2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Окно Овертона технология программирования общества

digitall_angell

.: Хроники ментальных путешествий :.

Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы

Окно Овертона — технология внедрения немыслимых идей

Хорошим примером незаметного внедрения информации в сознание является т.н. Окно Овертона, позволяющее медленно обойти здравый смысл и волю к сопротивлению немыслимому порядку вещей.

Слышали ли вы когда-нибудь об «Окне Овертона» ?

Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Джозеф П. Овертон (1960-2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Технология
Ещё раз повторю, Овертон описал технологию, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

Как это смело!
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова (и воли).

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого». (сразу всплывает название нашумевших книги с фильмом)

Почему бы и нет?
Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.
Читаем по теме: Авторы и примеры искажения русского языка

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

Так и надо
После того, как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В хорошем смысле
Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

Мы здесь власть
К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежно докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией однополых отношений. Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

КАК СЛОМАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная выше технология. Она опирается на вседозволенность.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.
Источник

«Окно Овертона»: Технология дегуманизации человека

В последнее время в русскоязычном сегменте интернета появилось несколько достаточно интересных статей, раскрывающих суть той методологии управления обществом с помощью СМИ. Теория называется «окно Овертона» по имени исследователя ее создавшего. Данная теория достаточно аргументировано описывает то, какие методы социально-информационного управления человеком и обществом евроатлантический центр мировой власти последние приблизительно сто лет использует для достижения своих целей по дегуманизации, растлению, обезличиванию и разчеловечению человека и общества.

Суть открытия Овертона состояла в том, что он разработал и описал технологию изменения отношения общества к некогда абсолютно запретным (находящимся в зоне табу) для этого общества вопросам. Это то, что в христианской традиции называется грех. Овертон показал, как в течение некоторого времени, используя определенные технологии манипулирования общественным мнением с помощью центральных СМИ можно незаметно для любого общества расширить область приемлемого и, соответственно, сузить область греха (табу).

Согласно теории Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей, которое постепенно сдвигают, незаметно для общества переходя от одной стадии десакрализации той или иной темы к другой, уже более приемлемой. Движение становится для общества незаметным потому, что происходит растянуто, на протяжении нескольких лет, но при активной промывке мозгов СМИ.

Шаг первый

Первой стадией «окна Овертона» является перевод явления из области «немыслимое» в область «радикальное». Берется любое явление, которое категорически не приемлется обществом, находится в зоне греха или табу. Например, каннибализм, инцест, содомия, гомосексулизм и т.д. Незаметно для общества на каком-нибудь конкретном и общественно раскрученном примере (скандале или серии запрограммированных событий) одна из таких тем начинает активно обсуждаться, ставя при этом вроде благую цель – а что в том или ином явлении такого плохого, запретного, что оно находится в зоне табу или греха? Почему это делать нельзя? Мы же видим, что например, вот эти люди это делают, они при этом счастливы и никого не задевают?

Так формируется повестка: эта тема, конечно, запретная, но не настолько, чтобы мы о ней не могли говорить – мы же люди свободные, сознательные, наша цивилизация высокоразвитая, тем более, у нас свобода слова, поэтому мы можем поговорить и о запретном. А почему бы и нет? «Результат первого движения «окна Овертона»: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

Так происходит перевод проблемы из области запретного в область радикального (первая стадия «окна Овертона), когда тема все еще считается находящейся в зоне греха или табу, но о которой уже можно говорить и, главное, высказывать свое личное мнение, не опасаясь последствий. В качестве аналогичных приемов расширения «окна Овертона» в России можно напомнить два последних информационных скандала – вопрос телеканала «Дождь» о возможности сдачи Ленинграда фашистам с целью предотвращения массовой гибели людей и сравнение Шендеровичем российской олимпийской чемпионки с офицером СС. Это два типичных случая первой стадии «окна Овертона» – попытка вывести тему из зоны табу (греха) и начать попробовать ее пообсуждать. Если только общество соглашается на этот первый шаг, остальные стадии уже запрограммированы. Общество уже проиграло.

Однако ответной жесткой реакцией на эти два выпада мировой закулисы по размыванию российской идентичности общество показало, что оно не готово обсуждать эти темы как явно кощунственные и находящиеся в зоне табу. Т.е. в ответ на первые провокации, цель которых заключалась именно в том, чтобы проверить состояние нравственного здоровья российского общества, в ответ наше общество продемонстрировало высокую степень сопротивляемости информационным вирусам.

Читать еще:  Как удалить пленку с оконных рам

Шаг второй

Вторая стадия разворачивания «окна Овертона» с одной стороны, создание эвфемизма и замена первоначального смысла табуированного (греховного) явления (или придание первоначальному слову другой, новой положительной смысловой окраски), с другой, нахождение исторического (известной личности или события) прецедента, который бы оправдывал в глазах части общества данное явление, типа, «ну что тут говорить, мы все не без греха».

Шаг третий

На третьей стадии «после того как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать «окно Овертона» с территории возможного в область рационального». На этой стадии происходит дробление прежде единой и цельной проблемы (греха, табу) с одной стороны, на множество видов и подвидов – одни из которых очень ужасны и недопустимы, а другие даже вполне допустимы и милы, с другой, на множественность точек зрения на данную проблему, когда по крайним флангам расставляются нерукопожатные радикалы, но которых высокоразвитое общество должно терпеть, и вполне респектабельные фронтмены, которых принимают в лучших домах «Парижа и Лондона».

Например, в общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. «На крайних флангах размещают пугала – специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных противников – то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства – стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал – активно создавать образ сумасшедших психопатов – агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров.

Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации». Например, проявление этой стадии мы наблюдаем сегодня на Украине. «При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей». «Ученые» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше» .

Шаг четвёртый

На четвертой стадии разворачивания «окна Овертона» происходит легализация ранее запретной темы, явления – оно становится главной темой ток-шоу и новостных выпусков, людей погружают в обсуждение этой темы, тем самым создавая привыкание.

Шаг пятый

К пятому этапу движения «окна Овертона» переходят, когда тема в обществе разогрета до такой степени, что ее можно перевести из категории популярного в сферу актуальной политики. «На этой стадии «начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени». Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников того или иного табу и желающих легализовать этот грех. «Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений. Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением».

Оценивая данную теоретическую конструкцию с исторической точки зрения, можно сказать, что она имеет очень сильную верификацию. Если посмотреть на то, как на Западе происходила и происходит легализация всех мыслимых и немыслимых форм греха (табу) – содомии, педофилии, инцеста, эвтаназии и т.д., то мы увидим, что именно таким образом это и происходило – от перевода из области немыслимого в область радикального, потом возможного и обсуждаемого до окончательной легализации в виде законов, обязательных к исполнению.

Как мы говорили в самом начале, данную теорию можно применить к абсолютно разным явлениям. На наш взгляд, достаточно интересным с точки зрения теории Овертона является избрание президентом США темнокожего Обамы. Напомню, согласно переписи населения США в 2011 году белые американцы составляли 64% от общего населения США (десять лет назад их было 69%). Чернокожее население за десять лет выросло на 12% и составило почти 13%. Т.е. президентом США, президентом большинства стал человек, представляющий подавляющее меньшинство. Вот первая стадия движения «окна Овертона» – президентом США может стать афроамериканец.

Все хорошо, мы же не расисты. Однако, несомненно, далее последует расширение «окна Овертона». После чего, скорее всего, через одного президента, президентом США станет белый гомосексуалист, а еще через пару поколений – транссексуал. О том, что теория Овертона работает, говорит и следующий факт. 14 февраля на мировых информационных лентах появилось следующее сообщение: «Предмет с названием «инцест» станет программным во всех начальных школах Норвегии. Об этом заявила на днях министр детей и гендерного равноправия Норвегии Инга Марте Тхурдкильдсен по общенациональному ТВ Норвегии. За основу школьного предмета “инцест” взята программа, которая уже прошла апробацию в одной из школ провинции Вестфолла. Министр считает, что все дети страны должны уже в начальной школе пройти соответствующее сексуальное обучение. Главная задача, как чиновница ее понимает, – это взломать табу и немедленно ввести данный предмет во все младшие классы. “В Норвегии существует социальная традиция – инцест и мы должны решиться говорить об этом с детьми с первого класса”, – считает министр. Она также потребовала подготовить специалистов-преподавателей для уроков по инцесту в самое ближайшее время для всех школ Норвегии».

Юрий Баранчик

Источник: За Правду!

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

«Окно Овертона» как инструмент конспирологических теорий. К истории использования понятия в российских реалиях

* «Окно Овертона» — это идея о «приемлемом» спектре мнений в общественной морали. Впервые об «окне» заговорили в 2014-м году, а в ушедшем 2017-м российские СМИ упомянули его более 1700 раз (по данным «Медиалогии»). К концепции «окна Овертона» обращались федеральные телеканалы и газеты с миллионными тиражами («Россия 24», «Российская газета»). Как полумифический термин превратился в главную теорию заговора постсоветской России?

История «окна Овертона»

14 января 2014 года в тогда еще живом «Живом журнале» пользователь zuhel опубликовал пост «Технология уничтожения». В нем автор описал якобы существующую методику легализации в общественном сознании таких новых явлений, как однополые браки и права ЛГБТ на примере использования концепции «окна Овертона».

Эту теорию он объясняет при помощи гипотетической «легализации каннибализма»: автор описывает, как за 5 шагов можно превратить антиобщественное явление во вполне нормальное, приемлемое, популярное, общеизвестное и узаконенное.

По мнению написавшего пост под ником zuhel москвича Евгения Горжалцана, под видом такой легализации происходит «расчеловечение» общества. В комментарии для Republic Евгений отметил, что растабуирование социальных запретов, долгое время бывших неотменяемыми, влечет гибель общества.

Евгений Горжалцан — активист, борющийся за традиционные семейные ценности. В 2013 году присоединился к движению «Суть времени» (создатель — Сергей Кургинян) и его «дочке» «Родительскому всероссийскому сопротивлению». «Сопротивление» проявило оппозиционную по отношению к ювенальной юстиции и иным «западническим» явлениям позицию. А побывавший на Первом съезде родителей России Владимир Путин пообещал поддержать начинания активистов. К тому моменту Евгений, в 90-е годы бывший корреспондентом «Коммерсанта», спецкором «Аргументов и фактов» и копирайтером в BBDO, уже начал сотрудничество с Кургиняном.

Интересно, что, несмотря на одиночные упоминания «окна Овертона» в российских СМИ до 2014 года, волнения на эту тему в медийной сфере начались лишь после поста Горжалцана, в то время как на Западе идея Джозефа Овертона, представленного в многочисленных публикациях российских медиа, прижилась значительно раньше. В 2011-м Джо Картер, христианский консерватор из США, в своем материале рассказывал о подрыве культурных ценностей нации при помощи «окна Овертона». Картер аргументировал свое мнение примерами легализации абортов, однополых браков и безнаказанных разводов. Джо первым назвал теорию Овертона «окном»: Горжалцан скопировал многие постулаты, изложенные в материалах Картера, и взял на вооружение звучное название концепции. Евгений даже обсудил планируемый материал с верхушкой «Сути времени». И пост с изложением давно известных западному читателю пунктов теории Овертона действительно «выстрелил».

Количество упоминаний «окна Овертона» в российских СМИ выросло в геометрической прогрессии. В начале 2014-го технологию упоминают 62 раза, а в четвертом квартале того же года — уже 136 раз. Несколько авторов анонимных блогов клеймят «окно Овертона» как продолжение теории заговора под названием «план Даллеса».

Портал «Правда-ТВ» в том же 2014-м выпустил материал, в котором «окно» названо «не теорией, не изложением мыслей создателя, а фактически работающей технологией». Сам Овертон в публикациях СМИ практически не упоминается: говорят о Горжалцане, написавшем текст не про теорию «окна», но про «умирающее человечество». Некоторые порталы не утруждали себя изучением феномена и перепечатывали пост Евгения без купюр (как, например, сделали «Комсомольская правда», «Накануне.ру», КПРФ, Regnum).

На примере теории «окна Овертона» объясняли «гибель Европы», революцию на Украине и внутрисемейные конфликты по идеологическим убеждениям. Популярность концепции начала падать после первых мирных соглашений, принятых по вопросу Донбасса. В 2016 году теория дается в паре с осуждением неподобающего отношения к событиям Великой Отечественной войны, а в 2017-м ею оправдывают конфликт Михаила Саакашвили с руководящими кругами Украины, борьбу на выборах канцлера в Германии и решение немецкого Конституционного суда разрешить указывать в официальных документах третий, неопределенный пол.

Теория Овертона по праву может считаться универсальным инструментом трактовки и объяснения причин практически любого события. За несколько лет пришедшая с Запада концепция, оформленная и представленная в известном на сегодня виде Евгением Горжалцаном, укоренилась в общественном дискурсе. Российский индекс научного цитирования показывает, что на данный момент существует 295 работ, рассматривающих теорию Овертона в научном, исследовательском ключе.

Начальная теория Овертона и ее переложения

Универсальная концепция внедрения любого явления в общество за пять шагов появилась в середине 1990-х годов. Сам Джозеф Овертон никогда не являлся социологом или научным сотрудником. Ультраправый республиканец и общественный деятель, он сформулировал теорию «окна возможностей влияния на общественное мнение», которую опубликовал на сайте Mackinac Center, республиканского think tank, где работал вице-президентом. Овертон делал упор на эвфемизмы и прикрытие реальных политических идей «красивой оберткой», которая будет благосклонно принята обществом.

Если присмотреться к докладу Овертона, окажется, что никаких научных подтекстов в работе нет. В 2014 году обнаружившие «окно Овертона» активисты «Сути времени» подали теорию как волшебную палочку, по мановению которой общество будет принимать и одобрять инцест, насилие и остальные антигуманные явления.

Сам Джозеф не приводил основанные на каннибализме примеры и стремился сделать инициативы республиканцев более понятными и интересными американскому обществу. Исходный текст Овертона, используемый различными политическими движениями, изменился практически до неузнаваемости и стал поводом для спекуляций общественным мнением. Безобидная на самом деле концепция превратилась в пугающую массы технологию, обрастающую новыми метафорами, якобы объясняющими суть изложенных постулатов.

Многие российские СМИ интерпретировали «окно Овертона» как покушение на общественную мораль. «Объявлена война против нравственности, общественных норм, традиционной семьи», — писала Елизавета Кваснюк, автор портала What is good. Никита Михалков, в передаче «Бесогон» прочитавший полный текст поста Горжалцана, обьявил «Окно Овертона» — антигуманным вмешательством в жизнь общества. В той же программе он призывал всеми силами защищаться от «технологий легализации греха». Вышеупомянутый коллега Михалкова из США, христианский фундаменталист Джо Картер, выпустил две статьи, повествующие об «Окне Овертона» как о «пошаговом внедрении антиобщественных явлений в любое общество». Первая называлась «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов», вторая — «Как легализовать педофилию за 5 простых шагов». Не лишним будет напомнить, что в исконном «окне Овертона» ни о педофилии, ни об уничтожении культуры речь, естественно, не заходила.

В работах студентов различных экономических университетов (в пример взята работа студентки УрГЭУ А. Б. Горячевой) «окно Овертона» описывается как теория «зомбирования». «Отрицание [популяризированного политическими фигурами] явления провозглашается прямым отрицанием прав человека», — пишет Горячева, называющая прошедшее «пять этапов Овертона» общество «теряющим культурную ориентацию». Навязывание определенных идей обществу в эпоху информационных войн представляется достаточно выполнимым действием

Почему «окно Овертона» не работает

Политолог Екатерина Шульман называет теорию Овертона (в том виде, в котором концепция существует в обществе) разновидностью «магического мышления». Дело в том, что в современном социуме, перенасыщенном информацией, навязать что-то становится крайне сложно. Огромное обилие материалов самого разного направления делает задачу конспираторов чистой фантастикой. Однако это не мешает разного рода политикам и СМИ ради хайпа, кликбейта и мобилизации сторонников использовать заморские «ужастики» с пугающим энтузиазмом. «Люди, дергающие за ниточки», «план Даллеса» и прочий арсенал конспирологов до сих пор держится на плаву их стараниями.

Виктор Вахштайн, профессор социологии, называет «окно Овертона» паранойей, не имеющей ничего общего с реальной научной концепцией.

Изменить определенные общественные представления могут не политические, а культурные, при этом авторитетные элитные группы. Процесс изменения общественного укоренившегося мнения не проходит пять «быстрых» этапов, а занимает большое количество времени.

Против этого выступают придерживающиеся конспирологических теорий группы, считающие, что развитием общества обязательно руководит определенный правитель, которым и подготавливаются грядущие изменения. Убеждения конспирологов ставят под сомнение историки, отмечающие, что в прошлом любой страны можно найти явные примеры того, как общество подготавливало к изменениям самого себя. Примером служат декабристские движения в России, растянувшиеся на период в несколько десятилетий и во многом спровоцировавшие дальнейшие революционные настрои. Идеи декабристов передавались в кругу просвещенных деятелей XIX столетия, которые, придя к единому видению будущего государства, попытались изменить существовавшие тогда (как раз подчинявшиеся власти одного человека) политические реалии в сторону более гуманных. Историческими примерами ярче всего доказывается несостоятельность «теории заговора», в которую превратилась концепция Овертона спустя три десятилетия и тысячи редакций изначального текста.

Окна Овертона открыты: как трансформируют наши мозги

В информационный век технологический прогресс и глобализация стали самой сутью и сердцевиной человечества. Моральные нормы и вечные ценности для большинства уже, в лучшем случае отошли на второй план, а то и вовсе похерены. Это произошло не само по себе. Именно так работает человеконенавистническая технология.

Попытки выдать отклонение за норму, а порок за предпочтение, имеют своей целью расчеловечивание людей и всего человечества. Для этого используются специальные технологии манипулирования.

Овертон не распахнул Окно, а рассказал о нём

Её описал американский социолог Джозеф Овертон, в честь которого она и была названа. Окно Овертона — концепция, с помощью которой в сознание общества можно насадить любую, даже ранее абсолютно неприемлемую, идею. Поэтапное принятие таких идей достигается последовательными этапами, состоящих из четких действий.

По сути этот метод действует на протяжении всей истории. Просто раньше она понималась интуитивно, подсознательно, а в век технологий обрела конкретные формы и математическую точность. Разумеется, глобализация сделала возможным и её глобальное действие, почти повсеместное оскотинивание для всеобщего управления, контроля и реализации любых тёмных дел.

Читать еще:  Производство нестандартного оборудования и изготовление металлоконструкций

Но с помощью предложенной Овертоном модели теперь и обычные люди могут ясно прослеживать и оценивать работу этой технологии и видеть изменение общественного мнения, степень приемлемости им различных внедряемых понятий и явлений.

Значит, можно не поддаваться на это и противодействовать разрушительной машине. Предупрежден — значит вооружён. Очень коротко расскажем о технологии Окна и методах борьбы с этой технологией.

Возможности Окна

В сознание самого ортодоксального общества можно насадить совершенно любую неприемлемую идею. Делается в несколько этапов, которые детально прописаны. Рассмотрим на примере гомосексуализма, уже ставшего на Западе не просто нормой, а прямо-таки высшим достижением, обязательным для всеобщего поддержания и желательно подражания.

Такое существовало всегда, но считалось постыдным. А начиная со второй половины XX века в этом направлении начало открываться Окно Овертона. Сначала в СМИ стали появляться многочисленные публикации о том, что гомосексуализм — естественное, природное отклонение. Это — как чрезмерно высокие или низкие люди, просто рост обусловлен генетикой.

То же самое, писали, происходит с гомосексуальным влечением. Затем стали появляться многочисленные «исследования», доказывающие, что гомосексуализм является естественной стороной жизни. Вскоре выяснилось, что многие выдающиеся представители человеческой культуры практиковали однополые отношения.

После этого начали появляться признания политиков, шоу-звезд и других заметных людей в гомосексуальности.Теория Овертона сработала с потрясающей точностью. То, что еще 50 лет назад считалось немыслимым, теперь является нормой, даже преимуществом. Женоподобные мужчины заполонили медийное пространство. Победителей крупнейших мировых шоу выбирают-назначают только потому, что он соответствует.

Технология Окна

Работает Окно Овертона достаточно просто. Ведь программированием общества занимались во все времена. Не случайно основатель династии миллиардеров Натан Ротшильд говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». И сильные мира сего всегда скрывали истинное значение событий, вызванных искусственным путем.

Окно дискурса делится на шесть этапов, по ходу которых общественное мнение медленно, но верно меняется на диаметрально противоположное. Все происходит незаметно и обязательно создается впечатление, что — естественным образом, хотя на самом деле искусно навязывается.

Используя Окно Овертона, можно легализовать всё, что угодно, господствующей мировой элите. Ужасно, что сейчас на Западе уже начали продвигать допустимость педофилии и каннибализма!..

Безусловно, первоначально идея каннибализма выглядит чудовищно. Однако об этом уже говорят. А если регулярно через СМИ касаться темы с разных сторон, люди незаметно привыкнут к существованию темы. Никто же не говорит о том, что это надо принять.

Это — немыслимо, но табу с темы снято. Она становится известна широким массам, люди уже не ассоциируют его исключительно с дикими временами и народами. Таким образом, общество постепенно становится готово к следующему этапу.

Шаг второй — радикализация. Каннибализма по-прежнему категорически отвергается населением. Но периодически, слышатся ультра-высказывания о людоедстве. Это воспринимается как радикальный бред одиноких психопатов. Однако они начинают чаще появляться на экранах, собираются целые группы.

Они организовывают научные симпозиумы, объясняют каннибализм якобы научно как естественное явление древних племен. Предлагается рассмотреть исторические прецеденты, например, мать спасая своего ребенка от голодной смерти, напоила его своей кровью.

На этом этапе Окно находится в решающей стадии. Вместо людоедства или каннибализма начинают употреблять термин — антропофагия. Значение — то же самое, но звучит по-научному и намного более благозвучно и нейтрально. Многие, не понимая, о чем речь, привыкнут.

А потом уже навязывается принцип: Если ты не съешь соседа, то сосед съест тебя. Конечно, продолжается считаться, что в цивилизованное время о каннибализме и речи нет! Но почему бы не создать закон о возможности антропофагии в исключительных случаях: если голод или есть медицинские показания?

Третий этап технология переводит идею на приемлемый уровень. Ведь тема давно обсуждается, все к ней привыкли, все чаще можно услышать, что сторонники умеренного каннибализма собирают митинг, антропофилов спровоцировали на какое-то действие.

В Лондоне уже есть магазин с продуктами в виде человеческих органов. Ученые плодят утверждения, что желание поедать другого человека заложено природой, каннибализм практиковался, это явление свойственно людям. Здравомыслящие выставляются в дурном свете, как нетерпимые и отсталые, ненавистники социальных меньшинств и так далее.

Четвертый шаг концепции приводит население к восприятию разумности идеи: если не злоупотреблять, то вполне допустимо. Развлекательные телепрограммы придумывают забавные сюжеты о каннибализме. Люди смеются над этим, как над обыденным, хотя и странным делом. Обсуждается процесс узаконивания антропофагии.

Теперь окно дискурса почти добилось своей цели. На пятом этапе — переход от разумности каннибализма к обыденному стандарту. Начинается насаждение мысли, что эта проблема остро стоит в обществе. Толерантность и ученая подоплека уже ни у кого не вызывают сомнений. Публичные особы выступают с нейтральной позицией: я — не такой, но мне все равно, кто что ест.

Тема выходит на первый план мировых СМИ по типу продвижения гомосексуализма. Идею берут в оборот политики и бизнесмены, используют для достижения личных выгод. Серьезно рассматривается влияние человеческого мяса на интеллект. Обязательно будет замечено, что у каннибалов IQ существенно выше, чем у простых людей, даже педерастов.

Финальная стадия проекта — узаконенная норма. Пакет законов, обеспечивающих каннибалам свободное использование и распространение темы поедания человека. Всякий голос против тотального безумия будет караться, как посягающий на свободу и права человека. Уже противников антропофагии называют тупыми человеконенавистниками!

Окно Овертона — технология уничтожения. И в нынешнем глобальном мире она работает с мировым размахом.

«Окно Овертона» — технология легализации чего угодно

Мало по-малу жителей «цивилизованных» стран убеждают, что всякая мерзость — это нормально. Если сразу вылить ушат нечистот на человека — он может даст серьёзный отпор. Однако, если кормить его по-немногу теми же нечистотами с ложечки, так между делом, приговаривая об их пользе — он вполне может и не заметить подлога.

Наверное, высшей точкой абсурда стало появление бородатого трансвестита в финале Евровидения. «Трансгендерное» воспитание, размытие половой принадлежности ребёнка и устранение психологической разницы между полами — всё это уже приводит к очень печальным последствиям.

Предлагаю вашему вниманию интересный текст, который доступно рассказывает про технологию легализации всякой гадости. Она называется «Окно Овертона».

Итак, текст (вопрос об авторстве — в конце):

«Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойного бака общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.

Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. окно возможностей. В пределах этого окна идею могут или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Окно двигают, меняя тем самым веер возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах.

Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.

Ниже я на примере разберу, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим некогда немыслимое.

Возьмём для примера что-то совершенно невообразимое. Допустим, каннибализм, то есть идею легализовать право граждан на поедание друг друга. Достаточно жёсткий пример?

Но всем очевидно, что прямо сейчас (2014г.) нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немысливое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.

Ещё раз повторю, Овертон описал ТЕХНОЛОГИЮ, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею.

Обратите внимание! Он не концепцию предложил, не мысли свои сформулировал некоторым образом — он описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее термоядерного заряда.

Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального.

У нас ведь есть свобода слова.

Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?

Учёным вообще положено говорить обо всём подряд — для учёных нет запретных тем, им положено всё изучать. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме.

Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному.

Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Во-первых, это ещё один факт высказывания. А во-вторых, эпатирующие отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, призывающим сжигать на кострах не таких, как они». Но о пугалах чуть ниже. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.

Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, табу десакрализовано, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «градации серого».

ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?

Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного.

На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Про каннибализм. Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер.

Осуждая ханжество, обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название. Чтобы не смели всякие фашисты навешивать на инакомыслящих ярлыки со словом на букву «Ка».

Внимание! Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название.

Нет больше каннибализма.

Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин совсем скоро заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.

Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания, лишить своих идеологических противников языка. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию, подобно тому, как преступник меняет фамилии и паспорта.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного. Он будет найден или придуман как «доказательство» того, что антропофилия может быть в принципе узаконена.

«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?»

«А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!»

«Ну, а у более близких нам христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете в чём-то христианскую церковь? Да кто вы такие, чёрт вас побери?»

Главная задача вакханалии этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.

После того как предоставлен легитимирующий прецендент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.

Это третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.

«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека»
«Иногда съесть человека необходимо, существуют непреодолимые обстоятельства»
«Есть люди, желающие чтобы их съели»
«Антропофилов спровоцировали!»
«Запретный плод всегда сладок»
«Свободный человек имеет право решать что ему есть»
«Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб»
«А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства.

Реальных противников — то есть нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме растабиурования людоедства — стараются упаковать вместе с пугалами и записать в радикальные ненавистники. Роль этих пугал — активно создавать образ сумасшедших психопатов — агрессивные, фашиствующие ненавистники антропофилии, призывающие жечь заживо людоедов, жидов, коммунистов и негров. Присутствие в СМИ обеспечивают всем перечисленным, кроме реальных противников легализации.

При таком раскладе сами т.н. антропофилы остаются как бы посередине между пугалами, на «территории разума», откуда со всем пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей».

«Учёные» и журналисты на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её поп-контентом, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами.

Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.

Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!»

«Разве вы не знали, что один известный композитор — того. антропофил.»

«А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали.»

«А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»?

На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (журналистов, ведущих телепередач, общественников и тд), отсекая от дискуссии специалистов.

Затем, в момент, когда уже всем стало скучно и обсуждение проблемы зашло в тупик, приходит специальным образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа через не сопряжённые с преступлением характеристики.

«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?»

«Они искренне любят своих жертв. Ест, значит любит!»

«У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали»

«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила»

«Их так воспитали» и т.д.

Такого рода выкрутасы — соль популярных ток-шоу.

«Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у любви на пути?!»

МЫ ЗДЕСЬ ВЛАСТЬ

К пятому этапу движения Окна Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики.

Начинается подготовка законодательной базы. Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Читать еще:  Как самому сделать оконные рамы деревянные

Это фирменное блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями). Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.

КАК СЛОМАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого нет идеалов, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла.

Нет ничего святого.

Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Всего этого нет. А что есть?

Есть так называемая свобода слова, превращённая в свободу расчеловечивания. На наших глазах, одну за другой, снимают рамки, ограждавшие обществу бездны самоуничтожения. Теперь дорога туда открыта.

Ты думаешь, что в одиночку не сможешь ничего изменить?

Ты совершенно прав, в одиночку человек не может ни черта.

Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объединённые общей идеей. Оглянись по сторонам.

Джозеф П. Овертон (1960—2003), старший вице-президент центра общественой политики Mackinac Center. Погиб в авиакатастрофе. Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона».

П.С. Очень доступно всё объяснено в этом тексте. Он гуляет по Интернету, и его можно встретить в разных местах, но я так и не смог найти первоисточник.

Помогите, пожалуйста, найти автора текста.

П.С. Автор текста найден.

Дмитрий, добрый день!

Поделиться

Комментарии Правила дискуссии

  1. Участники дискуссии уважительно относятся друг к другу и к автору блога.
  2. Мат недопустим. Учитесь вести диалог культурно.
  3. Реклама и спам запрещены.

Если вы не соблюдаете эти три простых правила, то ваши комментарии удаляются без предупреждения.

Во всем остальном вам предоставляется полная свобода слова и выражения собственного мнения.

Читайте ранее:

МВФ недоволен: Киев включил печатный станок

Курс гривны постоянно скачет, потому что тот, кто не скачет — москаль. Анекдот. Так почему же скачет курс гривны? «Нужно.

«Окна Овертона» — что это за теория?

Относительно недавно стали появляться статьи, которые излагают суть одной из теорий по управлению обществом. Эта методология по имени создавшего ее исследователя носит название «Окно Овертона». Теория достаточно полно и аргументированно описывает способы социально-информационного управления людьми и всем обществом, которые в последнее столетие используются евроатлантическим центром мировой власти. Основной целью таких действий является дегуманизация, растление, обезличивание и разчеловечивание всех социальных слоев населения.

Суть теории

«Окна Овертона» — что это за метод? Это политическая теория, описывающая границы идей, возможных для принятия обществом. Существующие рамки возможностей и являются своеобразным окном.

В этой теории указывается на политическую жизнеспособность той или иной идеи. Оказывается, завоевать умы людей она способна вовсе не по желанию какого-либо государственного деятеля. Любая идея будет одобрена обществом только в том случае, если она попадет в «окно». При этом она окажется в списке тех понятий, которые на данный момент времени будут приняты народом. Впоследствии таких идей политики смогут придерживаться, не боясь обвинений в экстремизме или радикализме. Сдвиг данного «окна» происходит в случае изменения общественного мнения и принятия населением того или иного политика.

История появления

Американский социолог Джозеф Овертон окно возможностей для внедрения аморально недопустимых явлений изучил и представил общественному мнению в 1990 г. В этот период он занимал пост вице-президента Центра публичной политики Mackinac Center.

«Окна Овертона» — что это за воздействие на мнение общества? Это вовсе не промывание мозгов, а более утонченная технология. Эффективной ее делает системное последовательное применение, а также завуалированность жертвы факта воздействия.

К примеру, человечество уже приняло субкультуру геев, а также их право усыновлять детей, заключать браки и пропагандировать свою сексуальную ориентацию. При этом ведутся разговоры о том, что все это является естественным ходом вещей. Однако это совсем не так, что убедительно доказал нам Джозеф Овертон в 1990 г. Автор раскрыл целую технологию, способствующую разрушению общественных институтов, в результате чего происходит легализация аморальных идей. А для того, чтобы добиться нужного результата, необходимо проделать всего пять шагов, пройдя 5 «Окон Овертона». При этом общество сперва начнет осуждать какую-либо неприемлемую для него идею, переведя ее в ранг уместных, а затем смирится с новым законодательным актом, в котором будет закреплено право на существование еще совсем недавно чего-либо немыслимого.

Рассмотрим «Окна Овертона» на примере каннибализма. На сегодняшний день идея легализации прав граждан на поедание друг друга совершенно невообразима. Пропаганду данного явления развернуть на данный момент просто невозможно. Общество непременно выскажет протест этому ужасному действию. Однако если начнут использоваться «Окна Овертона», что это даст тем, кто пожелает продвинуть данную идею? Согласно теории американского социолога, решение такой проблемы на данный момент находится на нулевой стадии, которая называется «Немыслимое». Идею можно реализовать только после прохождения всех этапов окон возможностей. Работает способ безотказно.

О данной теории, которая опутывает ложью умы людей, популярно рассказывает Никита Михалков в своей творческой программе «Бесогон». «Окна Овертона» по его мнению, нередко оказываются экраном нашего телевизора, через который в сознание человека может внедриться что угодно.

Технология

Американским социологом описаны действия, позволяющие привести общество к легализации абсолютно любой идеи. Технология «Окна Овертона» не предложена автором. Он просто описал уже существующие способы, применение которых приводит к желаемому результату. Другими словами, Овертоном представлена уже работающая технология, которая по своей эффективности может превысить термоядерный разряд.

Первый этап

Начальная стадия такой теории, как «Окна Овертона», — что это за ступень, какую цель она преследует? Для получения желаемого результата на первом этапе следует:

— устранить табу на обсуждение того или иного явления;

— сделать так, чтобы идея стала известна широкому кругу членов общества;

— привести к обыденности обсуждение данного явления;

— поднять идею до статуса важной общечеловеческой темы.

Для достижения поставленной цели то или иное явление вводят в информационную сферу в качестве радикально-вызывающего. Такое положение идеи будет привлекать к ней внимание общества.

Далее стихийное обсуждение темы постепенно перейдет в организованное. «Немыслимое» постепенно перейдет в область «Радикального». Незаметно для общества то или иное явление, находящееся в зоне запрета, будет раскручиваться информационными источниками на каком-либо конкретном примере. При этом будет поставлена на первый взгляд благая цель – выяснить, такое ли ужасное это явление и почему нельзя это делать? Далее последует вывод о том, что некоторые люди поступают именно так, и при этом они счастливы.

Вполне может «раскрутить» теория «Окна Овертона» каннибализм. Для того чтобы перевести его из немыслимого явления в область радикального, можно собрать этнологический симпозиум, рассматривающий такую тему, как «Экзотические обряды полинезийских племен». Здесь ученые будут предметно говорить о таком явлении, как людоедство, что явится начальным движением теории под названием «Окна Овертона». Эта ступень, на которой наметится пересмотр существующего общественного мнения, позволит изменить непримиримое отношение на позитивное. Цель первого этапа достигнута. Тему ввели в оборот и разрушили табу на ее обсуждение.

Данная теория и в нашей стране имеет свои яркие примеры. «Окно Овертона» попытались сдвинуть, задав вопрос в средствах массовой информации о вероятности сдачи Ленинграда во избежание гибели большого количества людей, а также приведя сравнение олимпийской чемпионки России с офицером СС. Это типичные случаи первого этапа данной теории, когда тема выводится из зоны запрета. Если общество согласится сделать такой шаг, то остальные этапы оно пройдет автоматически. К счастью, россияне не стали обсуждать предложенные им темы, считая их явно кощунственными.

Второй этап

Как же дальше разворачивается «Окно Овертона»? Теория рассматривает следующую ступень действия как переход от «Радикального» к «Приемлемому». Среди основных целей данного этапа — подмена ранее запретных понятий, при которой ранее отторгаемые обществом термины переводятся в эмоционально-нейтральные эвфемизмы. При этом греховное явление меняет свой первоначальный смысл. Ему присваивают такое название, которое придает положительную смысловую окраску. При этом дается информация о какой-либо исторической личности или событиях, затрагивающих тем или иным образом неприемлемое ранее явление. Такие действия не оправдываются, но все же части общества внушается мысль о том, что у всех есть грехи.

О том, как бы в дальнейшем развивался процесс по легализации каннибализма, также можно привести примеры. «Окно Овертона» продолжит свое движение с продолжением цитирования ученых. Это приводит к мысли, что тот, кто не желает обсуждать данную тему, не тянется к знаниям. Он может быть признан ханжой или лицемером. Параллельно каннибализму должно быть дано некое элегантное название. Этот момент является очень важным для легализации немыслимой идеи. В итоге каннибализма больше не существует. Есть, к примеру, антропофагия. Если это определение вскоре станут считать оскорбительным, то его быстро заменят на другое.

Целью выдумывания новых терминов является уход от сути проблемы и ее обозначения. При этом форма отрывается от слова и его содержания, что лишает идеологических противников весомых аргументов.

Одновременно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента. На свет вытаскивается мифологический, исторический, актуальный или просто выдуманный случай, который обязательно должен быть легитимирован. Его найдут как непременное «доказательство» того, что в принципе антропофагию можно узаконить. К примеру, можно вспомнить легенду о матери, которая, спасая своих детей от жажды, напоила их собственной кровью. А античные боги! Они вообще ели всех подряд. Римляне считали такое явление нормальным и естественным! Приводя такие аргументы, авторы вакханалии преследуют цель представить каннибализм уголовно ненаказуемым. Пусть это даже было лишь раз и в какой-то определенный исторический момент.

Третий этап

Психология «Окна Овертона» на этой ступени направлена на:

— утверждение идеи о природном и естественном характере обсуждаемого явления;

— устранение отношения к обсуждаемой теме как к абсолютно неприемлемой.

На данном этапе происходит переход от «Приемлемого» до «Разумного». Проблема, будучи ранее цельной, разделяется на множество видов. Одни из них ужасны, а вторые вполне допустимы и милы. При этом обществу преподносится множество различных точек зрения на каждый из видов проблемы, которые высказывают вполне респектабельные его члены.

На данном этапе движение «Окна Овертона» в отношении каннибализма можно представить одновременно с появлением в СМИ таких высказываний:

— желание быть людоедом заложено в человеке от природы;

— запретный плод особенно сладок и т. д.

При этом в общественном сознании создается искусственное поле боя. Нормальные люди, небезразличные к поднятой проблеме, тут же получают статус радикальных ненавистников. Одновременно журналисты и ученые доказывают всему обществу, что человечество на протяжении всей истории своего существования время от времени питалось друг другом, и что это вполне нормальное явление.

Четвертый этап

Цель этой ступеньки движения «Окна Овертона» — перевод проблемы из стадии «Разумного» в область «Популярного». На данном этапе:

— распространяется информация о массовости обсуждаемого явления;

— в общественное сознание внедряется мысль о реальном присутствии этой проблемы;

— приводятся конкретные примеры с известными лицами, не вызывающими отторжения у населения.

Таким образом, четвертый этап отличается созданием популярности рассматриваемого явления. При этом в ход пускается статистика. СМИ приводят цифры о росте популярности идеи, одновременно рассказывая о тех людях, которые причастны к данному явлению, и при этом являются привлекательными не только по своему поведению, но и по внешнему виду.

А как же может быть популяризирован каннибализм? Антропофагию массово внедрят в ток-шоу и новости. Людей начнут есть в кинофильмах широкого проката, в видеоклипах и исполняемых певцами песнях. При этом можно применить и один из приемов популяризации, который называется «Оглянись по сторонам». В СМИ появится информация о принадлежности к антропофагам известного композитора или режиссера, а также будут приведены данные о нахождении миллионов соотечественников-каннибалов в психушках.

На данном этапе разрабатываемая тема выйдет в ТОП и начнет самопроизводиться в политике, полубизнесе и т. д. Для того чтобы оправдать сторонников легализации этой ужасающей идеи, будут очеловечены преступники. Им присвоят положительный образ, подыскав нужные черты характера. О таких людях могут говорить, что они творческие личности, что у них повышенный IQ и т. д.

Пятый этап

На данной ступеньке происходит перевод проблемы из стадии «Популярного» в сферу «Политического». При этом преследуются следующие цели:

— перевод явления в политическое русло;

— провозглашение отрицания данной идеи нарушением прав человека;

— внедрение в сознание людей негативного отношения к отрицанию рассматриваемого явления.

Движение «Окна Овертона» на данном этапе становится возможным в результате проведения многочисленных социальных опросов, в результате которых явление станет интерпретироваться как социально-политическое. При этом ранее казавшаяся неприемлемой идея начинает включаться в повестку обсуждения вопросов, требующих политического или юридического урегулирования. При этом суть проблемы будет преподнесена обществу в качестве необходимости защиты «меньшинства», которое находится под угрозой.

На последнем этапе движения «Окна Овертона» готовится законодательная база. Общество в этот момент уже повержено. Только самая передовая его часть немного будет сопротивляться возведению в ранг закона еще совсем недавно немыслимых вещей. Однако общество в целом уже сломлено и согласно со своим поражением.

Последствия технологии

В результате прохождения всех пяти этапов теории под названием «Окна Овертона» человечество теряет свою внутреннюю гармонию. Вместо нее у людей остаются лишь внутренние терзания и споры. Тот, кто насаждает данную технологию, не ставит своей целью сделать счастливым каждого человека. Движение «окна» производится для получения нужного вектора в развитии общества. Люди при этом начинают терять связь со своей культурой и корнями. Они становятся уязвимыми и черствыми. Примером тому может явиться высокий уровень суицидов, который наблюдается в развитых странах. Именно поэтому можно говорить, что все вышеописанное — настоящая технология уничтожения. «Окно Овертона» лишает людей человечности, приводя их к гибели.

Противостояние

Сопротивляться воздействию ложных идей можно при отказе быть везде и всегда «нормальным». Только сохранив собственную индивидуальность, мы не позволим отдать контроль над собой в чужие руки. Не попасть под массовые манипуляции обществу позволят обычаи, нравы и культура предков, которые оно должно тщательно хранить и оберегать. Эти вечные ценности позволят сохранить индивидуальность и каждому человеку. При этом вовсе не обязательно следовать уже давно ушедшим традициям. Достаточно их уважать и хранить. И стоит помнить о том, что технология, описанная Овертоном, легче всего применяется в толерантном обществе, где отсутствуют идеалы, нет четкого разграничения между злом и добром.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector