12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Столярное дело обработка древесины

Столярное дело

Изложены приемы выполнения различных столярных операций, приведено описание ручного инструмента, его наладки и изготовления, рассказано об устройстве приспособлении для занятий столярным делом. Даются рекомендации по художественной оценке дерева как поделочного материала, по реставрации предметов, выполненных из дерева, их отделке (полирование, лакирование, маркетри, инкрустация). Приведены примеры изготовления некоторых изделий. В книге использован опыт работы старых мастеров художественно-мебельной промышленности.

Для широкого круга читателей.

О чем рассказывает эта книга 1

Столярный материал 2

Обработка древесины инструментом 15

Обмерные работы, составление обмерных чертежей 19

Разметочные работы в натуре 20

Столярные соединения 21

Склеивание и наклеивание 22

Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном 25

Отделка столярных изделий 28

Реставрационные работы 30

Изготовление столярных изделий 32

Г. И. Кулебакин
Столярное дело

Печатается по решению секции литературы по технологам строительных работ редакционного совета Стройиздата.

Рецензент — гл. специалист сектора мебели и оборудования ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Е.С. Устинов.

В наш жесткий и стремительный век, век стекла и бетона, металла и полимеров человек особенно остро ощущает тягу к такому, казалось бы, несовременному, теплому и всегда любимому материалу как дерево. От патриархальной старины и рыцарского средневековья дошли до нас приемы его обработки. Сохранить опыт лучших мастеров прошлого, передать молодым профессиональные тонкости ручной работы поможет книга кандидата архитектуры, тонкого ценителя столярного мастерства и замечательного умельца Георгия Ивановича Кулебакина. Она будет интересна и мастерам, занятым столярной отделкой интерьеров общественных зданий, и тем, кто посвящает досуг древнему и юному, кропотливому и прекрасному столярному искусству.

О чем рассказывает эта книга

Обработка дерева — одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно и прочно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить между собой в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральном дереве — массиве.

Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие, как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяется исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстругиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась — это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как известно, существуют разные породы дерева, имеющие разного цвета, строения и прочности древесину. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности — достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева — заготовке — части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало бы конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается разного рода отделке — крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть — плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т. д. Важный раздел столярного искусства — понимание возможностей отделки дерева, ее выбор и умение эту отделку выполнить.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета — и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данного места сечение с учетом не только работы, но и красоты — одно из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют чувством дерева.

Сущность обработки дерева, как было сказано, сохранилась с древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают либо буравом, либо долотом, стамеской. За последнее время появились ручные машины, в которых режущие части приводятся в движение двигателем. Это значительно облегчило работу по заготовке материала и, кроме того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их изготовления. От мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы по сравнению с ручным производством возможности получения новых форм столярных изделий не ограничивались бы, а наоборот, увеличивались. Короче говоря, ручными машинами мастер должен также виртуозно владеть как стамеской или рубанком. О необходимости владения ручным инструментом распространяться здесь, разумеется, незачем.

Современное столярное производство пополнилось несколькими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный ценной породой дерева плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и, в-третьих — полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы — непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть — обработку дерева инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую часть — умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Это последнее наиболее трудно, но владение гармонией и составляет главное качество настоящего мастера.

В связи с развитием механизированных способов обработки дерева за последнее время утратилась непосредственная связь между структурой дерева и его формой. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, таких, которые вручную сделать было невозможно (например, поперечное оклеивание изогнутых углов и ребер плит, длинных, работающих на изгиб деталей), которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий средневековых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива.

Изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно сопровождаться копированием старинных форм. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что изобрести принципиально иной по устройству стол или шкаф едва ли возможно: все-таки формы деревянной мебели вырабатывались в течение многих веков.

Занятия столярным делом интенсивно распространяются в самых разных слоях населения — от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в общественных зданиях, до домашних умельцев. При этом требования к качеству столярной работы все возрастают. В то же время профессиональное мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров не всегда соответствует должному уровню. Это происходит потому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов своей работы, столяры мебельных предприятий слишком специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших профессиональной подготовки.

Получить исчерпывающие сведения о профессиональных приемах столярного мастерства из учебников столярного дела нельзя, так как изложение ручной работы в них дается весьма сжато.

Столярное дело, обработка древесины

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного — с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и чёткие детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии кусочки дерева, приобретенные из круглого древесного ствола. Отделка возникла существенно позднее. Сначала столярные изделия выполнялись в натуральной древесине — массиве.

Сейчас в столярном деле употребляются толстые бруски и доски, владеющие достаточной прочностью, и совсем тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (узкий срез древесины), требующие несущей древесной базы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и’ для лицевых, открытых взгляду частей изделия, шпон используют только для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Потому что природная база столярного материала не поменялась — это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а означает, и приемы старенькых мастеров, в совершенстве владевших ручным инвентарем, полностью могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд только облегчается внедрением устройств.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму просит и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как понятно, есть разные породы дерева, имеющие древесину различного цвета, строения и прочности. Любая порода имеет свои индивидуальности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит к тому же в том, чтоб уметь найти породу, знать её индивидуальности — плюсы и недочеты, уметь найти в кусочке дерева — заготовке — части, более подходящие для лицевых деталей, уметь соединить меж собой разные породы так, чтоб это соединение было гармоничным, прекрасным и соответствовало конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается различного рода отделке — крашению, морению, лакированию, полированию. Но способности таковой отделки для различных пород различны: есть древесина, просто принимающая протраву (окраску), есть — плохо принимающая; некие породы плохо полируются и т.д. Принципиальный раздел столярного искусства — понимание способностей отделки древесины, её выбор и умение эту отделку выполнить.

Любое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или по другому связанных меж собой. От прочности соединения этих деталей и зависит крепкость всего изделия. Мастеру нужно уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узенькой, ножки табурета — и толстыми, и тонкими. Умение найти нужное для данной детали сечение с учетом не лишь работы, но и красы — одна из основных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют «чувством дерева».

Сущность обработки древесины, как было сказано, сохранилась с древнейших времен фактически без конфигураций: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживаю рубанком, отверстия делают буравом, долотом либо стамеской. За крайнее время возникли ручные машинки, в которых режущие части приводятся в движение движком. Это существенно облегчило работу по заготовке материала и, не считая того, отдало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их производства. От профессионалы требуется умение так применять ручные машинки, чтоб по сопоставлению с ручным созданием возможность получения новейших форм столярных изделий не ограничивалась, а напротив, увеличивалась. Короче говоря, ручными машинками мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской либо рубанком.

Читать еще:  Мебель из поддонов своими руками

Современное столярное создание пополнилось также некими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы тонкий щит на базе ДСП (древесностружечной плиты) либо столярного щита, собранного из склеенных меж собой древесных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это картонный либо пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить крепкий толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение применять эти материалы — непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть — обработку древесины инвентарем и соединение деталей в изделие, так и творческую — умение выбирать и соединять породы, ощущать гармонию в столярном изделии. Крайнее более тяжело, но владение гармонией и описывает реального профессионалы.

В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за крайнее время утратилась непосредственная связь меж её структурой и формой изделия. Возникло много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы нереально (к примеру, поперечное склеивание изогнутых углов и ребер плит; длинноватых, работающих на изгиб деталей) и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Потому понять действительную логику устройства древесной вещи можно, только исследовав эталоны народной мебели, мебельно-сто-лярных изделий прошедших времен. Все детали фермерской мебели и изделий старенькых мастеров-столяров сделаны и соединены в согласовании с настоящей конструктивной работой древесного элемента в изделии. Снаружи это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, обычно, из массива. Но исследование логики построения старинной либо народной мебели совсем не обязано ограничиваться копированием старинных форм.

Занятие столярным делом интенсивно распространяется посреди людей самой различной квалификации — от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в публичных зданиях, до домашних умельцев. При всем этом требования к качеству столярной работы постоянно растут. В то же время проф мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров, не постоянно соответствует подабающему уровню. Это происходит поэтому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов собственной работы, столяры мебельных компаний очень специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших проф подготовки.

Как начинающему столяру выбрать материал для работы.

Самым дорогим материалом, в мебельном производстве, является деревянный массив. Но по преимуществам, кроме стоимости, конечно, не уступает ни одному материалу.

Среди главных преимуществ, можно, конечно же выделить долговечность, эксклюзивность, экологичность.

Но деревянный массив трудно обрабатывать. В зависимости от породы дерева, приемы обработки сильно отличаются, поэтому к каждому виду есть индивидуальный подход.

В первую очередь, это относится ко всем породам древесины, необходимо используемый материал хорошо высушить, дабы избежать появления на нем грибков и плесени. Также, необходимо хорошенько обработать материал антисептиками. А хвойные породы деревьев нужно обессмолить.

Ведущим принципом выбора древесины у мастера, да и у любого обывателя, является внешний вид и фактура. Каждому, конечно, внешний вид и фактура может понравиться разная.

Рассмотрим породы дерева и их основные характеристики.

Акация

Из лиственных пород, самой твердой является акация.

Массив этого дерева упругий. Сама по себе желтоватая, на воздухе приобретает ярко – коричневую окраску. Красивую текстуру оценит любой. Хорошо просматриваются кольца, говорящие о возрасте. Древесину такую нужно сушить аккуратно, поскольку она склонна к растрескиванию. Волокна расположены навстречу, поэтому обработать акацию достаточно сложно, как и красное дерево. Но древесина достаточно пластична, гнется, полировать ее одно удовольствие, шлифуется легко. Древесина акации выдерживает высокую влажность.

Береза

Древесина легка в обработке, цвет ее белый с небольшой желтизной или немного коричневый. Это твердая порода.

Из минусов, это то, что береза плохо и долго сохнет. В ней много насекомых, они ее очень любят, также древесина подвержена гниению. Древесина недолговечна, часто трескается и коробится. Но отлично подходит для изготовления предметов под покраску.

Береза очень часто используется в производстве мебели. Из нее, также в большей мере изготавливают шпон, фанеру.

Порода карельской березы имеет розоватый оттенок и более износостойка. Текстура ее, как говорят, мраморная. Часто применяется для создания декоративных элементов. Древесина достаточно дорогая.

Древесина очень пластична, долговечна. Но коробится сильно и изменяется при сушке. Пилить, гнуть, колоть и резать древесину очень легко. Это такой удешевленный вариант древесины дуба. Бывает, что из нее делают шпон, но по большей части все же используют массив дерева. Очень плохо переносит влагу, поэтому не рекомендуется использовать бук в ванной, кухне.

Несмотря на то, что текстура этой древесины не так ярко выражена, называют еще ее белым буком. Граб плохо раскалывается, поскольку строение древесины косое. Древесина не коробится, не поддается ударным нагрузкам, поскольку имеет высокую твердость.

Древесину часто используют при изготовлении ручек для инструментов, разделочных досок, клюшек для гольфа, деталей пианино, накладок на гриф, например на гитарах. Изготовить мебель из граба будет стоить большого труда и времени, но мебель из него будет надежной и очень эстетична.

Вишня

Древесина легко строгается, она достаточно мягкая. Также она хорошо гнется и ее легко лакировать. Ее часто используют, чтобы изготовить эксклюзивный элемент декора или мебель. После обработки поверхности (полировке) становится зеркально гладкой.

В сочетании со стеклом и резьбой смотрится шикарно.

Не очень прочная и мягкая древесина. Имеет большое количество сучков, что сильно затрудняет ее обработку. Легко впитывает влагу, отчего и часто подвергается гниению. Древесину легко склеить, практически не коробится. Обладает не выраженной структурой. Плохо выдерживает нагрузки. Звук инструментов, изготовленных из ели, изумителен, так как волокна древесины равномерны. Самые известные скрипки сделаны именно из такой древесины. Самым прочным видом ели, является порода кавказская. Цвет ее, как правило, белый, с небольшой желтизной.

Очень прочная древесина, практически не поддается гниению. Хорошо склеивается, но плохо поддается лакировке, лаками на основе спирта. Древесина вязкая, но хорошо ведет себя в обработке.

Наверное, это самый популярный вид, используемый при изготовлении мебели. Как говорят, такая мебель, на века. Прочность дерева увеличивается с годами. Идеальны считается 100-200 летний дуб. Выполнить резьбу на такой древесине очень сложно, но оно того стоит. Мореный дуб (темный) используют при инкрустации по дереву.

Не плотная древесина, содержит много смолы, устойчива к влаге. Практически не гниет. Обработке поддается достаточно легко, может попадаться немного сучков, имеет шоколадный оттенок.

Ее легко сушить, но аккуратно, поскольку небольшую долю подверженности короблению все таки имеет. Лаки и краски воспринимает отлично.

Кедр редко используют для изготовления домашней мебели, так как он не будет выдерживать большие нагрузки. Но из-за стойкости древесины к влаге, часто используется для изготовления мебели, например, для сауны. Древесина подходит для резьбы. Имеет специфический приятный аромат.

Плотная, прочная, тяжелая древесина.

Практически не трескается, но не имеет влагостойкости. Так как строение ее равномерно, этот вид хорошо лакируется. Колоть резать и полировать очень легко.

Именно шпоном из кленовой древесины часто отделывают дорогую мебель. В лиственных, твердых породах клен считается самым ценным. Комбинируется очень хорошо с плодовой древесиной. Металл и стекло, совместно с кленовой древесиной очень хорошо сочетается. Часто используется для изготовления лестниц, внутри домов и для изготовления деталей декора внутри помещений. В кухонной утвари клен, также широко применим. Сколов практически не имеет. Отлично подходит для резьбы. Из клена делаю весла, рукоятки инструментов. Активно применяется для изготовления лыж, также для изготовления скульптур из дерева.

Красное дерево

Именуют красным деревом, древесина которых имеет медный цвет. Австралийский эвкалипт, косипо, макаре, каоба, махагони. Такая древесина супер плотная. Не подвержена короблению и растрескиванию. Изменение влажности и температуры такой древесине не почем. Из древесины изготавливает дорогую мебель и элементы из него преобразят любую мебель и интерьер.

Лиственница

Высокая степень влагостойкости и низкая подверженность короблению подтверждают высокие эксплуатационные характеристики древесины. Содержит в себе много смолы. Из-за этого инструмент столяра быстро выходит из строя (притупляется, засоряется). Ее нужно уметь высушить, так как при неправильной сушке в лиственнице образуются трещины. Содержит в себе много биофлавоноидов, отчего считается целебной. Если дома иметь такую мебель, то эфирные вещества при испарении, предотвращают вирусные и простудные заболевания. Подходит для изготовления резных деталей.

Древесину относят к твердым породам. Твердая и тяжелая. Но несмотря на это легка в работе, поддается прекрасно полировке и лакировке. Часто используют как шпон, а также для изготовления эксклюзивных элементов. Древесину использую очень часто в резьбе, даже в ажурной.

Вид черного ореха, самый ценный из этой породы. Очень дорогостоящий, поэтому используют его для декорирования мебели ручной работы и для массивных украшений.

Ольха

Древесина достаточно хрупкая, но с ней легко работать, полировать и окрашивать. Сушить легко и быстро. Практически не меняет размеров после сушки.

Гниению практически не подвержена.

Применяется для изготовления легкой мебели. Ольху, также применяют для изготовления дсп, фанеры, досок для пола.

Сосна

Это мягкая древесина. Лучшей древесиной считается та, которая выросла в местах с песчаной почвой, на возвышенностях или на холмах сухих. Так как сосна, которая росла в водянистой местности будет очень сырая, ее нужно будет очень долго высушивать.

Сосновую древесину легко поцарапать и повредить, настолько она мягкая.

Обрабатывать ее легко, древесины выделяет фитонциды, которые предотвращают простудные и вирусные заболевания. Пахнет приятно. Идеальным деревом, для изготовления мебели, является дерево возрастом 100 и более лет. Сосна отлично подходит для использования в загородных домах

Ясень

Тяжелая и твердая древесина, схожа с дубовой. Немного меняется при высушивании и не склонна к появлению трещин. Гибкая и пластичная. При повышенной влажности склонна к червоточине, поэтому обрабатывать антисептиком ее, крайне необходимо. Шлифовке поддается хорошо, а вот полировке нет.

Изготовить из ясеня можно абсолютно любую мебель, как для кухни, так и для детской комнаты и даже бани. Гнутая и резная мебель лучше всего получится именно из древесины ясеня. А по красоте и по качеству уступает только красному дереву.

Столярное дело

Практическое руководство по технологии.

Куксов В.А. «Столярное дело» Трудрезервиздат, 1958 год, 523 стр. (7,14 мб. djvu)

Столярное дело — так, как оно представлялось более 50 лет назад. Показана технология производства столярных работ ручным и механизированным способом.

Многие инструменты и технологии на данный момент имеют более производительные решения (ручной электрифицированный инструмент различных технологических групп, станки и пр.).

Но и представленные в книге варианты обработки древесины вполне приемлемы в современных условиях (при наличии хорошего ручного столярно-плотницкого инструмента).

А основы деревообрабатывающих технологий, показанные в книге — неизменны и по сей день (разметка, раскрой пиломатериала, фуговка, склейка, фрезерование, шлифование, окраска и т.д.).

Книга подойдет для начального общего знакомства с технологией столярного производства и техникой безопасности при работе ручным инструментом и работе на деревообрабатывающих станках.

Актуальными на данный момент остаются технологические принципы шиповых и клеевых соединений, а также требования к конструкции столярных изделий — это подробно изложено в книге.

Сейчас клеи применяют синтетические, а столярный и казеиновый используются только в реставрационных работах.

Шипы и проушины (технология профиль-контрпрофиль) вырабатывают преимущественно механизированным способом, с помощью специализированных станков и ручного электроинструмента.

Но это ни в коем случае не умоляет информации представленной в данном руководстве по столярному делу.

В книге кроме всех вышеперечисленных технологических приемов приводится описание основ мебельного производства, отделочных работ и аэрографии (покраска, лакировка) с использованием пистолетов — распылителей (краскопультов).

Читать еще:  Лучший стол для ручной циркулярной пилы

Несмотря на значительный возраст книги, информация в ней приводимая, будет интересна и поучительна в плане обучения столярному делу молодых мастеров, а также ознакомления их с основными технологиями деревообработки.

Найдут полезную информацию и фанаты работы ручным деревообрабатывающим инструментом.

Раздел первый. Технология обработки древесины.

Глава I. Обработка древесины резанием
§ 1. Резание древесины со снятием стружки 5
§ 2. Столярное оборудование рабочего места столяра при обработке древесины ручными инструментами 10

Глава II. Пиление древесины ручными пилами
§ 3. Ручные пилы, их виды и конструкции 16
§ 4. Подготовка ручных пил к работе 21
§ 5. Приемы пиления ручными пилами. Организация рабочего места и техника безопасности 24

Глава III. Применение в столярном производстве ручного электроинструмента
§ 6. Конструкция ручных электроинструментов и правила работы ими 31
§ 7. Ручные электропилы 34

Глава IV. Общие сведения о деревообрабатывающих станках
§ 8. Устройство деревообрабатывающих станков 38
§ 9. Определение числа оборотов рабочего вала и скорости резания 42
§ 10. Факторы, влияющие на производительность станка 43
§ 11. Наладка станков 44
§ 12. Общие правила безопасной работы на станках 47

Глава V. Раскрой досок на круглопильных станках
§ 13. Круглые пилы 48
§ 14. Поперечный раскрой досок на круглопильных станках (по длине) 53
§ 15. Продольный раскрой досок на круглопильных станках 57
§ 16. Универсальные круглопильные станки 63
§ 17. Способы раскроя досок 64

Глава VI. Обработка древесины на торцовочных, ленточнопильных и лобзиковых станках
§ 18. Работа на торцовочных станках и концеравнителях 68
§ 19. Пиление на ленточнопильных и лобзиковых станках 70

Глава VII. Разметка и разметочный инструмент
§ 20. Разметочный инструмент и уход за ним 75
§ 21. Требования к качеству разметки и приемы работы разметочным инструментом 78
§ 22. Предварительная разметка 81

Глава VIII. Строгание плоских поверхностей древесины ручным инструментом
§ 23. Конструкция ручных инструментов для строгания 84
§ 24. Инструмент для строгания плоских поверхностей 86
§ 25. Заточка и наладка строгального инструмента 88
§ 20. Приемы строгания 94
§ 27. Работа ручными электрорубанками 99

Глава IX. Строгание плоских поверхностей древесины на станках
§ 28. Столярное ножи и ножевые валы 102
§ 29. Строгание на фуговальном станке 107
§ 30. Строгание на рейсмусовом станке 113
§ 31. Обработка древесины на четырехстороннем строгальном станка 118

Глава X. Профильное страшима древесины
§ 32. Виды профильного строгания 123
§ 33. Ручной инструмент для профильного строгания 127
§ 34. Приемы работы ври выработке профилей ручным инструментом 130
§ 35. Режущий инструмент дли профильного строгания (фрезерования) на станках 133
§ 36. Фрезерные станки 136
§ 37. Фрезерование на стайках и ручными фрезерами 142

Глава XI. Долбление древесины
§ 38. Понятие о столярной вязке 147
§ 39. Долота, стамески и приемы работы ими 148
§ 40. Работа ручным долбежником 152
§ 41. Долбление древесины на цепнодолбежных станках 155

Глава XII. Сверление древесины
§ 42. Режущий инструмент для сверления 160
§ 43. Приспособления для ручного сверления 164
§ 44. Ручные электросверлилки и работа ими 167
§ 45. Сверлильные станки и работа на них 170

Глава XIII. Выработка шипов
§ 46. Виды шипов 178
§ 47. Рамные шипорезы и работа на них 181
S 48. Ящичные шипорезы 186
§ 49. Выработка шипов на фрезерных станках 190

Глава XIV. Зачистка и шлифование деталей
§ 60. Циклевание деталей 193
§ 61. Шлифование деталей 195

Глава XV. Применение комбинированных, универсальных и узкоспециализированных станков. Автоматы и автоматические станочные линии
§ 52. Комбинированные станки 204
§ 53. Универсальные и узкоспециализированные станки 204
§ 54. Автоматы и автоматические станочные линии 208

Глава XVI. Чистота обработки древесины
§ 55. Неровности обработанной поверхности и способы определения их величины 209
§ 56. Классы и обозначение чистоты обработки 213

Раздел второй. Соединение столярных деталей и фанерование.

Глава XVII. Столярные соединения
§ 57. Вязка брусков 215
§ 58. Сплачивание 222
§ 59. Вязка шитов 227
§ 60. Сращивание 229
§ 61. Разметка столярных соединений 231
§ 62. Выработка шипов, гнезд и проушин 240

Глава XVIII. Соединения металлическими скрепами
§ 63. Скрепы для неподвижных соединений 244
§ 64. Скрепы для разборных и подвижных соединение частей изделия 247
§ 65. Деревянные скрепы для полужестких и разборных соединений 250

Глава XIX. Допуски и посадки в деревообработке
§ 66. Основные понятия и терминология 251
§ 67. Виды посадок и классы точности обработки соединяемых элементов 234
§ 68. Выбор посадки и контроль точности ее выполнения 257

Глава XX. Склеивание древесины
§ 60. Общие сведении 260
§ 70. Приготовление раствора глютинового клеи и подготовка древесины к склеиванию 261
§ 71. Режим склеивания глютиновыми клеями 265
§ 72. Склеивание казеиновым клеем 270
§ 73. Склеивание клеями из синтетических смол 272
§ 74. Приспособления и механическое оборудование, применяемые при склеивании 275
§ 75. Брак при склеивании 280
§ 76. Организация рабочего места при склеивании. Техника безопасности 281

Глава XXI. Фанерование столярных изделий
§ 77. Общие сведения 283
§ 78. Подготовка основы под фанерование 285
§ 79. Подготовка фанеры 286
§ 80. Фанерование способом притирки 294
§ 81. Фанерование с опрессовкой 296
§ 82. Фанерование криволинейных и профильных деталей 300
§ 83. Режимы фанерования 302
§ 84. Возможные дефекты фанерования 307

Раздел третий. Конструкции и сборка столярных изделий

Глава XXII. Конструкции столярных изделий
§ 85. Составные части изделий 311
§ 86. Требования к конструкции столярных изделий 315

Глава XXIII. Мебель
§ 87. Типы и виды мебели 318
§ 88. Технические условия на столярную мебель 320

Глава XXIV. Простая мебель
§ 89. Табурет и его изготовление 321
§ 90. Столы, этажерки, портретные рамки 324
§ 91. Столярные стулья 328
§ 92. Прикроватная тумбочка 331

Глава XXV. Столярно-строительные изделия
§ 93. Оконные переплеты и балконные двери 332
§ 94. Двери деревянные 345
§ 95. Столярные перегородки, панели, барьеры 352
§ 96. Технические условия на окна и двери 354
§ 97. Строительные детали строганые погонажные 358

Глава XXVI. Изготовление столярно-строительных изделий
§ 98. Обработка деталей оконного переплета, дверного полотна и коробок ручным инструментом 362
§ 99. Обработка деталей оконных переплетов, дверных полотей и коробок на станках 364
§ 100. Фанерование деталей столярно-строительных, изделий 366
§ 101. Сборка окониых переплетов, дверных полотен и коробок 368
§ 102. Сборка блоков 372
§ 103. Изготовление подоконных досок и строганых погонажных деталей 374

Глава XXVII. Установка столярных изделий на место
§ 104. Установка оконных коробок, блоков и подоконных досок 378
§ 105. Установка дверных коробок и блоков. Прикрепление наличников 382
§ 106. Настилка чистых полов 383
§ 107. Установка перегородок, барьеров, панелей. Прикрепление поручней 388

Глава XXVIII. Столярное оборудование железнодорожных вагонов
§ 108. Виды железнодорожных вагонов 391
§ 109. Устройство кузовов железнодорожных вагонов 393
§ 110. Двери н окна пассажирских вагонов 400
§ 111. Внутреннее оборудование пассажирских вагонов 403

Глава XXIX Столярный ремонт вагонов
§ 112. Виды ремонта вагонов 410
§ 113. Столярные работы при ремонте грузовых вагонов 411
§ 114. Столярные работы ври ремонте пассажирских вагонов 416
§ 115. Организация ремонта вагонов 421

Глава XXX. Сборка изделий в механизированном столярном производстве
§ 116. Организация сборочных работ в механизированном производстве 422
§ 117. Сборка узлов и групп 423
§ 118. Окончательная сборка изделий 425
§ 119. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Конвейеризация сборки 428
§ 120. Автоматизация сборки 433

Раздел четвертый. Отделка и ремонт столярных изделий

Глава XXXI. Подготовка столярных изделий к отделке
§ 121. Общие понятия об отделке поверхности древесины 436
§ 122. Столярная подготовка поверхности древесины к отделке 437
§ 123. Отделочная подготовка поверхности древесины под непрозрачные покрытия 439
§ 124. Отделочная подготовка поверхности древесины под прозрачные покрытия 443
§ 125. Крашение древесины 447

Глава XXXII. Непрозрачная отделка столярных изделий красками и эмалями
§ 126. Ручные инструменты для отделки 453
§ 127. Приемы окрашивания 455
§ 128. Разделка и дополнительная отделка непрозрачных покрытий. Бронзирование 458

Глава XXXIII. Прозрачная отделка столярных изделий
§ 129. Прозрачная отделка маслами и восковыми мастиками 460
§ 130. Прозрачная отделка лаками (лакирование) 461
§ 131. Обработка лаковой пленка 465
§ 132. Организация рабочего места отделочника. Техника безопасности 468

Глава XXXIV. Механизация отделочных работ
§ 133. Аппараты и стайки для шлифования отделочных покрытий 471
§ 134. Механизированное нанесение отделочных составов 473
§ 135. Сокращение сроков сушки отделочных покрытий 480
§ 136. Конвейеризации отделочных процессов 483

Глава XXXV. Новые способы отделки древесины
§ 137. Аэрография 485
§ 138. Отделка пленками синтетических смол 489

Глава XXXVI. Ремонт столярных изделий
§ 139. Исправление внешней отделки изделий 492
§ 140. Столярный ремонт мебели 494
§ 141. Ремонт столярно строительных изделий 496

Раздел пятый. Организация производства и труда

Глава XXXVII. Технологический процесс производства
§ 142. Понятие о производственном процессе, технологическом процессе и технологии производства 499
§ 143. Технологическая документация 501
§ 144. Виды производства столярных изделий. Поточное производство 503

Глава XXXVIII. Организация труда
§ 145. Основные принципы организации труда в социалистическом производстве 508
§ 146. Техническое нормирование 511
§ 147. Оплата труда 512

История столярного дела

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

Читать еще:  Что значит мебельная петля с фиксатором

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.

Столярное дело обработка древесины

Отраслевой журнал для деревообработчиков и не только

Мастерская современного столяра

Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.

Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.

Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.

Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.

СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.

СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:

белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;

краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;

чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.

Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.

По мнению преподавателя школы Rubankov. net, определившей своей целью возрождение столярного дела, Алексея Юрьевича Дейкина, столяром в классическом понимании этого тер-мина может называть себя только тот мастер, который работает с цельной древесиной, формируя изделия с помощью столярных соединений. В современном мире работать так могут позволить себе либо реставраторы, либо любители, поскольку никто, кроме них, по экономическим соображениям не может себе позволить делать вручную изделия из цельной древесины. Получившиеся конструкции будут слишком дорогими и не всегда смогут найти своего покупателя. Единственным исключением из правил могут быть изделия мастеров с именем, которые приобретают не из практических соображений, а для возможности иметь работу признанного мастера.

В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.

В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.

Профессионалы школы Rubankov.net считают, что современный профессиональный столяр в большинстве случаев может быть охарактеризован как уже состоявшийся мужчина, имеющий сторонний источник дохода, обладающий временем на серьезное погружение в профессию и возможностью арендовать или построить отдельное помещение для работы с древесиной. Помимо места для работы, необходимо обеспечить себя качественным инструментом, стоимость которого также весьма высока.

СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.

Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м 2 . Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:

рубанок для чистового строгания;

обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;

двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;

минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;

разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector