8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Викторианский стиль в архитектуре особенности архитектурные шедевры

Викторианский стиль в архитектуре: особенности, архитектурные шедевры. Викторианская эпоха

Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.

История эпохи

В 1837 году на трон Британской империи взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. Викторианская эпоха (годы — с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. Королева Виктория была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.

Викторианская культура

Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это — еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте – это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.

Общие черты архитектуры викторианской эпохи

Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.

Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора – все это викторианство.

Периодизация викторианской архитектуры

Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам – георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:

1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.

2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.

3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.

Готическое возрождение

В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, – это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах 19 века Англию захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.

Итальянское викторианство

Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи

Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.

Стиль времен королевы Анны

Время правления королевы Анны – начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.

Романский стиль

Архитектурный стиль викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.

Народный стиль

Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых английских традиций по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в архитектуре США. Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.

В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен королевы Анны появляется стик – разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.

Индо-сарацинский стиль

Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Викторианский стиль в интерьере и архитектуре дома и квартиры

Зажиточная роскошь или аляповатая безвкусица? Абсурдная напыщенность или эталонный пример аристократического вкуса? Ни один из стилей прошедших эпох еще не вызывал настолько противоречивых мнений общественности. Скорее «культурологическое», чем «стилевое», понятие викторианского стиля объединило в себе все новые архитектурные веяния и проявления в интерьере, которым поддалась англоязычная Европа той эпохи.

История викторианского стиля

Начало девятнадцатого века принесло Европе промышленную революцию и сыграло в пользу классового равенства. К восхождению на престол королевы Виктории развилась активная модернизация уже существующих архитектурных стилей и достигла апогея именно в Англии. Излишняя пышность интерьеров стала логическим следствием появившейся возможности украсить аскетический быт рабочего среднего класса.

Характерные особенности

  • Смешение стилей. Эпоха паровых механизмов предоставила доступ к поездкам в соседние страны, где каждый получал возможность вынести что-то своё из чужой культуры, главная черта колониального стиля в интерьере пришедшего на смену в конце 19-го столетия.
  • Вычурность. Мебель приобрела плавные линии, обзавелась витиеватыми узорами и гравировками. Большое количество завитков и сложных элементов, украшающих предмет интерьера, считалось качественным признаком хорошего достатка.
  • Орнамент. Сложный рисунок украшал обивку, вышивался на шторах и балдахинах, вырисовывался на линолеуме. Обои раннего «викторианского стиля» пестрели изображениями цветов и листьев, вычурные линии наносились на зеркала, камины и оконные стёкла.
  • Лепнины, порожки и карнизы. Архитектурные элементы, используемые ранее только в наружной отделке, стали неотъемлемой частью декора любой комнаты.
  • Переполненность. Каждая комната «захламлялась» мебелью, предметами декора, статуэтками и безделушками. Чувство меры в дизайне помещения было скорее исключением из правил.

Архитектура и проекты домов

Битва «готического» и «романского» стилей в архитектуре Англии была недолгой.

После перепалки, возникшей между последователями разных школ, церкви были отданы под готическую отделку, а большинство административных зданий обросло элементами греческой архитектуры.

Скорость наружной отделки зданий была высока. Фабричные декорации потеряли износостойкость и индивидуальность, однако позволили нарядить страну в течение полувека.

Эклектический ретроспективизм

Есть два варианта подражания архитектурным стилям:

  1. Ретроспективизм заключается в воспроизведении декоративных элементов определённого стиля.
  2. Эклектика сводится к смешению нескольких стилей в пределах одного здания.

Идеи для декора, неустанно привозимые в викторианскую Англию из разных стран, образовали гремучую, но вполне привлекательную смесь с неоготикой, занимавшей уверенные позиции в британской архитектуре.

Неоготика

Мода на готические формы была начата еще в XVIII веке английским графом Хоросом Уолполом. Он применял смелые для того времени решения во внутренней отделке дома. А пионером неоготической архитектуры считается сын мэра Лондона – Уильям Бэкфорд. Именно скандальная слава его усадьбы с высокой восьмиугольной башней положила начало активной работе инженерной школы британцев над восстановлением готики.

Официальную поддержку правительства неоготика получила только в середине XIX века.

Вестминстерский дворец, созданный на месте сгоревшей постройки Британского парламента, был признан образцом Английского стиля и запустил череду реконструкций по всей Англии.

Читать еще:  Серебристая чайка описание размножение и интересные факты

Искусство

Декор викторианской эпохи практически утратил свою художественную ценность. Мебельщики, стеклодувы и ткачи были вытеснены дешевым фабричным производством. На смену дизайнерам и художникам пришел станок, в краткие сроки штампующий необходимое количество «декораций». За полвека произошло стремительное падение приоритета качественной ручной работы и обесценивание творческих профессий.

Деятели

  • Джозеф Пакстон. Скромный инженер по оранжереям создал свой самый грандиозный проект по заказу организаторов Первой всемирной выставки. «Хрустальный дворец» удивил общественность концепцией уважения к окружающей среде, простой, но эффективной планировкой и применением в строительстве абсолютно непривычных материалов.
  • Сэр Чарльз Бэрри. Восстановленный Вестминстерский дворец в комплекте с башней Биг Бен принесли славу архитектору и Лондону в дальнейшем.
  • Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин. Архитектор стал известен благодаря реконструкции Ноттингемского собора и помощи в работе над проектом парламентского здания.

Интерьер

Коммерсанты, везущие в свои дома сувениры из разных стран, никак не могли подозревать, что их собирательство выльется в модное веяние. На фото выше отлично заметно, как реконструировались дома под стиль королевы Виктории. Классицизм вначале поддался неоготическим изменениям, подробнее о готическом стиле в интерьере тут. Внутри комнаты выросли лепные колонны и порожки, в гостиных был выложен камин, со стен и шкафов стали смотреть резные животные и птицы. Огромная роль досталась орнаменту, занявшему каждую поверхность, способную быть расписанной. Витраж, затейливое наследие готики, плохо прижился в жилых домах. Его отголоски изредка встречались в декорировании торшеров и зеркал, входных, иногда межкомнатных, дверей.

Роспись стеклянных поверхностей масляными красками не имела ничего общего с витражным искусством, но сохранилась в быту благодаря спросу в конце XVIII века.

К середине викторианского периода уют комнат был дополнен коврами и картинами с индийскими мотивами. Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья.

Особенности стиля

Эклектическая сумбурность стиля всё же порождала некоторые закономерности:

  • Каждая комната в доме была отдельно спроектирована и оригинально оформлена. В каждой из них присутствовали декоративные неоготические лепнины под потолком.
  • Массивность была присуща всем ключевым предметам интерьера – от пианино до люстры. Крупные предметы создавали ощущение финансовой надёжности хозяина дома.
  • Каждый элемент должен был нести в себе рисунок или орнамент. Их витиеватость и сложность служили показателем высокой эстетичности.
  • Статус подчеркивало изобилие картин, статуэток и предметов, представляющих антикварную ценность.
  • Камин и пианино были вынесены англичанами из готического стиля и облюбованы в новом интерьере. Ножки музыкального инструмента причудливо выгнулись, а каминная полка приобрела причудливые украшения.

Цветовая гамма

Тенденции в выборе цветовой палитры тоже имелись. В ранний период эпохи были популярны светлые и нежные по типажу современных интерьеров гостиных в светлых тонах, либо смелые и яркие тона. Со временем изысканными стали считаться приглушенные и бледные цвета, и наиболее мрачные тона уже унаследовала эдвардианская эпоха.

Жителя викторианской эпохи можно обвинить в незнании меры, но никогда – в незнании цветов.

«Мягкий» контраст, построенный на сочетании светлых пород дерева и пестрых обоев, строго выдерживался в одной гамме. Темные и мрачные мужские комнаты, облаченные в тёмную кожу и строгое дерево классических форм, стали эталоном кабинета начальников и директоров в современном мире.

Мебель

Стилевое разнообразие мебельных комплектов объединяло лишь наличие плавных, гнутых элементов, узорчатой резьбы и пышной обивки. Веранды загородных поместий украшали лёгкие кресла из ротанга, в обеденных комнатах царствовал массивный деревянный стол и не менее массивные стулья. Комнаты для досуга были уставлены мягкими диванами и креслами, обитыми бархатом, шелком или кожей. Популярность у модниц имели кокетливые ширмы, обязательным атрибутом прихожей стала затейливая шляпная полка.

Оформление стен

Стены декорировались только обоями или тканью, хотя еще можно было встретить декоративную штукатурку. Это могли быть тиснёные полотна с повторяющимся цветным геометрическим орнаментом, изображением природы и животных. В современном исполнении часто можно встретить настенные деревянные панели. Этот элемент, как и мебель без драпировки, является отзвуком классического стиля, практически вытесненного тогдашней модой.

Оформление полов

В отделке полов мещане были не столь радикальны. Доселе неведомая диковина «линолеум» произвела фурор. Узоры, печатаемые на полотнах, можно было формировать в композицию, создающую иллюзию отсутствия швов и присутствия ковров. Однако дерево не ушло из списка популярных напольных покрытий и даже не было замаскировано тканью, как это произошло в мебельной отрасли.

Напольная неглазурованная плитка была характерной чертой отделки в храмах и соборах. Редкие эстеты рисковали выкладывать ею полы в своих домах.

Гостиная в стиле прованс – дорого, изысканно, уютно.

Какой ламинат выбрать для квартиры, читайте у нас.

Видео

Выводы

Понятие современников о зажиточности англичан девятнадцатого века всё-таки отличается от видения усреднённого мещанина, получившего внезапный доступ к ранее недоступным благам. Лавина новинок поглотила внезапно разбогатевший средний класс, убавив его способность чувствовать грань безвкусицы.

Реконструкторы и реставраторы постарались воссоздать наилучшие интерьерные решения, что очень прослеживается в современных дизайнах гостиных в частных домах. А принятые в эпоху эволюции механизмы и деградации штучной работы хорошо отобразились в интерьерах стиля хай-тек. Дизайнеры используют исключительно натуральное дерево, подбирают дорогие ткани, избегают пошлой позолоты и излишества декоративных элементов. Нет в эталонных композициях излюбленного линолеума, шторы теряют обилие складок и ощущение многовековой тяжести.

Викторианская архитектура

Предпосылки развития

Вторя половина XIX века ознаменовала собой эпоху значительных перемен в жизни англичан, это время правления королевы Виктории. Изменения жизни Великобритании отразились на архитектуре той эпохи.

В 1837 году на трон Британской империей взошла молодая королева Виктория, и властвуя 60 лет, она подарила стране культуру, процветание, цивилизованность.

В Викторианскую эпоху (1837-1901) происходит интенсивное развитие экономики, промышленности, культуры. Британия меняет менталитет и образ жизни. Страна имеет огромное влияние в Африке и Азии, превращаясь в одну из самых могущественных мировых империй.

Главной особенностью времени правления Виктории была строгая приверженность морали. Большое значение придавалось техническому и культурному развитию, а вместе с тем развивалась и архитектура. Отсутствие войн и технологический подъем делают британцев весьма состоятельной нацией с мощной прослойкой среднего класса, являющимся ведущей силой в развитии общества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экономика развивается благодаря строгой дисциплинированности, трудолюбию британцев. В основу викторианства положен синтез евангелизма и утилитаризма.

Декораторство и архитектура занимают важно место в новой жизни британцев, уделяющих много внимания своему месту проживания.

Общие черты стиля

Викторианский стиль охватывает достаточно большой временной промежуток, для которого характерна неоднородность архитектурных явлений.

Англоязычные страны того времени находились под влиянием эклектического ретроспективизма, который объединял в себе несколько самостоятельных архитектурных направлений, хотя и схожих между собой (индо-сарацинский, итальянский стили, неоготика, стиль периода Второй империи и др.).

Викторианская архитектура объединяла в себе практику и деловитость, соединяла разнородные архитектурные идеи, стили и взгляды различных исторических эпох.

Архитектурные сооружения того времени украшало большое количество элементов резьбы по фасаду, значительное внимание уделялось детализации и насыщенности цветовой гаммы, обильному декору и фактурности. Викторианский архитектурный стиль — это высокие входы с крыльцом, башни, террасы, балконы, фризы, множество окон разного объема, островерхие крыши.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Главное здание палаты Парламента Соединенного Королевства (Палаты общин и Палаты лордов), Вестминстерский дворец, самый узнаваемый символ Лондона

Рисунок 1. Вестминстерский дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Яркий пример неоклассики викторианства, известного под термином итальянате — Осборн-хаус — королевская резиденция на острове Уайт

Рисунок 2. Осборн-хаус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Манчестерская ратуша является одним из самых захватывающих творений в стиле неоготика викторианской эпохи

Рисунок 3. Манчестерская ратуша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Периоды викторианства

Викторианский стиль является своеобразным историческим ответом предшествующим эпохам — стилю королевы Анны и георгианству, которым были присущи сдержанность и строгость.

Викторианский стиль согласно архитектурным традициям разделяется на три основных периода:

1835-1855. Ранний период.

Характеризуется привязанностью к историзму, появлением вариантов известных архитектурных стилей с приставкой нео- китайского, византийского, готики, рококо, мавританского.

1855-1870. Средний период.

В данный период особой популярностью пользуется движение прерафаэлитов. Наибольшую ценность вновь приобретает уникальность ручной работы в противопоставление массовым вещам, характерных для раннего периода. Индивидуальность становится самой главной ценностью.

1870-1901. Поздний период.

Именуется викторианским ренессансом. Традиции барокко и готики приобретают иную смысловую нагрузку. Архитекторы возвращаются к Тюдорам, применяя в новых сооружениях приемы эпохи XVI века.

Готическое возрождение.

В английской архитектуре происходит возврат к предшествующим эпохам и традициям. Это время наделения новым необычным смыслом решений различных архитектурных стилей и эпох.

В 40 года XIX века в Англии господствует неоготика. Особую популярность приобретают элементы Средневековья в виде арок, шпилей, башенок, стрельчатых окон. Средневековые архитектурные элементы храмов активно используются в жилищном и коммерческом строительстве.

Самые знаменитые творения в стиле неоготики эпохи викторианства: здание Парламента в Лондоне, комплекс королевского суда схожий со сказочным дворцом средневековья, вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича.

Итальянское викторианство.

Время правления Виктории обращено к стремлению соединить архитектурные стили разных эпох, особенности национальных традиций. В связи с этим итальянский стиль обретает особую популярность, который активно проявляет себя в жилищных постройках, загородных домах США. Богато декорированный фасад низкие и широкие крыши, римские фронтоны, арки и колоннады — главные элементы стиля, который идеально подходил для оформления коттеджей среднего класса в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи.

Архитектурным очарованием Англии XIX века стала французская культура, ампир, время Второй империи. Не смотря на то, что английская и французские культуры имели сложные отношения в период с 1855 по 1885 годы, британцы отдавали должное внимание французской архитектуре Наполеона Третьего. Функциональные мансардные крыши, большие изогнутые окна и высокие узкие двери — яркие элементы, характерные для стиля Второй империи, применявшегося в большей степени в архитектурных сооружениях доходных домов и общественных зданий.

Стиль времен королевы Анны.

Начало XVIII века — время правления королевы Анны. Приверженность и страсть к богатству и роскоши в декорировании обусловливает английский барокко. Благодаря деятельности архитектора Ричарда Нормана Шоу, в Англии появилось большое количество жилых домов выполненных в стиле времен королевы Анны, которые стали классикой британской архитектуры. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии — тому свидетельства.

Читать еще:  Принтер не печатает и недоступен что делать

Романский стиль.

Одновременно с попыткой по-новому осмыслить достижения прошлого, архитекторы обращаются к древнеримским традициям строения храмов и замков XI-XII веков.

Целостное восприятие, монументальность, лаконичность — основные черты стиля. Представители зарождающейся буржуазии стали поклонниками капитальных домов с башнями из серого камня.

Народный (фолк).

Викторианский архитектурный стиль удачно сочетал английские традиции в строительстве коттеджей для рабочего класса с новыми технологиями, благодаря чему появляются особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Стиль сравнительно быстро прижился, стал широко применяться в архитектуре США. Появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами.

Стик.

В поздний период эпохи Виктории, зодчие пытаются найти новые варианты соединения различных стилей, что привело на стыке готики и стиля времен королевы Анны к появлению разновидности фахверкового строительства. Дома в стиле стик строятся по каркасной технологии из дерева. Реечные технологии упрощали и понижали затраты на строительство домов. Стик наиболее распространен в США.

Индо-сарацинский стиль.

Великобритания в своем стремлении истолковать европейские архитектурные стили, уделяла внимание национальной архитектуре колоний. В Британской Индии появился индо-сарацинский стиль. Архитектурная стилистика сооружений моголов становится основополагающей традицией для британской аристократии в возведении дворцов-резиденций. В последующем элементы индийской и сарацинской архитектуры используются в жилом строительстве, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Викторианский стиль в архитектуре

12.12.2016 09:30:00 | shop-project.ru | 4989 просмотров

Викторианская архитектура, это уникальный стиль. Он объединяет сразу несколько отдельных стилей, которые сформировались в Англии к концу 19 века. Название происходит от имени британской королевы Виктории, правящей в тот период.

Изначально мода на викторианские дома появилась в среде светской элиты. Здания в таком стиле были лишены чрезмерной вычурности, которая была актуальна ранее. Однако за счет того, что появились новые строительные технологии, викторианские дома выходили достаточно эстетичными и привлекательными. В частности, стала более доступна древесина, применяемая в оформлении фасадов и интерьеров.

Возникшая в Англии викторианская архитектура быстро распространилась по всему миру. В основном это произошло за счет того, что многие британские архитекторы эмигрировали в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и США. Кроме того, в конце 19 века появились новые средства коммуникации между специалистами, находящимися в разных концах света. Архитекторы могли черпать вдохновение из иностранных источников информации. В результате, влияние альтернативной на тот момент викторианской архитектуры росло.

Продолжительность превалирования викторианского стиля в различных странах отличается. В США он был популярен с 1860 по 1900 год. Сан-Франциско, например, хорошо известен именно своей викторианской архитектурой. В Австралии викторианская эпоха продлилась с сороковых годов 19 столетия. Примером классической викторианской архитектуры является здание Королевского Выставочного центра в Австралии.

Викторианский стиль делится на такие подстили — готическое возрождение, итальянский, второй империи, королевы Анны, стик, романский и шингл.

Вторая империя

Этот стиль был разработан в то время, когда американские города начали активно расширяться. В нем отразился новый вид городской архитектуры, привнесенный обликом модных западноевропейских домов (в первую очередь парижских). Здания в данном стиле обычно имели жилую мансарду и изогнутую форму кровли. Для них характерны высокие мансардные окна, эркеры, двойные входные двери.

Готическое возрождение

Этот подстиль объединяет ранние викторианские дома. В них еще прослеживается влияние замковой и церковной архитектуры, но они уже гораздо проще и доступнее. Нередко здания данной категории имеют стереотипные викторианские черты: применение нескольких цветов в отделке, фактурные стены, крутые скаты крыш. При этом фасады оформляются зачастую при помощи фасадных панелей, которые укладываются не горизонтально, как это бывает обычно, а вертикально.

Стиль королевы Анны

Это стиль является самым узнаваемым из всего разнообразия викторианского направления. Такие дома были популярны с 1870-х по 1900-е годы. Стиль королевы Анны часто характеризуется выразительным орнаментом, очень высокими крышами, верандами с декоративными фронтонами, эркерами и смелыми цветовыми решениями.

Народное викторианство в архитектуре

Благодаря тому, что качественные строительные материалы стали доступнее для рабочего класса, не самые обеспеченные люди смогли строить для себя достаточно красивые и удобные дома. Викторианский романтизм в сочетании с чертами классического английского коттеджа и американской усадьбы – это и есть викторианство для народа. Такие дома, как правило, строятся в сельской местности. Они сочетают в себе функционализм, удачное применение недорогих местных материалов, и эстетичность. Сельские викторианские дома, по сравнению с городскими постройками того же периода имеют более сдержанный и строгий облик.

Итальянский викторианский стиль

Итальянские викторианские дома отображают стиль загородных строений Старого Света. В них викторианская архитектура объединена с федеральным стилем. Для него характерны римские фронтоны и арки. Итальянский стиль прослеживается в детализации декоративных элементов. Особое внимание уделяется декорированию крыльца, арочным окнам, декоративным карнизам. Большинство домов в этом стиле имеют низкоскатную или плоскую кровлю с центральным куполом или квадратной башней.

Английский стиль в архитектуре

В современном загородном строительстве популярно множество самых разных стилей. Здесь вы можете встретить и модерн, и фахверк и даже один из видов английского стиля о котором мы сегодня поговорим. Когда-то давно английский стиль, будь-то дома в стиле Тюдоров или в стиле Георгианской архитектуры, можно было встретить повсеместно. Сейчас этот стиль утратил былую популярность, но те редкие архитектурные изыски, которые строят для себя обладатели тонкого вкуса, делают его уникальным объектом домостроительства, которому можно позавидовать. Конечно же, дома в Английском стиле на сегодняшний день редкость только для наших широт — России. На западе, а точнее в британии вы можете увидеть множество великолепных зданий выполненных в этом роскошном стиле.

Английский стиль нельзя описать определенным перечнем присущих ему особенностей, так как содержит в себе несколько подтипов, которые имеют свои уникальные отличительные черты. Несколько сотен лет этот стиль формировался и трансформировался под новые веяния европейских манер, которые были мало распространены в Англии 16 века. Архитектурный стиль стал первым этапом уводящий современное, на то время, домостроение от средневековых каменных замков. До зарождения английского архитектурного стиля в Англии делали только три типа строений:

религиозные цели — храмы, соборы, монастыри
оборонительные постройки — замки, городские строения
жилье крестьян — дешевые жилища выполненные из того, что было

Предшественниками английских домов в стиле Тюдоров, были средневековые замки, сделанные из тяжелых камней и обладающие незатейливой архитектурой. Основным критерием дома того времени, была надежность, красота стояла на втором месте. Но, когда началось царствование Тюдоров, и только зарождалась эпоха Возрождения, начался строительный бум, а вместе с ним расцвет культуры и архитектурного ремесла.

Теперь главным критерием дома в английском стиле стала не защита владельца, а демонстрация его высокого статуса. Чем дороже и изысканнее была постройка, тем могущественнее и влиятельнее казался ее владелец, богатые вельможи не могли жить в домах, которые не соответствовали их статусу. Благодаря введению новшеств, фасады домов стали выглядеть намного наряднее, чем раньше, а с распространением стекла, окна становились больше, а внутрь дома поступало на много больше света.

Правление Тюдоров оказалось достаточно долгим, и за целый век английский стиль домостроения обогатился новыми деталями. Благодаря импорту из Голландии в стиле Тюдоров начали применять красный кирпич, а также была разработана художественная кладка для создания дымоходов. В богатых домах стало популярно делать галереи — вытянутые крытые помещения. Стиль неотюдор активно используется по сей день, а для подражания колориту того времени во внешнем декоре экстерьера используется имитация под фахверк, крыши покрываются черепицей.

Основные черты стиля Тюдоров:

  • Асимметричная постройка
  • Четырехскатная крыша (вальмовая)
  • Высокий фронтон
  • Фахверковые элементы (несущие конструкции из деревянного каркаса, как элемент наружной отделки)
  • Окна в мелком переплете (открывающиеся по центру окна, каждое из стекол разделено переплетом на кубики)
  • Круглые слуховые окна
  • Каменная отделка главного входа

Георгианская архитектура

К главным приметам Георгианской архитектуры относят:

  • Строение прямоугольной формы
  • Вытянутость здания
  • Цоколь (часто высокий)
  • Оформленный парадный вход с декоративным козырьком и полуколоннами
  • Среднескатная крыша с небольшим свесом
  • Окна с расстекловкой
  • Минимальный внешний декор

18 век в Британии получил название Георгианская эпоха, благодаря тому, что первые четыре монарха носили имя Георг. Промышленная революция и стремление королей к новым иностранным дизайнам, а также множество свежих идеи дизайнов или просто модных элементов, поступающих из стран колоний Британии, дали начало зарождению нового стиля — Георгианская архитектура.

Георгианский архитектурный стиль вобрал в себя больше античной архитектуры, чем его предшественник, что сделало дома в этом стиле более величественными и открытыми. Чаще всего, для создания дома в георгианском стиле, как основной материал выбирается красный кирпич, который в конце строительства ничем не декорируется, при этом от античного стиля берется выделенный колоннами портик и пилястры, как элемент наружного декора.

Строгость в пропорциях, положение окон соразмерное друг другу, наличие карнизов, пилястр и колонн, опять же отказ от лишних элементов декора, сделали георгианский стиль приемлемым и для города и для загородных домов.

Во время правления Генриха IV Георгианский стиль был в самом расцвете, так как приобрел элементы французского зодчества, благодаря которым стал выглядеть утонченнее и более изысканно. Теперь окна домов стали более вытянутой формы, парадный вход приобрел еще больше декоративных элементов,террасы с балясинами, окончательно выделяя его на фоне общего здания — пилястры, высокое крыльцо, вставки из стекла, объемные наличники ,все это было частью декоративного элемента входной двери.

Стиль викторианских домов

Особенности домов в викторианском стиле:

  • асимметричная сложная планировка
  • многоскатная ломаная форма кровли
  • фронтон-щипец
  • использование колонн в балконах
  • веранда
  • наличие эркеров разно размера
  • большие окна с расстекловкой
  • слуховые окошки

Викторианский стиль совершенно не похож на двух своих предшественников, при этом, скорее имеющий совершенно противоположный набор характеристик. Он состоит из целого набора неоднородных черт, свойственных разным стилям, основной из которых — неоготика. Уже к середине 19 века в моду вернулись шпили, а также окна с витражами, готические башни и крыши с зубцами, которые вобрал в себя викторианский архитектурный стиль.

Викторианский архитектурный стиль был использован во многих постройках, например, судов и вокзалов, а также парламента, а также в нем строились частные дома.

Через некоторое время в моду вошла “римская романтика”, которая также добавила свои элементы в викторианский архитектурный стиль. В этот стиль добавились арки обрамляющие вход в гостевые и общие помещения, балюстрады присутствующие в ограждениях мансард, террас и главного входа, широкая и плоская кровля и фронтоны, стали частью английского стиля 19 века. Далее в моду стало входить копирование стиля периода Бонапарта (бонапартистов), тогда в викторианскому стилю добавились изогнутые окна, мансарды, карнизы закругленной формы. Уже ближе к 20 веку, стиль вобрал в себя множество новых элементов, но самым популярным стал “Стиль королевы Анны”. Его характерными особенностями стали яркие фасады сочных цветов, округлые крыши из черепицы, а также сложные планировки.

Читать еще:  Какие стили в интерьере сейчас

Современный английский дом

Как Вы уже наверное поняли, Английский архитектурный стиль имеет очень много особенностей. За несколько сотен лет, он вобрал в себя элементы многих стилей — такие объемные и разнообразные стили называют эклектичными, так как они сочетают в себе смесь и заимствования из многих источников. Тем не менее, глядя на дом в английском стиле, даже не имея профессионального образования можно угадать его название. Дело в том, что не смотря на свою многогранность в английском архитектурном стиле остались объединяющие его уникальные черты.

К этим чертам относят:

  • натуральный или искусственный камень, как элемент наружного декора, также это может быть красный кирпич, который традиционно является основным материалом постройки
  • слуховые окошки
  • крыша с крутым уклоном
  • окна с мелкой расстекловкой расположенные невысоко над землей

Внутри такого дома всегда есть камин, который обрамляют пилястрами. Традиционно камин располагается напротив входа в дом. Также при планировке дома в английском стиле следует учесть обязательное наличие комнаты для гостей или хотя бы холл.

Гараж, хоз. постройки и амбар обычно делаются отдельно стоящими от главного здания.

На сегодняшний день, застройщик может выполнить проект дома в английском стиле практически из любого материала, даже из каркаса, но, при внешнем декоре сделать отделку искусственным камнем или кирпичом, так, что выглядеть они будут натурально и никто даже не сможет понять ,что Ваш дом выполнен из нетипичного для этого стиля материала.

Следует помнить о том, что дом в Английском стиле — это не только главное здание, но и окружающий его ландшафт, играющий немаловажную роль в создании данного стиля. Английский дом всегда окружен зеленой лужайкой, аккуратно подстриженными растениями и диким плющом вьющимся по стенам.

Викторианский стиль в архитектуре: особенности, архитектурные шедевры. Викторианская эпоха

Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.

История эпохи

В 1837 году на трон Британской империи взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. Викторианская эпоха (годы — с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. Королева Виктория была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.

Викторианская культура

Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это — еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте – это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.

Общие черты архитектуры викторианской эпохи

Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.

Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора – все это викторианство.

Периодизация викторианской архитектуры

Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам – георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:

1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.

2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.

3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.

Готическое возрождение

В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, – это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах 19 века Англию захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.

Итальянское викторианство

Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи

Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.

Стиль времен королевы Анны

Время правления королевы Анны – начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом «Лебедь» в Челси, первый многоквартирный дом в районе Альберт Холла, несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.

Романский стиль

Архитектурный стиль викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.

Народный стиль

Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых английских традиций по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в архитектуре США. Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.

В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен королевы Анны появляется стик – разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.

Индо-сарацинский стиль

Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector