света. Солнечные лучи, несмотря на малопрозрачные окончины, освещали не только печь и красный угол, но и
пространство около двери. Такие замечательные с точки зрения людей того времени окна получили название красных окон, т. е. красивых,солнечных.

Волоковое окно, дававшее верхний свет, перестало быть необходимым в избах с косящатым окном и исчезло с фронтонов средневековых домов. Оно появилось вновь, но уже как чердачное, слуховое окно, когда в домах стали делать потолки.

Мифологическим сознанием окна наделялись многообразными символическими функциями. Наличие окон, как и дверей, маркировало дом как жилище человека. «Без окон без дверей» мог быть только дом, принадлежащий «иному» миру и его представителям, таким, например,как Баба-Яга волшебных сказок. В то же время окно в стене осмыслялось как одно из самых опасных мест в доме, так как оно являлось границей между внутренним миром жилища и
внешним миром, воспринимавшимся как враждебный. Через окно в дом, считалось, должен проникать только солнечный свет, длинные лучи солнца: «из окна в окно золото бревно», «на улице станушки (рубахи) в избе рукава» — говорят старинные русские загадки. Все остальные проникновения через окна считались опасными для человека. Отсюда множество сохраняющихся до наших дней примет: птица в окно влетит — к покойнику, дятел постучит носом в наличник окна — к смерти или беде. Стук ночью в окно символизировал возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище.

Читать еще:  Уменьшение теплопотерь через окна

Принято было считать окно местом осуществления символической связи между живыми и мертвыми. Так, в день смерти человека на подоконник ставилась чаша с водой, а к косяку прикреплялся кусок белой ткани или полотенце. Вода и полотенце предназначались душе усопшего, по народным представлениям, находившейся сорок дней после смерти в своем прежнем жилище. Водой душа умывалась, а в полотенце отдыхала. В дни поминовения всех усопших на окна вывешивались полотенца или полотнища холста. Считалось, что по ним в дом на поминальную трапезу входили все приглашенные
хозяевами умершие родственники — «родители». В некоторых русских деревнях во время масленицы на слуховое окно клали первый блин, испеченный хозяйкой, он предназначался для мертвых. В деревнях существовало также обыкновение выносить гроб с телом некрещенного ребенка, умершего от горячки человека или колдуна не через дверь, а через окно. Бытовало поверье о том, что в доме, где часто ссорятся, ангел, оберегающий семью, находится
не в избе, а под окном. Отсюда существование запрета на выливание помоев, выбрасывания мусора через окно. Принято было считать, что милостыня нищему, переданная через окно, угодна Богу, так как скорей дойдет до него. Русские крестьяне также считали, что весть, полученная через окно, должна всегда привести к кардинальным переменам в жизни услышавшего ее человека, и поэтому никогда не переговаривались
через него друг с другом. Кроме того существовало поверье, что события, про- исходящие под окном дома в момент рождения ребенка, увиденные повитухой, определят весь дальнейший ход жизни новорожденного.

Окно закрытого крыльца равное ширине трех обычных окон крестьянской избы. Оконный проем мог оставаться открытым или быть застекленным. В том и другом случае он делился по вертикали на три части. Окно могло быть квадратным, прямоугольным, заоваленным сверху. В избах севера Европейской России каждую из трех частей окна могли сделать круглой или овальной. Иногда закругленной сверху была только средняя часть окна, боковые части оставались прямоугольными. Венециянские окна были известны в северных губерниях России, там, где крыльцо являлось важной архитектурной деталью крестьянской избы. Они были широко известны также в пригородных селах Ярославской, Московской, Тверской, Костромской, Нижегородской, Владимирской губ., в которых вместо крыльца в XIX в. стали строиться террасы. См. окно.

Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома и хозяйственных построек, как правило, небольшого размера. В XIX в. такие окна устраивались, обычно, в клетях, чуланах, подвалах, на скотных дворах, их использовали не столько для освещения, сколько для проветривания помещения. В XX в.
волоковые окна стали стеклиться. См. окно.

ОКНО КОСЯЩАТОЕ (ОКНО КРАСНОЕ).

Смотровое и световое отверстие в стене жилого дома, обрамленное массивной колодой из четырех обтесанных брусьев — «косяков». Косящатые окна
были обычно почти квадратными, высотой в два, три, реже четыре венца сруба. В них вставлялась оконница, заполненная слюдой, рыбьим пузырем, брюховицей, стеклом. Окна с косяками были предметом гордости крестьянской семьи. Изба с косящатыми окнами часто упоминается в народных сказках, поэтическом творчестве как знак благополучия, ра- достной, светлой жизни. Особенно заметно это в цикле свадебных песен:

Уж ты светлая моя светлица,Ты столовая новая горница!
Во сыром-то бору светлица была зарублена,На добрых лошадях была вожена,
По тихому Дунаю ты, светлица, была строена,Что да косящатыми окошками во зеленый сад,
Что широкими-то воротами во зеленый луг.

Косящатые окна стали появляться в крестьянских избах, вероятно, в XVIII в., хотя были известны на Руси еще в XIII—XIV вв. См. окно.

То же, что косящатое окно. Слово «красное» в старину было синонимом «красивого».окно ОБРАЗЧАТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких четырехугольных ячеек, заполненных слюдой, стеклом.
См. окно, окно косящатое.

ОКНО РЕПЬЯСТОЕ. Смотровое и световое отверстие в стене дома, обрамленное массивной колодой со вставленной в нее оконницей, состоящей из мелких
круглых, напоминающих розетки ячеек, заполненных слюдой, стеклом, брюховицей. См. окно, окно косящатое.

ОКНО СЛУХОВОЕ. Смотровое и световое отверстие на фронтоне избы, использовалось также для проветривания чердака. Окно вырубалось маленьких размеров (высотой в половину венца), квадратным или прямоугольным. Оно закрывалось изнутри дощечкой, двигавшейся в специально вырезанных пазах, или стеклилось в конце XIX—XX в. В северных губерниях Европейской России и в Поволжье слуховое окно обрамлялось росписью с наружной стороны фронтона. См. окно, окно волоковое.

ОКНО СМОТРИЛЬНОЕ. Смотровое и световое отверстие на закрытом крыльце жилого дома, как правило решетчатое. Окна на закрытых крыльцах крестьянских изб встречались на севере Европейской России, в Поволжье. Термин же смотрильное окно был распространен только у русского населения Западной Сибири. См. окно, окно венециянское.

ОКНО СУДНОЕ. Смотровое и световое отверстие жилого дома, расположенное в стене против устья печи. Оно могло быть волоковым ИЛИ обычным окном
с рамой. Свет из окна ПОЗВОЛЯЛ хозяйке увидеть внутреннее пространство печи при ее топке или приготовлении пищи. Такие окна были характерны для русских изб по всей России. Судными они назывались в деревнях северных и среднерусских губерний. См. окно.

ОКОННИЦА. Тонкая рама с переплетами, вставлявшаяся в колоду косящатого окна. В ячейки рамы обычно вставлялись кусочки слюды, рыбий пузырь, брю-
ховица. Ячейки могли быть прямоугольными, ромбическими, квадратными, круглыми, овальными, в виде розеток и т. п. Термин был распространен по всей России.

Окна русской избы

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет.

Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).


Традиционное окно пуританского дома

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей.

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна.

Окна в русской избе, как глаза дома, украшали наличниками и ставнями.

Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна — это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом.

Большую коллекцию русских наличников можно увидеть в нашем фотоальбоме: https://vk.com/album-45270133_182878394

Вот несколько фотографий из этой замечательной коллекции:

Смотрите также фильм:

Как строили наши предки. Русский деревянный дом

  • 8816 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Волны Шумана и электромагнитный смог Кибардина

Не многие люди знают, что все живое на Земле находится под непрерывным воздействием стоячих электромагнитных волн низких и сверхнизких частот между поверхностью Земли и ионосферой. Это собственные электромагнитные частоты планеты Земля. Одна из них, основная, равна в среднем 7,8 герца.

Первым, кто открыл особые низкие и сверхнизкие частоты колебаний атмосферы Земли, был американский физик и изобретатель Никола Тесла, а затем, уже через 50 лет, исследования продолжили немецкие специалисты – физик Винфрид Отто Шуман и врач Герберт Кениг. Они установили, что в атмосфере Земли существуют так называемые «стоячие электромагнитные волны», впоследствии названные волнами Шумана. Эти волны возбуждаются разрядами в облаках (молниями) и магнитными процессами на Солнце.

Читать еще:  Как закрыть щели в пластиковых окнах

В США (НАСА) и Германии (институт М. Планка) проводились длительные эксперименты, в результате которых было установлено, что волны Шумана жизненно необходимы для синхронизации биологических ритмов и нормального существования всего живого на Земле. Однако за последние десятилетия эти волны начали глушиться строительными материалами зданий и сооружений, в которых мы живем и работаем, а также «электромагнитным смогом» активной жизнедеятельности человечества.

Ослабление воздействия природных волн Шумана на организм человека может вызывать головные боли, потерю ориентации, тошноту, головокружение и т. п. Люди, испытывающие большие нагрузки и стрессы, особо нуждаются в этих волнах. Остро ощущают ослабление волн Шумана пожилые и вегетативно-чувствительные люди, а также хронические больные.

Волны Шумана имеют частоты: 7,8 Гц (вариации в течение дня ± 1,5 Гц); 14,5 Гц, 20 Гц, 26 Гц (с разбросом ± 0,3 гц). Остальные гармоники можно не учитывать ввиду их малой интенсивности и слабого влияния на здоровье и поведение человека.

Всю жизнь человек проводит в полости резонатора Земля – ионосфера, что оказывает существенное влияние на функционирование нашего организма.

Волны Шумана практически совпадают (резонируют) с частотами альфа– и бета-ритмов головного мозга человека. Эти волны являются жизненно необходимыми организму человека для синхронизации его биологических ритмов. Резонансные частоты Шумана соответствуют так называемым «стоячим волнам» в тонком сферическом волноводе Земля – ионосфера.

Рис. 4. Объемный резонатор Земли.

На рисунке 4 резонатор изображен схематично. Внешняя окружность обозначает верхний слой ионосферы, тогда как нижний уровень ионосферы расположен на высоте около 100 км и известен как слой Хевисайда. На дневной (солнечной) стороне Земли слой Хевисайда расположен значительно ниже, чем на ночной.

Слой Хевисайда и поверхность Земли имеют вполне достаточную электрическую проводимость для того, чтобы сформировался электромагнитный объемный резонатор, в котором постоянно существуют волны, описанные Шуманом. Эти волны возбуждаются разрядами в облаках (молниями, которые вызываются одновременной совокупностью прохождения гроз на земном шаре, примерно 100 разрядов в секунду) и магнитными процессами на Солнце.

Наибольшей интенсивности резонансные электромагнитные колебания в полости поверхность Земли – ионосфера достигают днем. Ночью резонансные свойства в 5–10 раз выражены слабее, так как возрастает утечка низкочастотных электромагнитных волн сквозь ионосферу, имеющую в ночное время пониженную электронную концентрацию.

Ночью, особенно между 2 и 4 часами, у бодрствующих людей отмечается замедленность в действиях, увеличивается число ошибок при решении арифметических задач. Это связано с тем, что именно в ночные часы существенно уменьшается напряженность поля шумановских резонансов, а процессы абстрактного мышления человека напрямую связаны с альфа-ритмами его мозга.

Из года в год усиливается техническая оснащенность человечества и ухудшается среда его обитания. Двадцать четыре часа в сутки мы подвергаемся разрушительному воздействию искусственных электромагнитных полей, мощность которых повсеместно во много раз превышает то, что испытывали на себе наши деды. В крупных городах, например в Москве и Санкт-Петербурге, интенсивность искусственных электромагнитных полей в 100 и более раз больше естественного фона.

Это привело к тому, что заданные Творцом-природой основные частоты 7,8, 14,1 герца постоянно затеняются «электронным смогом» от активного воздействия на мозговые структуры человека, что приводит к ослаблению функциональных систем организма, которые в естественной среде обитания должны работать строго автономно. Например, шишковидная железа, уловив частоту порядка 8 герц, заставляет синхронно работать левое и правое полушария. Сами полушария только в таком состоянии начинают контролировать подкорку, вырабатывающую мужские и женские гормоны, искусственным путем это не контролируется. Только под воздействием частоты около 8 герц шишковидная железа вырабатывает гормон мелатонин.

Медики обнаружили, что в организме человека без мелатонина может начать развиваться онкология. Электромагнитное излучение «электронного смога» тормозит работу шишковидной железы. Подавляется активность левого полушария, отсюда возникают психические заболевания, депрессии и прочие негативные состояния человека.

СЕКРЕТЫ ОКОН В РУССКОЙ ИЗБЕ

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища.

Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

Традиционное окно пуританского дома

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы.

Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна.

И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.

О русской «оконной» традиции

Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир.

Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома.

АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА или (отдушина — от — души и на волю)

Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна, а снаружи сделал наличники и ставни. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

РЕЗЬБА

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Термины русского зодчества

Некоторые термины используемые в русском деревянного зодчестве:
• Быки — наклонные массивные бревна — стропильные ноги в деревянной конструкции двускатной кровли.
• Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом (килевидным верхом).
• Вальмовая крыша — четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым фасадам.
• Венец — бревна, уложенные по периметру, образующие один го¬ризонтальный ряд сруба и связанные в углах врубками с разницей по высоте в полдерева, венцы образуют сруб.
• Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.
В курной избе через волоковые окна выводился дым.

• Восьмерик — часть здания восьмигранной формы, восьмигранный сруб.
• Врубка — соединение в углах и в местах пересечения бревен в срубе.
• Выпусты, выпуски (помочи) — концы бревен, выступающие из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли — опасанья, которым придавали форму кронштейнов.
• Дымница (Дымарь) — отверстие для дыма в курной избе.
• Ендова (разжелобок) — входящий угол между двумя скатами кровли.
• Зауголок — короткая часть бревна, выступающая от замка за наружный край стены, как правило, с уличной части стены сруба.
• Заклинки — Длинный клин.
• Игла (рубка в иглу — способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется «в простую чашу», а другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна.
• Клеть — крытый прямоугольный четырехстенный деревянный сруб.
• Кокора — Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным к стволу.
• Конопатка — окончательное уплотнение между венцами (заполненых паклей или мхом при сборке дома), а также угловых соединений «чесаной» паклей.
• Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)
• Конёк (князёк) — верхнее горизонтальное реб¬ро крыши, образуемое пересечением ее двух скатов.
• Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения.
• Косоур — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.
• Костёр — пирамидальный сруб, сделанный «в режь».
• Курицы — в традиционной русской деревянной архитектуре элементы безгвоздевой конструкции кровли, врубаемые в слеги и поддерживающие поток (водотечник).
• Курная изба (Рудная изба; Черная изба) — изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.
• Лапа (рубка в лапу, в зуб, в шпат) — классический русский стиль рубки, наиболее экономный с точки зрения расхода древесины, но отсутствие остатка делает угол более теплопроводным и в большей степени подверженным атмосферному увлажнению.
• Лас (тёсаные «в лас», стены «в лас») — стеска до плоскости круглой части бревна на внутренних стенах сруба.
• Ласточкин хвост — способ рубки без выпусков бревна и без потайного зуба. Потайная врубка применяется в узлах опирания деревянных балок перекрытий на наружные и внутренние несущие стены сруба. Сквозную врубку применяют в случаях, когда предусмотрена обшивка сруба.
• Лобовая доска — в деревянном зодчестве — украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.
• Матица — несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах, дополнительная опора лаг перекрытий, увеличивает жёсткость перекрытия.
• Мост — пол рубленого деревянного строения.
• Нагель — цилиндрический или прямоугольный шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.
• Обло (рубка в обло) — распространенная в деревянном зодчестве рубка бревен по углам с остатком, то есть с выпуском концов бревен снаружи дома.
• Остаток — рубка «с остатком».
• Остатки — наружные концы бревен на углах сруба, при рубке в чашу.
• Охлупень (шелом) — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой.
• Переруб — способ врубки дополнительной стены, когда перерубаются наружные стены насквозь (может быть выполнено в ласточкин хвост или в чашу).
• Пластина — тоже, что и плаха.
• Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола.
• Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз, служащее основанием шатровых или скатных крыш и защи¬щающее стены от дождя.
• Потайной зуб — прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.
• Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса, поддер¬живающий тесовую кровлю и отводя¬щий воду за пределы сруба.
• Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.
• Прируб — более низкая составная часть здания.
• Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.
• Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.
• Рубец — Когда ствол березы дает длинную продольную трещину (обычно в результате морозобоя), то при последующем ее зарастании образуется нечто вроде складки на стволе, называемой «рубец». Ее края состоят из очень твердой и частослойной древесины, из которой и изготавливали топорища.
• Ряж — опора под сооружение в виде клети.
• Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.
• Самцовая крыша — безгвоздевая кровля. В этой крыше тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна — слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или, иначе, самцы. Чтобы теснины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно — «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.
• Сволок — главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью.
• Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.
• Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
• Стель — потолок.
• Столп — центральная и самая высокая часть здания.
• Стопа — полностью собранный сруб.
• Тетива — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.
• Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.
• Ус — рубка «в ус», соединение под углом.
• Филенка — вставка в паз рамки любой рамочной двери.
• Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке стены дома.
• Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.
• Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.
• Четверик — четырехгранный сруб.
• Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, создает плотное, теплое и надежное соединение углов.
• Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.
• Щипец — тоже, что самец, верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, фронтон.

Читать еще:  Правильная установка откосов на окнах

Небольшое дополнение:
У в0л0г0дских — мостом — сени называются.

О чём рассказывают оконные наличники русских домов: символизм в деревянном зодчестве

В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. В нашем обзоре интереснейшие образцы деревянного зодчества, рассматривать которые можно бесконечно.

Такими были оконные наличники до 17-го века.

Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

Сложная резьба на оконных наличниках.

Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-х уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».

Солнышко садится и снова восходит.

Наличник как оберег.

Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов.

Так, самым. Пожалуй, частым, является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. В нижней же части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славят Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени солнце заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-угольная или 8-угольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.

Почти сказочное окошко.

Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, но при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут быть совершенно разными, что связано с историей, последующим перениманием и адаптацией к собственной культуре разными народами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector